Родная литература (русская)
учебно-методический материал (8 класс)
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по родной литературе. 8 класс.
А1.Прочитайте стихотворение. Напишите автора и название произведения.
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!
Так дева в первый раз вздыхает —
О чем — неясно ей самой, —
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.
А2.Каков жанр этого стихотворения? Укажите верный вариант.
А.Любовная лирика. Б.Пейзажная лирика. В.Философская лирика. Г.Гражданская лирика.
А3.Определите размер стихотворения.
А4.Выпишите художественные средства выразительности.
А5.Какое средство выразительности использовано в строках «И робкий вздох благоухает // Избытком жизни молодой»?
А.Градация Б.Антитеза В.Метафора Г.Риторическое обращение.
А6. Какова тема стихотворения. Запишите ответ.
А 7.Какое настроение, какое чувство преобладают в стихотворении? Ответ запишите полным предложением.
А8. Дайте связный развёрнутый ответ на вопрос «Каким предстаёт лирический герой этого стихотворения?». 5-8 предложений.
Внимательно прочитайте рассказ В.А. Жилкина «Яблоки»,выполните задания.
Яблоки
Но детство - всегда детство. Детству свойственна радость. Ребенку дарят радость, или он сам ее находит, придумывает, или радость сама находит ребенка. И в нашем военном детстве были, конечно, свои радости, маленькие и большие. Рассказом об одной такой радости я и закончу мою маленькую повесть...
В первый год после возвращения с Украины мы сильно бедствовали. Просто нищенствовали. Ходили с бабушкой по окрестным деревням, ближним и дальним городам и просили милостыню. Много мы исходили. Много памятного осталось в сердце. Но одно запечатлелось особенно, запомнилось навсегда. После нескольких неудачных наших походов надумала бабушка идти просить милостыню в соседнюю Брянскую область. Там в одном из сел жила ее давняя хорошая подруга.
Вышли рано утром. И к обеду пришли в то село. Встретила нас бабушкина подруга радушно. Накормила супом. Это была большая радость - поесть настоящего супа, о котором я что-то слышал, но вкуса не знал... Однако самая большая радость была впереди. После обеда меня и внучку бабушкиной подруги отправили во двор, играть в саду. Сад был большой. И много было в саду яблонь. Казалось, что все небо было заполнено яблоками. Поражала красота этих яблок, были они как волшебные, с разными оттенками румянца на боках. Девочка была моих годков, какая-то необыкновенно чистенькая, легкая, воздушная. От нее исходило какое-то тепло и доброта. Это было так ново после наших с бабушкой многомесячных унизительных скитаний в поисках куска хлеба.
...Не помню, что мы делали в этом райском саду, во что мы играли. Только очень хорошо помню чувство счастья. И хотелось, чтобы оно не кончалось... А когда мы уходили из этого гостеприимного дома, девочка набрала нам в котомку яблок, этих самых, райских яблок. Я нес эту котомку с яблоками как самую большую драгоценность и тайну.
Дома я сложил яблоки в большой ящик из-под патронов. По несколько раз в день открывал волшебный ящик и любовался яблоками. И все видел перед собой эту девочку. Я так и не съел ни одного яблока, даже подумать не мог, что такие яблоки можно есть.
Выполните задания.
В1.Определите тип речи и стиль текста, напишите. (2б)
В2.Какова тема и основная мысль текста, напишите. (2б)
В3. Составьте и напишите план текста по микротемам. (5б максимум)
В4. Подумайте и напишите вопрос по содержанию данного рассказа. (1б)
В5. Найдите в тексте 2 эпитета, 2 сравнения, напишите. (4б максимум)
Годовая контрольная работа по родной литературе. 8 класс.
2 вариант.
Поле зыблется цветами…
В небе льются света волны…
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.
Взор мой тонет в блеске полдня…
Не видать певцов за светом…
Так надежды молодые
Тешат сердце мне приветом…
И откуда раздаются
Голоса их, я не знаю…
Но, им внемля, взоры к небу,
Улыбаясь, обращаю.
А1.Прочитайте стихотворение. Напишите автора и название произведения.
А2. Укажите, где использован приём параллелизма.
А.В первой строфе. Б. Во второй строфе. В.В третьей строфе. Г. Не использован в стихотворении.
3.Определите размер стихотворения. Запишите ответ.
А4.Выпишите художественные средства выразительности.
5.Выберите инверсии.
А. Голубые бездны Б. …им внемля В. Света волны Г. Голоса их Д. Не видать певцов Е. Вешних жаворонков
6. Надежда наполняет человека внутренней силой и жизненной энергией.
В этом предложении идёт речь о
А. Теме стихотворения. Б. Главной мысли стихотворения. В.Композиции стихотворения. Г. Жанре стихотворения.
А6. Какова тема стихотворения. Запишите ответ.
А7.Какое настроение, какое чувство преобладают в стихотворении? Ответ запишите полным предложением.
А8. Дайте связный развёрнутый ответ на вопрос «Каким предстаёт лирический герой этого стихотворения?». 5-8 предложений.
Внимательно прочитайте рассказ В.А. Жилкина «Рассказ не последний»,выполните задания.
Рассказ не последний
И началась мирная жизнь. Но не была она мирной. Взрывались на минах коровы, подрывались трактора. Война продолжалась. Она продолжалась и в наших детских играх. Мы находили много боевых патронов. Любимым занятием было: разжечь костер, быстро побросать в костер патроны и быстро укрыться, залечь за бугорок. И с замиранием сердца слышать выстрелы и свист пуль. Как на войне. Много было оставлено везде линейного пороха. Мы заворачивали его в бумагу, скрепляли и поджигали один конец. Получалась маленькая ракета - змея, она непредсказуемыми путями летала по воздуху, шлепалась на землю, снова взлетала, а мы от нее уворачивались.
А самодельные пистолеты! Примитивные, деревянные. Спусковой крючок - резинка, ударный боек-гвоздь. Один из таких пистолетов взорвался в руках моего дружка.
Но самая большая трагедия случилась летом, перед тем, как Ваня Зайцев нашел мину. Мальчишки нашли в одном из больших логов склад со снарядами. Взрослым об этом не сказали. Кому-то пришла в голову идея свинтить со всех снарядов головки, ссыпать порох в одну кучу и поджечь. Дело было под вечер. Я поливал нижний огород, торопился, чтобы бежать играть к ребятам. И вдруг раздался мощный взрыв из того лога, где мальчишки возились со снарядами. Вся деревня бросилась туда... В живых из мальчишек никого не было, родные собирали своих по кусочкам, узнавая по каким-то приметам. Погиб в этом логу и мой двоюродный брат...
Когда писал это, по радио прозвучало сообщение: ребята нашли боевую гранату, она взорвалась, два мальчика убито, восемь ранено. Война продолжается. Чего больше всего произвел человек на земле? Хлеба, картофеля, яблок, ботинок, шапок? Больше всего на земле оружия, самого разнообразного - от газовых пистолетов до все более новейших образцов оружия массового поражения. Еще в 60-е годы XX века была озвучена такая цифра: на земле накоплено столько оружия, что им можно поразить все живое на планете 10 раз. А сколько же сейчас?..
Зайдите в детские магазины, чего там больше всего из игрушек? Оружия! Война продолжается! Любая война — это война против детства. Невольно вспоминаются два фильма великого американского режиссера Стенли Крамера: «Этот безумный, безумный, безумный мир» и «На последнем берегу».
Выполните задания.
В1.Определите тип речи и стиль текста, напишите. (2б)
В2.Какова тема и основная мысль текста, напишите. (2б)
В3. Составьте и напишите план текста по микротемам. (5б максимум)
В4. Подумайте и напишите вопрос по содержанию данного рассказа. (1б)
В5. Найдите в тексте 2 эпитета, 2 сравнения, напишите. (4б максимум)
Эталоны ответов. Оценивание ответов.
Задания 1-8
4.
А3
Б4
В1
Г2
До 3 б.
(каждая ошибка – минус балл)
4.
А4
Б3
В1
Г2
До 3 б.
(каждая ошибка – минус балл)
5. ГДЖ
2 б. (каждая ошибка – минус балл)
5. БВГ
2 б. (каждая ошибка – минус балл)
6.В
1 б.
6.Б
1 б.
7.А
1 б.
7.А
1 б.
8. Здесь преобладает радость, восхищение красотой природы
2 б.
8.Здесь преобладает чувство радости, удивления тайнами природы.
2 б.
:А. Пробуждение природы весной Б. Любовь к прекрасной девушке В. Летнее утро в лесу. Г.Прощание с зимой.
А. Молодость и смелые надежды, навеянные красотой природы. Б. Мечты о любви. В. Восхищение чудесным летним пейзажем. Г.Мечты о небесной жизни.
Всего – 14 б.
Задание 9.
Максимально – 8 баллов.
4 б. –полнота ответа
2 б. – логика и факты
2 б. – речь
Итого – 22 балла.
Отметка 5 – 21-22 б.
Отметка 4 – 17-20 б.
Отметка 3 – 12-16 б.
Отметка 2 – 0-11 б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП
Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП...
Конспект урока родной литературы (русской литературы) по теме «Эдуард Данилович Гольцман – детский поэт Кузбасса»
Методическое обоснование урокаЭтот урок является единственным по изучению творчества Эдуарда Даниловича Гольцмана в 5 классе. При постановке целей и задач урока учитывается особенность учебного ...
Рабочая программа Родная литература (русская). Программа составлена учителем русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения "Новокаолиновая средняя общеобразовательная школа" Бердниковой Алевтиной Васильевной.
Программа составлена с учетом НРЭО...
Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы
Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы соответствуют требованиям ФГОС ООО....
Формирование читательской грамотности при обучении предметам «Русский родной язык» и «Родная литература (русская)»
Читательская грамотность — это умение обучающегося воспринимать тексты любого стиля и типа, пересказывать их, а затем использовать полученную информацию на практике. Читательская грамотность фор...