Урок родного языка в 8 классе. Тема: Заимствованные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.
план-конспект урока (8 класс)
Тип: урок общеметодологической направленности. Технологическая карта урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rodnogo_yazyka_v_8_klasse.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок родного языка в 8 классе.
Тема: Заимствованные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике. | Тип: урок общеметодологической направленности | |||
Задачи: • формировать коммуникативные умения и культуру речи в сфере Интернета; • формировать понимание современного процесса заимствования иноязычных слов; • научиться правильно использовать заимствованные слова; • научиться создавать дисплейный текст в жанре социальной рекламы. | ||||
Предметные: • понимание роли языка как постоянно развивающегося явления и роли заимствованной лексики в этом процессе; • понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; • умение определять заимствованные слова; • общее представление об особенностях освоения заимствований в последние десятилетия; • правильное употребление заимствованных слов в современных ситуациях речевого общения; • умение редактировать свои и чужие тексты с соблюдением норм современного русского литературного языка; • умение создавать публицистический текст; • работать со словарём, с дополнительными источниками | Метапредметные: регулятивные: • выбирать действия и необходимые ресурсы в соответствии с поставленной на уроке задачей; • контролировать процесс выполнения задания; • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи. познавательные • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений; • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности. коммуникативные: • уметь корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения; • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми; • составлять план деятельности; • строить собственное рассуждение, соотносить с известной информацией | Личностные: • совершенствовать культуру речи; • учиться видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями при чтении текста; • совершенствовать готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; • сотрудничать с другими людьми в образовательной, проектной и других видах деятельности. | ||
Межпредметные связи: русский язык (диалог, слова на –ция, орфография и пунктуация); иностранные языки (работа со словарем иностранных слов) | ||||
Ресурсы урока: учебник «Русский родной язык. 8 класс» О.М. Александровой и т.д.; рабочая тетрадь, словари, презентация., смайлики настроения | ||||
Ход урока | ||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | |||
Актуализация необходимых знаний | ||||
- Ребята, поприветствуйте друг друга: похлопайте по плечу, поздоровайтесь за руки. Соедините свои ладони в группе. Вы единая команда, которая будет сегодня добывать знания. Что необходимо, чтобы знания были крепкими? Необходимо быть дружными и работать сообща. Желаю, чтоб на уроке вам было комфортно, познавательно, интересно. Сегодня вы ученики института Грамматики.
Трен..р спросил восьмикла…ников Ребята какие сп..ртивные игры вам нравят..ся. Фу..бол! Баске..бол! В..лейбол! напер…бой начали отв..чать дети. Слайд 1: Запись темы урока «Заимствованные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.
Слайд 2: «Все народы меняются словами и занимают их друг у друга» (В.Г. Белинский) - Какое интересное выражение – «занимать слова». Не деньги, а слова. Еще великий поэт А.С. Пушкин назвал русский язык «переимчивым и общежительным». С глубокой древности русский народ устанавливал торговые , хозяйственные, культурные и политические связи с другими народами, заимствуя у них предметы обихода, орудия труда, понятия, а с ними и иностранные слова. Ученые считают, что их в русском языке приблизительно 30%. Самые древние заимствования – из тюркского, греческого и скандинавского языков. (Слайд 3) |
| |||
Мотивация познавательной деятельности | ||||
• Предлагает разбиться на группы, рассказать о ранних, поздних и новых заимствованиях. Подводит к ответу на вопрос: «Как же определить, из какого языка то или иное слово?» | • Разбиваются на группы, которые рассказывают о ранних, поздних и новых заимствованиях на с. 22-23 учебника. отвечают на проблемный вопрос: «Для этого следует обратиться к словарю: словарю иностранных слов, этимологическому, школьному толковому и т.д.» Выполняют упражнение 26 на с. 24 по группам (каждая группа выписывает свои слова). | |||
Организация познавательной деятельности | ||||
• Предлагает заранее подготовленным обучающимся прочитать свои сообщения. •Подводит ко 2 сообщения, ответив на вопрос: «А что вы знаете о словах, которые оканчиваются на -ция?» • Предлагает прочитать сообщение о происхождении этих слов. | • Первое сообщение. - Попав в русский язык, иноязычные слова претерпевают разные изменения: фонетические, грамматические, лексические, графические и т.д. Сначала происходит графическое освоение слова, т.е. слова записываются при помощи букв русского алфавита: football (8) – футбол(6); volleyball (10) – волейбол (8); basketball (10) – баскетбол(9). Изменяется количество букв. В английском языке это сложные слова, в них выделяется 2 корня, а в русском язык 1 корень – это грамматические изменения. (Слайд 4) • В словах, оканчивающихся на –ция после ц пишется и. • Второе сообщение. (Слайд 5) - Многие люди ошибочно считают, что все слова на –ция пришли к нам из английского языка. Это не так. Инерция (из польского языка), нация (из немецкого), инфляция (из английского), информация (из латинского). Языки польский, немецкий, английский ученые называют языками-посредниками, так как все слова на –ция сначала были латинскими, именно латинский язык многие годы являлся литературным языком во многих странах Западной Европы. Английский язык, как и другие языки, заимствовал эти слова, и в английских словах стали выделять суффикс tion (шн): inflation.Но это не значит, что в русском языке в словах на –ция тоже есть суффикс, не обязательно. Следовательно, в русском языке разбирать слова по составу надо внимательно. | |||
• Предлагает приступить к выполнению упражнения 29 на с. 26-27 и последующему обсуждению упражнения о дисплейных текстах. (Лингвистические заметки на слайде 6) | • Выполняют упражнение 29 на с. 26-27: задание 1 - индивидуальная работа; задания 2,3,4 – по группам. | |||
• Организует выполнение практической работы в рабочей тетради (упражнение 7 на с. 4) | • Выполняют практическую работу (упражнение 7 на с. 4) | |||
Подведение итогов | ||||
• Использует прием "Уголки" при выполнении упражнения 32 (задание 2) на с. 28 | • Читают высказывание В.И. Даля. Высказывают отношение к этому высказыванию. | |||
• Организует, направляет и стимулирует рефлексию. Привлекает внимание следующим заданием: - И все же есть время суток, когда мы все становимся иностранцами. Причем говорим сразу на нескольких языках. – Когда, как вы думаете? Мы произносим слова: чай (китайский), кофе (французский), кекс (английский), какао (американских индейцев), мармелад (португальский). Составьте диалог на тему «За завтраком», обязательно включив данные слова и слова исконно русские: спасибо, пожалуйста. (Слайд 7) Перед написанием повторите знаки препинания при диалоге по памятке на вашей парте. (5-7 реплик) • Спрашивает, какие трудности встретились в совместной работе в группах. • Предлагает оценить свое настроение на уроке, прикрепив смайлик на доску | • Выполняют задания по группам и отвечают на вопрос: «Утром, за завтраком». • Создают диалог по группам, включая в него данные слова. Руководитель группы зачитывает подготовленный текст. • Рассказывают, какие трудности встретили в ходе работы. Говорят о том, что чёткая структура урока помогла разделиться на группы и распределить задания. • Прикрепляют смайлики настроения на доску. | |||
Дополнительный материал: сайты о дисплейных текстах | ||||
Диагностика достижения планируемых результатов: связные письменные ответы или выполнение дополнительного задания | ||||
Дополнительные творческие задания: подобрать электронные материалы на тему: «Дисплейные тексты» и создать рекламу школьной формы | ||||
Д/з: упражнение 10 в рабочей тетради на с. 4-5, создать рекламу школьной формы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).
Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...
Урок русского языка, 11 класс Тема: Официально – деловой стиль речи
Показать необходимость владения официально-деловым стилем речи, сформировать умение оформлять деловые бумаги....
Урок русского языка. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста".
Урок русского языка.Развитие речи. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста"....
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОЙ ЯЗЫК 8 Б Тема урока Паронимы и точность речи
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАРОДНОЙ ЯЗЫК 8 Б Тема урока Паронимы и точность речи...
Презентация к уроку родного языка в 8 классе. Тема: Заимствованные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.
Тип: урок общеметодологической направленно...