История в словах.
план-конспект занятия (5 класс)

Колотило Марина Юрьевна

Материал для учебного занятия по родному языку для 5 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебное занятие по родному русскому языку в 5 классе

Урок 4.  История в  слове: наименование предметов традиционной

русской одежды

Цель: формирование интереса и уважительного отношения к родному языку и культуре через знакомство с элементами народного костюма.

Предметные результаты:

  • познакомить с элементами женского костюма;
  • расширить словарный запас обучающихся словами, обозначающими элементы костюма.

Метапредметные результаты:

  • показать связь языка и традиционного быта через русский костюм;
  • развивать образное мышление и основы эстетического вкуса.

Личностные результаты:

  • формировать ценностное отношение к духовной культуре народа;
  • воспитывать интерес к слову.

Актуализация знаний по теме, мотивационный блок.

    - Ребята, давайте внимательно прочитаем и обсудим тему урока.

  1. О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
  2. А почему история в слове?
  3. А какую одежду и элементы одежды вы знаете?
  4. Какую одежду носили раньше наши предки?

Основной (ценностно-познавательный блок) урока.

- Начать нашу работу на уроке я предлагаю с учебной задачи.

Найдите упр.26 на стр. 30, найдите два последних абзаца, обратите внимание на значение слов, которых вы не знаете.

Беседа:

  1. О чем текст?
  2. Найдите слова, которые относятся к одежде; объясните их значение; обратитесь к толковому словарю.
  3. Какая информация текста прямо соотносится с темой нашего урока?
  4. Встречаются ли слова, о которых мы с вами говорили, в современной речи?
  5. Известно ли вам шутливое  выражение сарафанное радио? Что оно обозначает, как вы думаете?
  6. Откуда пришло в русский язык слово сарафан?

Обратимся к рубрике «Из истории языка» на стр. 31.

Учебная задача.

- Ученик Петя Ошибкин на карточке неправильно подписал элементы одежды. Ваша задача прочитать текст упр.27 на стр. 31 и исправить ошибки, сделанные Петей.

(Каждый ребенок получает карточку с репродукцией И.Я.Билибина «Вологодская девушка в праздничном наряде». На работу отводится 10 минут.)

(СЛАЙД 3) Проверка: смотрим на слайд и сравниваем со своей работой.

(СЛАЙД 4) Критерии оценивания (дети меняются карточками с соседом по парте и проверяют друг друга, ставят оценку).

Критерии оценивания:

На «5» - 0 ошибок

На «4» - 1 ошибка

На «3»- 2 ошибки

- Ребята, есть ли среди вас, кто справился с заданием без ошибок? Молодцы! Вы внимательные читатели.

1.Как вы понимаете значение слов: за̀пона, бора̀?

2. Найдите и прочитайте фрагменты текста, в которых встречаются эти слова.

3. Попробуйте с ними составить статью для толкового словарика.

4. Остались ли элементы этих слов в русском современном языке? (запонка, оборка и д.)

Физминутка. Проводит подготовленный ученик.

- Сейчас вам предстоит работать в парах.

Прочитайте самостоятельно текст упр. 28 на стр. 32.

Составьте кластер «Головные уборы женского костюма» (детям на столы раздаются карточки с незаполненными «окошками»).

(СЛАЙД 5) Проверка (на слайде правильный ответ)

 Поднимите руки, кто справился с работой?  Молодцы!

(СЛАЙД 6,7,8,9,10) (показ головных уборов)

  1. А какие уборы не относятся к женскому костюму?
  2. Как вы понимаете выражение горлатные шапки?

Учебная задача: обратимся к рубрике «Моя Россия».

(СЛАЙД 11) (портрет художника И.Я.Билибина).

- Самостоятельно прочтите текст и ответьте на вопрос: «Что запечатлевал на своих полотнах И.Я.Билибин?»

(СЛАЙД 12 несколько картин)

- Посмотрите, ребята, на картины художника и назовите сказку и героев этой сказки.

- Понравились ли вам картины художника? Чем? Почему?

Обобщение изученного, рефлексивный блок. Домашнее задание.

Итоговые вопросы:

  1. Ребята, как в слове отражается история русской одежды?
  2. Почему многих слов, о которых мы говорили на уроке, не встречаем в современном языке?  А как вы думаете, как они называются? (историзмы – ушел предмет, ушло и слово)
  3. Как вы думаете, где мы можем встретить слова, о которых мы говорили на уроке?
  4. Оцените наш урок в виде смайлика (дети рисуют в тетради).

Домашнее задание.

Упр. 29, стр. 33.

1,2 группы: составляют  рассказ из 5-7 предложений  об одном предмете народного костюма (одежда, головной убор, обувь).

3 группа выполняет упр. 30 на стр. 33: выписать слова с пропущенными буквами и подчеркнуть, выписать слова, вышедшие из употребления.



Предварительный просмотр:

Учебное занятие по родному русскому языку в 5 классе

Урок 4.  История в  слове: наименование предметов традиционной

русской одежды

Цель: формирование интереса и уважительного отношения к родному языку и культуре через знакомство с элементами народного костюма.

Предметные результаты:

  • познакомить с элементами женского костюма;
  • расширить словарный запас обучающихся словами, обозначающими элементы костюма.

Метапредметные результаты:

  • показать связь языка и традиционного быта через русский костюм;
  • развивать образное мышление и основы эстетического вкуса.

Личностные результаты:

  • формировать ценностное отношение к духовной культуре народа;
  • воспитывать интерес к слову.

Актуализация знаний по теме, мотивационный блок.

    - Ребята, давайте внимательно прочитаем и обсудим тему урока.

  1. О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
  2. А почему история в слове?
  3. А какую одежду и элементы одежды вы знаете?
  4. Какую одежду носили раньше наши предки?

Основной (ценностно-познавательный блок) урока.

- Начать нашу работу на уроке я предлагаю с учебной задачи.

Найдите упр.26 на стр. 30, найдите два последних абзаца, обратите внимание на значение слов, которых вы не знаете.

Беседа:

  1. О чем текст?
  2. Найдите слова, которые относятся к одежде; объясните их значение; обратитесь к толковому словарю.
  3. Какая информация текста прямо соотносится с темой нашего урока?
  4. Встречаются ли слова, о которых мы с вами говорили, в современной речи?
  5. Известно ли вам шутливое  выражение сарафанное радио? Что оно обозначает, как вы думаете?
  6. Откуда пришло в русский язык слово сарафан?

Обратимся к рубрике «Из истории языка» на стр. 31.

Учебная задача.

- Ученик Петя Ошибкин на карточке неправильно подписал элементы одежды. Ваша задача прочитать текст упр.27 на стр. 31 и исправить ошибки, сделанные Петей.

(Каждый ребенок получает карточку с репродукцией И.Я.Билибина «Вологодская девушка в праздничном наряде». На работу отводится 10 минут.)

(СЛАЙД 3) Проверка: смотрим на слайд и сравниваем со своей работой.

(СЛАЙД 4) Критерии оценивания (дети меняются карточками с соседом по парте и проверяют друг друга, ставят оценку).

Критерии оценивания:

На «5» - 0 ошибок

На «4» - 1 ошибка

На «3»- 2 ошибки

- Ребята, есть ли среди вас, кто справился с заданием без ошибок? Молодцы! Вы внимательные читатели.

1.Как вы понимаете значение слов: за̀пона, бора̀?

2. Найдите и прочитайте фрагменты текста, в которых встречаются эти слова.

3. Попробуйте с ними составить статью для толкового словарика.

4. Остались ли элементы этих слов в русском современном языке? (запонка, оборка и д.)

Физминутка. Проводит подготовленный ученик.

- Сейчас вам предстоит работать в парах.

Прочитайте самостоятельно текст упр. 28 на стр. 32.

Составьте кластер «Головные уборы женского костюма» (детям на столы раздаются карточки с незаполненными «окошками»).

(СЛАЙД 5) Проверка (на слайде правильный ответ)

 Поднимите руки, кто справился с работой?  Молодцы!

(СЛАЙД 6,7,8,9,10) (показ головных уборов)

  1. А какие уборы не относятся к женскому костюму?
  2. Как вы понимаете выражение горлатные шапки?

Учебная задача: обратимся к рубрике «Моя Россия».

(СЛАЙД 11) (портрет художника И.Я.Билибина).

- Самостоятельно прочтите текст и ответьте на вопрос: «Что запечатлевал на своих полотнах И.Я.Билибин?»

(СЛАЙД 12 несколько картин)

- Посмотрите, ребята, на картины художника и назовите сказку и героев этой сказки.

- Понравились ли вам картины художника? Чем? Почему?

Обобщение изученного, рефлексивный блок. Домашнее задание.

Итоговые вопросы:

  1. Ребята, как в слове отражается история русской одежды?
  2. Почему многих слов, о которых мы говорили на уроке, не встречаем в современном языке?  А как вы думаете, как они называются? (историзмы – ушел предмет, ушло и слово)
  3. Как вы думаете, где мы можем встретить слова, о которых мы говорили на уроке?
  4. Оцените наш урок в виде смайлика (дети рисуют в тетради).

Домашнее задание.

Упр. 29, стр. 33.

1,2 группы: составляют  рассказ из 5-7 предложений  об одном предмете народного костюма (одежда, головной убор, обувь).

3 группа выполняет упр. 30 на стр. 33: выписать слова с пропущенными буквами и подчеркнуть, выписать слова, вышедшие из употребления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа "Единорог". Проект История одного слова

             Одной из главных и наиболее сложных задач школьного обучения является развитие речи учащихся, обогащаение их словарного запаса и формирован...

Методическая разработка. Проект История одного слова

             Одной из главных и наиболее сложных задач школьного обучения является развитие речи учащихся, обогащаение их словарного запаса и формирован...

Проект в 5 классе "История одного слова"

Прект в 5 классе "История одного слова"...

История рукописи "Слова о полку Игореве"

Глава из учебного пособия к урокам изучения "Слова о полку Игореве в 9 классе". Учебное пособие «…Звучат лишь Письмена…» составлено на основе статей разных авторов и содержит дополнительный материал к...

"из истории популярных слов и выражений"

"из истории популярных слов и выражений"...

Истории одного слова."Яблоко"

мастер-класс по русскому языку...