Рабочая программа по бурятскому языку 2-4 классы
рабочая программа
Рабочая программа составлена с учетом авторской программы по «Амармэндэ-э!» Г-Х.Ц. Гунжитова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2-4_klassy_obnovlenie.docx | 32.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Верхнешергольджинская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель ШМО: ______Нимбуева О.Н. / Протокол № ___ от «__»_____________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ______/ Аранжапова И.А. / «__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МОУ Верхнешергольджинской СОШ _________/ Цыбенова Л.Н./ Приказ № ___ от «__»_______________20___г. |
Рабочая программа
Родной (бурятский )язык
2-4 классы
Верхний Шергольджин
2021
Пояснительная записка
Рабочая программа по бурятскому языку составлена в соответствии с законами «Об образовании», «О языках народов РФ», а также на основе учебного плана МОУ Верхнешергольджинской СОШ на 2021-22 учебный год,примерной программы по бурятскому языку как государственному, с учетом авторской программы по «Амармэндэ-э!» Г-Х.Ц. Гунжитова Издательство «Бэлиг» Улан-Удэ 2016 г.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
1. «Амармэндэ-э!» (первый год обучения) Г-Х.Ц.Гунжитова, А.А. Дугарова, ШошоеваБ.Д. Издательство «Бэлиг» Улан-Удэ 2014 г. Рабочая тетрадь «Амармэндэ-э!»
2.«Амар мэндэ-э!»(второй год обучения)Г-Х.Ц.Гунжитова,С.А.Дашиева, Б.Д.ЦырендоржиеваИздательство«Бэлиг»Улан-Удэ 2015 г. Рабочая тетрадь «Амармэндэ-э!»
3.«Амармэндэ-э!» (третий год обучения) Г-Х.Ц.Гунжитова,С.А.Дашиева, Б.Д.Цырендоржиева Издательство «Бэлиг» Улан-Удэ 2013 г. Рабочая тетрадь «Амармэндэ-э!» .Аудиоприложения. Издательство «Бэлиг» Улан-Удэ 2013 г. «Амармэндэ-э!» .
Данная программа предназначена для обучающихся 2-4 классах из расчета 1 часа в неделю, общее количество часов - 17. Содержание программы соответствует программе развития школы в которой предусмотрено развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся и их самостоятельности.
Обоснование выбора УМК:
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения, богат социокультурным компонентом, а также предлагает новые педагогические технологии, направленные на реализацию Государственного образовательного стандарта в практической деятельности учителя, а также на реализацию ФГОС НОО нового поколения.
Основная цель курса. Бурятский язык-это комплексное решение задач, стоящих перед предметом, а именно формирование коммуникативной компетенции обучающихся ,понимаемой как их способность и готовность общаться на бурятском языке в пределах тем, определённых региональным стандартом по бурятскому языку как государственному и программам по бурятскому языку как государственному.
В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- Формирование умений общаться на бурятском языке с учётом речевых возможностей, потребностей и интересов младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, внимания, мышления,памяти и воображения; мотивации к дальнейшему аудировании, чтении и письме.
- Развитие личности ребёнка, его речевых способностей изучению бурятского языка на последующих этапах школьного образования.
3.Обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании бурятского языка как средства общения.
4.Освоение элементарных лингвистических представлений ,доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на бурятском языке :формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация и т.п.) наблюдаемых в русском и бурятском языках.
5.Знакомство с некоторыми обычаями бурят, детским песенным, стихотворным и сказочным фольклора, произведениями детской художественной литературы на бурятском языке.
6.Формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений.
Планируемые результатыизучения бурятского языка в 2-4 классах.
Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших программу 2-4 классов на трёх уровнях – личностном, метапредметном и предметном.
Личностные результаты
Вклад предмета «Бурятский язык» в достижении личностных результатов в процессе обучения в 2-4-м классах может выразиться в следующем:
• в формировании представлений о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе; осознание языка, в том числе бурятского, как основного средства общения между людьми;
• в формировании уважительного отношения к иному мнению, к культуре других народов;
• в формировании дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников, с детским фольклором, образцами детской художественной литературы;
• в развитии самостоятельности, целеустремленности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимании чувств других людей, соблюдении норм речевого и неречевого этикета;
• в принятии новой для школьника социальной роли обучающегося, в формировании устойчивой мотивации к овладению бурятским языком;
• в развитии навыков сотрудничества с учителем, одноклассниками в разных ситуациях общения в процессе совместной деятельности, в том числе проектной;
• в формировании установки на безопасный, здоровый образ жизни, что достигается через отбор содержания (темы, учебные ситуации)
Метапредметные результаты
Ученик научится:
• принимать задачи учебной и коммуникативной деятельности, в том числе творческого характера, осуществлять поиск решения задачи, например, подбирать адекватные языковые средства в процессе общения на бурятском языке;
• планировать, выполнять и оценивать свои учебные/коммуникативные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• понимать причины неуспеха учебной деятельности и действовать с опорой на изученное правило/алгоритм с целью достижения успеха;
• использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов;
• использовать речевые средства и средства информационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
• использовать различные способы поиска информации в соответствии с решаемой коммуникативной/познавательной задачей;
• анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, группировать по отдельным признакам языковую информацию на уровне звука, буквы, слова, предложения;
• владеть базовыми грамматическими понятиями, отражающими существенные связи и отношения;
• передавать, фиксировать информацию в таблице;
• опираться на языковую догадку в процессе чтения/восприятия на слух текстов на бурятском языке;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного процесса
• владеть умениями смыслового чтения текстов разных стилей и жанров в соответствии с целями и коммуникативными задачами (с пониманием основного содержания, с полным пониманием);
• осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации в устной и письменной форме;
• слушать и слышать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, договариваться в распределении ролей в процессе совместной деятельности;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих:
• работать в материальной и информационной среде: комплексно использовать разные компоненты УМК (учебник, рабочую тетрадь, аудиоприложение), обучающую компьютерную программу.
Предметные результаты
Коммуникативная компетенция (владение бурятским языком как средством общения)
Говорение
Ученик научится:
• описывать животное/ предмет, природу.
• кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, герое сказки / мультфильма.
• читать стихи, песни, рифмовки.
• участвовать в элементарных диалогах: этикетном (приветствовать и отвечать на приветствие, прощаться, выражать благодарность); диалоге-расспросе задавать простые вопросы: кто?, что?, где?, когда? и отвечать на них.), поздравлять и благодарить за поздравление; выражать благодарность в процессе совместной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
• описывать животное/ предмет, указывая название, качество, размер, цвет, количество, принадлежность и выражать своё отношение к животному/ предмету.
• составлять краткую характеристику себе, своей семье, своему другу, герою сказки / мультфильма: называть имя, возраст, место проживания; описывать внешность, характер; сообщать, что умеет делать и каково любимое занятие; выражать своё отношение (нравится / не нравится).
• воспроизводить выученные стихи, песни, рифмовки.
• участвовать в элементарном диалоге: этикетном (приносить извинение); диалоге-расспросе (расспрашивать собеседника куда?, зачем?, почему? и отвечать на его вопросы); диалог-побуждение к действию (обращаться с просьбой, выражать готовность или отказ её выполнить; предлагать сделать что-либо вместе и соглашаться/не соглашаться на предложение партнёра), предлагать угощение, благодарить за угощение / вежливо отказываться от угощения.
Аудирование
Ученик научится:
• различать на слух звуки, звукосочетания, слова, предложения бурятского языка;
• различать на слух интонацию и эмоциональную окраску фраз;
• воспринимать и понимать речь учителя и одноклассников в процессе диалогического общения на уроке и вербально/не вербально реагировать на услышанное;
• воспринимать на слух и понимать с опорой на наглядность (иллюстрации) небольшие сообщения, построенные на знакомом лексико-грамматическом материале.
Ученик получит возможность научиться:
• воспринимать на слух текст, построенный на знакомом языковом материале и полностью понимать содержащуюся в нём информацию;
• использовать контекстуальную или текстовую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.
Чтение
Ученик научится:
• соотносить графический образ слова с его звуковым образом на основе знания основных правил чтения.
• читать выразительно вслух небольшие тексты, содержащие только изученный языковой материал, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
• читать про себя и понимать полностью учебные тексты, построенные на знакомом языковом материале.
• читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию.
Ученик получит возможность научиться:
• читать про себя и понимать несложные тексты и находить в них необходимую или интересующую информацию;
• не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста.
• читать про себя и полностью понимать тексты, включающие небольшое количество новых лексических единиц, используя при этом словари.
Письмо
Ученик научится:
• списывать текст;
• выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;
• заполнять таблицу по образцу;
• подписывать картинки.
• восстанавливать слово, предложение, текст..
Ученик получит возможность научиться:
• отвечать письменно на вопросы к тексту, картинке.
• отвечать на письмо, дописывая предложения
• заполнять простую анкету
• писать поздравления с Новым годом, Сагаалганом, днём рождения с опорой на образец.
• писать короткое личное письмо другу.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами)
- Графика, каллиграфия, орфография
Ученик научится:
• пользоваться бурятским алфавитом, знать последовательность букв в нем;
• воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы бурятского алфавита;
• списывать текст;
• находить и сравнивать (в объеме содержания курса) такие языковые единицы, как звук, буква, слово;
• применять основные правила чтения и орфографии.
Ученик получит возможность научиться:
• сравнивать и анализировать буквосочетания бурятского языка.
• уточнять написание слова по словарю учебника;
Фонетическая сторона речи
Ученик научится:
• адекватно произносить и различать на слух все звуки бурятского языка;
• соблюдать нормы произношения звуков;
• соблюдать правильное ударение в изолированных словах и фразах, членение предложений на смысловые группы;
• соблюдать особенности интонации основных типов предложений;
• корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.
Ученик получит возможность научиться:
• соблюдать долготу и краткость гласных; правильно произносить дифтонги и специфические звуки бурятского языка (һ ,ү, өө, у, н); и соблюдать их в речи;
• соблюдать интонацию перечисления;
• соблюдать правило отсутствия ударения на служебных словах (союзах, предлогах);
Лексическая сторона речи
Ученик научится:
• распознавать и употреблять в речи изученные в пределах тематики начальной школы лексические единицы (слова, словосочетания, оценочную лексику, речевые клише), соблюдая лексические нормы;
• оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей;
• восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной задачей
Ученик получит возможность научиться:
• узнавать простые словообразовательные элементы (словосложение, аффиксацию);
• опираться на языковую догадку при восприятии интернациональных и сложных слов в процессе чтения и аудирования;
Грамматическая сторона речи
Ученик научится:
• распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений, общий и специальный вопросы, утвердительные и отрицательные предложения;
распознавать и употреблять в речи изученные существительные в единственном и во множественном числе; аффиксы личного притяжания, количественные (до100) и порядковые числительные; наиболее употребительные послелоги для выражения пространственных отношений.
Ученик получит возможность научиться:
• оперировать в речи послелогами;
• использовать в речи аффиксы личного притяжания;
• оперировать в речи неопределёнными местоимениями;
• распознавать в тексте и дифференцировать слова по определенным признакам (существительные, прилагательные, глаголы);
• оперировать в речи наречиями времени и степени.
- Социокультурная осведомленность
Ученик научится:
• узнавать некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжеты некоторых популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольшие произведения детского фольклора (стихов, песен);
• соблюдать элементарные нормы речевого и неречевого поведения, принятые у бурят во время праздника Сагаалган, в учебно-речевых ситуациях.
Ученик получит возможность научиться:
• называть достопримечательности города
• рассказывать о национальном празднике
• воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора (стихи, песни) на бурятском языке;
• осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной учебной задачей в пределах тематики, изучаемой в начальной школе.
- Предметные результаты в познавательной сфере
Ученик научится:
• сравнивать языковые явления русского и бурятского языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений;
• действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы;
• совершенствовать приемы работы с текстом с опорой на умения, приобретенные на уроках русского языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и др.);
• пользоваться справочным материалом, представленным в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы);
• осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах.
3. Предметные результаты в ценностно-ориентационной сфере
Ученик научится:
• представлять изучаемый язык как средство выражения мыслей, чувств, эмоций;
• приобщаться к культурным ценностям другого народа через произведения детского фольклора, через непосредственное участие в мероприятиях, проводимых в рамках национальных праздников, неделей бурятского языка.
4. Предметные результаты в эстетической сфере
Ученик научится:
• владеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций на бурятском языке;
• осознавать эстетическую ценность литературных произведений в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы.
5. Предметные результаты в трудовой сфере
Ученик научится:
• следовать намеченному плану в своем учебном труде.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2021/2022 учебный год
Учебный предмет: бурятский язык
Класс: 2 учитель: Очирова Т.И.
№ | Темы уроков | Кол-во часов | |
Бурятский язык: прошлое и настоящее( 5 ч.) | |||
1 | Приветствие. Краткие гласные | 1 | |
2 | Бурятский звук «Y» | 1 | |
3 | Долгие гласные аа-оо-ии-ээ-уу-уу-ы | 1 | |
4 | Гласный «ӨӨ» | 1 | |
5 | Дифтонги | 1 | |
Язык в действии(5 ч.) | |||
6 | Закон гармонии гласных | 1 | |
7 | Согласные звуки. | 1 | |
8 | Буква Г,г | 1 | |
9 | Звук Һ,h | 1 | |
10 | Звуки (н,б,г) | 1 | |
Секреты речи и текста (4 ч. ) | |||
11 | Йотированные гласные | 1 | |
12 | Знакомство с героями волшебной школы | 1 | |
13 | Мое имя.Мой друг | 1 | |
14 | Кто каков. Моя семья | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2021/2022 учебный год
Учебный предмет: бурятский язык
Класс: 3
Учитель: Очирова Т.И.
Количество часов по программе: 1ч (в неделю)
№ | Темы уроков | Кол-во часов | |
1 | Буква «А» начало знаний. Слово. Предложение. | 1 | |
2 | Буква. Слово. Предложение. | ||
3 | Сложение. | 1 | |
4 | Изучаем разные языки. | 1 | |
5 | Вычитание. | 1 | |
6 | Говорим на бурятском. | 1 | |
7 | Геометрические фигуры. | 1 | |
8 | Мой любимый предмет. | 1 | |
9 | Маша врач. | 1 | |
10 | Мы сегодня будем рисовать. | 1 | |
11 | Маша фотограф. | 1 | |
12 | Потанцуем с Машей. У тебя есть мяч. | 1 | |
13 | В гостях у Мишки. Моя комната. | 1 | |
14 | Кухня . | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2021/2022 учебный год
Учебный предмет: бурятский язык . Класс: 4
Учитель: Очирова Т.И.
Количество часов по программе: 1ч (в неделю)
№ | Темы уроков | Кол-во часов | |
1 раздел «Моя семья» (3 часа) | |||
1 | Знакомство. Мой класс | 1 | |
2 | Моя семья. | 1 | |
3 | У Арюны большая семья | 1 | |
2 раздел «Счёт» ( 4 часа) | |||
4 | Счёт от 1 до 20 | 1 | |
5 | Мы заняли первое место | 1 | |
6 | Тебе сколько лет | 1 | |
7 | Кто самый…. | 1 | |
3 раздел «Профессии» (4 часа) | |||
8 | Моя родословная. | 1 | |
9 | Профессии | 1 | |
10 | Кем ты станешь | 1 | |
11 | Моя мама работает в школе. | 1 | |
4 раздел «Мой друг» (6 часов) | |||
12 | Мой друг. Виды спорта. | 1 | |
13 | Кто твой любимый певец | 1 | |
14 | Разноцветный мир. Одежда. | 1 |
Список основной литературы для учащихся
- Г-Х. Ц. Гунжитова, С.А. Дашиева, Б.Д. Цырендоржиева, «Амармэндэ-э!», 1-й год обучения,Улан-Удэ, изд-во «Бэлиг» 2014г.
Ажалайдэбтэр /рабочая тетрадь/.
2.«Амар мэндэ-э!»(второй год обучения)Г-Х.Ц.Гунжитова,С.А.Дашиева, Б.Д.ЦырендоржиеваИздательство«Бэлиг»Улан-Удэ 2015г.Ажалайдэбтэр/ Рабочая тетрадь/ «Амармэндэ-э!» 3.«Амармэндэ-э!» (третьий год обучения) Г-Х.Ц.Гунжитова,С.А.Дашиева, Б.Д.Цырендоржиева Издательство «Бэлиг» Улан-Удэ 2013г.Ажалайдэбтэр/ Рабочая тетрадь/ «Амармэндэ-э!» .Аудиоприложения. Издательство «Бэлиг» Улан-Удэ 2013 г. «Амармэндэ-э!» .
Список дополнительной литературы для учащихся
- Гомбоев Б.Б. «Буряадхэлээр 100 наадан», Улан-Удэ, «Буряад номой хэблэл», 1989.
- Гомбоев Б.Б. «Һонирхолтойнааданууд», Улан-Удэ, изд-во «Бэлиг» 1995.
- СодномовС.Ц. Цыденова Ц.Д., Цыдыпова Ц.Б. «Түрэлхихэлэн 2», Улан-Удэ, изд-во «Бэлиг» 2005.
- Бабушкин С.М. Русско-бурятский, бурятско-русский словарь.- Улан-Удэ,2000.
- Раднаев Э.Р. «Буряадхэлэнэйорфографическасловарь»,Улан-Удэ, «Буряад номой хэблэл», 1991.
Литература, использованная при подготовке программы
- С.Ц. Содномов, Р.С. Дылыкова, Б.Д. Жамбалов, Б.Д. СодномоваПрограмма по бурятскому языку как государственному для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения, Улан-Удэ, «Бэлиг», 2010
- Э.П. Нанзатова Методические рекомендации к учебнику «Эрдэни», Улан-Удэ, «Бэлиг», 2005.
Цифровые информационные ресурсы
- Электронный учебник по бурятскому языку.
- Электронный бурятско-русский, русско-бурятский словарь.
- Аудиозаписи фонетических упражнений, диалогов, упражнений для аудирования.
- Аудиозаписи песен на бурятском языке.
- Фонограммы песен на бурятском языке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по бурятскому языку, 5 - 6 классы
Рабочая прорамма по бурятскому языку по УМК "Алтаргана"...
Рабочая программа по бурятскому языку 5-6 классы
Рабочая программа по бурятскому языку 5-6 классы...
рабочая программа по бурятскому языку в 5 классе
Рабочая программа по учебному предмету содержит:планируемые результаты освоения учебного предмета,содержание учебного предмета;тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых н...
Рабочая программа по бурятскому языку в 5 классе
Рабочая программа по бурятскому языку разработана в соответствии ФГОС. В программе прописаны требования к предметным и метапредметным компетенциям....
Рабочая программа по бурятскому языку для 7 класса
Рабочая программа по бурятскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего о...
Рабочая программа по бурятскому языку 5-9 классы
Рабочая программа по бурятскому языку 5-9 классы...
Рабочая программа по бурятскому языку в 3 классе
Рабочая программа по бурятскому языку в 3 классе как государственному составлена с учетом требований ФГОС....