Из истории русской письменности 5 класс
план-конспект урока (5 класс)
Из истории русской письменности 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no3_iz_istorii_russkoy_pismennosti.docx | 420.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №:3
Тема: Из истории русской письменности.
Цель: проследить историю возникновения письменности, её поэтапное развитие.
Задачи: предоставить информацию об истории создания славянской письменности, вспомнить просветительскую деятельностью Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;
этапы | Ход урока |
Проверка дз | Стр 14 №11 |
Работа с темой урока: | Сегодня мы продолжаем работать с историей письменности.. Открываем тетради, записываем число, сегодня у нас шестнадцатое сентября, классная работа и тема урока «история письменности» Историю русского языка можно условно различить два периода: доисторический или дописьменный (до XI века) и исторический (с XI века и до наших дней). ЗАПИСАТЬ! Лакуну между дописьменным и историческим периодами развития языка принято считать XI век, потому что именно к этому времени относятся первые памятники восточнославянской письменности. |
Этапы Развития Письменн 1.«предметное Письмо» | Давным-давно люди начали использовать фигурки животных или просто предметы (палочки, камни.) для записи и учета скота, т.е. открыли предметное письмо. (На слайде -табличка «Предметное письмо».) У древних людей существовали простые способы записывать события или передавать известия. Если племя хотело объявить другому войну, оно посылало ему копьё или стрелу. А если речь шла о мире, посылали табак и трубку в придачу или зеленую ветку Древнегреческий историк Геродот рассказывал, что когда могущественный и непобедимый персидский царь Дарий I вел против кочевников-скифов войну, которая «затягивалась и конца ей не было видно», скифские цари отправили к Дарию вестника с дарами. Это были птица, мышь, лягушка и пять стрел. Персы спросили посланца, что означают эти подношения, но тот ответил, что ему приказано только вручить дары и как можно скорее возвращаться. Персам предстояло самим понять значение этих даров… - А вы сможете разгадать смысл этого послания? Персы собрали совет. Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и потому принесли ему в знак покорности землю и воду, ибо мышь живет в земле, лягушка обитает в воде, птица, быстрая как конь, – знак бегства, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Один из мудрых мужей, сопровождавших царя с ним не согласился. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Дальнейшие события показали, что прав был именно этот мудрец: самоуверенный царь Дарий потерпел поражение от скифов. Вывод: Дары скифов были своеобразным способом передачи информации. - Как ученые называют такой способ передачи информации? (Предметным письмом) - Когда-то с него и началась история письменности. Как вы думаете, удобен ли был такой способ письма? Почему? (Понять письмо можно было по-разному.) |
Предметным письмом считаются и такие древние способы передачи информации, как вампумы и кипу. (слайд)- Вампумы – это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета или пояса, сплетенные из таких шнуров. Североамериканские индейцы использовали вампумы, чтобы передавать информацию. Количество, цвет и взаиморасположение раковин были значимы. - Свое древнее значение цвета сохранили и сейчас. С ними мы сталкиваемся в самых различных ситуациях. Враг выбрасывает белый флаг – значит, просит перемирия, человек весь в черном – траур по умершему. Где можно еще встретить такое цветовое письмо? (Сигналы на корабле, светофор, маяк…) - Самый популярный вид предметной письменности древних индейцев – шнуры с узелками, которые назывались – кипу (узел). Вот как выглядело такое узелковое письмо. Почему возникла необходимость появления письменности? (Для передачи мыслей, как способ передачи информации, средство общения.) - Какой недостаток был у первобытных типов письма? Вывод: Такие письма было очень трудно понять. Нельзя было выразить многие понятия, доступные человеческому мышлению и языку. | |
2. «Пиктография»- «рисуночное письмо» | Что такое пиктография? К пиктографии относятся и древние наскальные рисунки. Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? (Сцена охоты.) - Почему на своих первых рисунках люди рисовали животных? - Человек тогда не пахал землю и не сеял. Он охотился на диких зверей, и его жизнь зависела от удачной охоты. Поэтому животные интересовали людей больше всего. Их рисовали углем на стенах пещеры. И ныне, наскальные рисунки поражают нас точностью и реализмом. Рисуночное письмо оперирует не буквами, из которых складываются слова, а рисунками (пиктограммами), каждый из которых графически изображает конкретный предмет или явление.- Пиктография не требует от воспринимающего какой-то особой грамотности. Более того, она может быть одинаково понятна людям, говорящим на различных языках.Как вы уже поняли, пиктография - не очень удобный способ передачи письменной информации. Именно поэтому человек стал задумываться о создании азбуки |
3. азбука | - А знаете ли вы, кто являлся создателем славянской азбуки? (Кирилл и Мефодий) -Какое значение имело создание славянской азбуки на Руси -В Древней Руси было малое количество грамотных людей, среди них: священники и монахи. Со временем у людей появилась необходимость в записи исторических событий. Они стали вести летописи. Каждая летописьотдалялась от предыдущей красной строкой. Люди, которые писали или переписывали книги, назывались писцами. Писцы вносили в летопись события, которые могли подтвердиться очевидцами. Что записывали в летописях? Записывали происходившие события по годам. Часто в летописи входили легенды, народные сказания. Лишь немного из этих сокровищ русской культуры сохранились до нашего времени. Они гибли в огне от пожаров, при вражеских набегах. Для нас древние летописи очень важны, они рассказывают о жизни нашей страны на протяжении целого тысячелетия. Это драгоценные сокровища истории. |
Итоги: | Назовитие этапы развития письменности и в чем оно заключалось + пример
|
дз | 2 человека -доклад: 1. Клинопись. 2. Священные знаки – иероглифы. Остальным-читать параграф №3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
По страницам истории русской письменности
Учебное занятие к элективному курсу "По страницам истории русской письменности"...
Классный час "История русской письменности"
Не секрет, что дети сейчас мало читают, поэтому кругозор у них зачастую ограничен. Я стараюсь посредством классных часов и внеклассных мероприятий по предмету показать, что и в нашей литературе, языке...
Викторина "Своя игра" по теме лекции: Православная культура. История русской письменности.
Презетация представлена в форме интерактивной игры по материалам лекции "Православная культура. История русской письменности."...
История русской письменности
1. Воспитывать чувство гордости за прошлое нашей Родины, толерантность;2. Развивать интерес к истории своего народа;3. Знакомить с историей возникновения письменности до наших дней, показать великую р...
Сообщение по Истории русского литературного языка "Значение Петровской эпохи в истории русской письменности"
Петровская эпоха (1700-1730).Это начало формирования русского литературного языка. Петровская эпоха в истории нашего народа характеризуется существенными реформами и преобразованиями, затронувшими и г...
Презентация к уроку родного русского языка "Из истории русской письменности"
Презентация к уроку родного русского языка "Из истории русской письменности" предназначена учителям родного русского языка, работающим в 8 классе, и призвана сопровождать урок по...
Тема урока: "Из истории русской письменности" Русский родной язык 6 класс
Тема урока: "Из истории русской письменности" Русский родной язык 6 класс...