Урок-конспект 7 кл по родному языку
план-конспект урока (7 класс)
Урок-конспект 7 кл по родному языку
Скачать:
Предварительный просмотр:
Родной язык.
Тема урока: Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Цели: 1. Закрепить понятие «языковая норма».
2. Выработка умений находить и различать грамматические ошибки.
3. Формировать навыки использования нормированной речи.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Оборудование урока: раздаточный материал , компьютер, проектор.
Ход занятия
- Организационный момент: проверка готовности к уроку, настрой на работу.
- Актуализация опорных знаний. Мотивационный этап.
- Слово учителя. Беседа: Дорогие ребята, наш урок я хочу начать с высказываний о русском языке:
«Ведь если для общения людей необходим язык, то для культурного общения необходим как бы язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство, язык нормируемый» (Л. Щерба)
«Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики» (М.В.Ломоносов)
«Грамматика повелевает даже царями» (Мольер)
- Как вы думаете, ребята, что объединяет эти высказывания?
- А всегда ли можем слышать грамматически правильную речь?
- Где чаще всего мы встречаем речевые ошибки? Приведите примеры (реализация домашнего задания проблемно-поискового характера)
- Итак, актуальна ли на сегодняшний день проблема чистоты и правильности русской речи?
- Исходя из всего сказанного, как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня?
(Оформление тетрадей: запись темы занятия; постановка цели и задачи)
- Работа по теме (анализ содержания учебного материала, выделение главных связей)
- Слово учителя: Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и выразительно, в соответствии с содержанием. Поэтому понятие «языковая (литературная) норма» - ключевое в учении о правильности речи. Известно, что русский язык – язык нормированный, т.е. подчиняющийся определённым нормам и правилам. Что же такое норма применительно к языку?
(Возможны ответы учащихся, так как материал им уже известен)
Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими.
Основные признаки нормы: 1) относительная устойчивость;
2) общеупотребительность;
3) обязательность.
Вспомним классификацию основных языковых норм:
- Орфоэпические нормы
- Лексические нормы
- Морфологические нормы
- Синтаксические нормы
- Стилистические нормы
- Нормы правописания
- Грамматические нормы русского языка (общая характеристика; анализ таблицы)
Морфологические нормы — это нормы словоизменения при склонении именных частей речи, при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности. | Синтаксические нормы — это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний и предложений. |
- Обобщение и систематизация.
- Анализ языкового материала: типология типичных морфологических и синтаксических ошибок. Работа по заполнению таблиц.
Задание 1: Исправьте ошибку, записав правильный вариант ответа (коллективная работа)
Таблица #1058;ипы Морфологических ошибок. (Раздаточный материал. Карточка 1)
Типы морфологических ошибок | Примеры |
Ошибочное словообразование | Трудолюбимый (трудолюбивый) |
Ошибочное образование формы: 1. Существительного | Опытные бухгалтера (бухгалтеры) вкусные торта (торты) пара ботинков (ботинок) пара сапогов (сапог) рота солдатов (солдат) несколько абзацей (абзацев) юных плясуньев (плясуний) |
2. Прилагательного | самый красивейший (самый красивый) длиньше ногтя (длиннее) слаже (слаще) |
3. Числительного | с пятистами рублями (с пятьюстами) в двухсот метрах (в двухстах) |
4. Местоимения | ихнюю вещь (их вещь) |
5. Глагола | Едь вперёд (поезжай) ляжьте на коврик (лягте) выбежи (выбеги) попробывает (попробует) |
- Тренинг (по вариантам):
(Раздаточный материал для самостоятельной работы. Карточка 2)
Задание 2: укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
Вариант 1. | Вариант 2. |
№1 а) без вишен б) более труднее в) около двух тысяч человек г) испеки пирог №2 а) килограмм вафель б) семьюдесятью процентами в) ехай в Подмосковье г) более резкое движение №3 а) килограмм яблок б) будущие выборы в) до двух тысяч второго года г) ошиблась №4 а) более нужнее б) несколько гектаров в) с четырьмястами рублями г) поезжай домой №5 а) в две тысячи десятом году б) не машите руками в) у грузинов г) небольшие транзисторы
| №1 а) с двадцатью пятью рублями б) нет претензий в) хужее всего г) не кладите сюда тетради №2 а) в пятистах шагах б) пять килограммов в) более красивее г) лягте на коврик №3 а) в обеих сумках б) беги в) без комментариев г) положь №4 а) эмалированные вёдра б) худший вариант в) семисот шестидесяти птиц г) килограмм вафлей №5 а) большие очереди б) в снегу в) промокли г) пятидесятью пятью годами |
Комментарий к заданию№2:
Вариант -1: №1- б (труднее; более трудный); №2 - в (поезжай); №3 - в (до две тысячи второго года — в составном порядковом числительном изменяется только последняя часть); №4 - а (нужнее; более нужный); №5 - в (у грузин).
Вариант -2: №1 - в (хуже всего); №2 - в (красивее; более красивый); №3 - г (положи); №4 - г (вафель); №5 - г (пятьюдесятью пятью рублями).
- Анализ языкового материала (продолжение работы; заполнение таблицы 2)
Задание 3: Исправьте ошибку, записав правильный вариант ответа (коллективная работа)
Таблица 2. Типы синтаксических ошибок. (Раздаточный материал. Карточка 3)
Типы синтаксических ошибок | Примеры из материалов ОГЭ, ЕГЭ | |
Нарушение согласования сказуемого с подлежащим | Четверо учащихся участвовало в игре (участвовали) | |
Нарушение правил управления | Вопреки установившихся правил (установившимся правилам) Благодаря своего особого таланта (благодаря своему особому таланту) Вследствие печальным обстоятельствам (печальных обстоятельств) Подобно блеска кованого серебра (подобно блеску) Согласно приказа (приказу) | |
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях | Все были счастливы и весёлые. (счастливы и веселы; счастливые и весёлые) Все, кто хоть раз побывал в Петербурге, никогда не забудет его строгой красоты. (не забудут) | |
Нарушение согласования | Видна пара окон, занавешенные шторой. (занавешенных) Одной из форм духовной жизни, важным для человека, стало искусство. (важной) | |
Ошибки в использовании видо-временных форм глагола | Я живу в Лермонтове и была счастлива. (живу и счастлива; жила и была счастлива) | |
Ошибки в предложениях с причастным оборотом | Дорожка покрыта тающим снегом под ногами. (Дорожка покрыта снегом, тающим по ногами) | |
Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом | Свалившись с размаху в озеро, стало стыдно за свою неуклюжесть. (Свалившись с размаху в озеро, я ощутил свою неуклюжесть) | |
Ошибки в построении СПП | Книга учила меня думать, которую я прочитал в детстве. (Книга, которую я прочитал в детстве, учила меня думать) | |
Смешение прямой и косвенной речи | Петя сказал, что я не согласен с твоим мнением. (Петя сказал, что он не согласен с моим мнением) | |
Нарушение границ предложения | Была уже ночь. Когда я вернулся домой. (Была уже ночь, когда я вернулся домой) |
- Тренинг: работа в парах .
(Раздаточный материал для работы в парах. Карточка 4)
Задание №4: Укажите пример с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Ответ обоснуйте. Запишите пример грамматически правильно.
№1
- Многие из крестьянских изб, сохранившимся с прошлого столетия в Архангельске, расписаны узорами из небывалой красоты растений.
- Пользователи компьютеров должны периодически проводить профилактику заражения системы различными вирусами.
- В картине Ф. Васильева «Оттепель» есть движение, неуловимое ощущение напряжённости мгновения.
- Кто бы ни читал о жизни Якова Брюса, все поражались глубине и широте его познаний в самых различных областях.
№2
- Благодаря труду реставраторов мы можем любоваться фресками Ферапонтова монастыря.
- Многие из тех, кто бывал в парке Михайловского, поражались величине старинных усадебных деревьев.
- Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.
- Когда смотришь на памятник Лермонтову, складывается впечатление, что поэт оглядывает любимый город и вспоминает счастливые минуты жизни.
№3
- В журнале была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.
- Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность.
- В картине художника Богатова «Соседки» поражает роскошный интерьер комнаты.
- Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы с домашней утварью.
№4
1) Лексические повторы – средство выразительности в стихотворении Лермонтова «Бородино».
2) Рассказы могут создаваться не только в письменной, но и в устной форме.
3) Протест Катерины, отстаивающий свои человеческие права, имел общественное звучание.
4) Интернет сохраняет огромные базы данных по разным вопросам науки и позволяет ими пользоваться.
№5
1) Одним из самостоятельных видов искусства, существующим с конца XV века, является графика.
2) Все, кто в других странах любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей – Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого.
3) По приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых (ныне на Суворовском бульваре).
4) О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптум».
Комментарий к заданию №4: №1 – 1; №2 – 3; №3 – 2; №4 – 3; №5 - 1. Ответы комментируются учащимися.
- Контроль знаний, полученных на уроке. Проверочная работа.
(Раздаточный материал для самостоятельной работы. Карточка 5)
Задание 1: выберите грамматически правильное продолжение следующих предложений.
А) Потеряв к концу 17 века значение оборонительного сооружения,
- Земляной вал стал таможенной границей Москвы.
- на Земляном валу возникли таможенные заставы.
- Земляной вал сделали таможенной границей Москвы.
- в воротах Земляного вала стали собирать таможенные пошлины.
Б) Начав записывать слова в 1829 году,
- первый том словаря опубликован В.И. Далем только 30 лет спустя.
- работа над словарём потребовала более 30 лет.
- к 1860 году было собрано 200 000 слов.
- Даль смог подвести итог своей работы только через 30 лет.
В) Превратившись из пограничной крепости в столицу княжества,
- изменилась оценка стратегического положения Москвы.
- население Москвы стало быстро расти.
- Москва стала быстро развиваться.
- возникла необходимость построить новые крепости вокруг Москвы.
Г) Пользуясь советами специалистов,
1) всё станет простым и понятным.
2) требуется внимательное отношение к этим рекомендациям.
3) у меня возникло собственное решение проблемы.
4) вы можете отремонтировать свою квартиру самостоятельно.
Ответ: А-1, Б-4,В-3, Г-4
Задание 2: укажите номера предложений с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксических норм)
- Образ Кутузова появляется в романе Л.Н. Толстого, который восхищается и обдумывает его.
- Образ поэта-пророка, созданного А.С. Пушкиным, определил и его собственную жизнь.
- Блок хотел, чтобы все его творчество рассматривалось как единый роман в стихах.
- Благодаря этого влияния, Пьер Безухов считает себя учеником Баздеева.
- Дополнительный материал я не только брал из учебной литературы, но и из газет и журналов.
- В картине Сурикова «Боярыня Морозова» отразился один из сюжетов истории раскола.
- По приезде в город мы первым делом отправились в гостиницу.
- Поднимаясь по лестнице, мне показалось, что на площадке кто-то есть.
- Вам нужно немедленно оплатить за телефонные переговоры.
10. Музей-квартира М.А. Булгакова приобрел личные вещи писателя.
Ответ: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9.
- Итоги урока.
- Слово учителя: Владение нормами русского языка зависит от речевого развития говорящего и пишущего. Обобщая и систематизируя изученный материал, мы сегодня уделили внимание нормам грамматики. Таким образом, материал по теме «Культура речи и языковые нормы» имеет не только прикладное, но и практическое значение.
7. Рефлексия.
- Домашнее задание.
- Повторить теоретический материал по теме «Культура речи и языковая норма».
- Индивидуально: (для тех, кто проявляет интерес к предмету) подготовить сообщение по одному из разделов темы с иллюстрацией примеров (в устной форме или мультимедиа).
Раздаточный материал
Синтаксические нормы.
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать все варианты ответа.
2. Определить вид предполагаемой ошибки.
3. Найти неверно построенное предложение.
ВИДЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК | ||
Вид ошибки | Пример с ошибкой | Правка |
Ошибки в употреблении падежных форм | ||
Неверное управление зависимыми словами | Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален количества вложенного в него труда. | Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален количеству вложенного в него труда. |
описывать о происшествии | Описывать происшествие | |
оплатить за билеты | Оплатить билеты | |
Участковый указал о том, что нужно соблюдать тишину в доме после двадцати трёх часов. | Участковый указал на то… | |
Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ употребляются только с дательным падежом (кому? чему?) | Вопреки обстоятельств Благодаря хорошей погоды | Вопреки обстоятельствам Благодаря хорошей погоде |
Предлог ПО значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с предложным падежом | По окончанию По прибытию По приезду По истечению срока | По окончании По приезде По прибытии По истечении срока |
Ошибки в употреблении двойных союзов при однородных членах | ||
Части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены. | Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей. | Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей. |
Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами не только … но и если не…, то как…, так и | В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах. (нет союза не только…, а также) | В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах. |
Ошибки в употреблении однородных членов | ||
Ошибка в построении предложения с однородными членами | Раскольников придумал и восхищается своей теорией. Натянуть и выстрелить из лука непросто. | Раскольников придумал (кого? что?) свою теорию и восхищается (кем? чем?) ею. Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто |
Обобщающие слова при однородных членах. (Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово. ) | Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой. | Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого. |
Пропуск предлога при однородных членах. | Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. | Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах. |
Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных членов. | В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты. | В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы. |
Ошибки в употреблении имён собственных | ||
Имена собственные (названия газет, журналов, фильмов, картин и т.д) употребляются в именительном падеже при наличии перед ними имени нарицательного. Если же нарицательное сущ-ное отсутствует, то имя собственное изменяется. | В картине «Спящем пастушке» Венецианов передал всю прелесть русской природы. | В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы. В картине «Спящий пастушок» (и.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы. |
Построение в построении предложений с причастными оборотами | ||
Причастие должно быть согласовано с определяемым словом | Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшими в чемпионате. | Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавших в чемпионате. |
Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами. | Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами. | |
Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот. | Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться. | Делегаты, приехавшие на конференцию, должны зарегистрироваться. Приехавшие на конференцию делегаты должны зарегистрироваться. |
Нельзя употреблять как однородные причастный оборот и определительное придаточное | Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем. | Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем. Девушка, которая сидела у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем. |
Построение сложноподчинённых предложений | ||
В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: кто+ед.ч.; все+мн.ч. и т.д. | Все, кто интересуется театром, знает имя Алексея Бахрушина. Все, кто интересуются театром, знает имя Алексея Бахрушина. | Все, кто интересуется театром, знают имя Алексея Бахрушина. |
Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения. | В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник – Дмухановский. | В письме говорилось, что в город, которым управляет Сквозник -Дмухановский, едет ревизор. |
Замена прямой речи косвенной | ||
В предложениях с косвенной речью в придаточной части употребляются только местоимения третьего лица | Некрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему». | Некрасов писал, что он лиру посвятил народу своему. |
Ошибки в согласовании между подлежащим и сказуемым | ||
Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову | ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. | ООН (организация) объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. |
Предварительный просмотр:
Поурочный план
Ф.И.О. учителя:Карпенко А.М..
Предмет: Русский (родной) язык
Класс: 7 класс
Дата:
Тема: Традиции русского речевого общения.
Цель урока: сформировать представление учащихся о традициях русского речевого общения.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: осознание себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка, формировать самооценку школьника на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
Познавательные результаты: сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие, обобщать полученную информацию, прогнозировать учебную ситуацию, выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).
Регулятивные результаты: выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью, формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины, осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.
Коммуникативные результаты: участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации, организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга), аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога, формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве.
Предметные УУД: знать этикетные формулы речевого общения, соблюдать культуру речевого общения, уважительного отношения друг к другу.
Целевые приоритеты воспитания: Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений: к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: презентация, учебник О.М. Александрова и др., 2021г. «Родной язык».
Предмет: Русский (родной) язык
Класс: 7 класс
Тема: Традиции русского речевого общения.
Ход урока:
Организационный момент. (Приветствие. Готовность учащихся к уроку. Проверка отсутствующих.)
Формулирование темы, цели урока
Цель: Повторить этикетные формулы, понять необходимость соблюдения правил речевого этикета, вежливости и тактичности в общении с собеседником, учиться правильно выбирать этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации.
Актуализация знаний.
Работа с презентацией
- Что такое речевой этикет? (Система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения).
- Назовите примеры этикетных формул.
В древнерусском языке глагол целовать использовался в нескольких значениях: «приветствовать», «приносить присягу», «преклоняться» и, собственно, «целовать» в том значении, в котором мы используем его сегодня.
Троекратный поцелуй, сохранившийся в России до ныне - очень старая традиция. Число три - сакральное, оно и полнота в Троице, и надежность, и оберегание. Так часто целовали и гостей - ведь гость для русского человека все равно что ангел, входящий в дом. Другой вид поцелуев - поцелуй руки, означавший почтение и преклонение.
Проверка домашнего задания (Руководство для сверстников "Правила современного речевого поведения"), выступление обучающихся.
Работа по теме урока.
Упр. 117 (устно)
В первом случае поводом для комплимента становятся амбиции героини, во втором – планы героя на летнее путешествие.
Амбиции — это стремление к успеху, статусу и достижениям и уверенность в своих силах.
Ситуация 2. Братья разговаривают о плане путешествия.
2) Как вы считаете, почему в каждом случае мы ощущаем ироничное отношение героев, произносящих комплимент? Подтвердите свои слова примерами из текстов.
В первом случае на иронию указывают восклицания героини: «Смотрите, он сделал мне комплимент! Слышите, ребята, Димка сделал мне комплимент!», во втором случае цитата из сказки Пушкина: «Кончаются деньги, появляется рыболовецкий колхоз. Вы забрасываете невод и вытаскиваете золотую рыбку. Чего тебе надобно, Димче?».
3) Что бы вы сказали в том случае, если бы хотели сделать комплимент без иронии в каждой из описываемых ситуаций?
Чтобы сделать комплимент без иронии, я бы поддержала человека и оценила его планы.
4) В какое время происходят события, описываемые в первой и второй ситуации? Подтвердите свои догадки примерами из текста.
События происходят в 1950-1960-е гг.: Ленинград, колхоз, Таллин и Рижское море.
5) Какая ныне устаревшая форма обращения используется во второй ситуации? С какой целью автор напоминает о сказке А. С. Пушкина?
Димче. Автор напоминает о сказке А.С. Пушкина, чтобы подчеркнуть иронию говорящего, а также сравнить его с героями пушкинской сказки, которые пользовались силами золотой рыбки.
6) Часто ли вы говорите комплименты друзьям, близким? Что для вас может стать поводом для комплимента?
Да, я часто говорю друзьям комплименты. Поводом может стать внешний вид, планы, рассказ о прошедших событиях и т.д.
Упр.119
Значение фразеологизмов
Крепок задник умом (о непредусмотрительном, поздно спохватывающемся человеке)
Ума палата - Произошел как бы перенос значения: «ума палата» – большое помещение, где «хранится» ум и где происходят заседания далеко не глупых людей. Однако в наше время выражение используется в ироничном значении
Себе на уме- так говорят о скрытном, хитром, расчетливом, непредсказуемом, странном, не высказывающем свои мысли человеке.
Набираться/набраться ума Разг. Становиться серьезнее, умнее; умнеть. С сущ. со знач. лица: ребенок, студент, девочка… набирается ума. С хорошим человеком и говорить хорошо, ума наберешься. (Л. Толстой.)
Ни уму ни сердцу - Что-либо совершенно ненужное, неубедительное, так как не волнует, не затрагивает ни в каком отношении.
Не от большого ума (О глупом, неразумном поступке).
Уму не постижимо - 1. совершенно, в крайней степени непонятно. 2. совершенно, в крайней степени невероятно. 3. совершенно непредставимо.
Ума не приложу (Не могу, не в состоянии понять что-либо, сообразить, догадаться о чём-либо).
ПОЧЕМУ СЧИТАЕТСЯ НЕСКРОМНЫМ ГОВОРИТЬ О СВОИХ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВАХ
Скромность на протяжении многих веков считается одним из главных достоинств человека. Скромность – это признак воспитанности, отсутствия хвастовства и высокомерия, а также излишней гордыни. Наиболее приятными собеседниками и друзьями считаются именно скромные люди. Такие собеседники очаровывают и покоряют сердца многих людей с первой минуты знакомства, ведь они способны по-настоящему слушать и слышать, не перебивая поучениями, высокомерными комментариями, а то и вовсе расхваливанием себя и своих достижений.
Недаром говорят, что скромность украшает человека.
- Какие вы знаете пословицы о хвастовстве?
Хвастовство само себя накажет.
Кто хвалится, тот с горы свалится.
Коли хорош, так и не хвастай: тебя и так заметят.
Хвастовство к добру не приводит.
Не говори: «Гоп», пока не перепрыгнешь.
Упр.120
Выразительное чтение басни Крылова И.А. «Лжец» (по ролям)
Иван Андреевич Крылов
Лжец
Из дальних странствий возвратясь,
Какой-то дворянин (а может быть, и князь),
С приятелем своим пешком гуляя в поле,
Расхвастался о том, где он бывал,
И к былям небылиц без счету прилыгал.
«Нет», говорит: «что я видал,
Того уж не увижу боле.
Что здесь у вас за край?
То холодно, то очень жарко,
То солнце спрячется, то светит слишком ярко.
Вот там-то прямо рай!
И вспомнишь, так душе отрада!
Ни шуб, ни свеч совсем не надо:
Не знаешь век, что есть ночная тень,
И круглый божий год все видишь майский день.
Никто там ни садит, ни сеет:
А если б посмотрел, что там растет и зреет!
Вот в Риме, например, я видел огурец:
Ах, мой творец!
И по сию не вспомнюсь пору!
Поверишь ли? ну, право, был он с гору».—
«Что за диковина!» приятель отвечал:
«На свете чудеса рассеяны повсюду;
Да не везде их всякий примечал.
Мы сами, вот, теперь подходим к чуду,
Какого ты нигде, конечно, не встречал,
И я в том спорить буду.
Вон, видишь ли через реку тот мост,
Куда нам путь лежит? Он с виду хоть и прост,
А свойство чудное имеет:
Лжец ни один у нас по нем пройти не смеет:
До половины не дойдет —
Провалится и в воду упадет;
Но кто не лжет,
Ступай по нем, пожалуй, хоть в карете».—
«А какова у вас река?» —
«Да не мелка.
Так видишь ли, мой друг, чего-то нет на свете!
Хоть римский огурец велик, нет спору в том,
Ведь с гору, кажется, ты так сказал о нем?» —
«Гора хоть не гора, но, право, будет с дом». —
«Поверить трудно!
Однако ж как ни чудно,
А всё чудён и мост, по коем мы пойдем,
Что он Лжеца никак не подымает;
И нынешней еще весной
С него обрушились (весь город это знает)
Два журналиста, да портной.
Бесспорно, огурец и с дом величиной
Диковинка, коль это справедливо».—
«Ну, не такое еще диво;
Ведь надо знать, как вещи есть:
Не думай, что везде по-нашему хоромы;
Что там за домы:
В один двоим за нужду влезть,
И то ни стать, ни сесть!» —
«Пусть так, но всё признаться должно,
Что огурец не грех за диво счесть,
В котором двум усесться можно.
Однако ж, мост-ат наш каков,
Что Лгун не сделает на нем пяти шагов,
Как тотчас в воду!
Хоть римский твой и чуден огурец…» —
«Послушай-ка», тут перервал мой Лжец:
«Чем на мост нам идти, поищем лучше броду».
- В чём мораль басни Крылова? (Мораль басни «Лжец» заключается в том, что лживые и хвастливые люди с помощью вранья нередко пытаются возвысить себя в глазах окружающих, но в конце концов добиваются обратного: насмешек и презрения).
- Какие качества высмеивает автор? (В этой басне Крылов высмеивает такие качества, как глупость, лживость, хвастовство, трусость, высокомерие).
Итоги урока. Рефлексия
- сегодня я узнал...
- было трудно…
- я понял, что…
- я научился…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- меня удивило…
Домашнее задание: § 12. Упр.121
Предварительный просмотр:
Урок культуры речи "Речевой этикет". 7-й класс
Разделы: Русский родной язык
Класс: 7 класс
Цели урока:
- Познавательная: познакомить учащихся с различными этикетными формулами, показать необходимость соблюдения правил речевого этикета, вежливости и тактичности в общении с собеседником, правильно выбирать этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации
- Развивающая: развивает навыки правильного употребления формул приветствия и благодарности в зависимости от ситуации;
- Воспитательная: повышение уровня речевой культуры.
Задачи:
- рассмотреть классификацию формул речевого этикета;
- научить устанавливать и поддерживать доброжелательный, вежливый контакт с собеседником;
- познакомить с историей развития русского речевого этикета
- научить правильно употреблять этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации;
- развивать стремление учащихся активно обсуждать вопросы культуры речи;
- научить выслушивать чужое мнение и выражать свою точку зрения;
- воспитать уважение к речевому этикету, бережное отношение к родному языку;
- внимательно относиться к своей и чужой речи.
- Тип урока: урок-общение.
Методы работы: опрос, беседа, рассказ; работа с текстом, с карточками, с ПК.
План урока:
- Организационный момент.
- Этикет. Требования современного речевого этикета.
- Роль интонации при общении.
- Построение высказываний в зависимости от эстетического восприятия.
- Ситуации благодарности. Формулы благодарности.
- Работа с формулами приветствия, речевыми ситуациями.
- Домашнее задание.
- Ход урока.
Организационный момент
Слово учителя:
– Скажите, а что такое этикет?
***Слово «этикет» произошло от французского etiquette и означает «установленный порядок поведения где-либо».
***«Этикет – это разум для тех, кто его не имеет» – говорил Вальтер.
Требования современного речевого этикета складывались на протяжении многих столетий истории цивилизации. Это результат опыта многих поколений. Правила, которые выработало человечество, являются международными и в целом едины во всех странах, хотя имеются свои особенности в зависимости от национальных и исторических традиций (например, в Тибете встречный прохожий в знак особого расположения духа может показать вам язык, но для других народов этот знак оскорбителен).
Знание этикета входит не только в российскую, но и вообще в европейскую культуру воспитания и неразрывно связано с умением правильно говорить. В подтверждение этих слов послушайте, в чем заключаются требования современного этикета: человек должен обладать:
- во-первых, культурой речи, которая предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, но и отсутствие вульгарных слов; умением четко и точно излагать свои мысли, без применения нецензурных выражений и слов-паразитов, засоряющих речь;
- во-вторых, элементарной вежливостью, которая предполагает умение здороваться и прощаться, желать другому человеку доброго утра и спокойной ночи, хорошего здоровья и приятного аппетита, благодарить за помощь и услугу, говорить «пожалуйста», когда просишь о чем-либо, и уметь произносить слова извинения, если не прав и причинил кому-либо беспокойство;
- в-третьих, умением разговаривать и поддерживать беседу;
- в-четвертых, умением управлять своими эмоциями: воспитанный человек никогда не выплескивает свое плохое или очень хорошее настроение на окружающих.
Согласитесь, что, если человек соблюдает эти правила, с ним всегда приятно общаться.
Вопрос классу: Умеете ли вы беседовать с людьми? Что нужно, чтобы быть хорошим собеседником?
Беседа отличается от сплетни. Сплетня имеет то свойство, что, если не придавать ей значения, она умирает естественной смертью. Культурный человек ни о ком неотзывается дурно. Хороший собеседник – тот, который не только хорошо говорит, но и умеет слушать. Нельзя делать замечания взрослым. (Показателен такой случай: однажды некий молодой человек заметил Фаине Раневской:
– Вы уже не молоды.
– Зато хорошо воспитана, – парировала она.)
***«Ничего не стоит нам так дешево и не ценится людьми так дорого, как вежливость» – говорил Сервантес.
***Настоящая вежливость – не парадный костюм, а повседневная одежда, и ее надевают ежедневно.
3. Когда мы с кем-то говорим, очень важно не только то, что и какими словами мы говорим, но и с какой интонацией мы это произносим.
– Итак, доброжелательная интонация, мимика, улыбка тоже играют важную роль при общении.
***Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан Жак Руссо)
Любое обращение к кому-либо может не только состоять из определённых слов, но и быть окрашено эмоциями, чувствами, настроением. Иногда люди говорят одни и те же слова, но в одном случае у них с собеседником устанавливаются хорошие отношения, а в другом случае плохие, которые могут привести к ссоре. Конечно, это зависит от того, с каким настроением, с какими эмоциями были сказаны эти слова. И сейчас вы в этом убедитесь.
- Задание классу: (работа с карточками)Я предлагаю вам выполнить простое и очень наглядное задание: произнести с разной интонацией выражение «Как ты хорошо сегодня выглядишь». То как вы должны произнести это выражение, написано на ваших карточках.
Класс при этом должен догадаться о ваших чувствах. (Выполнение задания).
1. «Как ты хорошо сегодня выглядишь» (удивлённо)
2. «Как ты хорошо сегодня выглядишь» (с раздражением)
3. «Как ты хорошо сегодня выглядишь» (как комплимент)
4. «Как ты хорошо сегодня выглядишь» (с усмешкой)
Учитель. Спасибо! Как видите, одно и тоже слово можно произнести с разной интонацией. Если оно сопровождается добрыми эмоциями, то мы ощущаем ответную доброжелательность и стремление к общению с человеком и наоборот.
Ребята, в начале нашей встречи мы сказали, что общаться можно жестами, или руками. А какими бывают наши руки? Могут ли они быть добрыми? А что это значит? А злыми наши руки могут быть? (Ответы ребят)
- Задание
Для того чтобы ваше общение было приятным и полезным, важно уметь сопровождать свою речь различными жестами и мимикой. Попытайтесь с помощью принятых в русском языке жестов и мимики изобразить различные состояния человека:
#1075;русть, плохое настроение.
#1089;омнение.
#1088;астерянность, нерешительность.
#1074;осторг, восхищение
Учитель. Попробуйте показать добрые руки и злые.
В литературных источниках рукопожатие упоминается в 1 веке нашей эры в поэме Овидия «Метаморфозы». Этимология происхождения жеста практически не вызывает у историков разногласий. Рукопожатие — это демонстрация «пустых рук», рук без оружия, символизирующая мирные намерения. Именно поэтому она совершается правыми руками — теми, в которых большинство людей и держали бы оружие. Порой из-за этого рождались специфические разновидности рукопожатия. В Древнем Риме, например, воины часто носили кинжалы в рукавах, поэтому сжимали друг другу не ладони, а запястья. Рукопожатие может выражать не только приветствие. В некоторых традициях этот жест скрепляет заключение договора. Интересно, что при расторжении договора может применяться рукопожатие не правыми, а левыми руками — знак того, что «оружие вернулось в правые руки».
Также жест распространён в спорте. Он используется не только как приветствие, но и как благодарность сопернику по окончании матча. Интересно, что из спорта в мир пришла традиция несколько изменённого рукопожатия. Она появилась в боксе, где спортсмены в перчатках не могут жать руки, и поэтому приветствуют друг друга, касаясь сжатыми кулаками. Этот жест довольно распространён на Западе. Люди «отбивают кулачки», выражая не только приветствие, но и одобрение или благодарность.
Самый обычный и заурядный большой палец, вытянутый вверх, ставший одним из самых популярных символов интернета. Интересно, что, описывая его положительную коннотацию, историки отсылают нас к заре первобытных времён, возможно, даже предшествовавших появлению Homo Sapiens. Всё дело в том, что появление большого пальца, противостоящего четырём остальным, стало необычным и занимательным эволюционным эффектом, который всегда интересовал и интриговал его примитивных обладателей. Классическое толкование положительного эффекта жеста с поднятым вверх большим пальцем связано с гладиаторскими боями в Древнем Риме, где он означал желание публики помиловать бойца, а опущенный вниз грозил ему смертью. Историки даже говорят о специальном латинском выражении — pollice verso или verso pollice, дословно означающим «поворотом большого пальца». Однако и здесь не всё так однозначно. Некоторые историки считают, что в зрительском голосовании любой жест пальцами означал смерть — желающие же пощадить гладиатора махали платками или кричали
Жесты приветствий
Здороваться и прощаться можно по-разному: можно кивнуть головой, можно помахать рукой, улыбнуться. Раньше были приняты поклоны (при этом снимали шляпу) и реверансы, женщинам целовали руки – и сейчас эти жесты используются в определенных ситуациях: например, в строго официальной обстановке или театре. У венгров до сих пор одно из распространенных приветствий звучит: «Целую ручки».
Есть жесты, характерные для какого-то народа:
- лица мужского пола в России, здороваясь, пожимают руки друг другу;
- европейцы часто обнимаются в знак приветствия;
- китайцы пожимали руки не друг другу, а себе; в наши дни таким жестом оратор приветствует публику;
- египтяне прикладывали ладонь ко лбу (в наши дня этот жест «прижился» у военных);
- индийцы складывали ладони перед грудью;
- лапландцы здоровались носами.
Приветствие – один из самых важных знаков речевого общения. Со временем они, конечно же, меняются. Еще в XVIII веке формулу «Здравия желаю» произносил любой человек.
А в наши дни где сохранилось это приветствие? (лишь в среде военных)
Когда-то «здравствуй» говорили не только при встрече, но и когда человек чихал.
Формулы вежливости – традиционно «охраняемая» сфера лексики. Но и на них мода меняется. Так, широко распространенное сейчас «пока!» шокировало К.Чуковского, в конце концов он с ней смирился: «Ведь точно такая же формула есть и в других языках. Великий Уолт Уитмен незадолго до смерти простился с читателями трогательным стихотворением «So Long», что и значило по-английски – «Пока!
Формулы приветствия
Пламенный привет! Доброго здоровья!
Позвольте поприветствовать Вас! Здравствуй(те)!
Кого я вижу! Мое почтение! Привет честнОй компании!
Наше Вам с кисточкой! Сколько лет, сколько зим!
С прибытием! Добро пожаловать!
Салют! Здорово, браток! Легок на помине!
Привет от старых штиблет! Моё почтение!
Хлеб да соль! Рад вас видеть!
Доброе утро! Здравия желаю!
- Задание классу: на доске написаны формулы приветствия, вы должны определить их употребление:
- ***здравствуйте (в любой ситуации),
добрый вечер (приветствие вечером),
привет (непринужденное, дружеское приветствие, чаще среди молодежи),
здоро'во (дружеское, грубовато-сниженное),
я вас приветствую, мое почтение (официальное, употребляют люди старшего поколения), - Представление
Когда обращаетесь с просьбой к незнакомым людям принято здороваться. - Здороваемся и прощаемся с соседями по столу в кафе или ресторане, купе поезда (но не со всем плацкартным вагоном), у врача, в канцелярии, в ложе театра, в маленьком домашнем магазине.
- Мужчина здоровается с женщиной первым, даже если сам находится в обществе других женщин.
- Женщина здоровается первой с женщиной старше себя.
- Супругов представляют вместе: фамилию, имя жены, имя мужа.
- По всем правилам представлять надо: младших старшим; подчиненного начальству; мальчика девочке; приятеля или подругу (не зависимо от возврата) родителям.
- Если кого-то знакомят с мужчиной, то мужчина должен встать, а вот женщина может сидеть, за исключением случая, когда ей представляют старшую по возрасту женщину.
- Представляя кого-либо, следует не только назвать его фамилию, но и кратко охарактеризовать.
- Если знакомим двух людей одного возраста, то сначала называем того, кто нам ближе (родственника).
- В помещении здоровается первым тот, кто входит.
- Проходящий мимо здоровается первым независимо от возраста, когда кого-либо обгоняет.
Формулы благодарности.
Выясняя лексическое значение слова «благодарность», обратимся к словарю С. И. Ожегова. «Благодарность - чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание. А выразить это чувство помогают нам специальные этикетные слова, которые есть в русском языке: большое спасибо, благодарю вас, очень признательна. Я вам многим обязана. У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас. Как я вам благодарен. Моя благодарность не знает границ. Я хочу поблагодарить вас. Вы очень любезны. Я тронута вашим вниманием. Это очень мило с вашей стороны. Вы меня так выручили. Первоначальный благородный смысл некоторых этикетных слов уже утрачен или утрачивается. Например, одно из самых распространенных в русском языке этикетных слов благодарности «спасибо» родилось из старинного русского пожелания «спаси Бог». Необходимо учиться благодарить, ведь поблагодарить человека в нужную минуту – значит подарить ему капельку радости. Недаром в слове «благодарность» два корня. Благодарить - значит дарить благо, т.е. дарить людям добро.
- Задание. А сейчас, используя формулы благодарности, поблагодарите:1) одноклассника за то, что он одолжил вам карандаш; 2) маму за то, что она испекла ваш любимый пирог; 3) незнакомого человека за то, что он подсказал вам, как найти улицу, которую вы ищете.
Формулы просьбы-приглашения.
Немаловажную роль в русском речевом этикете играют формулы просьбы и приглашения. Самое употребительное в русском языке слово для выражения просьбы – это «волшебное» слово пожалуйста. Оно образовано от сочетания слов: пожалуй и ста (пожалуй – окажи милость, внимание; ста – по мнению некоторых ученых, сокращение словагосударь).
В русском языке существует несколько грамматических способов, с помощью которых может быть выражена просьба. Главное, интонация должна соответствовать общему доброжелательному и вежливому тону обращения к собеседнику.
- Задание классу: пофантазируйте и представьте, как выскажутся в подобной ситуации немцы, итальянцы, испанцы.
Вопрос классу: Скажите, какое, по вашему мнению, слово является одним из самых распространенных в русском языке этикетных слов? (Слово «спасибо» родилось из старинного русского пожелания «спаси Бог»).
– А в какой жизненной ситуации оно употребляется? (В ситуации благодарности.)
*** «Благодарность – чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание.»
- – Давайте представим себе любую речевую ситуацию благодарности:
– Катя, дай мне на минуточку учебник.
– Возьмите, пожалуйста.
– Спасибо.
– Была ситуация благодарности? В какую ситуацию входят три компонента:
***1) человек, которого благодарят, 2) человек, который благодарит, 3) услуга.
- Задание классу(работа в паре): напишите не большой диалог ,используя «волшебные слова»
Рефлексия
Итак, давайте подведём итоги урока:
- Понятна ли была тема урока?
- Что нового вы узнали?
- Пригодится ли вам в жизни то, о чём вы сегодня узнали на уроке?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Да, мы с вами должны следовать одному из правил высокой культуры: пожелай себе того, чего желаешь другим. Если хочешь, чтобы с тобой были вежливы – будь вежлив сам. Научись словесно выражать уважительное отношение к людям, введи это в обычай своего повседневного речевого поведения .Каждый человек должен стремиться к высокой культуре речи, бережно и любовно относиться к языку.
Домашнее задание:
Подобрать пословицы, цитаты известных людей по пройденной теме, написать сочинение-рассуждение (50 слов) «Почему важно изучать речевой этикет?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для участия во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан
Материалы для участия во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ К МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ РОДНОГО ЯЗЫКА «МОЙ ВЕРНЫЙ ДРУГ! РОДНОЙ ЯЗЫК!»
Мероприятие по литературе разработано для учащихся 6 классов...
Выступление в РГМО в педагогических чтениях для учителей родных языков, посвященных Международному Дню родных языков по теме: «Башҡорт теле һәм әҙәбиәте дәрестәрендә яңы уҡыу-уҡытыу һәм информацион технологиялар»
Выступление в РГМО в педагогических чтениях для учителей родных языков, посвященных Международному Дню родных языков по теме: «Самообразование педагога как средство повышения его профессиональной комп...
Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)
Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных связей, воз...
Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД
Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....
«Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО» (удостоверение).
laquo;Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО»...
Урок-конспект по Родному языку 8 класс
Урок-конспект по Родному языку 8 класс...