Итоговый урок по родному (русскому) языку 7 класс
план-конспект урока (7 класс)

Чурашова Ирина Михайловна

Итоговый урок в занимательной форме. В виде блиц-игры дает возможность повторить и обобщить материал всего курса за год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itgovyy_urok_po_rodnomu_yazyku.docx54.67 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие по родному (русскому) языку (7 класс)

Цель: активизировать знания обучающихся по русскому языку; способствовать активизации мыслительной деятельности, развивать культуру речи, интеллект, внимание, память, логическое мышление, воображение; формировать умение пользоваться знаниями в нестандартных ситуациях, чётко формулировать ответы, быстро находить верное решение, умения работать в группе, команде, сотрудничать; прививать интерес к изучению родного (русского) языка.

Методы и приемы: слово учителя, беседа, работа в группах, работа в парах, блиц-опрос, поисковый метод, проблемные задания.

Ход урока:

Язык есть исповедь народа.
В нём слышится его природа, 
Его душа и быт род
ной.

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

Русский язык – богатый, мелодичный, великий язык. А хорошо ли мы знаем его? Правильно ли говорим? Бережём ли свой язык?

Сегодня мы получим ещё одну возможность погрузиться в наш язык, в его тайны. Ребята, сегодня вам предстоит испытать себя в роли знатоков русского языка. На различных этапах вы выполните задания по русскому языку и не только

Первый  раунд – «Образцовая речь»

Уважаемые ребята, этот раунд я хочу начать со стихотворения…

Мой дядя выяснял лет сорок

И все же выяснить не мог,

Как говорить вернее: творог,

А может, правильней —творог?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке,

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог

Пойдет в ватрушку и в пирог.

А как спросить: “Почем творог?

А может, правильнее —творог?”»

Ребята, а сталкивались ли вы с такими проблемами? Думаю, да и не раз! Сейчас мы проверим, правильно ли вы ставите ударения.

  1. ПремировАть, каталОг, красИвее, баловАть, копИровать, звонЯт, бАнты, чЕрпать.
  2. ДоговОр, балОванный, завИдно, бралА, облегчИть, цыгАн, стАтуя, сирОты.
  3. ГазирОванная, квартАл, кУхонный, слИвовый, жалюзИ, в тУфлях, свЁкла, шАрфы.

Ребята, а если мы не знаем, как правильно ставить ударение, к какому словарю нам стоит обратиться? 

Второй раунд – «Лексический марафон»

 -Давайте вспомним, что изучает лексикология? 

Я вам предлагаю поучаствовать в блиц – турнире. Вам потребуются внимание и отменная реакция, так как будем работать с антонимами. Я называю слово, вы мгновенно должны ответить на него антонимом. При задержке ответа перехожу к другому участнику. (Тур проходит в быстром темпе.)

Прежде чем начать, ответьте на вопрос – что такое антонимы?

Большой, высокий, длинный, широкий, глубокий, верхний, тяжёлый, горячий, светлый, мокрый, громкий, скупой, чистый, больной.

Третий раунд «Словарный футбол».  Все мы знаем, что русский язык – развивающееся явление. В нём с завидной регулярностью возникали, возникают и будут возникать новые слова. Мы обратим свой взор на неологизмы начала XXI века. По лексическому значению догадайтесь, о каких словах идёт речь. (командам по очереди задаются вопросы, если команда не отвечает, возможность ответить предоставляется другим командам).

Человек, ведущий сетевой журнал или дневник событий.(блоггер).
 Личный кабинет на каком-либо web-портале, который позволяет совершать действия, недоступные для незарегистрированных пользователей (хранить файлы в нем и скачивать на свой ПК), а также пользоваться специализированными сервисами (аккаунт).

- Автопортрет, снимок самого себя на фотокамеру. (селфи).

- Мобильный телефон, дополненный функциональностью карманного персонального компьютера. (смартфон)

- Криптовалюта, цифровая валюта, электронная валюта, виртуальная валюта. (биткоин)

- Ажиотаж, шумиха в медиа, в СМИ, в Интернете или где-то еще вокруг какого-либо события или какой-либо личности, гаджета, игры… (хайп)

- Информационная мистификация или намеренное распространение дезинформации в социальных медиа и традиционных СМИ. (фейк)

Четвертый раунд – «Царство крылатых выражений»

Первое задание – «Угадайте фразеологизм». На экране вы увидите зашифрованные в рисунках фразеологизмы. Ваша задача – как можно быстрее назвать, какой фразеологизм зашифрован. Также нужно объяснить значение этого фразеологизма. Отвечает тот участник, который первый поднял руку.hello_html_411c5fdf.pnghello_html_6aab1ca6.png

Пятый раунд – «Юные редакторы»

Отредактируйте предложения и расставьте в них знаки препинания.

(участники работают в парах, каждой паре по одному предложению)

1) Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах.

2) Подгоняемая лодка волнами неслась по реке.

3) Выглянув в окно, шум привлек мое внимание.

4) Самолет сел на аэродром, вылетевший из Москвы.

5) Выбирая подарочную книгу, мне бросилась в глаза великолепное качество картин.

6) Потребляя небольшое количество воды, становится невозможным быстрый рост растений.

Ребята, вот и подошел к завершению наш турнир. Нам осталось подсчитать балы и определить  победителя.


О, русской речи ширь и краткость,
Мне близок строй её и мил,–
Моя опора, гордость, радость,
Окно в необозримый мир.
В ней нежность песни,
Мощь оружья,
Размах – и точность без затей…
Друзья мои, учите русский,
Учите русскому детей.  
(Сабир Абдулла)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование уроков по родному русскому языку для 8 класса

планирование предусматривает 17 часов в год, 1 час в неделя. Рассчитано на первое полугодие....

Открытый урок по "Родному русскому языку" 6 класс тума "Исконно русские и заимствованные слова"

Открытый урок по "Родному русскому языку" 6 класс тума "Исконно русские и заимствованные слова"...

Контрольно-измерительные материалы для итоговой аттестации по родному (русскому) языку. 9 класс

Вариант диагностической работы состоит из 12 заданий: 2 задания с выбором правильного ответа, 9 заданий с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом. Распределение заданий по основным содержате...

итоговый тест по родному русскому языку

итоговый тест по родному русскому языку в 5 классе. вариант 2....

Итоговый урок по родной (русской) литературе 5-9 кл.

Это универсальная разработка итогового урока в виде соревнования между учениками "Загадки книгочея". Позволяет проверить знания в зависимости от предложенного материала....

Технологическая карта урока по родному русскому языку «Нормы русского литературного языка и культура речи»

хнологическая карта урока по родному русскому языку «Нормы русского литературного языка и культура речи»...