Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры
план-конспект урока (5 класс)

Опекина Алёна Евгеньевна

Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры. 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Тема: Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры.

Цель: формирование позитивного отношения к изучению родных языков у обучающихся, показ «картины языкового разнообразия»

Задачи:

  1. раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка;
  2. воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
  3.   приобщение подрастающего поколения к своей национальной культуре, национальному искусству и воспитание уважения к культуре и традициям различных национальностей

этап

Ход урока

Проверка дз

Расскажите мне об этапах письменности, с которыми мы познакомились на прошлом уроке.

предметное

  1. Предметное письмо.
  2. Пиктография-рисунчатое письмо
  3. Азбука.

Открываем тетради, записываем число, классная работа, и тему урока «Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры.»

Наш урок мы начнем с высказывания Ушинского: «Язык каждого народа создан самим народом». Как вы понимаете данное высказывание?

Работа с темой урока.

- Язык. Что это такое?

(Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических

средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.)

- Русский?

(Язык русского народа.)

- Как вы понимаете слово культура?

(Это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.)

- Словосочетание «русская национальная культура». Объясните его значение.

(Это совокупность духовных достижений русского народа.)

- Какие достижения мы относим к духовным?

(Нравственные, т.е. правила поведения и интеллектуальные, т.е. умственные.)

- Как вы думаете, русский язык имеет отношение к русской национальной культуре?

(Да.)

- Сейчас мы с вами попробуем разобраться, какое именно отношение язык имеет к русской национальной культуре.

- Как вы думаете, где ребёнок знакомится с языком?

(В семье, усваивая язык своих родителей.)

Послушайте, что говорил по этому поводу русский педагог и психолог

П.П.Блонский: «Ребёнок сердцем и мыслью спаивается с историей родной культуры. В будущем он тогда, наверное, не вандал по отношению к ней. Он крепко-накрепко связан с народом... он - питомец его и сознаёт его». 

Согласны ли вы с П.П.Блонским? Почему?

(Согласны. Если с детства ребёнок слышит родную речь, то он начинает её

изучать, любить и беречь)

- В высказывании говорится о том, что «ребёнок спаивается с историей родной культуры». Как вы понимаете эти слова?

(Мамы и папы, бабушки и дедушки ребёнку читают книги, рассказывают об

истории, о том, что такое хорошо и что такое плохо и так далее. Таким образом ребёнок знакомится с культурой своего народа).

Потом ребёнок подрастает, идёт в детский сад, потом в школу, продолжая

знакомиться с национальной культурой своего народа через язык. Приведите примеры.

(Уроки истории, географии, изо, музыки, литературы, русского языка, то есть через научные и художественные книги).

Работа со значением слов.

Русские люди живут в разных географических условиях: одни в лесной местности, а другие в степной; одни в горах, а другие – на равнине. Это наложило отпечаток на их жизнь, быт, язык. В национальном русском языке имеется такое определение как диалектизмы.

Диалектизмы — это слова, словосочетания и устойчивые обороты, распространенные в какой-то определенной местности.

Архаизмы - просто устаревшие слова, которые являются описанием современных предметов

Следующие ниже примеры взяты из справочника «Новое в русской лексике», в котором помещены слова, вошедшие в язык в начале 20-го века.

- А зачем изучать то, что не является литературным языком? (Народные говоры - свидетели русской истории. Они сохранили названия предметов крестьянского быта, пищи, орудий труда, традиционной одежды.)

- А художественные произведения - это национальная культура? Докажите.

(Из художественных произведений в лексикон человека входят очень многие

красивые слова: алая заря, красна девица, добрый молодец, шёлковая травушка-муравушка. Это тоже черта нашего народа, а значит, и русской культуры).

Работа с учебником.

Стр 21 №19. 1. Происхождение слова «окно» 2. Для раскрытия богатства языка 3. Последний абзац.

Работа с текстом.

(резервное)

Культура человека, наряду со знаниями, начитанностью и умением вести себя, включает как непременное условие и культуру речи - умение правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.

Речь должна быть:

разнообразной - не повторяющей без необходимости одно и то же слово или выражение;

выразительной - использующей образные средства языка:

фразеологизмы и крылатые слова, пословицы и поговорки, метафоры и сравнения;

точной - употребляемые слова и выражения должны называть именно то, о чём мы действительно хотим сказать;

логичной - последовательной (последующее вытекает из предыдущего);

краткой - экономной, не содержащей ничего лишнего;

ясной - чётко формулирующей передаваемую мысль;

доступной - выраженной в понятной форме, известными словами.

- Сформулируем выводы из текста и запишем их.

(Культурный человек, начитанный, умеющий себя вести, обладающий культурой речи - умением правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом. Речь должна быть разнообразной, выразительной, точной, логичной, краткой, ясной, доступной.)

Итоги:

1. В словах русского языка живёт прошлое и настоящее русского народа, его быт, традиции, обычаи, нравы, особенности трудовой деятельности, природной среды и т.д.

2. Со временем заимствованные слова закрепляются на русской почве и становятся неотъемлемой частью нашей культуры).

3. Из художественных произведений в лексикон человека входят очень многие красивые слова: алая заря, красна девица, добрый молодец, шёлковая травушка-муравушка. Это тоже черта нашего народа, а значит, и русской культуры).

4. Носителем национальной культурной информации может быть отдельное слово (исконное, заимствованное), фразеологизм, пословицы, поговорки, афоризмы, литературные цитаты и так далее

дз

Обязательно: подобрать и записать в тетрадь по 5 архаизмов и диалектизмов.  По желанию: можно рассказать подробно о выбранных архаизмов и диалектизмов; Приготовить сообщение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАСИЛИЕ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ КАК ПРОБЛЕМА ОБНИЩАНИЯ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.

ЗАСИЛИЕ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ КАК ПРОБЛЕМА ОБНИЩАНИЯ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ...

Английский детский фольклор- как зеркало национальной культуры.

Слово «фольклор» произошло от соединения двух английских слов: folk-«народ» и lore-«мудрость». Считается, что до XVII века в Англии не существовало детской лит...

Новогодний квест "Волшебное зеркало"

Основа сюжета.  У Снежной королевы разбилось Новогоднее зеркало.  Осколки унесло в (название города).  Задача классных команд  собрать осколки.  Для этого они отправляются в п...

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Фразеологизмы

Иллюстрированная информация о фразеологизмах для использования на уроках русского языка, родного русского языка, при организации внеурочной деятельности...

Методическая разработка образовательной деятельности по музыкальному развитию на тему: "Волшебные зеркала"

Конспект НОД (подготовительная к школе группа)по художественно-эстетическому развитию (музыкальное воспитание) Тема: «Волшебные зеркала»...

«Волшебное зеркало Эшера».

Многие художники создавали картины, в основе которых лежала геометрия. Среди них самым известным является гениальный голландский художник-график Мауриц Эше - отец математического искус...