Рабочая программа учебного предмета "Родная литература (русская)"
рабочая программа (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Открытая (сменная) школа»
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА
на заседании методического Заместитель директора приказом по МБОУ
объединения по учебной работе «Открытая (сменная) школа» протокол от «31 » августа 2020 г. от «31 » августа 2020 г.№ 65
«31 » августа 2020 г. №01 _________ /М. Н. Красносумова
________ /И.Г. Белоусова
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
учебного предмета «Родная (русская) литература»
Класс: 9
Количество учебныхнедель: 34
Количество часов по учебному плану ( в неделю): 1 час
Всего: 34 ч в год
Рабочую программу составила: Васькина Н.А.
Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета от «31» августа 2018 г. протокол № 01
г. Рославль
2020 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 9 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции).
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2020- 2021 учебный год.
- Учебный план МБОУ «Открытая (сменная) школа» на 2020-2021 учебный год от 31.08.2018 года №65
- Календарный учебный график МБОУ «Открытая (сменная) школа» на 2020-2021 учебный год.
Учебники:
1. . Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература. 9 класс. Учебник – хрестоматия в 2-х частях. М.: «Просвещение».
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Выпускник научится:
-осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
-воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
-определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
-выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
-определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
-анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своѐ отношение к прочитанному;
-создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
-сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
-работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
-выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
-дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
-сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
-оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
-создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
-сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
-вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание предмета
Русская литература и русская история XIX века
Русская литература и русская история XIX века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века.
Общие особенности русской литературы XIX века.
Литературные общества и кружки начала XIX века.
Особенности литературы начала XIX века: расцвет романтизма.
Особенности литературы начала XIX века: расцвет реализма.
А.С. Пушкин
Особенности художественного мира А. Пушкина.
Обобщённый образ лирического героя А. Пушкина.
Слово в поэтическом произведении А. Пушкина.
Особенности поэтического синтаксиса произведений А. Пушкина.
Философская составляющая поэзии А. Пушкина.
Р.Р.№1. Анализ стихотворения А. Пушкина.
Влияние А.С.Пушкина на русскую национальную культуру.
М.Ю. Лермонтов.
Особенности художественного метода М. Лермонтова.
Обобщённый образ лирического героя М. Лермонтова
Слово в поэтическом произведении М. Лермонтова
Философская составляющая поэзии М. Лермонтова.
Особенности поэтического синтаксиса произведений М. Лермонтова
Р.Р.№2. Анализ стихотворения М. Лермонтова.
Н.В. Гоголь
Особенности художественного метода Н. Гоголя
Особенности языковой организации художественной прозы Н. Гоголя
Р.Р.№3. Н. Гоголь. Анализ прозаического текста.
Ф. Тютчев
Обобщённый образ лирического героя Ф. Тютчева.
Слово в поэтическом произведении Ф. Тютчева.
Особенности поэтического синтаксиса произведений Ф. Тютчева.
Философская составляющая поэзии Ф. Тютчева.
Р.Р.№4. Анализ стихотворения Ф. Тютчева.
А. Фет
Обобщённый образ лирического героя А. Фета.
Слово в поэтическом произведении А.Фета.
Особенности поэтического синтаксиса произведений А.Фета.
Философская составляющая поэзии А. Фета.
Р.Р.№5 Анализ стихотворения А. Фета.
Контрольная работа № 1 Промежуточная аттестация. Тест с творческим заданием.
Развитие темы «маленького человека» в русской литературе.
Развитие темы «маленького человека» в русской литературе (Н. Карамзин, А. Пушкин, Н. Гоголь, Ф. Достоевский)
Проблема человека и общества в русской литературе XIX века.
Проблема человека и общества в русской литературе XIX века
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Количество часов, отводимых на | Всего часов | ||||
изучение темы | контрольные работы | РР | |||||
стартовые | текущие | промежуточная аттестация | |||||
1 | Русская литература и русская история | 5 | - | - | - | - | 5 |
2 | А.С. Пушкин | 6 | - | - | - | 1 | 7 |
3 | М.Ю. Лермонтов | 5 | - | - | - | 1 | 6 |
4 | Н.В. Гоголь | 2 | - | - | - | 1 | 3 |
5 | Ф. Тютчев | 4 | - | - | - | 1 | 5 |
6 | А. Фет | 4 | - | 1 | - | 1 | 6 |
7 | Развитие темы «маленького человека» в русской литературе. | - | - | - | - | - | 1 |
8 | Проблема человека и общества в русской литературе XIX века. | - | - | - | - | - | 1 |
Всего | 30 | - | 1 | - | 5 | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна
Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования- Примерной учебной программы основного общего образо...
Рабочая программа учебного предмета "Родная (русская) литература", 8 класс
Рабочая программа по «Родной (русской) литературе» для 8 классов основной школы составлена на основе требований ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения осно...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах
Адаптированная рабочая программа учебного курса "Родной (русский) язык и родная (русская) литература" 5-9 класс ФГОС ООО...
Рабочая программа учебного курса по русской родной литературе для 8 класса на 2019 – 2020 учебный год (17 часов)
Рабочая программа по предмету «Русская родная литература» для 8 класса составлена на основе нормативных документов: Федеральный государственный образовательный станд...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» обязательной предметной области «Русский язык и литература» по курсу 5-9 класс ФГОС ООО
Рабочая программа учебного предмета «Литература» обязательной предметной области «Русский язык и литература» составлена в соответствии с ФГОС ООО, требованиями к результатам ос...