О чём могут рассказать имена
методическая разработка (5 класс)

Дубовая Ирина Вячеславовна

Урок русского  родного языка по учебнику О. Александровой. 5 клсс. Читательская граммотность, разные формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_rodnogo_yazyka_19_yanvarya.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского родного языка

Класс: 5

Тема: «О чём могут рассказать имена людей»

Учебник: О.М. Александрова, параграф 9, стр 70

Тип урока: открытие нового знания (2 урок по данной теме)

Цель: дать представление о происхождении имени, вызвать интерес к собственному имени, развивать творческие способности учащихся, воспитать уважение к личности

Планируемые результаты:

предметные: расширить лингвистические знания учащихся;

познакомить с историей возникновения древнерусских и современных имен.

личностные: формировать положительное отношение к процессу обучения;

формировать интерес к учебному материалу.

Оборудование: учебник «Русский родной язык» 5 класс, О.М. Александрова, презентация

Методические приёмы: слово учителя, сообщения учащихся, активизация мышления по средством выполнения творческих заданий, использование межпредметных связей с литературой, историей.

Технологии: Функциональная грамотность - читательская грамотность;

Основные термины, понятия: имя, имена людей, ономастика

Метод и формы обучения: частично-поисковый, словесный, наглядный, диалогический, творческий.

Эпиграф «Не имя красит человека, а человек имя»

 Как вы понимаете данную пословицу?

Фронтальный опрос

Как называется наука о собственных именах?

Как называется наука о человеке?

Что такое имя?

Кто знает, что обозначает слово именины?

Как понять календарное имя?

Кто такие тёзки?

Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?

Приём «Верите ли вы…?

Верите ли вы, что есть сказочные имена?

Верите ли вы, что есть имена,  которыми одинаково можно назвать и мальчика, и девочку?

Верите ли вы, что есть название  цветов, в  которых встречаются имена собственные?

Верите ли вы, что имя этой девочки пишется и произносится одинаково как слева направо, так и справа налево?

Верите ли вы, что если от имени мальчика отнять букву, вы получите имя девочки. Как зовут мальчика и девочку?

Верите ли вы, что существует мода на имена?

Работа с учебником

Упр№77 Работа с учебником

Какова главная мысль текста?

Слово учителя

Есть имена иноязычные, заимствованные из других языков.

В наше время есть «модные» и «немодные» имена? Если есть, то какие?

Имена могут быть полными и неполными. Имена, с которыми мы обычно обращаемся друг другу, являются неполными, сокращенными. Однако, не все имена могут иметь сокращенную форму

Работа в тетрадях

Запишите своё имя. Подберите полную форму своего имени.

Подберите краткую форму своего имени.

Как называют тебя близкие, друзья.

Запишите, как вы не любите, когда вас называют (обидно).

Можно ли ваше имя записать или произнести на иноязычном языке?

Запишите, как вас будут называть, когда вы будете взрослыми?

Вспомните и назовите известных вам людей с вашим  именем?

Используется ваше имя в песнях, сказках?

Физминутка.

Закройте глаза, нарисуйте глазами своё имя, имя своей подруги (друга).

Слово учителя:

Итак, о чем же нам могут рассказать имена?

А знаете ли вы, что означает ваше имя? Почему вас так
назвали.

Вот, например, мое имя означает Ирина – древне греческое имя, означает «мир», «покой»

Александра – защитница

Егор – земледелец

Иван – помилованный богом

Сабрина – терпеливая

Урсула – медведица

Творческая мастерская.

Приём составление «синквейна»

АННА

Тихая, несмелая

Слушает, пишет, смотрит

Самая тихая в нашем классе

Подруга

ЕГОР

 Светловолосый, весёлый

Не пишет, балуется, разговаривает

Помощник солнца

Ученик

Проблемный вопрос

Что нового узнали  о своём имени и имени одноклассника?

Домашнее задание: Упр. 80 –составление словарика личных имён

Итог урока. Что нового узнали  о своём имени и имени одноклассника?

О чём может рассказать имя?

Что вы узнали нового на уроке?
Что понравилось и что было сложным?

Заключительное слово учителя:

Мне очень хочется, чтобы вы бережно относились к именам - своим и чужим, чтобы вы понимали, какая сила таится в каждом имени, и умели уважать и ценить её. Но какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам они, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит, какой след оставит наше имя на земле.

Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми, с малой и большой родиной. Мне очень хочется, чтобы вы бережно относились к именам - своим и чужим, чтобы вы понимали, какая сила таится в каждом имени, и умели уважать и ценить её.

Спасибо за внимание!

Что означает ваше имя?
• Происхождение имени.

Можно ли ваше имя изменить на иноязычное?
• Почему вас так назвали?
Как вас называют дома?
• Знаете ли известных людей с вашим именем? Кто они
• Упоминается ли ваше имя в народных песнях, сказках, пословицах и
поговорках, и т.д.(привести строчку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 5 классе I вид, I отделение, I вариант Тема: «О чем могут рассказать египетские пирамиды"

Число: 19.12.12Тема урока: О чём могут рассказать Египетские пирамидыЦели и задачи урока:            1) учебная – знакомство с легендой о Сфинксе...

О чём могут рассказать имена людей

К уроку родного русского языка...

Методическая разработка "О чем могут рассказать имена"

Конспект урока по русскому родному языку в 5 классе на тему «О чем могут рассказать имена людей» поможет дать представление о происхождении имени, вызвать интерес к собствен...

Родной язык. О чём могут рассказать имена?

Урок русского родного языка в 5 классе. История и значение своего имени. Имя -  талисман, имя - оберег, тайна имени. Творческая работа инициалы (буквицы)...

Технологическая карта родного русского языка в 5 классе "О чем могут рассказать имена людей и названия городов?"

Тема урока: «О чём могут рассказать имена людей и названия городов».Тип урока: открытие новых знанийФорма урока: практикумЦели урока:     Образовательная: дать представ...