Рабочая программа по бурятскому языку 5 класс
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа по бурятскому языку для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ОOO) с изменениями и дополнениями и на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций:
- Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования
- Программы по бурятскому языку как государственному языку РБ авторов: Содномова С.Ц., Дылыковой Р.С., Содномовой Б.Д, рекомендованной Минобрнауки РБ У-Удэ, изд. «Бэлиг»
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Дырестуйская СОШ»
- Учебного плана МБОУ «Дырестуйская СОШ» на 2023-2024 учебный год
- Положения о рабочей программе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_bur.yaz_5_klass.docx | 41.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по бурятскому языку для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ОOO) с изменениями и дополнениями и на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций:
- Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования
- Программы по бурятскому языку как государственному языку РБ авторов: Содномова С.Ц., Дылыковой Р.С., Содномовой Б.Д, рекомендованной Минобрнауки РБ У-Удэ, изд. «Бэлиг»
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Дырестуйская СОШ»
- Учебного плана МБОУ «Дырестуйская СОШ» на 2023-2024 учебный год
- Положения о рабочей программе
Учебная программа __5__ класса рассчитана на _68___ часов, по __2_ часа в неделю.
Основными целями изучения бурятского языка являются:
- формирование коммуникативной компетенции в основных видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, т.е. способности и готовности учащихся общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей и потребностей в устной и письменной формах; формирование умений использовать изучаемый язык как инструмент межкультурного общения в современном поликультурном мире, необходимого для успешной социализации и самореализации;
- развитие личности школьника, его мыслительных, познавательных, речевых способностей, формирование универсальных учебных действий (УУД); развитие мотивации к дальнейшему овладению бурятским языком как государственным языком Республики Бурятия; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
- приобщение учащихся к культуре и национальным традициям бурятского народа, создание необходимых условий для формирования таких личностных качеств, как доброжелательное отношение, уважение и толерантность к другим народам, компетентность в межкультурном диалоге.
Планируемые результаты изучения курса "Бурятский язык"
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении содержания курса по бурятскому языку, являются:
- уважительное отношение к бурятскому языку как средству межличностного и межкультурного общения и желание изучить его на должном уровне;
- оценивание жизненных ситуаций, исходя из общечеловеческих норм;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;
- доброжелательное отношение, уважение и толерантность к другому народу, компетентность в межкультурном диалоге.
К метапредметным результатам обучения бурятскому языку относятся:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- владение культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
- умение организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для этого эффективные приемы;
- умение оценивать качество работы, опираясь на определенные критерии;
- умение анализировать и понимать причины удач и неудач в учебе;
- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты обучения бурятскому языку по каждой изучаемой теме приводятся в тематическом планировании в графе характеристика основных видов деятельности учащихся.
По видам речевой деятельности предусматриваются следующие результаты:
в говорении
- диалогическая речь:
умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями, комбинированные диалоги.
Объём диалога: каждый участник диалога должен произнести 6-8 реплик (5–7 классы), 8-10 реплик (8–9 классы). Продолжительность диалога: 1–2 мин. (9 класс).
- Монологическая речь: умение пользоваться основными коммуникативными типами речи: описанием, сообщением, рассказом (включающим эмоционально-оценочные суждения), рассуждением (характеристикой) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, либо заданную коммуникативную ситуацию.
Объем монологического высказывания: 8-10 фраз (5–7 классы); 10-15 фраз (8–9 классы). Продолжительность монолога: 2 мин (9 класс).
в аудировании
дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных аудио и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным и полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале. Время звучания текстов для аудирования – до 1 мин.
Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов для аудирования: до 1,5 мин.
в чтении
умение:
- читать и понимать несложные тексты в языковом плане с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение);
- формулировать простые выводы на основе информации, которая содержится в тексте;
- прогнозировать содержание книги по ее названию и оформлению, содержанию сообщения, по внешним признакам (основной странице и т.д.).
в письме
умение:
- писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 18-20 слов, включая адрес);
- заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);
- писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чём-либо). Объём личного письма: 80 слов, включая адрес;
- составлять короткие рассказы;
- описывать картины;
- составлять план, тезисы письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности.
Учащийся научится:
- слушать и правильно произносить слова по теме; слушать и невербально реагировать на звуки (h-х: у-ү; уу-үү; өө-оо и т.д.); вести диалог-расспрос, читать про себя и понимать тексты, включающие отдельные новые слова, пользуясь приемами изучающего чтения, производить выписки из текста.
- понимать на слух основное содержание коротких, несложных текстов и выделять значимую информацию; высказываться в соответствии с предложенной ситуацией общения; приветствовать и отвечать на приветствие, используя соответствующие обращения; составлять вопросы к тексту и отвечать на них; совершенствуют технику чтения вслух и про себя: соотносят графический образ слова с его звуковым образом на основе знания новых правил чтения
- воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений; выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале тексты, строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики; произносить слова изучаемого бурятского языка; узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания);употреблять правильно в речи родительный падеж существительных.
Учащийся получит возможность научиться:
- определять тему текста по заголовку, дополнять предложения нужными словами и репликами; расспрашивать собеседника
- выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте; использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.
- использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова; восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов; комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать чувства и эмоции с помощью интонации.
- вести диалог-обмен мнениями; кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему; использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту; распознавать и употреблять в речи определения, выраженные прилагательными, в правильном порядке их следования
Содержание курса «Бурятский язык»
Предметное содержание устной и письменной речи соответствует требованиям ФГОС, целям и задачам образовательной программы учреждения и строится по темам в соответствии с учебно-тематическим планом рабочей программы.
Учащиеся учатся общаться в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения в рамках следующей тематики:
Моя семья. Члены моей семьи (внешность, черты характера, профессии, хобби). Семейные праздники. Помощь по дому.
Мои друзья и я. Взаимоотношения с друзьями. Внешность, характер и увлечения друзей. Досуг и увлечения (спорт музыка, чтение).
Здоровый образ жизни: спорт, правильное питание, отказ от вредных привычек, посещение врача. Бурятские спортсмены-олимпийцы.
Школьное образование. Изучаемые предметы, отношение к ним. Классная комната, школьная форма, распорядок дня, правила поведения в школе. Взаимоотношения учащихся и учителей, между учащимися, правила для учителей и учащихся. Каникулы. Любимые занятия в школьные каникулы (спорт, телевидение, путешествия, музыка, чтение).
Профессии.
Республика Бурятия, ее географические и природные условия, климат, население, города, села, достопримечательности городов Бурятии.
Средства массовой информации. Любимые теле-, радиопрограммы. Наиболее популярные программы в регионе, России.
Тематическое планирование
№ урока | тема урока | Количество уроков | Дата проведения | Коррекция | |
по плану | фактически | ||||
1. | Вводный урок. Амар сайн, буряад хэлэн. История бурятского языка. | 1 | |||
2. | Повторение изученного материала. Алфавит (5ч) | ||||
2.1. | Семья, профессия. Звуки буквы. | 1 | |||
2.2. | Знакомство, игрушки, животные и их количество. Звуки h, Y, өө | 1 | |||
2.3. | Цвета, игрушки и место нахождения. Согласный Н | 1 | |||
2.4. | Посуда, пища. Йотированные гласные. | 1 | |||
2.5. | Одежда, части тела человека. Гласные | 1 | |||
3. | Моя семья (5ч) | ||||
3.1. | Моя семья. Имя существительное. Личные и неличные имена существительные. Краткие гласные | 1 | |||
3.2. | Моя семья. Родительный падеж имени существительного. Долгие гласные | 1 | |||
3.3. | Моя семья. Совместный падеж имени существительного. Дифтонги | 2 | |||
3.4. | Моя родословная. Таблица гласных | 1 | |||
4. | Мои друзья (4ч) | ||||
4.1. | Знакомьтесь, это мои друзья. Имя прилагательное. Слоги | 2 | |||
4.2. | Свободное время моих друзей. Ударение | 1 | |||
4.3. | Ц.-Д.Д. Дондокова. | 1 | |||
5. | Мой день (9ч) | ||||
5.1. | Мой день. Дательно-местный падеж. Словообразование. | 1 | |||
5.2. | Мой день. Дательный падеж. Словообразование | 1 | |||
5.3. | Мой день (продолжение ) | 1 | |||
5.4. | Мой день (усовершенствование) | 1 | |||
5.5. | Мой день.Настоящее время глагола. Суффиксы -жа, -жо, -жэ. | 2 | |||
5.6. | Мой день. Урок повторения и обобщения. Основа слова | 1 | |||
5.7. | Мой день (повторение) | 1 | |||
5.8. | Работа над содержанием стихотворения "Саг" Биография Ц.Ж. Жамбалова | 1 | |||
6. | Здоровый образ жизни (6ч) | ||||
6.1. | Олимпиин наадан. Заимствованные слова. Частица тиимэ | 1 | |||
6.2. | Сурхарбаан. Эрынгурбаннаадан. Частицы бэшэ,γгы | 1 | |||
6.3. | Шагай наадан. Творчество писателя Ц.-Д.Ц. Дондогой. Указательные местоимения энэ, тэрэ. | 2 | |||
6.4. | Шатар. Личное притяжание.Отрицательная частица -гγй.Имена сущ. в совместном падеже. | 2 | |||
7. | Сагаалган | 10 | |||
7.1 | Новый год по лунному календарю. Сагаалган-праздник Белого месяца. | 2 | |||
7.2. | Обычаи и традиции праздника Сагаалган. Хадаки. | 2 | |||
7.3. | 12-й цикл. Арбан хоер жэл. Утвердительная частица юм. | 2 | |||
7.4. | Белая пища. Сагаан эдеэн. | 2 | |||
7.5. | Подарок к Сагаалгану. Сагаалганай бэлэг. Творчество Г.Ц.Бадмаевой | 2 | |||
8. | Учеба. Школа. (6ч) | ||||
8.1. | Школа | 2 | |||
8.2. | Школа | 2 | |||
8.3. | Мой друг. Творчество М.М. Осодоева | 2 | |||
9. | Профессия (7ч) | ||||
9.1. | Профессия. Глагол | 2 | |||
9.2. | Профессия. Орудный падеж имени существительного | 2 | |||
9.3. | Профессия. Дательно-местный падеж имени существительного | 2 | |||
9.4. | Творчество Д.З.Жалсараева стихотворение "Хоёрнγхэдэйхγсэл" | 1 | |||
10. | Средства массовой информации. Олондо мэдээсэл тарааха арганууд (3ч) | ||||
10.1. | Любимые средства массовой информации. Времена глагола | 2 | |||
10.2. | Любимые теле-радиопередачи. Времена глагола | 1 | |||
11. | Бурятия (12ч) | ||||
11.1 | Бурятия | 2 | |||
11.2 | Символика Бурятии | 2 | |||
11.3 | Природа Бурятии | 2 | |||
11.4 | Озеро Байкал - наше богатство | 2 | |||
11.5 | Творчество Ц.-Ж.А. Жимбиева | 1 | |||
11.6. | Улан-Удэ | 2 | |||
11.7. | Улан-Удэ | 1 | |||
12. | Повторение пройденного материала за год (5ч) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по бурятскому языку как второму 2-4 классы
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Планом действий по модернизаци...
рабочая программа по бурятскому языку, 5 - 6 классы
Рабочая прорамма по бурятскому языку по УМК "Алтаргана"...
Рабочая программа по бурятскому языку 5-6 классы
Рабочая программа по бурятскому языку 5-6 классы...
Рабочая программа по бурятскому языку 7 класс
Основной целью обучения бурятскому языку в школе является осознание учащихся необходимости овладения бурятским языком как средством самовоспитания и самосовершенствования в духе национальных традиций ...
рабочая программа по бурятскому языку в 5 классе
Рабочая программа по учебному предмету содержит:планируемые результаты освоения учебного предмета,содержание учебного предмета;тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых н...
Рабочая программа по бурятскому языку УМК Амар мэндэ-э 4 класс
Рабочая программа по предмету «Бурятский язык как государственный» составлена на основании Конституции Российской Федерации; Закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-Ф...