Психологическая драма А. Арбузова «Таня»: коллизия, структура драматического действия, поэтика лейтмотивов, чеховская традиция.
статья

Молодых Любовь Владимировна

В психологической драме человек помещен в мир бытовых, окультуренных, теплых человеческих отношений. Новое измерение личности заявлено во внимании к частному человеку, «обыкновенному», в его индивидуальном существовании. Женские персонажи (Таня) значимы неповторимой индивидуальностью, вне социальной иерархии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arbuzov._tanya_2.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая драма А. Арбузова «Таня»: коллизия, структура драматического действия, поэтика лейтмотивов, чеховская традиция.

В психологической драме человек помещен в мир бытовых, окультуренных, теплых человеческих отношений. Новое измерение личности заявлено во внимании к частному человеку, «обыкновенному», в его индивидуальном существовании. Женские персонажи (Таня) значимы неповторимой индивидуальностью, вне социальной иерархии.

Сюжет пьесы «Таня» строится на классическом любовном треугольнике: Герман Балашов, талантливый конструктор, изобретатель уникальной драги, и его коллега по работе Мария Шаманова, люди целеустремленные, профессионалы, любят друг друга, Таня устраняется от борьбы за мужа. Далее вводится непременный для литературы 30-х мотив перевоспитания личности => тема перековки человека в условиях трудовых будней: инфантильная героиня  отправляется на Север, работает врачом, тяжелейшая обстановка требует от нее героических усилий, но судьба награждает ее новой большой любовью.

В психологической драме важен возраст героинь (Тане – 18), они вступают в жизнь, поэтому лишены социальных устремлений и намерений. Главный жизненный интерес молодых женщин сосредоточен в кругу интересов дома, родных и друзей: Таня бросает институт, чтобы помогать любимому мужу делать чертежи, растворяясь в его жизни. Тане свойственно удивление миру в его многообразии: она воспринимает парк в Сокольниках как сказочный лес. Таня обладает женским обаянием и детской непосредственностью в выражении чувств и эмоций, несет естественную нравственность, искренность и чистоту. В психологической драме реабилитируется женская слабость, незащищенность, нужда в опоре.

Любовный сюжет имеет миромоделирующее значение. Любовь утверждается как гл. содержание человеч. жизни. Героиня маргинальна по отношению к общему потоку жизни. Так, Таня, заблудившаяся в Сокольниках, «странная», для гостей Германа, грустит, когда всем весело. Мужские персонажи строят новый мир и любят героинь времени, как Герман Шаманову, он обуреваем «духами» соц. энтузиазма, легко оставляет Таню, забывая ее.

Псих. драма впускает драматизм чел-го существования, невластность человека в выстраивании отношений с другими, зависимость от иррациональных сил: сюжетная линия Таня – Герман. Героиня поставлены в ситуацию утраты любви. Она дана на пороге нового витка жизни: Таня ожидает ребенка.

Духовный акт самоотречения - отказом от мнимого счастья с любимым во имя его счастья. Таня случайно слышит разговор, где герой признается в любви другой женщине. Таня сама принимает решение уйти от Германа.

В психологической драме представлена оппозиция двух моделей преображения: изменение внешнего мира (прогрессистская модель) и внутреннего изменения: первая связана с Германом, вторая – с Таней. Сюжет пьесы можно интерпретировать как инициацию героини, но инициация связывается не с приобщением к социальным потребностям, а с «приобщением к тайным знаниям», духовное обогащение. Инициация Тани сопровождается символической «смертью» и «воскресением»: она теряет сознание в метели, когда добирается до поселка к больному ребенку, ее «отогревают» таежники, а затем Таня «спасает» мальчика, «врачует» мир.

Итак, в псих. драме изображается человек, вышедший из мифов истории в реальную жизньВо-первых, восстанавливается значение женственности в человеческой культуре, интимной сферы человеческой жизни, внутреннего мира личности. Во-вторых, делается ставка на молодое поколение как креативную духовную и интеллектуальную силу, способную «гуманизировать» мир. Психологическая драма конца 1930-х годов восстанавливает гуманистический потенциал русской литературы и может быть вписана в национальную традицию, прежде всего в традицию чеховской драмы.

АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ АРБУЗОВ
ТАНЯ. ЖЕСТОКИЕ ИГРЫ
ПЬЕСЫ

Жизненный и творческий путь Алексея Николаевича Арбузова (1908–1986) был долгим и полным событиями. Он родился в Москве, но в раннем детстве переехал с семьей в Петербург, где жизнь его семьи складывалась очень неблагополучно: уход отца из семьи, душевная болезнь матери. Здесь же его застали и события Октябрьской революции, о которых он вспоминал много позже: «Самое сильное впечатление – взятие Зимнего дворца в октябре 1917, которое я наблюдал, будучи мальчишкой. Это событие отразилось на моей судьбе и судьбе моей семьи. Началась новая жизнь. Я был предоставлен сам себе» (Театр. 1986. № 2). В одиннадцать лет он остался один, бродяжничал и даже попал в колонию для трудновоспитуемых. Мало что изменила в его жизни и опека тетки, зато спасительную и определяющую роль сыграл театр. «Попав на воспитание к тетке, – писал Арбузов в автобиографии, – хотел снова уйти бродяжничать, но всему помешал один осенний вечер 20-го года – я попал в Большой Драматический театр, где давали „Разбойников“ Шиллера… Возвращаясь домой после спектакля, я понимал, что теперь вне театра уже нет жизни. Я придумывал новый финал „Разбойников“, я грезил своим будущим, а оно было – театр, театр, театр… В течение четырех лет галерка четвертого яруса была моим домом, моей семьей – все значительное происходило здесь».

Следующий шаг навстречу сцене Арбузов сделал, поступив актером в труппу передвижного театра. Актерской деятельности в этом и других коллективах он отдаст несколько лет и сохранит любовь к этой профессии на всю жизнь, будет посвящать любимым артистам свои лучшие пьесы. В конце 20-х годов Арбузов пробует себя в режиссуре – работает в «живых газетах» Ленинграда, руководит бригадой агитпоезда. Стремясь сделать выступления своей агитбригады максимально злободневными, Арбузов начал сочинять сценки и номера, делать различные монтажи. В ноябре 1930 года появилась первая его пьеса «Класс», написанная в плакатной стилистике, характерной для молодой драматургии тех лет и отразившей классовый максимализм победившего в революционных боях народа и его трудовой энтузиазм.

В начале 30-х годов Арбузов переезжает в Москву, где становится вольнослушателем в театральной школе, а вскоре возглавляет литературный отдел Театра малых форм Пролеткульта. Вместе с труппой этого театра он ездит по стройкам, шахтам, пишет интермедии, формирует актуальный репертуар. Правда, задуманная в это время большая пьеса о шахтерах Донбасса («Сердце»), материал для которой писатель собирал, живя и работая на шахте, написана так и не была.

В первых драматургических опытах Арбузова еще не звучат ни арбузовские темы, ни арбузовский стиль. Отход от схематизма и прямолинейного социологизма агиттеатра, поворот к психологической драме наметился в двух лирических комедиях этих лет: «Шестеро любимых» (1934) – из колхозной жизни – и «Дальняя дорога» (1935) – о строителях Московского метрополитена, их непростых характерах и отношениях, романтической любви.

В этих пьесах уже заметно пристальное внимание автора к личной жизни героев, формированию характера молодого современника, которое станет в драматургии Арбузова определяющим. Интерес к частной жизни не исключал и героики, но у Арбузова это была героика будней, естественная и почти незаметная. «Мне мил и дорог мой герой, который становится положительным в результате испытаний, выпадающих на его долю», – писал Арбузов. Пьеса «Шестеро любимых», опубликованная в журнале «Колхозный театр», была поставлена в 1934–1935 годах многими профессиональными театрами. «Так, совершенно для себя случайно, – писал Арбузов, – я стал репертуарным драматургом».

По-настоящему знаменитым Арбузова сделала лучшая из его ранних пьес «Таня» (1938) – камерная драма о любви и счастье. Юная героиня растворена без остатка в своей любви, но находит силы отказаться от нее, узнав о чувствах мужа к другой женщине. Она находит себя в профессии, приобретает жизненный опыт и предстает во второй части пьесы человеком состоявшимся, взрослым, открытым для новых чувств. В пьесе убедительно и талантливо прозвучала главная тема арбузовской драматургии – тема человека, обретающего самого себя. Пьеса обошла почти все театры страны, вызвала волну острых дискуссий. Наиболее яркое сценическое воплощение она получила в Театре Революции (ныне Театр им. В. В. Маяковского) в 1939 году в постановке А. Лобанова, где главную роль исполнила Мария Бабанова. Актрисе были присущи острое чувство современности, лиризм, эмоциональность, глубина постижения характера. Спектакль прошел 1000 раз с неизменным огромным успехом.

.

Пьеса «Таня» – яркий пример того, как может меняться восприятие и трактовка художественного произведения с течением времени по мере изменений, происходящих в общественном сознании.

Действие пьесы происходит в 30-е годы. Это время общего трудового подъема, высокого престижа науки и образования, активного освоения женщинами мужских профессий, участия их в общественной жизни. Большинство героев пьесы (Герман, Шаманова, Дуся, Игнатов и др.) как раз идут в ногу со временем: участвуют в важных научных разработках, внедряют их в производство, руководят коллективом или, как Дуся, готовятся ко всему этому на студенческой скамье. И только Таня, жена инженера Германа, выглядит на этом фоне чудачкой в своем стремлении всю себя посвятить семейной жизни, любви к мужу. Она уходит из института, помогает мужу делать чертежи и пытается создать для него теплую, полную маленьких сюрпризов домашнюю атмосферу. Ее признание «любить – значит забыть себя, забыть ради любимого» звучало для многих странным анахронизмом. Она вызывает недоумение гостей Германа, который стесняется Тани, ее нелепых в этом кругу деловых и прозаических людей реплик вроде: «Что один дурак потерял, сто умных не найдут» или «Когда осуществляются мечты, всегда бывает немного грустно» и т. п.

 

И увлечение Германа, несмотря на разницу в возрасте, «деловой женщиной» Шамановой – это увлечение именно героиней времени, самостоятельной, сильной, волевой. Многие критики именно ее признавали истинной героиней пьесы, Таню же осуждали за ее якобы ограниченный и узкий духовный мир.

Вот типичная трактовка содержания пьесы Арбузова в те годы: «В пьесе изображается жизненный путь простой советской женщины, ее превращение из домашней хозяйки, живущей только для мужа, в человека, сумевшего найти после долгих лет страданий… свое настоящее место в жизни». Основания для такого прочтения пьеса, безусловно, дает. Но если верить свидетельствам тех, кто видел первые постановки «Тани», в частности знаменитый спектакль в Театре Революции с участием М. Бабановой, зритель всегда симпатизировал этой «бездумной, немного взбалмошной и поглощенной любовью» центральной героине пьесы, причем с самого начала действия. «И дело здесь совсем не в том, – пишет И. Василинина, – что она в финале пьесы становилась врачом, решительным и энергичным человеком дела. Об этом как-то невольно забывалось. Зато все чаще вспоминалось, как талантливо умела Таня любить… никогда не было в ее чувстве эгоизма, самолюбия, расчета. Как много тепла, ласки, очарования, радости, выдумки вносила она в жизнь своей маленькой семьи».

То, что образ Тани был главным для Арбузова, поначалу объясняли просто недоработкой молодого драматурга, неправомерно сместившего смысловые акценты в произведении. Однако со временем эти авторские «недоработки» зазвучали иначе: за ними стала ощущаться важность непреходящих духовных ценностей, носителем которых оказалась арбузовская героиня. В начале 60-х годов в Театре им. Ленсовета была сыграна принципиально новая версия спектакля, где в главной роли выступила А. Фрейндлих. Она играла личность самобытную, яркую, с индивидуальным, поэтическим видением жизни. И все это тоже было вычитано в пьесе Арбузова: открытая и одновременно затаенная детскость героини – и в то же время удивительная чуткость по отношению к любимому человеку, заставившая ее без слова упрека уступить дорогу счастливой сопернице; не причинить Герману страданий известием о смерти их ребенка, о существовании которого он так и не узнал; ее восприятие снега – как счастья, песни – как детства; Сокольников – как страшного леса, где можно заблудиться; вороненка, которого она пригрела, а потом выпустила на волю, – как сказочной Синей птицы, дающей тепло семейному очагу. Незаурядность героини, заложенная в пьесе и подчеркнутая в спектакле, меняла привычные акценты: теперь казалось, что не Таня теряет все, а Герман.

Основным персонажем произведения является молодая женщина по имени Татьяна, живущая в одном из московских арбатских переулков.

Писатель представляет Таню в образе супруги талантливого конструктора Германа, посвятившую свою жизнь ради карьеры любимого мужа, характеризующуюся женской слабостью, необычайной очаровательностью и детской непосредственностью. Таня оставляет обучение в университете для того, чтобы осуществлять помощь мужу, помогая ему в изготовлении чертежей, создавая вокруг него уютную домашнюю атмосферу. Среди окружающих Татьяна имеет статус чудаковатой женщины из-за ее специфического понимания чувства любви, которое заключается в полном растворении собственной личности в муже, проявляющуюся в удивительной чуткости по отношению к супругу.

В один из вечеров Таня оказывается случайной свидетельницей разговора мужа с его коллегой Марией Шамановой, в котором Герман признается в любви. Отчаявшаяся женщина бросается из дома и долго бродит по парку в Сокольниках, кажущегося ей сказочным лесом, где принимает решение об окончательном уходе из семьи, давая возможность супругу жить собственной счастливой жизнью.

Таня, будучи беременной, решает уехать в далекую сибирскую деревню, где устраивается на работу местным доктором. Судьба предполагает для Тани тяжелые испытания в виде смерти единственного ребенка и работы в сложных нечеловеческих условиях. Для того, чтобы спасти больного малыша, Татьяна устремляется в сильную метель через таежный лес, в котором от упадка сил теряет сознание, но преодолев недомогание выхаживает заболевшего мальчика. 

Повествуя о жизни обычной русской женщины, писатель изображает процесс становления сильной, мужественной личности, способной из состояния инфантильности превратиться в целеустремленную натуру. Несмотря на кажущийся узкий духовный мир, героиня представляет себя в финале произведения самостоятельной, волевой, незаурядной женщиной, проявляющей силу своего характера, и заслуживающей настоящего истинного женского счастья, которое, в конце концов, и обретает.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиции фольклорной поэтики в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Материал представляет собой методическую разработку урока литературы в 7 классе по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". В системе уроков по анализу повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» это итоговый ур...

Психологическая драма "Тоннель". Спектакль, поставленный по сценарию учеников 11 класса

Взаимоотношения в семье, с друзьями, несправедливость, дисгармония, поиск себя, лицемерие, система двойных стандартов, ложь, страх перед ответственностью и многое другое... Вот вопросы, на которые ищу...

Учебно-методическая разработка «Скрипичная постановка рук, структура их действий в произведениях» План конспект урока, презентация к уроку.

Учебно-методическая разработка«Скрипичная постановка рук, структура их действий в произведениях»План конспект урока, презентация к уроку....

Учебно-методическая разработка «Скрипичная постановка рук, структура их действий в произведениях» План конспект урока, презентация к уроку.

Учебно-методическая разработка«Скрипичная постановка рук, структура их действий в произведениях»План конспект урока, презентация к уроку....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Тема: «А. Н. Островский. Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия»

В архиве находится презентация и разработка заняти по "Грозе" А.Н.Островского, а видеофайл сможете посмотреть в разделе видео на моей странице. Очень рекомендую. Сама разработка обычна, а вот видео за...