Рабочая программа по бурятскому языку 5 класс
рабочая программа (5 класс)
Основным приоритетом при обучении бурятскому языку как государственному является гуманитаризация образования, когда стратегией обучения провозглашается личностно ориентированный подход. Центром образовательного процесса становится личность школьника, учет его образовательных потребностей, возможностей, склонностей, способностей. Это предполагается реализовать на основе дифференциации и индивидуализации обучения, использования соответствующих технологий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1.5. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Учащиеся на основном этапе обучения достигнут определённых личностных результатов в освоении учебного предмета «Бурятский язык»
- Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
- Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, малой родиной;
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к людям других национальностей, его мнению, культуре, языку, истории, религии и традициям;
- Готовность и способность вести диалог с людьми других национальностей и достигать в нём взаимопонимания;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно - полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- Воспитание нравственных чувств, элементарные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, классе, школе, а также между носителями разных культур, товарищество и взаимопомощь;
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Предметные результаты освоения учебного предмета
Тематический блок/ модуль | Планируемые предметные результаты | |
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться | |
6-ой класс, 2021-2022 учебный год | ||
Говорение | - связно высказываться о себе и окружающем мире, о прочитанном, увиденном. - понимать и реагировать на устные высказывания; - дать полный ответ на поставленный вопрос; | - отвечать на вопросы с опорой на текст; - кратко высказываться о себе; |
Аудирование | - выделять в тексте новую информацию; - прослушав диалог, пересказать его в форме монолога; - отвечать на вопросы по прослушанному тексту; - понимать информацию (20-30 слов), предъявляемую на слух и выделить необходимую для себя информацию; - понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к различным типам речи (сообщение/рассказ); - определять тему текста - ------- - выделять главные факты, опуская второстепенные; - составить монолог (8-9фраз) с опорой на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал; | - отвечать на вопросы по прослушанному тексту; - выделять главные факты, опуская второстепенные; - выделять в тексте новую информацию; |
Чтение | Читать текст: - с пониманием основного содержания; - с полным пониманием содержания; - с извлечением необходимой (интересующейся) значимой информации; - ориентироваться в структуре текста, прогнозировать его содержание по заголовку; - определять тему, выделять основную мысль, выбирать главные факты, опуская второстепенные); | - читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующейся информации-- ----уметь просмотреть текст и найти нужную информацию; |
Письмо | - делать выписки из текста; - выражать пожелания; - заполнять формуляр; - писать личное письмо по образцу/ без опоры на образец; - письменно описать картинку или серию картинок; | - описать кого либо, что-либо; - делать выписки из текста; - писать личное письмо по образцу; |
Тематическое планирование
6 класс
№ | Тема раздела | Количество часов | Воспитательные задачи |
1 | Амар сайн, буряад хэлэн. Здравствуй, бурятский язык! | 3 ч. | - формировать осознанное, уважительное, доброжелательное отношение к родному краю, родному языку; - формировать мотивацию изучения БЯ; -развивать целеустремлённость; |
2 | Дабталга. Повторение | 5 ч. | - развивать трудолюбие, дисциплинированность; - формировать мотивацию изучения БЯ; - развивать умения работать в группе; |
3 | Булынхидэй харилсаан. Семейные ценности. | 9 ч. | - развивать умение общаться; - воспитывать умение взаимодействовать и сотрудничать; -способствовать воспитанию уважительного и бережного отношения к родителям, людям старшего поколения; |
4 | Минии нухэд. Я и мои друзья | 4 ч. | - развивать самостоятельность- самостоятельно оценивать свои учебные достижения; формировать дисциплинированность, последовательность, настойчивость и самостоятельность; - способствовать воспитанию толерантности; - формировать коммуникативную компетенцию; - способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу; |
5 | Бэеын элуур энхэ. Здоровье и спорт | 10 ч. | - Способствовать воспитанию у детей культуры здоровья, осознания необходимости заботы о своем здоровье - Формирование знаний, умений и навыков, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья - Формирование привычки к ЗОЖ, т. е. желания вести ЗОЖ; - формировать дисциплинированность, последовательность, настойчивость и самостоятельность; |
6 | Сагаалган, сурхарбаан. Национальные праздники бурят | 10 ч. | - формировать толерантное отношение к проявлениям иной культуры; - формировать стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом. - формировать осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа; - расширить социокультурные знания; - формировать коммуникативную компетенцию; - развивать умения работать в группе; |
7 | hургуули, һуралсал. Школа. Учёба | 6 ч. | - формировать мотивацию изучения БЯ и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Бурятский язык»; - формировать коммуникативную компетенцию; - способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу; |
8 | Мэргэжэл. Профессия | 8 ч. | -способствовать воспитанию уважительного отношения к труду людей разных профессий; - воспитывать взаимоуважение, взаимовыручку, умение работать в коллективе; - формировать развивать такие качества личности, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность; |
9 | Олондо мэдээсэл тарааха арганууд. Средства массовой информации | 2 ч. | - развивать самостоятельность- самостоятельно оценивать свои учебные достижения; - развивать любознательность, стремление расширить кругозор; - формировать коммуникативную компетенцию; - развивать умения работать в группе |
10 | Буряад орон. Моя Бурятия | 10 ч | - формировать осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа; - формировать коммуникативную компетенцию; - развивать умения работать в группе; формировать дисциплинированность, последовательность, настойчивость и самостоятельность; - формировать стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; - Способствовать формированию любви и чувства гордости за социальные и культурные достижения своего родного края, привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; |
Календарно – тематическое планирование
6 класс.
(по УМК «Алтаргана- 5», авторы Содномов С.Ц., Содномова Б.Д)
№ | Тема урока | Количес тво часов | Дата проведения | |||||
По плану | Фактически | |||||||
Повторение изученного в 4 – 5 классах | ||||||||
1. | Язык как средство межнационального общения. Урок-лекция. | 1 | ||||||
2. | Амар сайн, буряад хэлэн! Языки, родственные бурятскому. | 1 | ||||||
3. | Повторение. Моя семья. Возраст человека. Профессии людей. | 1 | ||||||
4. | Повторение. Магазин. Продукты питания. Послелоги. | 1 | ||||||
Минии бγлэ. Моя семья. | ||||||||
5. | Члены моей семьи. Имя существительное. | 1 | ||||||
6. | Мои родственники. Профессии моих родителей. | 1 | ||||||
7. | Семейные праздники. Родительный падеж. | 1 | ||||||
8. | Мой День рождения. Урок-игра. | 1 | ||||||
9. | Домашние дела. Мои работы по дому. | 1 | ||||||
10. | Урок совершенствования навыков устной речи по теме «Минии бγлэ» | 1 | ||||||
Минии нγхэд. Мои друзья. | ||||||||
11. | Какие же они, мои друзья? Имя прилагательное. | 1 | ||||||
12. | Стих/е Ц-Ж. Жимбиева «Унаган нγхэд». Звук «h». | 1 | ||||||
13. | Хобби моих друзей. Применение глагола «дуратай» в предложении. | 1 | ||||||
14. | Знакомство с творчеством Ц-Д. Д. Дондоковой. Стих/е «Хэн hайн, хэн мууб?» | 1 | ||||||
15. | Защита проекта «Минии нγхэр» | 1 | ||||||
Минии γдэр. Мой день. | ||||||||
16. | Мой распорядок дня. Хэзээ?Саг. Отрицание. Согласие. | 1 | ||||||
17. | Я и моя семья. Один день из жизни моей семьи. Вспомогательный глагол «байна» | 1 | ||||||
18. | Мой распорядок выходного дня. Минии сγлѳѳ саг. | 1 | ||||||
19. | Урок развития речи по теме «Минии γдэр» | 1 | ||||||
20. | Защита проекта «Минии γдэрэй журам» | 1 | ||||||
Тамир | ||||||||
21. | Виды спорта. Заимствованные слова. | 1 | ||||||
22. | Спорт в жизни человека. | 1 | ||||||
23. | Любимые виды спорта моих друзей. | 1 | ||||||
24. | Мой любимый вид спорта. Несогласие. | 1 | ||||||
25. | Чтение текста | 1 | ||||||
26. | 3 игры мужчин. Урок-презентация. | 1 | ||||||
27. | Национальные игры бурят. Урок-презен- тация. | 1 | ||||||
28. | Известные спортсмены Бурятии. Урок-презентация. Урок-презентация. | 1 | ||||||
29. | Повторение | 1 | ||||||
29. | Тест. | 1 | ||||||
Һургуули. hуралсал. Школа. Учёба. | ||||||||
31. | Моя школа. Родительный падеж. | 1 | ||||||
32. | Минии класс. Урок-игра | 1 | ||||||
33. | Чтение рассказа «Аягγй ушар» | 1 | ||||||
34. | Мой любимый урок. | 1 | ||||||
35. | Текст дээрэ ажал. | 1 | ||||||
Сагаалган | ||||||||
36. | Сагаалган. Урок-презентация. | 1 | ||||||
37. | Традиции празднования Белого месяца | 1 | ||||||
38. | Знакомство с песней «Сагаалган» | 1 | ||||||
39. | 12 годов Восточного календаря. | 1 | ||||||
40. | Благопожелания Белого месяца. Урок-конкурс. | 1 | ||||||
41. | Я выбираю подарки к Сагаалгану. Вопрос: хэдыдэ?хэндэ? | 1 | ||||||
42. | Праздник Белого месяца в нашей семье. | 1 | ||||||
43. | Бурятская национальная кухня. | 1 | ||||||
44. | Реклама национального блюда. | 1 | ||||||
Мэргэжэл. Профессии. |
| |||||||
45. | Профессии. Орудный падеж. | 1 | ||||||
46. | Профессии и место работы моих родственников. Дательно- местный падеж. | 1 | ||||||
47. | Урок развития речи по теме «Мэргэжэл» | 1 | ||||||
48. | Знакомство с творчеством Д.З.Жалсараева. Стих/е «Хоёр нγхэдэй хγсэл» | 1 | ||||||
49. | Тест. | 1 | ||||||
Олондо мэдээсэл тараадаг арганууд. СМИ | ||||||||
50. | СМИ. Олондо мэдээсэл тараадаг арганууд. Тэрэнэй γγргэ. | 1 | ||||||
51. | Любимые теле- и радиопередачи нашей семьи.. | 1 | ||||||
52. | Урок-игра. | 1 | ||||||
Буряад орон. Бурятия | ||||||||
53. | Символика РБ. Гимн РБ, | 1 | ||||||
54. | Моя Бурятия. Урок-презентация. | 1 | ||||||
55. | Районы РБ. | 1 | ||||||
56. | Природа Бурятии | 1 | ||||||
57. | Горы, реки, озёра Бурятии. | 1 | ||||||
58. | Озеро Байкал. | 1 | ||||||
59. | Богатство оз. Байкал. | 1 | ||||||
60. | Виртуальное путешествие по г.Улан-Удэ. | 1 | ||||||
61. | Театры и кинотеатры Улан-Удэ. | 1 | ||||||
62. | Чтение текста «Дуратайб шамдаа, Буряад орон» | 1 | ||||||
63. | Повторение. Урок развития речи по теме «Буряад орон» | 1 | ||||||
64. | Повторение. | 1 | ||||||
65. | Повторение. | 1 | ||||||
66 | Тест | 1 | ||||||
67 | Защита проектов « Минии Буряад орон» | 2 |
Критерии оценок
Аудирование
Оценка «5» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся полностью поняли содержание бурятской речи, соответствующей программным требованиям для данного этапа обучения.
Оценка «4» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся поняли содержание бурятской речи, соответствующей программным требованиям для второго класса, за исключением отдельных подробностей, не влияющих на понимание содержания услышанного в целом.
Оценка «3» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся поняли только основной смысл бурятской речи, соответствующей программным требованиям для данного этапа обучения.
Оценка «2» ставится в том случае, если учащиеся не поняли смысл бурятской речи, соответствующей программным требованиям для данного этапа обучения.
Говорение (монологическая речь)
Оценка «5» ставится в том случае, если ученик логично строит монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Лексические единицы и грамматические структуры используются уместно. Ошибки практически отсутствуют. Речь понятна: практически все звуки произносятся правильно, соблюдается правильная интонация. Объём высказывания не менее 5 фраз.
Оценка «4» ставится в том случае если, ученик логично строит монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Лексические единицы и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Ученик допускает отдельные лексические или грамматические ошибки, которые не препятствуют пониманию его речи. Речь понятна, ученик не допускает фонематических ошибок. Объём высказывания не менее 5 фраз.
Оценка «3» ставится в том случае если, если ученик логично строит монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Но высказывание не всегда логично, имеются повторы. Допускаются лексические и грамматические ошибки, которые затрудняют понимание. Речь в целом понятна, ученик в основном соблюдает правильную интонацию. Объём высказывания - менее 5 фраз.
Оценка «2» ставится в том случае если, если коммуникативная задача не выполнена.лексические и грамматические ошибки, которые затрудняют понимание. Большое количество фонематических ошибок.
Говорение (диалогическая речь)
Оценка «5» ставится в том случае, если ученик логично строит диалогическое общение в соответствии с коммуникативной задачей; демонстрирует умения речевого взаимодействия с партнёром: способен начать, поддержать и закончить разговор. Лексические единицы и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Ошибки практически отсутствуют. Речь понятна: практически все звуки произносятся правильно, соблюдается правильная интонация. Объём высказывания не менее 4 реплик с каждой стороны.
Оценка «4» ставится в том случае, если ученик логично строит диалогическое общение в соответствии с коммуникативной задачей. Учащийся в целом демонстрирует умения речевого взаимодействия с партнёром: способен начать, поддержать и закончить разговор. Используемый словарный запас, и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Могут допускаться некоторые лексико-грамматические ошибки, не препятствующие пониманию. Речь понятна: практически все звуки произносятся правильно, в основном соблюдается правильная интонация. Объём высказывания не менее 4 реплик с каждой стороны.
Оценка «3» ставится в том случае, если ученик логично строит диалогическое общение в соответствии с коммуникативной задачей. Однако учащийся не стремится поддерживать беседу. Используемые лексические единицы и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Фонематические, лексические и грамматические ошибки не затрудняют общение. Но встречаются нарушения в использовании лексики. Допускаются отдельные грубые грамматические ошибки. Объём высказывания - менее 4 реплик с каждой стороны.
Оценка «2» ставится в том случае, если коммуникативная задача не решена – учащиеся не поняли содержание прочитанного текста в объеме, предусмотренном заданием, и чтение учащихся не соответствовало программным требованиям для данного этапа обучения.
Чтение
Оценка «5» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного текста в объеме, предусмотренном заданием, чтение учащихся соответствовало программным требованиям для данного этапа обучения.
Оценка «4» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся поняли и осмыслили содержание прочитанного текста за исключением деталей и частностей, не влияющих на понимание этого текста, в объеме, предусмотренном заданием, чтение учащихся соответствовало программным требованиям для данного этапа обучения.
Оценка «3» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся поняли и осмыслили главную идею прочитанного текста в объеме, предусмотренном заданием, чтение учащихся в основном соответствует программным требованиям для данного этапа обучения.
Оценка «2» ставится в том случае, если коммуникативная задача не решена – учащиеся не поняли содержание прочитанного текста в объеме, предусмотренном заданием, и чтение учащихся не соответствовало программным требованиям для данного этапа обучения.
Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
(УМК, дополнительная литература, оборудование)
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: «Амар мэндэ-э!» 1 год обучения – Улан –Удэ: «Бэлиг», 2014год;
«Амар мэндэ-э!» 2 год обучения – Улан –Удэ: «Бэлиг», 2015год;
«Амар мэндэ-э!» 3 год обучения – Улан –Удэ: «Бэлиг», 2016 год;
а также дополнительных пособий: для учителя (Методические рекомендации к УМК«Амар мэндэ-э!» 1, 2, 3 год обучения – Улан –Удэ: «Бэлиг» ,2013, 2016 год).
«Амар мэндэ-э!» (5 класс); Авторы: Г-Х. Гунжитова, А.А.Дугарова, Б.Д.Шожоева;
«Алтаргана» (6 класс). Авторы: С.Ц.Содномов, Б.Д.Содномова;
«Алтаргана» (7 класс). Авторы: С.Ц.Содномов, А.А.Найданова;
Алтаргана» (8 класс). Авторы: С.Ц.Содномов, А.А.Надагурова;
Будаева, Д. Ц. Myнкуева. Ю. Б. Тесты по бурятскому языку как государственному. - Улан-Удэ, 2003;
Гунжитова. Г-Х. Ц. Дугарова. А. А. Отбор фонетического материала для начального этапа обучения бурятскому языку // Проблемы бурятской филологии на современном этапе. - Улан-Удэ, 1999;
Дареева. О. А. Социокультурный подход к обучению бурятскому языку как второму. - Улан-Удэ. 2007;
Алагуева В.П. Золотая книга о бурятах, Улан-Удэ, 2008;
Алагуева В.П. Алмазная книга о бурятах, Улан-Удэ, 2009;
Могоева. Д. Д. Амар сайн, ухибууд! - Улаан-Удэ, 2002;
Намжилон Л. Оюун тулхюур, Улан-Удэ, 2004;
Г.С.Санжадаева, О.П.Кушеева. Тоонто нютаг, Улан-Удэ,2011;
Э.П.Нанзатова. Мунгэн туяа, Улан-Удэ, 2010;
Нанзатова. Э. П. Методическая система обучения бурятскому языку как второму в начальной школе. — Улан-Удэ, 2002.
Ц.Б.Цыренова, М.Ш.Батуева. Булагай эхин (детская хрестоматия). Улан-Удэ,2008;
С.Д.Бабуев, Yреэл тогтохо болтогой! Улан-Удэ, 1990;
ИКТ – обеспечение учебного процесса
- Медиапроектор
- Фонотека, в которой хранятся музыкальные произведения, фонограммы к различным мероприятиям. (Электронные учебники бурятского языка №1, 2006, №2, 2010, DVD-диск «Серебряные капли», «Буян тандаа», «Буряад караоке», сборник дисков «Би томо болооб» (детские песни); короткометражные фильмы на бурятском языке;
- Часть телевизионных и радиопередач Бурятского телевидения и радио;
- Проектная деятельность учащихся (презентации);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по бурятскому языку как второму 2-4 классы
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Планом действий по модернизаци...
рабочая программа по бурятскому языку, 5 - 6 классы
Рабочая прорамма по бурятскому языку по УМК "Алтаргана"...
Рабочая программа по бурятскому языку 5-6 классы
Рабочая программа по бурятскому языку 5-6 классы...
Рабочая программа по бурятскому языку 7 класс
Основной целью обучения бурятскому языку в школе является осознание учащихся необходимости овладения бурятским языком как средством самовоспитания и самосовершенствования в духе национальных традиций ...
рабочая программа по бурятскому языку в 5 классе
Рабочая программа по учебному предмету содержит:планируемые результаты освоения учебного предмета,содержание учебного предмета;тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых н...
Рабочая программа по бурятскому языку УМК Амар мэндэ-э 4 класс
Рабочая программа по предмету «Бурятский язык как государственный» составлена на основании Конституции Российской Федерации; Закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-Ф...