ПЛАН работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе
учебно-методический материал
создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_s_odaryonnymi_detmi.docx | 32.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Комплекс средняя общеобразовательная школа-детский сад»
ПЛАН
работы с одаренными детьми
по русскому языку и литературе
Подготовила:
учитель русского
языка и литературы
Шустова И.В.
2023-2024г
Пояснительная записка
Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.
Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.
Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.
Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).
1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.
2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание признаков детской одаренности.
3) Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в психическом развитии.
4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.
Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.
Цель: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».
Задачи:
- помощь одарённым детям в самораскрытии;
- -организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;
- - интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
- организация проектной деятельности;
- забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
- использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью достижения максимального уровня развития детей.
Формы работы с одаренными учащимися.
- групповые занятия с сильными учащимися;
- факультатив;
- кружок;
- конкурсы и конференции;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- индивидуальные консультации.
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:
- с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
- в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
- какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; результативность деятельности с одаренными детьми.
Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.
План работы
Индивидуальный образовательный маршрут
- Фамилия, имя, отчество обучающегося
_ ____________
- Возраст:_____, дата рождения ______
- Характеристика личностных качеств (краткая):
- Основания для создания индивидуального образовательного маршрута:
способствовать наиболее полной реализации индивидуальных интеллектуальных способностей
6. Этапы образовательного маршрута.
Этап / цель | Содержание | Предполагаемый результат |
Начальный этап Цель: выявить индивидуальные интересы и интеллектуальные потребности на данном этапе. |
обучающимся во время занятий и участий в мероприятиях.
по изучению мотивации и интеллектуальных способностей.
желаний и интересов обучающегося.
| 1. Развитие индивидуального интереса кпредмету. 2. Подготовка к мероприятиям, раскрывающим интеллектуальные способности. 3.Участие в дистанционных, школьных и муниципальных олимпиадах и конкурсах. |
Этап развития Цель: способствовать дальнейшему развитию и реализации интеллектуальные способностей. | 1.Проведение методик по изучению уровня самооценки и притязаний, по изучению темперамента. 2. Продолжение индивидуальных занятий. 3.Усложнение видов интеллектуальной деятельности, подготовка к участию в конкурсах, олимпиадах. | 1.Высокий уровень участия в городских и краевых конкурсах. 2. Развитие интеллектуальных способностей, самооценки и уровня притязаний. |
Этап саморазвития Цель: содействовать выходу интеллектуальной деятельности обучающегося на новый, более высокий уровень. | 1.Совместный подбор и обсуждение новых задач, практических работ. 2.Индивидуальная работа над научным проектом. | 1.Высокий уровень участия в конкурсах разного уровня. 2.Развитие субъектной позиции и креативности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми по русскому языку и литературе. Урочная и внеурочная.
Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию спосо...
Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе
Приоритетный национальный проект «Образование», национально-образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривают мероприятия по государственной поддержке способн...
Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе на 2016-2020 годы.
Целью программы является: создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одаренных детей....
ПЛАН работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе
ПЛАН работы с одаренными детьмипо русскому языку и литературе...
Программа "Школа талантов" по работе с одаренными детьми по русскому языку и литературе
Программа «Школа талантов» по работе с одарёнными детьми по русскому языку и литературе способствует интеллектуальному и творческому развитию школьников, формирует навыки исследовате...