История в словах.
план-конспект занятия (5 класс)
Материал для учебного занятия по родному языку для 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект учебного занятия по родному языку для 5 класса | 20.79 КБ |
istoriya_v_slove.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебное занятие по родному русскому языку в 5 классе
Урок 4. История в слове: наименование предметов традиционной
русской одежды
Цель: формирование интереса и уважительного отношения к родному языку и культуре через знакомство с элементами народного костюма.
Предметные результаты:
- познакомить с элементами женского костюма;
- расширить словарный запас обучающихся словами, обозначающими элементы костюма.
Метапредметные результаты:
- показать связь языка и традиционного быта через русский костюм;
- развивать образное мышление и основы эстетического вкуса.
Личностные результаты:
- формировать ценностное отношение к духовной культуре народа;
- воспитывать интерес к слову.
Актуализация знаний по теме, мотивационный блок.
- Ребята, давайте внимательно прочитаем и обсудим тему урока.
- О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- А почему история в слове?
- А какую одежду и элементы одежды вы знаете?
- Какую одежду носили раньше наши предки?
Основной (ценностно-познавательный блок) урока.
- Начать нашу работу на уроке я предлагаю с учебной задачи.
Найдите упр.26 на стр. 30, найдите два последних абзаца, обратите внимание на значение слов, которых вы не знаете.
Беседа:
- О чем текст?
- Найдите слова, которые относятся к одежде; объясните их значение; обратитесь к толковому словарю.
- Какая информация текста прямо соотносится с темой нашего урока?
- Встречаются ли слова, о которых мы с вами говорили, в современной речи?
- Известно ли вам шутливое выражение сарафанное радио? Что оно обозначает, как вы думаете?
- Откуда пришло в русский язык слово сарафан?
Обратимся к рубрике «Из истории языка» на стр. 31.
Учебная задача.
- Ученик Петя Ошибкин на карточке неправильно подписал элементы одежды. Ваша задача прочитать текст упр.27 на стр. 31 и исправить ошибки, сделанные Петей.
(Каждый ребенок получает карточку с репродукцией И.Я.Билибина «Вологодская девушка в праздничном наряде». На работу отводится 10 минут.)
(СЛАЙД 3) Проверка: смотрим на слайд и сравниваем со своей работой.
(СЛАЙД 4) Критерии оценивания (дети меняются карточками с соседом по парте и проверяют друг друга, ставят оценку).
Критерии оценивания:
На «5» - 0 ошибок
На «4» - 1 ошибка
На «3»- 2 ошибки
- Ребята, есть ли среди вас, кто справился с заданием без ошибок? Молодцы! Вы внимательные читатели.
1.Как вы понимаете значение слов: за̀пона, бора̀?
2. Найдите и прочитайте фрагменты текста, в которых встречаются эти слова.
3. Попробуйте с ними составить статью для толкового словарика.
4. Остались ли элементы этих слов в русском современном языке? (запонка, оборка и д.)
Физминутка. Проводит подготовленный ученик.
- Сейчас вам предстоит работать в парах.
Прочитайте самостоятельно текст упр. 28 на стр. 32.
Составьте кластер «Головные уборы женского костюма» (детям на столы раздаются карточки с незаполненными «окошками»).
(СЛАЙД 5) Проверка (на слайде правильный ответ)
Поднимите руки, кто справился с работой? Молодцы!
(СЛАЙД 6,7,8,9,10) (показ головных уборов)
- А какие уборы не относятся к женскому костюму?
- Как вы понимаете выражение горлатные шапки?
Учебная задача: обратимся к рубрике «Моя Россия».
(СЛАЙД 11) (портрет художника И.Я.Билибина).
- Самостоятельно прочтите текст и ответьте на вопрос: «Что запечатлевал на своих полотнах И.Я.Билибин?»
(СЛАЙД 12 несколько картин)
- Посмотрите, ребята, на картины художника и назовите сказку и героев этой сказки.
- Понравились ли вам картины художника? Чем? Почему?
Обобщение изученного, рефлексивный блок. Домашнее задание.
Итоговые вопросы:
- Ребята, как в слове отражается история русской одежды?
- Почему многих слов, о которых мы говорили на уроке, не встречаем в современном языке? А как вы думаете, как они называются? (историзмы – ушел предмет, ушло и слово)
- Как вы думаете, где мы можем встретить слова, о которых мы говорили на уроке?
- Оцените наш урок в виде смайлика (дети рисуют в тетради).
Домашнее задание.
Упр. 29, стр. 33.
1,2 группы: составляют рассказ из 5-7 предложений об одном предмете народного костюма (одежда, головной убор, обувь).
3 группа выполняет упр. 30 на стр. 33: выписать слова с пропущенными буквами и подчеркнуть, выписать слова, вышедшие из употребления.
Предварительный просмотр:
Учебное занятие по родному русскому языку в 5 классе
Урок 4. История в слове: наименование предметов традиционной
русской одежды
Цель: формирование интереса и уважительного отношения к родному языку и культуре через знакомство с элементами народного костюма.
Предметные результаты:
- познакомить с элементами женского костюма;
- расширить словарный запас обучающихся словами, обозначающими элементы костюма.
Метапредметные результаты:
- показать связь языка и традиционного быта через русский костюм;
- развивать образное мышление и основы эстетического вкуса.
Личностные результаты:
- формировать ценностное отношение к духовной культуре народа;
- воспитывать интерес к слову.
Актуализация знаний по теме, мотивационный блок.
- Ребята, давайте внимательно прочитаем и обсудим тему урока.
- О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- А почему история в слове?
- А какую одежду и элементы одежды вы знаете?
- Какую одежду носили раньше наши предки?
Основной (ценностно-познавательный блок) урока.
- Начать нашу работу на уроке я предлагаю с учебной задачи.
Найдите упр.26 на стр. 30, найдите два последних абзаца, обратите внимание на значение слов, которых вы не знаете.
Беседа:
- О чем текст?
- Найдите слова, которые относятся к одежде; объясните их значение; обратитесь к толковому словарю.
- Какая информация текста прямо соотносится с темой нашего урока?
- Встречаются ли слова, о которых мы с вами говорили, в современной речи?
- Известно ли вам шутливое выражение сарафанное радио? Что оно обозначает, как вы думаете?
- Откуда пришло в русский язык слово сарафан?
Обратимся к рубрике «Из истории языка» на стр. 31.
Учебная задача.
- Ученик Петя Ошибкин на карточке неправильно подписал элементы одежды. Ваша задача прочитать текст упр.27 на стр. 31 и исправить ошибки, сделанные Петей.
(Каждый ребенок получает карточку с репродукцией И.Я.Билибина «Вологодская девушка в праздничном наряде». На работу отводится 10 минут.)
(СЛАЙД 3) Проверка: смотрим на слайд и сравниваем со своей работой.
(СЛАЙД 4) Критерии оценивания (дети меняются карточками с соседом по парте и проверяют друг друга, ставят оценку).
Критерии оценивания:
На «5» - 0 ошибок
На «4» - 1 ошибка
На «3»- 2 ошибки
- Ребята, есть ли среди вас, кто справился с заданием без ошибок? Молодцы! Вы внимательные читатели.
1.Как вы понимаете значение слов: за̀пона, бора̀?
2. Найдите и прочитайте фрагменты текста, в которых встречаются эти слова.
3. Попробуйте с ними составить статью для толкового словарика.
4. Остались ли элементы этих слов в русском современном языке? (запонка, оборка и д.)
Физминутка. Проводит подготовленный ученик.
- Сейчас вам предстоит работать в парах.
Прочитайте самостоятельно текст упр. 28 на стр. 32.
Составьте кластер «Головные уборы женского костюма» (детям на столы раздаются карточки с незаполненными «окошками»).
(СЛАЙД 5) Проверка (на слайде правильный ответ)
Поднимите руки, кто справился с работой? Молодцы!
(СЛАЙД 6,7,8,9,10) (показ головных уборов)
- А какие уборы не относятся к женскому костюму?
- Как вы понимаете выражение горлатные шапки?
Учебная задача: обратимся к рубрике «Моя Россия».
(СЛАЙД 11) (портрет художника И.Я.Билибина).
- Самостоятельно прочтите текст и ответьте на вопрос: «Что запечатлевал на своих полотнах И.Я.Билибин?»
(СЛАЙД 12 несколько картин)
- Посмотрите, ребята, на картины художника и назовите сказку и героев этой сказки.
- Понравились ли вам картины художника? Чем? Почему?
Обобщение изученного, рефлексивный блок. Домашнее задание.
Итоговые вопросы:
- Ребята, как в слове отражается история русской одежды?
- Почему многих слов, о которых мы говорили на уроке, не встречаем в современном языке? А как вы думаете, как они называются? (историзмы – ушел предмет, ушло и слово)
- Как вы думаете, где мы можем встретить слова, о которых мы говорили на уроке?
- Оцените наш урок в виде смайлика (дети рисуют в тетради).
Домашнее задание.
Упр. 29, стр. 33.
1,2 группы: составляют рассказ из 5-7 предложений об одном предмете народного костюма (одежда, головной убор, обувь).
3 группа выполняет упр. 30 на стр. 33: выписать слова с пропущенными буквами и подчеркнуть, выписать слова, вышедшие из употребления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа "Единорог". Проект История одного слова
Одной из главных и наиболее сложных задач школьного обучения является развитие речи учащихся, обогащаение их словарного запаса и формирован...
Методическая разработка. Проект История одного слова
Одной из главных и наиболее сложных задач школьного обучения является развитие речи учащихся, обогащаение их словарного запаса и формирован...
Конспект урока "Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия «Слова…». Русская история в «Слове…». Содержание «Слова…». Герои «Слова…».
Подробный конспект урока по "Слову о полке Игореве..."...
Проект в 5 классе "История одного слова"
Прект в 5 классе "История одного слова"...
История рукописи "Слова о полку Игореве"
Глава из учебного пособия к урокам изучения "Слова о полку Игореве в 9 классе". Учебное пособие «…Звучат лишь Письмена…» составлено на основе статей разных авторов и содержит дополнительный материал к...
"из истории популярных слов и выражений"
"из истории популярных слов и выражений"...
Истории одного слова."Яблоко"
мастер-класс по русскому языку...