Рабочая программа по родной русской литературе 7 класс
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа по родной русской литературе 7 класс 2022-2023 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_literatura_7_klass.docx | 26.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15» г. Лиски
«Рассмотрено» Руководитель МО _______________ /________/ Протокол № от «__» ________20 ___ г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР Асадчих Т.Н../________/ | «Утверждаю» Директор МКОУ «СОШ №15» Симакина Л.В./________/ «_____» _________20 ____ г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Родная литература (русская)»
для обучающихся 7 «В» класса
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Антонива Н.И.
2022/2023
1. Пояснительная записка.
1.1. Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5 класса общеобразовательной школы составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 г. №1987), примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» ФГОС второго поколения (разработчики: Н.В. Беляева, М.А. Аристова, Ж.Н. Критарова), основной образовательной программы МКОУ «СОШ №15».
1.2. Рабочая программа направлена на достижение планируемых предметных результатов освоения обучающимися программы основного общего образования по родной русской литературе, а также планируемых результатов междисциплинарных учебных программ по формированию универсальных учебных действий (личностных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, познавательных универсальных учебных действий), по формированию ИКТ-компетентности обучающихся, основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, освоения смыслового чтения и работы с текстом.
1.3. Общие цели изучения предмета «Родная литература (русская)»:
- воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы, и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
- формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;
- осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;
- развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:
- приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
- осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
- выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
- получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
- выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
- формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
- накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;
- формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.
- В основу курса родной русской литературы заложена мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании школьников.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МКОУ «СОШ №15». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение предмета «Родная литература (русская)» в 7 классе – 17 часов из расчета 0,5 часов в неделю.
2. Планируемые предметные результаты.
Ученик научится:
• развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских народных песен (исторических и лирических), выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о сибирском крае и русском поле;
• развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;
• развитие представлений о русском национальном характере, истоках русского патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о загадках русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности русского языка и родной речи;
• развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста по предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации.
Ученик получит возможность научиться:
• создавать историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения.
3. Содержание программы
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ - РОДИНА МОЯ (5 ч)
Преданья старины глубокой (2 ч)
Русские народные песни: исторические и лирические
«На заре то было, братцы, на утренней...», «Ах вы, ветры, ветры буйные.»
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1). И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была.»
A. К. Толстой. «Моя душа летит приветом.»
Города земли русской (1 ч)
Сибирский край
B. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь.» (глава «Тобольск»).
А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
Родные просторы (2 ч)
Русское поле
И. С. Никитин. «Поле». И. А. Гофф. «Русское поле».
Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести). Резерв на вариативную часть программы - 3 ч.
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (6 ч)
Праздники русского мира (2 ч)
Пасха
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве».
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху».
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).
A. П. Чехов. «Казак».
Тепло родного дома (4 ч)
Русские мастера
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент). Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент).
B. А. Солоухин. «Камешки на ладони».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР - РУССКАЯ ДУША (7 ч)
Не до ордена - была бы Родина (1 ч)
На Первой мировой войне
C. М. Городецкий. «Воздушный витязь».
Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная...», «Георгий Победоносец».
Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война». М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
Загадки русской души (2 ч)
Долюшка женская
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине».
Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны.»
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы...»
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».
B. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия...»
О ваших ровесниках (2 ч)
Взрослые детские проблемы
A. С. Игнатова. «Джинн Сева».
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка»,
«Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
Лишь слову жизнь дана (2 ч)
Такого языка на свете не бывало
Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер...»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков | Всего часов | Дата | Примечание | |
План | Факт | ||||
Раздел 1. Россия – Родина моя | |||||
Преданья старины глубокой | |||||
1 | Русские народные песни (исторические и лирические): «На заре то было, братцы, на утренней...», «Ах вы, ветры, ветры буйные...» | 1 | 2.09 | ||
2 | Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе: А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1) И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была.» А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом...» | 1 | 9.09 | ||
Города земли русской | |||||
3 | Сибирский край: В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь...» (глава «Тобольск») А. И. Солженицын. «Колокол Углича» | 1 | 16.09 | ||
Родные просторы | |||||
4 | Русское поле: И. С. Никитин. «Поле» И. А. Гофф. «Русское поле» Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести) | 1 | 23.09 | ||
5 | Проверочная работа по итогам изучения раздела | 1 | 4.11 | 18/11-1 урок с 10 | |
Раздел 2. Русские традиции | |||||
Праздники русского мира | |||||
6 | Пасха: К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве» А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху» А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину) | 1 | 30.09 | ||
7 | Пасха: А. П. Чехов. «Казак» | 1 | 7.10 | ||
Тепло родного дома | |||||
8 | Русские мастера: С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент) | 1 | .14.10 | ||
Тепло родного дома | |||||
8 | Русские мастера: Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент) | 1 | 21.10 | ||
9 | Русские мастера: В. А. Солоухин. «Камешки на ладони» | 1 | 11.11 | ||
10 | Проверочная работа по итогам изучения раздела | 1 | 18.11 | ||
Раздел 3. Русский характер – русская душа | |||||
Не до ордена – была бы Родина | |||||
11 | На Первой мировой войне: С. М. Городецкий. «Воздушный витязь» Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная...», «Георгий Победоносец» Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война» М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза» | 1 | 25.11 | ||
Загадки русской души | |||||
12 | Долюшка женская: Ф. И. Тютчев. «Русской женщине» Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…» Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…» Ф. А. Абрамов. «Золотые руки» В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…» | 1 | 2.12 | ||
13 | Долюшка женская: Ф. А. Абрамов. «Золотые руки» В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…» | 1 | 9.12 | ||
О ваших ровесниках | |||||
14 | Взрослые детские проблемы: А. С. Игнатова. «Джинн Сева» | 1 | 16.12 | 1 ур | |
15 | Взрослые детские проблемы: Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»). | 1 | 16.12 | ок | |
Лишь слову жизнь дана | |||||
16 | Такого языка на свете не бывало: Вс. Рождественский. «В одной поэзии совсем не старовер…» | 1 | 23.12 | 1 ур | |
17 | Проверочная работа по итогам изучения раздела | 1 | 23.12 | ок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса
Рабочая программа учебного предмета " Родная литература" разработана для обучения учащихся 8 класса в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обр...
Рабочая программа по родной (русской) литературе 11 класс
Рабочая программа по родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...
Рабочая программа по родной (русской) литературе 10 класс
Рабочая программа по родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...
Рабочая программа по родной(русской) литературе 7 класс
Рабочая программа по родной( русской) литературе 7 класса рассчитана на 17 часов...
Аннотация к рабочей программе по родной русской литературе для 9 класса
Аннотация включает в себя цели и задачи изучения предмета, тематическое планирование...
Рабочая программа по родной русской литературе 5-9 класс ФГОС
Рабочая программа...
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 6,7, 9 классов
Программа по предмету «Родная литература» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, с уче...