Методическая разработка "О чем могут рассказать имена"
план-конспект занятия (5 класс)
Конспект урока по русскому родному языку в 5 классе на тему «О чем могут рассказать имена людей» поможет дать представление о происхождении имени, вызвать интерес к собственному имени; показать связь имен с историей определенной эпохи; развивать внимание, мышление, память, умение обобщать и систематизировать материал, создавать на его основе собственного рассуждения; сформировать умение через лексико-грамматический анализ слова – имени выявлять связь имен с историей государства, профессией; уметь отличать имена иноязычные от исконно русских; развивать индивидуальные творческие способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность воспитать человеческое достоинство, уважение к личности; национальное самосознание, чувство ответственности за свои дела и поступки, чувство патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_chem_mogut_rasskazat_imena.docx | 28.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому родному языку в 5 классе на тему:
«О чем могут рассказать имена людей»
Цель: дать представление о происхождении имени, вызвать интерес к собственному имени; показать связь имен с историей определенной эпохи; развивать внимание, мышление, память, умение обобщать и систематизировать материал, создавать на его основе собственного рассуждения; сформировать умение через лексико-грамматический анализ слова – имени выявлять связь имен с историей государства, профессией; уметь отличать имена иноязычные от исконно русских; развивать индивидуальные творческие способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность воспитать человеческое достоинство, уважение к личности; национальное самосознание, чувство ответственности за свои дела и поступки, чувство патриотизма.
Планируемые результаты.
- Личностные: умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; уважительное отношение к имени, формирование чувства самоуважения и уважения к другим, учебно-познавательного интереса к учебному предмету.
- Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, полученную на занятии, осуществлять анализ ситуации, проводить сравнение, группировку, обобщение.
- Регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, давать эмоциональную оценку деятельности; воспитывать дисциплинированность, уважение не только к старшим, но и одноклассникам, формировать нравственные чувства, умение подбирать образные выражения, разбирать случаи из жизни и художественной литературы, раздумывать над поступками, оценивать поступки.
- Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
- Предметные: распознавание имен традиционных и новых, популярных и устаревших, а также имен, входящих в состав пословиц и поговорок и имеющих в силу этого определенную стилистическую окраску.
Ход урока
I. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в мое окно,
На ладони появилось
Ярко рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной!
(С. Пшеничных)
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворении?
- Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы оно у всех сегодня было только хорошим на протяжении всего урока. Пусть ваши улыбки подарят всем радость. (СЛАЙД 1)
II. Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы.
- Посмотрите, как нас много! Все мы кто? Назовите одним словом. Правильно, люди.
- Посмотрите на всех и скажите, чем мы похожи между собой?
- Правильно, у нас есть тело, лицо, руки, ноги. Но в то же время мы разные, отличаемся друг от друга. Каждый человек неповторим. Как вы думаете, чем отличаются люди друг от друга? (ростом, возрастом, цветом волос, глаз, походкой и т.д).
- У каждого из нас есть что-то такое, чего нельзя увидеть, это и отличает нас друг от друга. Об этом мы и будем говорить на уроке. Отгадав загадку, вы узнаете, что нас отличает друг от друга и сразу же определите тему урока.
Нас не было – оно было.
Нас не будет – оно будет.
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать
Надо вслух сказать.
- Что нужно вслух сказать? Правильно, имя.
- О чем будем говорить на уроке?
- А легко ли выбрать имя? Нет.
- Что для этого нужно знать? Знать историю имени, что обозначает, о чем может рассказать.
- Сформулируйте тему урока. «О чем могут рассказать имена людей». (СЛАЙД 2)
- Какую цель вы поставите перед собой? Что вы должны узнать к концу урока?
- Постараемся проследить историю возникновения и закрепления в быту современных имен, узнаем о том, какое значение, какой смысл вложен в ставшие для нас привычными имена. Поговорим о том, что означают наши имена, зачем человеку имя, какие имена часто употребляются, какие имена можно отнести к разряду редких, как происходит имя-наречение, а также узнаем много интересного и необычного, что связано с понятием имени.
- Эпиграфом нашего урока будет высказывание Гомера. Прочитаем его вслух. (СЛАЙД 3)
Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных;
В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает…
Гомер
- Слепой поэт Гомер, живший в Древней Греции, автор великих памятников литературы “Илиады” и “Одиссеи” свои размышления об именах выразил в этих стихотворных строках. Как вы понимаете слова Гомера? (Я думаю, что Гомер хотел сказать, что человека без имени не бывает. Имя есть у каждого. Это первый подарок, который родители преподносят своему ребенку).
- Имя сопровождает человека с первых до последних дней его жизни, еще до появления на свет малыша родители думают над тем, как назвать ребенка. Посмотрим, какие имена у нас есть в классе, Каждый назовите свое имя.
III. Решение учебной проблемы. Открытие нового знания.
- А что же такое имя? (СЛАЙД 4-5)
По словарю В.И. Даля.
«Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность».
В современном толковом словаре русского языка Т.Ф.Ефремовой.
«Имя - наименование человека, даваемое ему при рождении и отличающее его от других».
- Лингвисты личные имена людей называют антропонимами (от греч. anthropos – «человек» и оnyma – «имя»).
- Может ли человек жить без имени? Почему?
- Человек живет среди людей и ему необходимо общаться с ними, а при общении люди называют друг друга по имени. Первое, что спрашивают, когда знакомятся с кем-то или приходят первый раз куда-то, - это имя. Без имени нельзя обойтись. Человека можно лишить всех богатств, но нельзя лишить имени.
- Что записано на экране? (разделы языкознания). Какое слово вам не знакомо? Какие есть предположения, что оно может обозначать?
Раздел языкознания, изучающий имена собственные, называется ономастикой (от греч. оnomastike – «искусство давать имена»).
- Ономастика изучает также клички животных (Шарик, Мурзик), имена небесных тел (Большая медведица) и др.
- Имена, как и всё на свете, имеют свою историю. Она тесно связана с историей народа и его языка. Имена возникают, изменяются, исчезают и вновь могут возродиться. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественная деятельность народов, их исторические контакты. В Древней Руси в далеком прошлом существовало ряд слов, имеющих то же значение, что и слово имя. Можете назвать? Это рекло (от слова нарекать), назвище, прозвище,название, прозвание, проименования.
Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из семьи и рода.
Организация и кураторство самостоятельной деятельности учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
- Сейчас, вы попробуете разделить старинные имена на группы и определить, как они получились. (Дети сначала работают в парах, после группируют на доске имена) (СЛАЙД)
Косой, Мал, Кудряш, Черныш, Милава, Кудряш (Внешность человека)
Молчан, Добряк, Умник, Несмеяна, Плакса (Черта характера)
Ждан, Большак, Меньшак, Третьяк, Второй (Место в семье)
Суббота, Зима, Дорога (Место и время рождения)
Метелица, Снегурочка. (Явления природы)
Заяц, Волк, Соловей, Кот (Названия животных)
- Ребята, на что похожи эти имена? (прозвища)
- Действительно, древние имена совсем не похожи на современные. Наши предки верили, что имя, данное человеку, не просто случайно придумано и дано ребенку родителями, оно срастается с человеком и обладает некоей таинственной силой. Поэтому уже тогда к наречению имени относились очень серьезно. Досталось человеку удачное имя – счастливой будет его жизнь. А не угадали с именем родители – жди беды.
Древним, языческим русским именем могло стать любое слово. В имени отражались основные черты характера, отличительный внешний признак, отношение родителей и т.д.
Было когда-то у славян имя Волчий Хвост, и считалось оно очень достойным. В X веке его гордо носил один из воевод князя Владимира. И был он прекрасным воином и искусным степным ловцом и охотником.
- А как, по вашему мнению, могло появиться имя Ждан? Наверное, родители очень ждали рождения ребенка, и когда он родился, назвали Жданом.
- Конечно, так могли назвать ребенка, которого долго ждали. И вот он родился, и счастливые родители дали своему малышу такое «говорящее» имя.
- А как появилось имя Первой, Второй? Родители просто указали порядок рождения детей. Вот и появились эти имена.
- Некоторые языческие славянские имена известны вам из художественной литературы. Где, в произведениях каких жанров вы могли встреть эти имена? В былинах, в сказках.
- Все вы знаете героя русских былин Добрыню Никитича. Как же могло появиться это имя?
Это имя мог получить человек, обладавший такой чертой характера, как доброта. Или он мог быть хорошим, т.е. добрым мастером в каком-либо деле.
- Из былин о Илье Муромце известно вам и имя Соловей. Как вы считаете, кого могли называть таким именем? Такое имя, скорей всего, давалось в древности талантливым певцам.
От его свиста травушка-муравушка к земле приклонялась, деревья гнулись и качались, а люди падали замертво. Этот разбойник, плененный Ильей Муромцем, очевидно, получил свое имя, потому что свистел не только очень сильно, но и виртуозно.
- Из летописей известен нам и человек по имени Кожемяка. Как же он получил свое имя? Конечно, по роду занятий. Мял человек кожи, обладал силой немереной, вот и получил такое имя.
- В сказках А.С. Пушкина мы тоже встречаем древнерусские имена. Одно из них вы могли встретить в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». Зачитайте цитату, в которой упоминается это имя.
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку
Позвала к себе Чернавку…
- Как в сносках, помещенных в ваших учебниках объясняется значение этого имени? «Сенная девушка или чернавка – служанка для «черной» работы (от слова сени-помещение между крыльцом и жилой частью дома).
- Но ведь Чернавка, Чернава – это еще и имя, имеющее значение «смуглянка, смуглая, брюнетка». Т.е. эта героиня сказки А.С. Пушкина была смуглой брюнеткой.
- А вот как быть с такими именами: Неудача, Нелюб, Нехорошей, Кривой и даже Дурак? Может быть, родители просто прятали своего ребенка под таким именем?
- Действительно, скорее всего, это имена-обереги, за которыми ребенка скрывали от нечистой силы, способной его погубить. Действительно, ну кто же позарится на Болвана, Кислокваса, Опухлого или Кривого? Вот так и звали ребенка на людях, а дома он превращался в Любима, Ждана или Богдана.
- Имя-талисман могло даже спасти от неминуемой погибели. И сейчас в Болгарии мальчиков называют Вылко, а в Сербии Вук, а ведь эти имена переводятся как Волк. Почему же мальчиков называют Волками? Послушаем историю возникновения этого имени.
- Старинная легенда гласит, что в дружной и славной сербской семье Караджичей дети рождались часто, но все как один умирали во младенчестве. И старый серб вспомнил одно старинное поверье: если твои сыновья не живут на свете, назови того, кто вновь родится, Вуком. Волки сильны и выносливы; волка и смерть не берет. От такого имени сын твой станет сам крепок, как волк, и горе отойдет от твоего дома. Караджич и его жена так и поступили. Когда родился у них еще один ребенок, назвали его Вуком. Мальчик прожил долгую и славную жизнь. Стал известным языковедом и пламенным патриотом, и звали его Вук Караджич.
- А было ли имя Волк на Руси? Оказывается, было. Вот, что по этому поводу говорит история. В 1492 году по бездорожью Европы ко двору императора Максимилиана пробиралось русское посольство. В его составе ехал именитый московский дипломат, дьяк Волк Курицын.
Правда, у него было и другое имя – Иван. Документы зовут его то так, то этак: Иваном Курицыным, Волком Курицыным, даже Иваном – Волком Курицыным.
- Как вы думаете, почему же у дьяка было два имени? Наверное, это связано с принятием христианства. В первое время вместе с новыми православными именами сохранялись старые дохристианские имена.
- Действительно, после принятия христианства на Руси (конец 10 в.) положение изменилось, и привычные славянские языческие имена стали заменяться христианскими.
Летописи утверждают, что первой христианкой на Руси стала княгиня Ольга, жена князя Игоря и мать прославленного воина князя Святослава. Ее имя Ольга (Хельга) означало «святая, светлая». Княгиня крестилась и при крещении получила новое имя. Поступив под покровительство давно умершей матери римского императора Константина, она стала, как и та, называться Еленой, что по-гречески значит «свет, сверкающая, факел».
Некоторое время языческие и христианские имена существовали параллельно. Но постепенно христианские имена, дававшиеся детям при крещении и в соответствии со святцами (на доске), вытеснили языческие славянские имена.
- А что такое святцы вы знаете?
Словарь Т.А.Ефремовой: Святцы — мн. Книга, содержащая перечень святых по дням их поминовения.
Словарь С.И.Ожегова: Святцы – церковная книга с перечнем праздников и святых по дням их поминовения.
- Подберите и запишите в тетрадях однокоренные слова к слову святцы.
Это слова святой, святость, освятить, священный, святитель, освятить. Все эти слова имеют корень -свят-.
- Правильно. Слова «святой» и «святцы» имеют общий корень и связаны по смыслу.
- С принятием христианства на Руси установилось новое правило. Родившемуся младенцу было принято давать имя одного из святых, почитаемых в день рождения ребенка. Этот особый обряд назывался крещением. Считалось, что при крещении ребенку давали не только имя, но и у него появлялся ангел-хранитель, который оберегал человека всю оставшуюся жизнь. Имя Иван чаще всего встречалось в святцах, поэтому на Руси было много Иванов. Сейчас не всегда придерживаются этого обычая, поэтому у некоторых день рождения и именины (День Ангела) не совпадают.
IV. Первичное закрепление.
- А теперь поговорим о ваших именах, об их значении и происхождении. Что означает ваше имя? (Сообщения учащихся)
- А теперь у вас на столах листы со значением вашего имени, прочитайте и скажите, что нового вы еще узнали о своем имени. В честь какого святого было дано это имя и совпадают ли ваши дни рождения с именинами. (Ответы учащихся).
Самостоятельная работа. Упражнение 77 стр. 72.
- Прочитайте текст. Какова главная мысль текста? (О заимствовании личных именах. Основная мысль: исторически одни и те же имена звучат неодинаково в русском языке и языках Европы.
«В каждом языке они перестраивались на свой лад в соответствии с нормами последнего» (СЛАЙД)
Иван – Ян (польск.) – Джон (англ.). Чан – (кит).
Андрей – Анджей (польск.) – Андре (франц.).
Георгий – Джорж (англ.)
Евгений – Юджин (англ.)
Михаил– Майкл (англ.) – Михель (франц.), Михал (польск.)
Петр – Пьер (франц.) – Пит (англ.)
Мария – Мэри (англ.) – Мари (франц)
Исследовательская работа.
- А теперь проведите небольшое исследование по именам одноклассников. Из каких языков заимствованы имена уч-ся нашего класса и каких имен больше? (работа в парах).
- Существует ли мода на имена?
Мода на имена существовала всегда. Зачастую она связана с изменением ценностей в поколениях, поэтому практически каждое десятилетие несет свои имена. Наши имена в основном греческого и латинского происхождения, но для нас они стали "русскими" и очень близкими.
- Об именах сложены пословицы и поговорки, передающие суть отношений наших далеких предков к имени. Перед вами на экране написаны слова, постарайтесь сложить из этих слов известные вам пословицы и поговорки, в которых речь идет об именах. (СЛАЙД)
На столах карточки со словами из следующих пословиц и поговорок:
1. С именем Иван, без имени – болван.
2. Без имени ребенок – чертенок.
3. Нет имен супротив Иван, нет икон супротив Никол.
- Ребята, а как вы понимаете смысл сложенных вами пословиц? Первая пословица по смыслу перекликается со словами Гомера и говорит о том, что человека без имени не бывает. Человек и отличается от животного или неживого предмета тем, что у каждого из людей есть свое имя.
Пословицу можно объяснить так: с именем ты человек, а без имени человека нет.
Вторая пословица говорит об имени, которое ребенок получает при крещении. Получая имя, ребенок приобретает небесного покровителя, святого заступника. Говорят, что, когда человека зовут по имени, откликается его святой. Святой заступник остановит ребенка, когда тот задумает сделать что-нибудь плохое. Без такой помощи возникает опасность стать чертенком.
Я думаю, что смысл следующей пословицы в том, что много людей носят имя Иван, их много, и они сила. А самый почитаемый на Руси святой – Николай-чудотворец. Нет святого, которого почитают больше.
V. Рефлексивно-оценочный этап.
Тест.
1. Как получали имена наши предки до принятия христианства:
А) по календарным святцам
Б) родители свободно выбирали имя
В) имя было характеристикой человека
2. Как получали имена наши предки после принятия христианства:
А) по календарным святцам
Б) по роду занятий
В) по месту жительства
3. «Образуйте имена от следующих сочетаний слов» (Слайд)
Владеть миром - Владимир
Владеть всем - Всеволод
Любить мир - Любомир
Свято славить - Святослав
Милая людям - Людмила
Данный Богом - Богдан
4. Назовите имя, одинаково встречающееся для женщин и мужчин.
Валентин – Валентина
Василий – Василиса
Евгений – Евгения
Виктор – Виктория
Александр – Александра
Федор – Федора
Иван – Иванна
- Ребята, вот и подходит к концу наш урок. Давайте подведем итог и скажем, что же нового мы узнали на уроке?
- Интересно ли вам было на уроке?
- Для чего нам нужны эти знания?
- Где вы можете их применить?
- Что больше всего вам понравилось?
- О чем же может рассказать имя?
- Нужны ли современным людям клички и прозвища?
- Какие имена бы мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на Земле. Я думаю, что каждый из нас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Об этом думали и мечтали разные люди в разные времена.
- Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми, с нашей малой и большой Родиной и с историей нашей страны.
Домашнее задание.
Составить словарик личных имен. Включите в него имена родителей, родственников, друзей. Укажите происхождение каждого имени, частоту его употребления, почему именно такое имя дали вашим маме и папе, родственнику, другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О чём могут рассказать имена людей и названия городов. Урок 1.
Конспект урока...
Методическая разработкаи урока "Автономный ( вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальнпя регуляция"
Методическая разработка урока " Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция" включает в себя схемы, просмотр фрагмента фильма, выполнение практической работы ....
О чём могут рассказать имена людей
К уроку родного русского языка...
О чём могут рассказать имена
Урок русского родного языка по учебнику О. Александровой. 5 клсс. Читательская граммотность, разные формы работы....
Технологическая карта урока на тему "О чём могут рассказать имена людей"
Урок русского родного языка...
Родной язык. О чём могут рассказать имена?
Урок русского родного языка в 5 классе. История и значение своего имени. Имя - талисман, имя - оберег, тайна имени. Творческая работа инициалы (буквицы)...
Технологическая карта родного русского языка в 5 классе "О чем могут рассказать имена людей и названия городов?"
Тема урока: «О чём могут рассказать имена людей и названия городов».Тип урока: открытие новых знанийФорма урока: практикумЦели урока: Образовательная: дать представ...