Литературная викторина по рассказам и фильмам В. М. Шукшина.
план-конспект урока (8 класс)

Заочная Лариса Михайловна

Знакомство с творчеством В. М. Шукшина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Заочная Лариса Михайловна

Образовательное учреждение: Алтайский край, Мамонтовский район, МКОУ «Островновская СОШ» с. Островное

Возрастная группа: обучающиеся 9-11 классов

Название сценария: Литературная викторина по рассказам и фильмам В. М. Шукшина.

Цель: Знакомство с творчеством В.М. Шукшина, привитие интереса к его творчеству.

Задачи:

- активизировать познавательную деятельность учащихся

- пропаганда творчества писателя среди молодёжи.

- развивать творческие способности учащихся, провивать интерес к чтению,

воспитывать нравственные и эстетические чувства.

- способствовать формированию духовной культуры и воспитанию

коммуникативных качеств учащихся.

Подготовительный этап:

Заранее создаются 2 команды по 10 человек. Команды придумывают себе названия.

Оформление класса:

Выставка книг В. М. Шукшина, фото выставка. Столы для участников с названием команды. Коробочка с жетонами. Стол, стулья для жюри.

Время реализации образовательного события: 40 минут

Авторский медиапродукт:

#1052;едиапродукт создан в среде POWERPOINT, разработки – в среде

текстового редактора WORD.

2 Презентация

Прогнозируемый результат мероприятия:

Данное мероприятие будет способствовать развитию читательского и зрительского интереса школьников к творческому наследию В. М. Шукшина.

Ход сценария:

Слайд №1

Ведущий 1:

Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь, расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя

Стародавнее это село!

Здесь мальчишка торил дорожку,

Пьяный ветер вдыхал с лугов,

В огороде тяпал картошку,

На Катуни тягал чебаков…!

Край сибирский. Пейзаж неброский.

Бьет о берег Катуни волна.

Знает каждый в России,

Сростки - это родина Шукшина.

(В.Кондаков).

Ведущий 2: Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня в этом зале нас всех объединяет одно: интерес к творчеству Василия Макаровича Шукшина. Его имя и сейчас, через 46 лет после его смерти, хорошо известно всем. Томик его прозы можно встретить в каждой семейной библиотеке. Ежегодно на родине писателя проводятся Шукшинские чтения, где встречаются его почитатели. Регулярно в разных издательствах выходят сборники рассказов, по телевидению показывают фильмы : «Живет такой парень», «Печки-лавочки», «Калину красную»...

Ведущий 1: В его жизни было много трудностей, но несмотря ни на что, ему удалось добиться многих целей и поведать людям свои сокровенные мысли посредством литературных и кинематографических произведений. Будущий знаменитый писатель родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края в крестьянской семье. Слайд №2 (фото Шукшина)

Ведущий 2: Он рано остался без отца. Воспитывали В.М. Шукшина мать, женщина почти неграмотная, но от природы добрая и смышленая, чуткая к слову, к музыке, песне, и отчим, погибший на фронте. Детские годы писателя пришлись на суровые военные годы. Неповторимый мир Шукшина, нравственные ценности его в значительной мере обусловлены военным детством. Слайд №3

Ведущий 1:

Раунд 1. Разминка. Вопросы по биографии писателя.

( Каждый вопрос команды обсуждают в течение 1 минуты. Капитан отвечает сам или назначает члена команды. Ведущий задает вопросы поочередно обеим командам. Если команда ответила неправильно, на этот же вопрос отвечает вторая команда, но без обсуждения. За правильный ответ 1 балл)

1) Назовите годы жизни В. М. Шукшина (1929 – 1974)

2) Где учился Шукшин после окончания школы? (В Бийском автомобильном техникуме, позже на режиссерском отделении ВГИКА)

3) Кем работал Шукшин после службы в армии? (учителем)

4) Какие предметы преподавал В.М. Шукшин, работая в школе учителем?(русский язык и литературу)

5) Как называется дорога, ведущая на родину В.М. Шукшина? (Чуйский тракт) Слайд №4

6) Назовите любимое место Василия Макаровича в окрестностях села ? (Гора Пикет) Слайд №5

7) На берегу какой реки расположено село Сростки? (Катунь) Слайд №6

8) Назовите имя сестры В.М. Шукшина. (Наталья Макаровна Шукшина)

9)В каком году был установлен памятник В. Шукшину на горе Пикет? (2004)

10) Когда состоялись первые Шукшинские чтения? ( 25 июля 1976 г.)

Жюри подводит итоги первого тура

Ведущий 2: В 1960 году Василий Шукшин окончил ВГИК. Его дипломная работа - короткометражный фильм «Из Лебяжьего сообщают» - осталась незамеченной. Фильм рассказывал об одном будничном рабочем дне сельского райкома партии в жаркий период летней страды. Посмотрев его, многие коллеги Шукшина посчитали фильм несовременным, в какой-то мере даже скучным.

Ведущий 1: Зато актерская карьера Шукшина в те годы складывалась гораздо успешнее, чем режиссерская. После фильма «Два Федора» приглашения сниматься посыпались на него со всех сторон. Буквально за короткий период Шукшин снялся в целом ряде картин.

Ведущий 2:

Раунд 2. Узнай по кадру фильм или роль. (Ведущий задает вопросы поочередно обеим командам. Если команда ответила неправильно, на этот же вопрос отвечает вторая команда, но без обсуждения. За правильный ответ 1 балл)

Слайд №7

C:\Users\!\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\8(40).jpg

1)Посмотрите внимательно на кадр из фильма . Назовите имя главного героя и название фильма ? («Калина красная», Егор Прокудин)

Слайд №8

D:\!Пользователь\Desktop\8(40).jpg

За этот фильм на Международном кинофестивале в Венеции в 1964 году Шукшин получил приз «Золотой лев Святого Марка»? («Живет такой парень»)

3) Назовите имя и фамилия поэтессы, сыгравшую роль журналистки , которую мы видим на данном кадре? (Белла Ахмадулина)

Слайд №9

C:\Users\NS\Desktop\

4) Как назывался последний фильм, в котором снимался В.М. Шукшин? (Они сражались за Родину)

Ведущий 1: Калина красная – символ девичьей красоты. Это растение на Руси всегда любили. Любил его и В.М. Шукшин. (Сейчас вы получите карточки. В пустые кружочки нужно вписать фильмы, снятые режиссером Шукшиным) Слайд №10

"Из Лебяжьего сообщают"

"Калина красная"

"Живет такой парень"

"Печки-лавочки"

"Ваш сын и брат"

"Ваш сын и брат" "

Жюри подводит итоги.

Ведущий 2: Во время учебы во ВГИКе, по совету Ромма, Шукшин начал рассылать свои рассказы в столичные издания. В 1958 году в журнале "Смена" был опубликован его рассказ "Двое на телеге". В начале шестидесятых литературные произведения Шукшина начали выходить в свет одно за другим: рассказы "Правда", "Светлые души" и "Степкина любовь".

Ведущий 1: В 1963 году в издательстве "Молодая гвардия" вышел первый сборник Шукшина под названием "Сельские жители". В том же году в журнале "Новый мир" были напечатаны два его рассказа: "Классный водитель" и "Гринька Малюгин".

Ведущий 2: Рассказы Шукшина, собранные вместе, соединяются в умный, правдивый, порою смешной, но чаще глубоко драматичный, грустный рассказ о русском мужике. Его герои – шоферы, сторожа, колхозники, паромщики, шорники. Страна узнала себя в его героях и полюбила.

Ведущий 1:

Раунд 3. Путешествие по рассказам Шукшина. (Команды заполняют карточки и отдают на проверку жюри. За правильный ответ 1 балл)

Слайд №11

Вопрос

Ответ

Назовите первый сборник рассказов Шукшина.

«Сельские жители»

Как звали главного героя в рассказе «Срезал»?

Глеб Капустин

Назовите настоящие фамилию и имя Алеши Бесконвойного.

Костя Валиков

На каком инструменте играет герой рассказа «Вянет, пропадает» Славка?

На баяне

Кем по профессии был Семка Рысь из рассказа «Мастер»?

Столяр

Куда и зачем поехали главные герои рассказа «Волки» Иван Дегтярев и Наум Кречетов

В лес за дровами

На какую профессию мечтал выучиться Юрка герой рассказа «Космос, нервная система и шмат сала»

хирург

Сколько рублей потерял в магазине Чудик?

50

Ведущий 2:

Раунд 4. Творческий (Командам предлагается инсценировать отрывок из рассказа. Время на подготовку 7 минут. Выступление оценивается от 1 до 10 баллов) Слайд №12

1 Команда. Рассказ «Космос, нервная система и шмат сала»

Юрка не хочет больше разговаривать -- надо выучить уроки.

-- Про кого счас проходишь?

-- Астрономию, -- коротко и суховато отвечает Юрка, давая тем самым

понять, что разговаривать не намерен.

-- Это про што?

-- Космос. Куда наши космонавты летают.

-- Гагарин-то?

-- Не один Гагарин... Много уж.

-- А чего они туда летают? Зачем?

-- Привет! -- воскликнул Юрка и опять откинулся на спинку стула. -- Ну,

ты даешь. А что они, будут лучше на печке лежать?

-- Што ты привязался с этой печкой? -- обиделся старик. -- Доживи до

моих годов, тогда вякай.

-- Я же не в обиду тебе говорю. Но спрашивать: зачем люди в космос

летают? -- это я тебе скажу...

-- Ну и растолкуй. Для чего же тебя учат? Штоб ты на стариков злился?

-- Ну во-первых: освоение космоса -- это... надо. Придет время, люди

сядут на Луну. А еще придет время -- долетят до Венеры. А на Венере, может,

тоже люди живут. Разве не интересно доглядеть на них?..

-- Они такие же, как мы?

-- Этого я точно не знаю. Может, маленько пострашней, потому что там

атмосфера не такая -- больше давит.

-- Ишо драться кинутся,

-- За что?

-- Ну, скажут: зачем прилетели? -- Старик заинтересован рассказом. --

Непрошеный гость хуже татарина.

-- Не кинутся. Они тоже обрадуются. Еще неизвестно, кто из нас умнее --

может, они. Тогда мы у них будем учиться. А потом, когда техника разовьется,

дальше полетим... -- Юрку самого захватила такая перспектива человечества.

2 Команда. Рассказ «Демагоги». Слайд №13

Вдоль берега шли двое: старик и малый лет десяти -- Петька. Петька до

того белобрыс, что кажется: подуй ветер сильнее, и волосы его облетят, как

одуванчик.

Старик нес на плече свернутый сухой невод.

Петька шел впереди, засунув руки в карманы штанов, посматривал на

небо. Время от времени сплевывал через зубы.

Разговаривали.

-- ... Я ему на это отвечаю, слышь: "Милый, говорю, человек! Ты мне в

сыны три раза годишься, а ты со мной так разговариваешь". -- Старик подкинул

на плече невод. Он страдал глухотой, поэтому говорил громко, почти кричал.

-- "Ты, конечно, начальство!.. Но для меня ты -- ноль без палочки. Я

охраняю государственное учреждение, и ты на меня не ори, пожалуйста!"

-- А он что? -- спросил Петька.

-- А?

-- А он что на это?

-- Он? "А я, -- говорит, -- на тебя вовсе не ору". Тогда я ему на это:

"Как же ты на меня не орешь, ежели я все слышу! Когда на меня не орут, я не

слышу".

-- Ха-ха-ха! -- закатился Петька.

Старик прибавил шагу, догнал Петьку и спросил, тоже улыбаясь:

-- Чего ты?

-- Хитрый ты, деда!

-- Я-то? Меня если кто обманет, тот дня не проживет. Я сам кого хошь

обману. И я тебе так скажу...

Под обрывом, в затоне, сплавилась большая рыбина; по воде пошли круга.

Петька замер.

-- Видал?

Старик тоже остановился.

-- Здесь рыбешка имеется, -- негромко сказал он. -- Только коряг много.

Петька как зачарованный смотрел на воду

-- Вот такая, однако! -- Он показал руками около метра.

-- Талмешка... Тут переметом. Или лучить. Неводом тут нельзя -- порвешь

только. -- Старик тоже смотрел на воду. Он был длинный, сухой, с

благообразным, очень опрятным свежим лицом. Глаза молодые и умные.

Еще сплавилась одна рыбина, опять по воде пошли круги.

-- Ох ты! -- тихонько воскликнул Петька и глотнул слюну. -- Может,

попробуем?

-- А? Нет, порвем невод, и все. Я тебе точно говорю. Я эти места знаю.

Ведущий 1: Слайд №14

Пока жюри подводит итоги 4 туров, попрошу вас оценить наше сегодняшннее мероприятие: На слайде изображены три человека с разной мимикой. Рядом находится коробочка с жетонами.

C:\Users\NS\Desktop\

Кому на мероприятии всё было понятно, кто точно знал правильные ответы, положите свой жетон весёлому человеку.

C:\Users\NS\Desktop\

Кто затруднялся принять правильное решение, чувствовал себя неуверенно, положите свой жетон сомневающемуся человеку.

C:\Users\NS\Desktop\

Кому было очень трудно, вопросы были непонятны и вы даже не пытались попробовать ответить на них, положите свой жетон грустному человеку.

Жюри называет команду победительницу, вручает грамоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина "Литературный максимум"

Литературная викторина подходит для 10-11 классов. В игровой форме проверяет знания учащихся по литературе. Задания рассчитаны на общую эрудицию...

Литературная викторина по рассказу А.И. Куприна "Гранатовый браслет".

Литературная викторина по рассказу А.И. Куприна "Гранатовый браслет" может использоваться в урочной и внеурочной деятельности. Включает 31 вопрос, охватывающий содержание всего произведения....

Викторина по биографии и творчеству В. М. Шукшина

Викторина по биографии и творчеству В. М. Шукшина...

Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству В.М.Шукшина

Не было бы добрых людей, жизнь давно бы остановилась... В.Шукшин.  Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству В.М.Шукшина. П.Проскурин писал: "Василий Шукшин вспыхнул на ...

Викторина по рассказу В. М. Шукшина "Волки"

В курсе школьной программы по литературе учащиеся знакомятся с творчеством В. М. Шукшина, изучение рассказа "Волки" не входит в программу, но на уроках внеклассного чтения можно продолжить з...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия Литературная викторина « Умники и умницы» « Певец калины красной В.М. Шукшин» (К 95- летию со дня рождения автора) 8 класс.

Данное мероприятие - обобщение биографии и творчества В. М. Шукшина. Литературная викторина "Умники и  умницы" " Певец калины красной В.М.Шукшин" состоит из вопросов, посвящён...