Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры
план-конспект урока (5 класс)
Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры. 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no4_yazyk_-_volshebnoe_zerkalo_mira_i_natsionalnoy_kultury.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры.
Цель: формирование позитивного отношения к изучению родных языков у обучающихся, показ «картины языкового разнообразия»
Задачи:
- раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка;
- воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
- приобщение подрастающего поколения к своей национальной культуре, национальному искусству и воспитание уважения к культуре и традициям различных национальностей
этап | Ход урока |
Проверка дз | Расскажите мне об этапах письменности, с которыми мы познакомились на прошлом уроке. предметное
|
Открываем тетради, записываем число, классная работа, и тему урока «Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры.» | |
Наш урок мы начнем с высказывания Ушинского: «Язык каждого народа создан самим народом». Как вы понимаете данное высказывание? | |
Работа с темой урока. | - Язык. Что это такое? (Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.) - Русский? (Язык русского народа.) - Как вы понимаете слово культура? (Это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.) - Словосочетание «русская национальная культура». Объясните его значение. (Это совокупность духовных достижений русского народа.) - Какие достижения мы относим к духовным? (Нравственные, т.е. правила поведения и интеллектуальные, т.е. умственные.) - Как вы думаете, русский язык имеет отношение к русской национальной культуре? (Да.) |
- Сейчас мы с вами попробуем разобраться, какое именно отношение язык имеет к русской национальной культуре. - Как вы думаете, где ребёнок знакомится с языком? (В семье, усваивая язык своих родителей.) - Послушайте, что говорил по этому поводу русский педагог и психолог П.П.Блонский: «Ребёнок сердцем и мыслью спаивается с историей родной культуры. В будущем он тогда, наверное, не вандал по отношению к ней. Он крепко-накрепко связан с народом... он - питомец его и сознаёт его». Согласны ли вы с П.П.Блонским? Почему? (Согласны. Если с детства ребёнок слышит родную речь, то он начинает её изучать, любить и беречь) - В высказывании говорится о том, что «ребёнок спаивается с историей родной культуры». Как вы понимаете эти слова? (Мамы и папы, бабушки и дедушки ребёнку читают книги, рассказывают об истории, о том, что такое хорошо и что такое плохо и так далее. Таким образом ребёнок знакомится с культурой своего народа). - Потом ребёнок подрастает, идёт в детский сад, потом в школу, продолжая знакомиться с национальной культурой своего народа через язык. Приведите примеры. (Уроки истории, географии, изо, музыки, литературы, русского языка, то есть через научные и художественные книги). | |
Работа со значением слов. | Русские люди живут в разных географических условиях: одни в лесной местности, а другие в степной; одни в горах, а другие – на равнине. Это наложило отпечаток на их жизнь, быт, язык. В национальном русском языке имеется такое определение как диалектизмы. Диалектизмы — это слова, словосочетания и устойчивые обороты, распространенные в какой-то определенной местности. Архаизмы - просто устаревшие слова, которые являются описанием современных предметов Следующие ниже примеры взяты из справочника «Новое в русской лексике», в котором помещены слова, вошедшие в язык в начале 20-го века. - А зачем изучать то, что не является литературным языком? (Народные говоры - свидетели русской истории. Они сохранили названия предметов крестьянского быта, пищи, орудий труда, традиционной одежды.) - А художественные произведения - это национальная культура? Докажите. (Из художественных произведений в лексикон человека входят очень многие красивые слова: алая заря, красна девица, добрый молодец, шёлковая травушка-муравушка. Это тоже черта нашего народа, а значит, и русской культуры). |
Работа с учебником. | Стр 21 №19. 1. Происхождение слова «окно» 2. Для раскрытия богатства языка 3. Последний абзац. |
Работа с текстом. (резервное) | Культура человека, наряду со знаниями, начитанностью и умением вести себя, включает как непременное условие и культуру речи - умение правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом. Речь должна быть: разнообразной - не повторяющей без необходимости одно и то же слово или выражение; выразительной - использующей образные средства языка: фразеологизмы и крылатые слова, пословицы и поговорки, метафоры и сравнения; точной - употребляемые слова и выражения должны называть именно то, о чём мы действительно хотим сказать; логичной - последовательной (последующее вытекает из предыдущего); краткой - экономной, не содержащей ничего лишнего; ясной - чётко формулирующей передаваемую мысль; доступной - выраженной в понятной форме, известными словами. - Сформулируем выводы из текста и запишем их. (Культурный человек, начитанный, умеющий себя вести, обладающий культурой речи - умением правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом. Речь должна быть разнообразной, выразительной, точной, логичной, краткой, ясной, доступной.) |
Итоги: | 1. В словах русского языка живёт прошлое и настоящее русского народа, его быт, традиции, обычаи, нравы, особенности трудовой деятельности, природной среды и т.д. 2. Со временем заимствованные слова закрепляются на русской почве и становятся неотъемлемой частью нашей культуры). 3. Из художественных произведений в лексикон человека входят очень многие красивые слова: алая заря, красна девица, добрый молодец, шёлковая травушка-муравушка. Это тоже черта нашего народа, а значит, и русской культуры). 4. Носителем национальной культурной информации может быть отдельное слово (исконное, заимствованное), фразеологизм, пословицы, поговорки, афоризмы, литературные цитаты и так далее |
дз | Обязательно: подобрать и записать в тетрадь по 5 архаизмов и диалектизмов. По желанию: можно рассказать подробно о выбранных архаизмов и диалектизмов; Приготовить сообщение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗАСИЛИЕ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ КАК ПРОБЛЕМА ОБНИЩАНИЯ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.
ЗАСИЛИЕ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ КАК ПРОБЛЕМА ОБНИЩАНИЯ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ...
Английский детский фольклор- как зеркало национальной культуры.
Слово «фольклор» произошло от соединения двух английских слов: folk-«народ» и lore-«мудрость». Считается, что до XVII века в Англии не существовало детской лит...
Русский язык и литература. Русский язык.Введение. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
конспект урока по русскому языку для СПО 1 курс...
Новогодний квест "Волшебное зеркало"
Основа сюжета. У Снежной королевы разбилось Новогоднее зеркало. Осколки унесло в (название города). Задача классных команд собрать осколки. Для этого они отправляются в п...
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Фразеологизмы
Иллюстрированная информация о фразеологизмах для использования на уроках русского языка, родного русского языка, при организации внеурочной деятельности...
Методическая разработка образовательной деятельности по музыкальному развитию на тему: "Волшебные зеркала"
Конспект НОД (подготовительная к школе группа)по художественно-эстетическому развитию (музыкальное воспитание) Тема: «Волшебные зеркала»...
«Волшебное зеркало Эшера».
Многие художники создавали картины, в основе которых лежала геометрия. Среди них самым известным является гениальный голландский художник-график Мауриц Эше - отец математического искус...