Методическая разработка занятия-игры «Мы журналисты»
методическая разработка (информатика и икт) по теме
Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie-igra2.doc | 74.5 КБ |
it_dlya_detey_poavshih_v_trudnuyu_zhiznennuyu_situaciyu2.ppt | 2.78 МБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ средняя общеобразовательная школа школы № 538
с углубленным изучением информационных технологий
Кировского района
Санкт-Петербурга
«Использование информационных технологий в образовательной деятельности»
«Использование информационных технологий воспитательной работе»
Методическая разработка
занятия-игры
«Мы журналисты»
Автор: Шалыпина Янна Сергеевна,
Заместитель директора по УВР (ИКТ)
Санкт-Петербург
2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение 3
План занятия-игры «Мы журналисты» 4
Заключение 9
ВВЕДЕНИЕ
Современную Россию, к сожалению, нельзя сегодня назвать социально благополучным государством. Фактические и статистические данные последних лет, «О положение детей в Российской Федерации», свидетельствует о кризисном социально-экономическом положении детей в нашем обществе.
Резко обозначилось противоречие между взрослым миром и миром детства, возросло непонимание и отчуждение взрослых по отношению к детям. Дети стали самостоятельные, более независимые от родителей. Наблюдается высокий рост детской преступности, угрожающие масштабы приняла безнадзорность и беспризорность детей, растет число нигде не обучающихся детей и подростков, количество социальных сирот при живых родителях, злостно не выполняющих свои обязанности.
Только в нашей школе на внутришкольном учете состоят более 30 учеников, опекаемых детей 10 человек, состоящих на учете в КДН и ОДН 8 человек.
Воспитательная и социальная работа ведется среди наших учеников, которые попали в трудную жизненную ситуацию:
- ведутся беседы с ребятами,
- организуется помощь детям в учебе и досуге;
- ведется работа с классными руководителями и родителями.
Главная цель работы – это то, чтобы наши дети были заняты, чувствовали себя нужными, посещали кружки, участвовали в жизни школы, а не уходили на улицу никому ненужные и потерянные.
Хочу поделиться с коллегами тем, как я решаю эту проблему.
Работая в школе заместителем директора по учебно-воспитательной работе (ИКТ), моей целью было не только просто заинтересовать ребят в работе, но и привлечь к ней детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, детей из неблагополучных семей, так называемых «трудных подростков». Чтобы они могли почувствовать себя нужными, уметь выразить свои проблемы, может быть, поделиться с кем-то своим опытом решения этих проблем. Я задумала выпускать в школе газету и привлечь работать в ней детей 6-8 классов, но не только детей из благополучных семей, но и таких учеников, у которых семейная ситуация, крайне неблагополучная, и в учебе не все гладко, и со сверстниками и учителями не получается строить отношения. Более того, необходимо было, чтобы те дети, которые не пытаются сочинять по собственной инициативе и вообще не уверены в своих силах и возможностях, с бережной помощью умного, тактичного учителя ощутили трудные радости издательского творчества, сделали свои первые шаги к самовыражению в слове для создания своей газеты, где они будут освещать все события, которые происходят в их школьной жизни.
Общаясь с ребятами, работая над их проблемами, я подвела их к тому, что они сами предложили издавать свою школьную газету.
Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись.
Я считаю, что дети учатся в процессе творчества и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя. "Творческий процесс есть наша жизненная энергия, и тот, кто однажды ее испытал, уже больше не сможет без этого жить. ...Порой очень рано наша творческость может заглушаться родителями, учителями, братьями и сестрами ... беспощадной критикой того, что мы делаем."
Вот почему организация в школе творческих дел — необходимое, на мой взгляд, направление педагогической деятельности. Ведь именно в процессе творчества проявляется и формируется личность.
С большим энтузиазмом дети включились в работу. "Но сначала надо придумать газете название," — сказали они. И разгорелись споры. Всем понравилось название "Школьный вестник". Название придумано. Что же дальше? Обсудили, о чем писать, где брать темы, названия рубрик. Стали творить. Выходит наша газета один раз в два месяца
Для более детального представления о том, какой является наша газета, коротко остановлюсь на содержании отдельных номеров, на некоторых материалах и их авторах.
Первая рубрика — "Школьные новости", (за нее отвечает ученица 7-а класса Яковлева Маша) здесь подводятся итоги всем общим делам в школе: праздникам, походам в музеи, спортивным соревнованиям, встречам с интересными людьми и т. д.
В этой же рубрике ребята поздравляют учителей школы с праздниками, Днями рождениями, выражают слова благодарности своим классным руководителям.
Интересной оказалась рубрика "Интервью ". Работает в этой рубрике ученица 7-а класса Хорева Карина. Свои интервью она берет у учителей, учеников, школьных поваров, и детей, которые проявили себя в том или ином школьном деле, участвовали в районных соревнованиях и олимпиадах, городских конкурсах.
Один из интереснейших разделов в газете — «Страничка для мальчишек и девчонок», который отводится под аналитическую статью, тесты и советам о новых веяниях в подростковой жизни. Юная журналистка Баканова Настя, ученица 7-а класса, высказывает свои мысли на различные жизненные темы, анализирует, и что-то рекомендует своим сверстникам .
Некоторые дети самостоятельно определяют тему своей творческой работы, некоторые просят подсказать тему для размышлений и, если тема их заинтересовала, с удовольствием берутся за нее.
Есть в нашей газете и рубрика "Школьные приколы" «Страничка -конкурс. «Угадай кому из учителей принадлежит…?» В ней обнародованы перлы учителей и учеников. Отвечают за рубрику Маша Балутина и Катя Гусева, ученицы 8-а класса.
Работы детей отражают их внутренний мир, содержат оценку поступков людей, жизненных явлений. Какой великолепный проводник обратной связи "ученик-учитель", не правда ли?
Анализируя работы детей, я вижу перспективу в своей работе, слежу за изменениями в поведении, настроении, мировосприятии каждого ученика. Через творческие работы можно проследить, как меняется у ребенка отношение к людям, школе, учителю, насколько результативны те средства воспитания, которые я применяю.
Мы помещаем в нашей газете рисунки, поздравления, юмористические зарисовки, страшилки, комиксы. Ведь детству так свойственны улыбки и смех!
Планировать тематику многих творческих работ лучше на длительный период. Продумываю цель каждой работы, какое воздействие окажет на ребенка, какое место займет среди других работ. Важна самостоятельность в работе, уровень заинтересованности.
Такие темы, как "Мое мнение о школе" (7 класс), "Моя школа — моя жизнь"(7 класс), "Сокровища школьных тетрадей" (8 класс), помогают определить уровень комфортности ребенка в школе. По результатам творческих работ этот уровень значительно поднялся.
Для определения уровня самооценки у детей и коммуникабельности в коллективе были предложены различные интересные тесты: «Находчив ли ты», «Заводной ли ты человек» "Почему я лучше всех".
Анализ этих работ показывает, что уровень самооценки и коммуникабельности у ребят повысился, они стали больше симпатизировать окружающим. Тем не менее, поработать еще есть над чем.
Каждый номер газеты — это ступенька в развитии, в познании себя и других. Благодаря участию в создании очередного номера газеты формируется отношение ребенка к различным явлениям общественной жизни, моральным нормам и правилам поведения, расширяются его представления об окружающем мире, а значит, и формируется тот нравственный барьер, который поможет ребенку противостоять окружающему его негативу.
Кроме того, думается, что школьная газета поможет классным руководителям ближе познакомиться с внутренним миром учеников, чтобы в дальнейшем успешно строить свою воспитательную работу.
Занятие-игра по издательской деятельности
"Мы журналисты"
Автор: Шалыпина Янна Серегеевна, заместитель директора по УВР
Реквизит: бумага (А4), фломастеры, ручки, цветные карандаши, журналы и газеты других издательств, компьютер, пластиковая доска, маркеры.
Ход занятия
1. Введение. Организационный момент – 3 мин.
2. Рассказ об истории Российской журналистики – 7 минут.
3. Игра – 30 минут:
А) 1 этап – организация корпораций. (2 балла)
Б) 2 этап – начало работы издательства. (5 баллов)
В) 3 этап – создание печатного издания. (5 баллов)
Г) 4 этап – подведение итогов. (5 баллов)
Если будут зрители игры (ученики, не входящие в команду), то они обсудив работу издательств могут добавить - 2 балла любой команде за увеличение рейтинга (по мнению ребят) при интересных материалах.
1.Введение. Организационный момент.
Здравствуйте ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие: это занятие-игра под названием “Юный журналист”.
Цели и задачи данного занятия:
- Развитие школьной газеты.
- Открытие творческого потенциала учащихся.
- Рассказ о целях и задачах школьной газеты для привлечения учащихся 6-8 классов в пресс-центр школы.
Сегодня вы узнаете, кто такой журналист, в чём заключается его работа. Побываете в роли издателей и главных редакторов. Вы узнаете с чего начинается газета, какое название для неё лучше выбрать, как она оформляется и что такое “макет”.
2. Рассказ об истории Российской журналистики.
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ
В Санкт-Петербурге считается, что история русской журналистики начинается с 16 декабря 1702 года, когда вышел первый номер газеты "Ведомости". За день до этого император издал указ "Ведомостям быть!". Однако до нас дошел самый ранний номер газеты - от 2 января 1703 года.
Москвичи считают, что русская журналистика началась именно с этой даты. Однако в этом бесценном потрепанном раритете, величиной с половину школьной тетрадки (а какого размера современные газеты?), есть несколько ссылок на более ранние вышедшие номера. На этом основании и можно полагать, что 2 января – не первый номер, а как указано в нем, самый первый - от 16 декабря 1702 года, как и считают петербуржцы. Газета выходила нерегулярно, как Бог на душу положит. Периодичность “Ведомостей” была различной. В 1703 и 1704 гг. вышло по 39 номеров, в 1705 - 46 (это наибольшая цифра). С годами сроки выхода все более растягиваются: известно, например, лишь три номера за 1717 г. и один за 1718 г.
ИСТОРИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
Сначала газета выходила в Москве, а с 1711 года стала выпускаться в Санкт-Петербурге. Объем "Ведомостей" был регулярным – 22 страницы. Тираж газеты испытывал большие колебания – от нескольких десятков до нескольких тысяч экземпляров. Данные, например, за 1708 г. показывают, что отдельные номера “Ведомостей” печатались в количестве 150, 200, 400, 700 и даже 1000 экземпляров, а в 1724 г. тираж снизился до 30 экземпляров. Известие о Полтавской битве было отпечатано в количестве 2500 экземпляров и разошлось целиком, но ряд номеров не находил распространения и оставался на Печатном дворе.
Первыми журналистами были, во-первых, сам Петр, а также его чиновники. Первым редактором “Ведомостей” был директор Печатного двора в Москве Федор Поликарпов, литературно образованный человек, писавший стихи. Он готовил материалы газеты, обрабатывал переводы из иностранной печати, которые поставляли чиновники Посольского приказа, добывал известия из других ведомств и канцелярий, следил за расположением заметок в номере и вел корректуру.
Когда “Ведомости” были переведены в Петербург, ими стал заниматься директор столичной типографии Михаил Абрамов. Яков Синявич – дьяк одного из приказов, самый известный из первых журналистов в России, "репортер". "Ведомости" стали меньше и меньше читать. Во-первых, надоела Северная война, длившаяся больше двадцати лет. Во-вторых, выходили они нерегулярно. В-третьих, стоили очень дорого. Уже после смерти Петра, в 1727 году, став совсем неинтересным, они умерли. В том же году "подхватила эстафету" другая газета – "Санкт-Петербургские ведомости", которую можно купить и сегодня. Один год она выходила на немецком языке, а с 1728 года – стала на русском.
У новой газеты было несколько источников информации:
1) Зарубежные газеты.
2) Путешествующие чиновники.
3) Вскрытие писем крупных дипломатов.
4) Слухи и сплетни.
В наши дни, пожалуй, только не вскрывают письма для получения информации в газету. А на основе пункта 4 существует не один десяток современных русских газет.
Здесь работал Ломоносов, и написал гениальную статью "Рассуждения об обязанностях журналистов", ставшую морально-этическим кодексом. Это - первая статья о том, каким должен быть журналист.
Вот основные требования Ломоносова, предъявляемые журналисту:
1) Компетентный.
2) Скромный.
3) Уважающий мнения других;
4) Знающий фразу "Стыдно воровать чужие мысли".
3. Игра:
А) 1 этап – Организация корпораций.
Задание участникам:
1) разбиться на творческие группы (обычно по 2 – 3 человека) 2-3 группы. ,
2) Придумать название своей корпорации.
3) Определить должности каждого участника (директор, главный редактор, художественный редактор, корреспондент, независимый источник информации).
Выступление команд и подсчёт баллов.
Б) 2 этап – Начало работы издательства.
Определить направления работы издательства: выпуск рекламной полиграфии, выпуск научной литературы, выпуск учебной литературы и т.д. Определить контингент читателей, возрастную группу, заинтересованную в вашем издании.
Выступление команд и подсчёт баллов.
В) 3 этап – Создание печатного издания.
Определить тип издания (газета, журнал), количество страниц, направление, создать логотип журнала, придумать девиз издания, название, разработать рубрики. Рассказать об основных материалах.
Ведущий игры объясняет задания и даёт практические советы.
Большие журналы можно разделять на разделы и большие рубрики. Можно придумать корреспондентов ведущих какую-либо рубрику (Например: Анна Морковкина ведёт рубрику “Во саду ли, в огороде…”)
- необходимо продумать логичную схему рубрик;
- обращать внимание на время года и ближайшие праздники;
- обращать внимание на текущие мировые события;
- не забывать про актуальные темы; создавать рубрики, в которых читатели получают конкретные ответы на свои вопросы;
- оформлять фотосессии модных течений по любому направлению (спорт, моддинг, одежда и т.д.);
- не забывать об интервью.
Выступление команд и подсчёт баллов.
Выступление зрителей по рейтингу каждого издательства.
Г) 4 этап – Подведение итогов.
Суммируются баллы, по каждому пункту даются замечания коллег и ведущего. Можно начислить дополнительные баллы за хорошие и оригинальные идеи.
В конкурсе “Юный журналист” приняли участие следующие корпорации: “АКЕЛЛА” - газета “Новости высоких технологий”, Издательство “МДБ” - журнал для стильных людей “100 очков”, “Школьный дозор” - тематическая газета “Общество против…” (курения, алкоголя, СПИДа и т.д.), “Формула твоего успеха” - журнал “Компьютерные игры”; “Свет в конце тоннеля” - журнал (советы из жизни).
Участники корпораций придумали много интересных и оригинальных рубрик: “Выбор за тобой”, “Контрасты”, “Вот в чем загвоздка”, “Почтовик”, “Девчонкам и мальчишкам”, “Наша гостиная”, “Самый модный”, “Суперконкурс”, и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование компьютерных технологий позволяет достичь следующего:
- Заинтересовать детей в посещение школы, создать оптимальные условий для успешной социализации детей;
- Создать условия для духовного развития детей, стимулировать позитивные изменения в их личностном развитии;
- Создать условия для успешного осуществления процессов самовыражения ребёнка и развития его способностей;
- Раскрыть творческий потенциал учащихся;
- Сформировать познавательную и информационную культуры учащихся с помощью новых информационно-коммуникационных технологий.
- Освоить практические навыки исследовательского труда.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель работы: С оздание оптимальных условий для успешной социализации детей, находящимся в трудной жизненной ситуации , формирование социальной позиции личности и личностного и профессионального самоопределения , в целях работы по профилактике безнадзорности и правонарушений .
Методические задачи : Организовать и заинтересовать детей, для работы в школьной газете; Привить любовь и интерес к школьной жизни; С оздать условия для духовного развития детей, стимулировать позитивные изменения в их личностном развитии; С оздать условия для успешного осуществления процессов самовыражения ребёнка и развития его способностей; Раскрыть творческий потенциал учащихся; Формировать познавательную и информационную культуры учащихся с помощью новых информационно-коммуникационных технологий Создать условия для осознанного профессионального самоопределения.
Работа в газете «Школьный вестник» Совет газет ы (3 человека) 1 сектор информационный 2 сектор досуговый 3 сектор учебный , 4 сектор художники Главный редактор Кузнецова И.А. Руководитель Шалыпина Я.С.
О сновные требования , предъявляемые журналисту: 1) Компетентный. 2) Скромный. 3) Уважающий мнения других; 4) Знающий фразу "Стыдно воровать чужие мысли ». Игра-занятие «Мы журналисты» К аким должен быть журналист .
Игра – 30 минут: А) 1 этап – организация корпораций. (2 балла) Б) 2 этап – начало работы издательства. (5 баллов) В) 3 этап – создание печатного издания. (5 баллов) Г) 4 этап – подведение итогов. (5 баллов) Игра-занятие «Мы журналисты» Игра-занятие «Мы журналисты» Игра-занятие «Мы журналисты»
1 этап – организация корпораций. Задание участникам: разбиться на творческие группы (обычно по 2 – 3 человек а ) 2-3 группы. 2) Придумать название своей корпорации. 3) Определить должности каждого участника (директор, главный редактор, художественный редактор, корреспондент, независимый источник информации). Выступление команд и подсчёт баллов. Игра-занятие «Мы журналисты»
2 этап – начало работы издательства. Определить направления работы издательства: выпуск рекламной полиграфии, выпуск научной литературы, выпуск учебной литературы и т.д. Определить контингент читателей, возрастную группу, заинтересованную в вашем издании. Выступление команд и подсчёт баллов . Игра-занятие «Мы журналисты»
Игра-занятие «Мы журналисты» 3 этап – создание печатного издания. Определить тип издания (газета, журнал), количество страниц, направление, создать логотип журнала, придумать девиз издания, название, разработать рубрики. Рассказать об основных материалах. необходимо продумать логичную схему рубрик; обращать внимание на время года и ближайшие праздники; обращать внимание на текущие мировые события; не забывать про актуальные темы; создавать рубрики, в которых читатели получают конкретные ответы на свои вопросы; оформлять фотосессии модных течений по любому направлению (спорт, моддинг, одежда и т.д.); не забывать об интервью. Выступление команд и подсчёт баллов.
Игра-занятие «Мы журналисты» 4 этап – подведение итогов. Суммируются баллы П о каждому пункту даются замечания коллег и ведущего. ( Можно начислить дополнительные баллы за хорошие и оригинальные идеи. ) В конкурсе “Юный журналист” приняли участие следующие корпорации: “АКЕЛЛА” - газета “Новости высоких технологий”, Издательство “МДБ” - журнал для стильных людей “100 очков”, “Школьный дозор” - тематическая газета “Общество против…” (курения, алкоголя, СПИДа и т.д.), “Формула твоего успеха” - журнал “Компьютерные игры”; “Свет в конце тоннеля” - журнал (советы из жизни). Участники корпораций придумали много интересных и оригинальных рубрик: “Выбор за тобой”, “Контрасты”, “Вот в чем загвоздка”, “Почтовик”, “Девчонкам и мальчишкам”, “Наша гостиная”, “Самый модный”, “Суперконкурс”, и т.д.
Результативность содержания работы : - Выставки творческих работ. - Участие в конкурсах. - Творческие проекты. Выполнение общественно-полезных работ и заказов по изготовлению документов. Результат работы
Гзета «Школьный вестник»
Конкурс «Школьная пресса»
Наши достижения
"Творческий процесс есть наша жизненная энергия, и тот, кто однажды ее испытал, уже больше не сможет без этого жить. ...Порой очень рано наша творческость может заглушаться родителями, учителями, братьями и сестрами ... беспощадной критикой того, что мы делаем." Заключение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Мастерская школьного журналиста"
Школьная газета – это чудо и обыденность…Информационная роль газеты велика, но ещё больше образовательная и воспитательная! Современные информационные технологии должны стать инстру...
Посвящение в журналисты
Посвящение в журналисты - это внеклассное мероприятие, проведенное специально для ребят, вступающих в ряды журналистов школьной газеты. Здесь вы найдете не только сценарий мероприятия, но и приложения...
Комплексное решение воспитательно-образовательных задач на занятиях в студии юных журналистов. Развивающие упражнения с газетой
Темой данной работы является комплексный подход к формированию одного из элементов структуры учебного занятия в студии юных журналистов, а именно, развивающим упражнениям с использованием информационн...
Методическая разработка "Применение технологии развития критического мышления в рамках реализации программы элективного курса «Юный журналист» как важного условия социализации личности учащихся"
ФГОС общего образования фиксирует особый тип результатов образования — личностные результаты, — напрямую связанные с социализацией учащихся. Понятие социализации регулярно упоминается в ва...
Методическая копилка.Мини -словарь юного журналиста
Мини -словарь юного журналиста...
Методическая разработка урока истории в 8 классе по теме "Самодержавная Фелица- журналист".
Педагогическая технология «Технология личностно - ориентированного обучения».Тип урока- открытие новых знаний.Раздел программы- Российская империя при Екатерине II (урок29), та...