Краткосрочная программа "Юный журналист"
рабочая программа

Чиликина Ирина Анатольевна

Направленность – социальная

Возраст обучающихся – 13-15 лет

Форма обучения – очная

Срок реализации – 12 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kratoksrochnaya_programma_yunyy_zhurnalist.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Павлоградского муниципального района Омской области

«Глинкинская основная школа»

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа

«Юный журналист»

Направленность – социальная

Возраст обучающихся – 13-15 лет

Форма обучения – очная

Срок реализации – 12 часов

Автор-составитель:

Чиликина Ирина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

д.Глинкино – 2021


Пояснительная записка

Направленность краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – социально.

Тип программы – по способу авторства – модифицированная, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – интегрированная.

Современное общество предъявляет высокие стандарты к инициативности, компетентности человека в общении и деятельности. В процессе совместной деятельности человек вступает в определенные общественные отношения. Кроме того, полноценное общение – условие раскрытия личности, раскрытия ее творческих возможностей, успешной трудовой деятельности.

Профессия журналиста привлекает школьников, они активно принимают участие в школьных СМИ. Большинство школьников  формируют свои представления под влиянием неких общественных стереотипов, ориентируясь, прежде всего на яркие образы популярных телеведущих и шоуменов. Современная развлекательная индустрия в процессе стремительной гибридизации жанровых форм и создания синтетических форматов медиа-продукции в сознании потребителя контента масс-медиа размывает грань между профессиями ведущего, эстрадного артиста, журналиста, продюсера и т.д. Нет представления о реальном содержании повседневной журналисткой работы и уровнем требований к журналисту-профессионалу.

Журналист — человек, занимающийся общественной деятельностью по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации. Профессия подходит тем, кого интересует русский язык и литература и обществознание.

Журналистика (от французского journal – дневник, газета) – это вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.). Следовательно, журналист - это человек, работающий в системе средств массовой информации (СМИ). И хотя название этой профессии указывает на отношение к журналу, журналисты работают также на радио и телевидении.

В связи с этим журналистика делится на множество подвидов (специализаций): газетная журналистика, фото- радио- и тележурналистика, интернет-журналистика, связи с общественностью (PR). Журналистика – это не только сиюминутные новости. Среди тем, которые она охватывает, – международные отношения, экономика, которые требуют особой подготовки. Статьи, заметки, телевизионные репортажи – это работа корреспондентов. Но к числу журналистов относятся также редакторы, и дизайнеры, работающие в издательствах, на радио и ТВ, а также работники секретариата редакций. Все они – участники информационного процесса.

Будущим журналистам надо понимать, что данная профессия – это не только творчество, но и большая ответственность за каждое написанное и сказанное слово. Каждый профессиональный журналист должен уметь доносить объективную информацию до аудитории. Считается, что основная функция журналистской деятельности – создание информационного канала между государством и обществом, а также формирование общественного мнения.

Программа является практико-ориентированной, обеспечивает познавательную активность в овладении необходимыми практическими знаниями и коммуникативными умениями. В учебной ситуации подросток может экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершенно новые для него умения и навыки взаимодействия, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность.

Возраст обучающихся  13–15 лет. У подростков уже накоплен определенный багаж знаний, могут анализировать события, факты окружающей жизни. У детей старшего школьного возраста устойчивые познавательные интересы, высокий уровень развития чувств и волевых процессов, обдумывание своих намерений и поведения, высокая целеустремленность, ориентация на выбор профессии, повышенная требовательность к себе и другим, стремление ко всему новому.

Педагог при этом является гидом в образовательном процессе.

Цель программы – предоставить возможность учащимся познакомиться с профессиями в сфере коммуникационных специальностей через организацию досуга в каникулярное время.

Задачи.

Личностные:

-формирование осознанного выбора направления образования, к профессиональному самоопределению;

-уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;

Метапредметные:

-развитие компетенции в области использования информационно-коммуникативных технологий;

-развитие потребности в саморазвитии;

Предметные (Образовательные):

-обучение индивидуализированным приемам межличностного общения;

- формирование организационно-коммуникативных компетенций.

Срок реализации программы – 12 часов в каникулярное время, занятия по 2 часа, продолжительность  и возможность проведения экскурсии по договоренности. Набор обучающихся производится без конкурсного отбора.

Ребятам необходимо пройти  регистрацию в государственной информационной системе Омской области «Навигатор дополнительного образования Омской области» через поисковую систему или, пройдя по ссылке: https://р55.навигатор.дети для получения сертификата учета и записи на краткосрочную дополнительную общеразвивающую программу «Школьная газета».

Условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы соответствуют Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.3172-14 в части определения рекомендуемого режима занятий, а также требований к обеспечению безопасности  обучающихся согласно нормативно-инструктивным документам Министерства просвещения РФ.

Формы занятий: практические учебные занятия, учебные экскурсии, деловая игра, тренинги.

Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов: творческие работы.

Планируемые результаты

Личностные:

-сформированы:

способность к осознанному выбору направления образования, к профессиональному самоопределению;

уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;

        Метапредметные:

-развиты умения самостоятельно ставить задачу, соотносить свои действия с планируемым результатом;

-углублены компетенции в области информационно-коммуникативных технологий;

        Предметные:

-приобретены организационно-коммуникативные компетенции (организация собственной деятельности, связанной в решением образовательных и творческих задач, эффективное распределение времени на различные виды деятельности).

Тематический план.

п\п

Тема

Час

Содержание

Вид деятельности

1.

Вводное занятие

2

Организационные вопросы.

Формирование представления о профессии журналиста.

Функции журналистики (информационная, коммуникативная, выражение мнений определенных групп, формирование общественного мнения).

Требования к журналисту (компетентность, объективность, соблюдение профессиональной и этических норм, глубокие знания в области литературы философии и др., владение литературным языком).

Лекция. Диагностика выявления интересов и мотивации к журналистике

2.

Жанры журналистики и их особенности

2

Заметка. Статья. Обзор печати. Репортаж. Очерк. Фельетон. Отзыв. Рецензия.

Лекция.

Практическая работа: работа с прессой (обзор, анализ, сбор материала, редактирование текста и пр.)

Самостоятельная работа: написать новостную заметку.

3

Интервью

2

16 основных правил интервью.

Правила оформления.

Тренинг «Берем интервью»

4

Технические средства

2

Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними. Фотографирование. Роль фотографии в газете. «Портрет», «Пейзаж», «Композиция»

Фотографирование живых объектов. Просмотр и обсуждение работ.

Самостоятельная работа: создать фоторепортаж.

5

Информация

2

Требования к информации (Достоверность. Краткость, ясность. Правильное построение текста, отсутствие орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок. Проверка источника и ссылка на него.).

Источники информации (очевидцы событий, литературные источники, Интернет-источники, собственное мнение журналиста). Как придумывать заголовки и писать лиды (объем заголовка, их стилистика. Констатирующие заголовки. Образные заголовки. Лид. Функции лида (информировать читателей с минимальной потерей времени, акцентировать внимание на самом главном в информации с точки зрения журналиста).

Работа с информацией.

Практическая работа: написать лид и придумать 5 заголовков.

6

Итоговое занятие

2

Деловая игра «Журналист – око народное»

Игра.

Итого

12

Учебная экскурсия возможна по предварительной  договоренности с районной газетой «Ваша звезда», официальными СМИ Омского региона.

Контрольно-оценочные средства

Контроль результатов обучения осуществляется в форме:

 - творческих заданий;

- педагогического наблюдения.

Образовательная деятельность по освоению, закреплению и контролю умений и навыков обучающихся классифицируется в соответствии с образовательными уровнями программы. Дифференциация заданий по видам деятельности помогает ребенку успешно овладеть предлагаемым материалом.

- воспроизводящая (деятельность по образцу) - включает в себя задания на воспроизведение знаний и умений по известному, изученному ранее, алгоритму.Подобная деятельность содействует накоплению у воспитанников опорной информации и создаёт условия для выполнения задач более высокого уровня самостоятельности;

- конструктивная - требует актуализации усвоенных знаний и умений для решения учебных заданий. К конструктивным заданиям относят задания, при выполнении которых используется известный алгоритм деятельности, совмещаются отдельные этапы практической работы;

- творческая – предполагает нетиповую (нестандартную) задачу или проблему. В их основе – формулирование задачи или проблемы, поиск решения, его реализация, анализ результатов и рефлексия достигнутого. Обучающемуся, способному к выполнению творческого задания, присущи такие проявления как видение проблемы в знакомой и новой ситуации, способность на основе нескольких известных методов найти самостоятельно новый способ решения задачи, наличие альтернативного мышления и др.

Условия реализации программы

                Материально-техническое обеспечение: Занятия можно проводить в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен иметь хорошее освещение и периодически проветриваться.

        Техническое оснащение: компьютер/ноутбук, копировальная техника, принтер, аудиотехника. Канцелярские товары. Фотоаппарат.

        Кадровое обеспечение: Педагог, работающий по данной программе, должен иметь профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способным к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни, должен знать возрастные особенности детей.

        Информационно-образовательные ресурсы: электронные цифровые носители (разработки занятий, опросы к занятиям и т.д.); аудио-, видео-, фото- и интернет-источники.

        Учебно-методические ресурсы: Учебно-методические пособия. Дидактический материал. М/презентации. Учебные и контрольные задания. Нормативно-правовая литература.

Список литературы

1.Кеворков В.В. Рекламный текст.- М., 1996

2.Свитич Л.Т. Введение в специальность: Профессия: журналист:уч.пособие.2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект-Пресс, 2008. 255с.

3.Шкопоров Н.Б. Как психологически правильно брать интервью.- М., 2010.

4.Шостак М. Как делать новость.- М., 2000.

Интернет-источники:

1. www.proshkolu.ru 

2. www.testoch.com 

3. www.festival.1september.ru 

4. www.nsportal.ru 

5. www.uroki.net 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Мастерская школьного журналиста"

Школьная газета – это чудо и обыденность…Информационная роль газеты велика, но ещё больше образовательная  и воспитательная! Современные информационные технологии должны стать инстру...

Методическая разработка занятия-игры «Мы журналисты»

Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования обществе...

Посвящение в журналисты

Посвящение в журналисты - это внеклассное мероприятие, проведенное специально для ребят, вступающих в ряды журналистов школьной газеты. Здесь вы найдете не только сценарий мероприятия, но и приложения...

Комплексное решение воспитательно-образовательных задач на занятиях в студии юных журналистов. Развивающие упражнения с газетой

Темой данной работы является комплексный подход к формированию одного из элементов структуры учебного занятия в студии юных журналистов, а именно, развивающим упражнениям с использованием информационн...

"Сподвижница мира"- республиканский конкурс "Юный журналист". Сочинение- интервью.

Сочинение- интервью с заложницей театрального центра на Дубровке, в основе которого лежат реальные факты....

статья "Мы – журналисты нового века!"

В рамках реализации Соглашения о сотрудничестве между МО Ямальский район, Администрацией МО Приуральский район и Администрацией МО Шурышкарский район, с целью привлечения общественности и исполнительн...