Рабочая программа учебного предмета "Родная литература (русская)"
рабочая программа (9 класс)

Васькина Наталия Анатольевна

2020-2021 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod._lite.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Открытая (сменная) школа»

РАССМОТРЕНА                                     СОГЛАСОВАНО                      УТВЕРЖДЕНА

 на заседании методического          Заместитель директора                  приказом по МБОУ

 объединения                                 по учебной работе              «Открытая (сменная) школа»        протокол   от                                     «31 » августа 2020 г.      от  «31 » августа 2020 г.№ 65

«31 » августа 2020 г. №01             _________ /М. Н. Красносумова

  ________ /И.Г. Белоусова                                        

Р А Б О Ч А Я   П Р О Г Р А М М А

учебного предмета  «Родная (русская) литература»

Класс: 9

Количество учебныхнедель: 34

Количество часов по учебному плану ( в неделю): 1 час

Всего:  34 ч в год

Рабочую  программу  составила:  Васькина Н.А.

Рассмотрена и принята на заседании  педагогического  совета от «31» августа 2018 г. протокол № 01

г. Рославль

 2020  г

Пояснительная записка

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 9 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции).
  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2020- 2021 учебный год.
  4. Учебный план МБОУ «Открытая (сменная) школа» на 2020-2021 учебный год от 31.08.2018 года №65
  5. Календарный учебный график МБОУ «Открытая (сменная) школа» на 2020-2021 учебный год.

Учебники:

1. . Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература. 9 класс. Учебник – хрестоматия в 2-х частях. М.: «Просвещение».

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Выпускник научится:

-осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;  адекватно  понимать  художественный текст  и  давать  его смысловой анализ;

интерпретировать   прочитанное,   устанавливать   поле   читательских  ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

-воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

-определять  для  себя  актуальную  и  перспективную  цели  чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

-выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение,  и  на  этой  основе  формировать  собственные  ценностные ориентации;

-определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

-анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своѐ отношение к прочитанному;

-создавать  собственный  текст  аналитического  и  интерпретирующего характера в различных форматах;

-сопоставлять  произведение  словесного  искусства  и  его  воплощение  в других искусствах;

-работать  с  разными  источниками  информации  и  владеть  основными способами еѐ обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

-выбирать  путь  анализа  произведения,  адекватный  жанрово-родовой природе художественного текста;

-дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

-сопоставлять   «чужие»   тексты   интерпретирующего   характера, аргументировано оценивать их;

-оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

-создавать  собственную  интерпретацию  изученного текста  средствами других искусств;

-сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

-вести  самостоятельную  проектно-исследовательскую  деятельность  и оформлять  еѐ  результаты  в  разных  форматах  (работа  исследовательского характера, реферат, проект).

Содержание предмета

Русская литература и русская история XIX века

Русская литература и русская история XIX века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века.

Общие особенности русской литературы XIX  века.

Литературные общества и кружки начала XIX века.

Особенности литературы начала XIX века: расцвет романтизма.

Особенности литературы начала XIX века: расцвет реализма.

А.С. Пушкин

Особенности художественного мира А. Пушкина.        

Обобщённый образ лирического героя А. Пушкина.

Слово в поэтическом произведении А. Пушкина.

Особенности поэтического синтаксиса произведений А. Пушкина.

Философская составляющая поэзии А. Пушкина.

Р.Р.№1. Анализ стихотворения А. Пушкина.

Влияние А.С.Пушкина на русскую национальную культуру.

М.Ю. Лермонтов.

Особенности художественного метода М. Лермонтова.

Обобщённый образ лирического героя М. Лермонтова

Слово в поэтическом произведении М. Лермонтова

Философская составляющая поэзии М. Лермонтова.

Особенности поэтического синтаксиса произведений М. Лермонтова

Р.Р.№2. Анализ стихотворения М. Лермонтова.

Н.В. Гоголь

Особенности художественного метода Н. Гоголя

Особенности языковой организации художественной прозы Н. Гоголя

Р.Р.№3. Н. Гоголь. Анализ прозаического текста.

Ф. Тютчев

Обобщённый образ лирического героя Ф. Тютчева.

Слово в поэтическом произведении Ф. Тютчева.

Особенности поэтического синтаксиса произведений Ф. Тютчева.

Философская составляющая поэзии Ф. Тютчева.

Р.Р.№4. Анализ стихотворения Ф. Тютчева.

А. Фет

Обобщённый образ лирического героя А. Фета.

Слово в поэтическом произведении А.Фета.

Особенности поэтического синтаксиса произведений А.Фета.

Философская составляющая поэзии А. Фета.

Р.Р.№5  Анализ стихотворения А. Фета.

Контрольная работа № 1 Промежуточная аттестация. Тест с творческим заданием.

Развитие темы «маленького человека» в русской литературе.

Развитие темы «маленького человека» в русской литературе   (Н. Карамзин, А. Пушкин, Н. Гоголь, Ф. Достоевский)

Проблема человека и общества в русской литературе XIX века.

Проблема человека и общества в русской литературе XIX века

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование  темы

Количество часов, отводимых на

Всего часов

изучение темы

контрольные работы

РР

стартовые

текущие

промежуточная аттестация

1

Русская литература и русская история

5

-

-

-

-

5

2

А.С. Пушкин

6

-

-

-

1

7

   3

М.Ю. Лермонтов

5

-

-

-

1

6

   4  

Н.В. Гоголь

2

-

-

-

1

3

 

   5

Ф. Тютчев

4

-

-

-

1

5

   6

А. Фет

4

-

1

-

1

6

   7

Развитие темы «маленького человека» в русской литературе.

-

-

-

-

-

1

   8

Проблема человека и общества в русской литературе XIX века.

-

-

-

-

-

1

Всего

30

-

1

-

5

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература»  5 - 9 класс базовый уровень,   МО учителей  русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна

Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования-  Примерной учебной  программы основного общего образо...

Рабочая программа учебного предмета "Родная (русская) литература", 8 класс

Рабочая программа по «Родной (русской) литературе» для 8 классов основной школы составлена на основе требований ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения осно...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах

Адаптированная рабочая программа учебного курса "Родной (русский) язык и родная (русская) литература" 5-9 класс ФГОС ООО...

Рабочая программа учебного курса по русской родной литературе для 8 класса на 2019 – 2020 учебный год (17 часов)

Рабочая программа по предмету «Русская родная литература» для  8 класса составлена на основе нормативных документов:   Федеральный государственный образовательный станд...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» обязательной предметной области «Русский язык и литература» по курсу 5-9 класс ФГОС ООО

Рабочая программа учебного предмета «Литература» обязательной предметной области «Русский язык и литература» составлена в соответствии с ФГОС ООО, требованиями к результатам ос...