2024 год. Системно-деятельностный подход в практике учителя русского языка и литературы
статья
В материале представлен опыт работы учителя русского языка и литературы на основе системно-деятельностного подхода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Системно-деятельностный подход при обучении русскому языку и литературе | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Понамарева Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы
МАОУ "Кожевниковская СОШ №2" Томской области
Системно-деятельностный подход в практике учителя русского языка и литературы
В свете требований новых ФГОС особая роль в образовательном процессе отводится образовательной самостоятельности обучающихся. На это нацелен системно-деятельностный подход, который требует от учителя создания мотива, чтобы школьник учился сам. Моя задача – научить обучающегося самостоятельно ставить цель, разрабатывать план действий и доходить до результата. В связи с этим 40% урока я отдаю обучающимся на самостоятельную работу. Такой подход даёт хорошие результаты, особенно если он сочетается с интерактивным взаимодействием всех участников урока, т.е. при организации совместной распределительной деятельности. Умение работать в группе - одно из ведущих УУД. Методике организации такой работы учат теоретики КСО, труды Г.А. Цукермана, К.Н. Поливановой, С.Т. Танцорова.
Покажу, как организуется групповая деятельность, на уроках. Обучающиеся будут работать в парах постоянного состава. На первом этапе оба ученика будут работать самостоятельно: каждый получает своё задание изучить теорию, по ней оформить опорный конспект, затем, выполнив упражнение, отработать на практике свою тему. На втором этапе - этапе совместной деятельности - один из ребят будет «учителем», а другой – «учеником». «Учитель» учит своего «ученика» тому, что узнал сам. «Ученик» имеет право задавать «учителю» вопросы, уяснять, что не понятно. Затем ребята вместе выполняют контрольное упражнение по теме «учителя». После этого они меняются ролями, и новый «учитель» объясняет свою тему «ученику». Затем они ещё раз закрепляют на практике свои знания, совместно выполняя дополнительное задание. На последнем этапе учитель проведёт контроль самостоятельно изученного материала. Как правило, ребята на таком занятии работают с большим энтузиазмом и результаты обычно не огорчают ни учителя, ни обучающихся. В качестве примера приведу модель урока русского языка по подготовке к сочинению - заданию №13.1.ОГЭ (9 класс).
Все цитаты, по которым обучающимся предстоит писать сочинение на экзамене и которые в свободном доступе размещены в Интернете, мы поделили на темы. В начале урока повторяется теоретический материал, необходимый обучающимся для раскрытия выбранной на урок темы. Затем учащиеся делятся на группы по 5-6 человек. В составе каждой группы ребята разного уровня обученности. Теория о композиции сочинения уже усвоена, шаблоны написания вступления и заключения также ребятам хорошо знакомы, потому в группе всем найдётся посильная работа.
Посыльные от групп вытягивают номер цитаты, обозначается отведённое на работу время, и работа начинается. Сначала группа работает коллективно: ребята обсуждают цитату, выделяют ключевые слова, идёт осознание основной мысли высказывания. Ребята думают над вопросом «Что мы должны доказать?»
Затем участники команды распределяют обязанности: один пишет вступление; три человека подбирают и записывают аргументы; последний – пишет заключение.
Следующий этап - все участники группы читают свои работы, соединяют все части в одно сочинение, обсуждают полученный продукт, корректируют его, затем каждый пишет в свою тетрадь. После того как сочинение написано, вся команда оставляет на столе свои тетради и по часовой стрелке переходит в другую команду. Здесь каждый ученик читает одну из работ своих соседей, группа сообща проверяет её, пользуясь критериями, и выставляет баллы. Все расписываются за проверку в тех тетрадях, с которыми работали. После этого, оставив работы на столах, группа снова по часовой стрелке переходит за стол другой команды, где проводит аналогичную работу. По окончании проверки работ всех групп ребята возвращаются на свои места, знакомятся с оценками, которые им выставили другие группы, соглашаются или подают апелляцию учителю. Царит деловая атмосфера.
Замечательные образовательные результаты даёт исследовательская и проектная деятельность обучающихся. Урочная и внеурочная. «Метод проектов, как утверждает кандидат педагогических наук, доцент Саратовского ГПИ Шкель В.Ф., даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения" (Шкель В.Ф. Проектные технологии в образовательном учреждении. Учебно-методическое пособие. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2007. –37 с.).
Наша работа над проектами строится по определённому плану, делится на несколько этапов.
На подготовительном этапе учащийся или группа исследователей определяют объектную область, объект и предмет исследования; выбирают и формулируют тему, проблему и обосновывают их актуальность; изучают научную литературу и уточняют тему; формулируют гипотезу, цель и задачи исследования; определяют методы исследования.
Этап проведения научного исследования делится на два последовательных этапа: технологический и аналитический, рефлективный этап. Чтобы чётко уяснить себе последовательность проведения исследования, ребята составляют рабочий план. Вслед за проведением технологического этапа работы, исследователи рефлексируют полученные результаты: анализируют, насколько они позволяют подтвердить выдвинутую в начале исследования гипотезу, уточнить их соответствие поставленным целям.
На этапе оформления результатов исследователи прописывают способ экспертизы и форму представления результатов исследования (рецензия, обсуждение в группе учащихся, выступление на конференции).
На этапе публичной защиты в течение 5 - 7 минут представляют и защищают результаты своего исследования
В совместной деятельности мы с обучающимися испытали свои силы во всех видах проектов (по доминирующей деятельности учащихся). Так, при изучении творчества Сергея Есенина, например, мы запустили пять учебных проектов, каждому из которых разработчики дали своё название: информационный "Судьбы простые строки"; исследовательский "Кто он? Что он? Только лишь мечтатель?"; практико-ориентированный "Литра. РУ"; творческий "Ой, ты, Русь моя, милая Родина….", ролевой "Какой чистый и какой русский поэт". Работали над ними в течение двух уроков и дома, на заключительном уроке времени на защиту работ всем группам не хватило, потому мы вынесли этот этап на классную мини-конференцию (в рамках элективного курса). Какие проблемы сформулировали одиннадцатиклассники? Почему творчество Есенина, созданное почти век назад, не потеряло своей актуальности? Проблема недостаточности знаний о жизни и творчестве С.А. Есенина для успешного использования его творчества в качестве аргументов в итоговом сочинении и в сочинении на ЕГЭ.
В результате этой проектной деятельности наша копилку по литературе пополнили такие проектные продукты: слайдовая презентация "Судьбы простые строки"; статьи по результатам исследований лирики поэта; альманах "Стихи Есенина о временах года, аргументы к сочинению на ЭГЭ", биографическая памятка, "Есенинский цитатник"; сценарий литературно-музыкального представления "Ой, ты, Русь моя, милая Родина…."; сценарий ролевой игры "Пресс-конференция".
Примерами творческих проектов, разработанных по технологии коллективного творческого дела и реализованных во внеурочной деятельности, служат литературно-музыкальная постановка "Их имена в душе читающей России", заседание литературной гостиной "Я говорю с тобой из Ленинграда", ежегодные литературные фестивали в рамках ресурсно-внедренческого центра инноваций, разработчиками Положений которых являются в том числе мои учащиеся.
Подводя итог, можно сделать вывод: системно-деятельностный подход в практике учителя сельской школы даёт значительные позитивные результаты, помогает решать поставленные ФГОС задачи образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на РМО учителей русского языка и литературы Волгодонского района по теме: "Культуроведческий подход в методике преподавания русского языка"
Культуроведческий подход в методике преподавания русского языка приобретает особое значение и рассматривается сейчас как важнейший компонент культуры и основной канал её передачи под...
Системно-деятельностный подход на интегрированных уроках русского языка и литературы
В предложенном материале представлен мастер-класс по обобщению опыта работы с востребованной в условиях ФГОС второго поколения технологией проведения интегрированных уроков. В презентации опыта просле...
Системно - деятельностный подход в обучении учащихся русскому языку и литературе
Описание опыта по деятельносному подходу в образовании...
ФГОС Контрольно-оценочная деятельность в практике работы учителя русского языка и литературы. УМК по русскому языку и литературе
Анализ УМК по литературе и русскому языку в свете внедрения ФГОС...
Программа семинара для учителей русского языка и литературы из регионов РФ 28.11. 2013 г. «Реализация метапредметного и деятельностного подходов к обучению рус языку и литературе посредством открытых образоват. технологий в условиях внедрения ФГОС
Мастер-классы:15.20–16.00 – Выступление учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ №37 , к.п.н. Гульянц С.М. «Информационно-сетевое сопровождение уроков литературы в условиях внедр...
Доклад на заседании РМО учителей русского языка и литературы "Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО".
Выступление излагает основные принципы современных подходов к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО в школьное образование и в...
Использование современных педагогических технологий, реализующих идеи системно-деятельностного подхода, в практике работы учителя русского языка и литературы
ВведениеВ настоящее время наука быстро развивается, поэтому знания о привычных вещах стремительно обновляются. Старые профессии становятся невостребованными, и чтобы оставаться конкурентноспособными, ...