Рабочая программа 4 класс
рабочая программа

Рабочая программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4klass_rabochaya_programma_po_buryatskomu_yazyku.docx38.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  2. Пояснительная записка

Рабочая программа по бурятскому языку как государственному для 4 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования  России от 05.03.2004г. №1018 "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".

2.Приказа Минобразования России от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.

3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, 2021/22 учебный год».

4.Регионального стандарта начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному в образовательных учреждениях с русским языком обучения (приказ №830 от 09.07.2008 г.).

5. Авторской программы «Программа по бурятскому языку как государственному для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения» авторов Содномова С.Ц., Дылыковой Р.С., Жамбалова Б.Д., Содномовой Б.Д., издательства «Бэлиг», г. Улан-Удэ, 2015 г.

6.Учебный план образовательного учреждения  МАОУ « СОШ№ 13 » на 2022/223 учебный год.

Программа включает в себя:  

1. Г-Х. Ц. Гунжитова, С.А. Дашиева, Б.Д. Цырендоржиева «Амармэндэ-э!» учебник, Улан-Удэ. Издательство «Бэлиг» 2020 г.

2. Г-Х. Ц. Гунжитова, С.А. Дашиева, Б.Д. Цырендоржиева «Амармэндэ-э!»  рабочая тетрадь, Улан-Удэ. Издательство «Бэлиг» 2015 г.

3. Аудиоприложение (СД МР3.

4. Методическое руководство кучебнику.

5. Тематические тесты дляучащихся

Предмет «Бурятский язык как государственный» входит в образовательную область «Филология» в качестве национально-регионального компонента образования. В соответствии с региональным базисным учебным планом и примерной программой начального основного общего образования предмет «Бурятский язык как государственный» изучается с 2 по 9 классы. В программе по бурятскому языку как государственному 2-4 классы выделяются как начальный этап изучения бурятского языка. Исходя из объема выделенных на НРК часов, объем, отводимый на обучение бурятского языка, составляет 1 час в неделю в каждом классе.

Цели обучения бурятскому языку являются:

- формирование умения общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов: элементарных коммуникативных умений в говорении, развитие внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к аудированию, чтению и письму;

-  развитие личности ребенка, его речевых способностей к изучению бурятского языка на последующих этапах школьного образования;

- освоение элементарных лингвистических представлений, необходимых для овладения устной и письменной речью на бурятском языке: формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация и т.п.), наблюдаемых в русском и бурятском языках;

- знакомство с некоторыми обычаями бурят, детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором, произведениями детской художественной литературы на бурятском языке;

- формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, а также их общеучебных умений;

- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей.

Общая характеристика учебного предмета

Бурятский язык входит в общеобразовательную область «Язык и литература». Качественные изменения характера национальной политики нашего государства, а также отношения общества к проблеме развития и возрождения национальных языков и культур делают преподавание национальных языков народов России необходимым условием и неотъемлемой частью лингвистического образования школьников. Национальные языки становятся действенным фактором национально-культурного развития общества. Все это существенно повышает их статус и значение как общеобразовательной учебной дисциплины. Основное назначение предмета «Бурятский язык как государственный язык РБ» в школьном обучении состоит в овладении учащимися умением общаться на нем, т.е. речь идет о формировании коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять непосредственное общение (говорение, понимание на слух) и опосредованное общение (чтение с пониманием текстов, письмо).

Бурятский язык является одним из главных элементов культуры бурятского народа - носителя данного языка. Он открывает учащимся непосредственный доступ к духовному богатству народа, повышает уровень их общего гуманитарного образования, а также является средством межкультурной коммуникации. Поэтому ему отводится существенная роль в решении важных задач, стоящих перед современной школой в плане формирования толерантной личности, развития ее национального самосознания.

УМК "Амар Мэндэ-э!" построен в соответствии с задачей воспитания коммуникативной культуры школьников, расширения и обогащения их коммуникативного  и жизненного опыта в новом контексте общения, расширения кругозора учащихся.В учебниках данной серии реализуется деятельностный, коммуникативно-когнитивный подход к обучению бурятскому язык.

Описание места учебного предмета "Бурятский язык"в учебном плане школы

        Предмет «Бурятский язык как государственный язык РБ»  входит в учебный план ОУ для 4-х классов в часть, формируемую участниками образовательного процесса, в качестве национально-регионального компонента образования. На его изучение отводится 34 часа, 34 недели, в том числе в 4 классе 1 часу в неделю.

Планируемые результаты изучения учебного предмета:

Личностные  результаты освоения учебного предмета :

Личностные включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.  

Должны отражать требования к обязательному уровню подготовки учащихся начальной школы:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, малую родину, российский народ и историю России, Бурятии в том числе, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;  
  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий средствами бурятского языка;  
  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, в частности, на примере народов, населяющих Курумканский район, Баргузинскую долину, Бурятию;  
  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;  
  5. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;  
  6. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;  
  7. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;  
  8. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;  
  9. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.  

 

Метапредметные образовательные результаты освоения учебного предмета :

Метапредметные включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.  Метапредметные результаты освоения учебного предмета  должны отражать: 

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;  
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование         умения         понимать         причины         успеха/неуспеха         учебной

деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;  

  1. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;  
  2. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и

практических задач;  

  1. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и

познавательных задач;  

  1. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  2. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;  
  3. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;  
  4. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;  
  5. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  6. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

Предметные  результаты. В результате изучения бурятского языка ученик 4 класса научится понимать:

  • основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний);
  •  основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
  • особенности структуры простых и сложных предложений;
  • интонацию различных коммуникативных типов предложений;
  •  признаки изученных грамматических явлений;
  • основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика);

 Коммуникативные умения.

 Говорение. Диалогическая речь.

 Обучающийся научится вести комбинированный диалог в стандартных ситуациях неофициального общения, соблюдая нормы речевого этикета.

Обучающийся получит возможность научиться брать и давать интервью.

Говорение. Монологическая речь. Обучающийся научится:

  • рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее,
  • сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и о малой родине с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы);  
  • описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы);
  • давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
  •  передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст/ключевые слова/план/вопросы.

Обучающийся получит возможность научиться:  

  • делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;  
  • комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста,
  • аргументировать своѐ отношение к прочитанному/прослушанному;
  • кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
  • кратко излагать результаты выполненной проектной работы.

Аудирование.  Обучающийся научится:  

  • воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
  • воспринимать на слух и понимать значимую/нужную/запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
  • отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных;  использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова;
  • игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания основного содержания воспринимаемого на слух текста.

Чтение. Обучающийся научится: 

  • читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;  
  • читать и выборочно понимать значимую/нужную/запрашиваемую информацию в несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные в основном на изученном языковом материале;
  • догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским/родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту;
  •  игнорировать в процессе чтения незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста;
  •  пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником.

Письменная речь. Обучающийся научится:

  • заполнять анкеты и формуляры в соответствии с нормами  бурятского языка;
  •  писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета.

 Обучающийся получит возможность научиться:  

  • делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;  
  • составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
  • кратко излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности;
  • писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец.

 Языковая компетентность (владение языковыми средствами). Фонетическая сторона речи.  Обучающийся научится: 

  • произносить и различать на слух все звуки бурятского языка;
  • соблюдать акцентное ударение в словах  и  ударения  в  фразе;
  • соблюдать  интонации в повелительных, утвердительных, вопросительных  и  восклицательных  предложениях.

Обучающийся получит возможность научиться: 

  • выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации;

Орфография.  Обучающийся научится правильно писать изученные слова. Обучающийся получит возможность научиться сравнивать и анализировать буквосочетания  бурятского языка и их транскрипцию.

Лексическая сторона речи. Обучающийся научится:

  • узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы;
  • употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;  
  • распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования (аффиксации, конверсии) в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей.

Обучающийся получит возможность научиться:  

  • употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы;
  • находить различия между явлениями синонимии и антонимии;
  • распознавать принадлежность слов к частям речи по определѐнным признакам (артиклям, аффиксам и др.);  
  • использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту и по словообразовательным элементам).

Грамматическая сторона речи. Обучающийся научится:

  • оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами бурятского языка в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте;
  • распознавать и употреблять в речи: различные коммуникативные типы предложений: утвердительные, отрицательные, вопросительные (общий, специальный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме); распространѐнные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определѐнном порядке;
  • имена существительные в единственном и множественном числе;
  • личные и неличные имена существительные;
  • падежи  имен существительных: родительный, совместный, орудный, дательно-местный;
  • местоимения (личные, вопросительные, указательные, собирательные, неопределённые, различительные);
  • прилагательные;
  • глагол, времена  глаголов, окончание  глаголов  по  лицам  в  единственном и множественном  числе; вспомогатель ный  глагол  байна;
  • утвердительная частица юм  и отрицательная  частица  гvй;

Обучающийся получит возможность научиться:  распознавать сложные, сложноподчиненные  предложения  с придаточными.

Содержание учебного предмета

1. раздел «Моя семья» (8 часа): слова приветствия, знакомство; мой класс; моя семья: мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра, младшая сестра, младший брат; у Арюны большая семья; счет: числа от1 до 20; мы заняли первое место; тебе сколько лет? Кто каков? высокий, низкий, большой, маленький, толстый, худой; моя родословная; кем ты станешь? танцор, художник, учитель, певец, водитель;моя мама работает в школе

2.раздел «Мой друг», «Профессии» (8 часов): мой друг любит играть: петь, танцевать, шить, рисовать; кто какой вид спорта любит? Борьба, конные скачки, стрельба из лука; то твой любимый певец? Д. Банзаров, Х. Намсараев, Ц. Самбилов, М. Ербанов; яркий мир: красный, зеленый, белый, синий, розовый, коричневый, серый, голубой; одежда: куртка, брюки, плати, рубашка, шапка, обувь, ноский, варежки; магазин; еда: хлеб, чай, молоко, яйцо, мясо, рыба, бууза; мой день.

3.раздел «С Праздником» (8 часов): с днем рождения; животные 12-летнего цикла:

мышь, корова, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака, свинья; Сагаалган: благопожелания; 8 марта, день Матери; Сурхарбаан: три игры мужей.

4.раздел «Родная сторона» (10 часов) Времена года: весна, лето, осень, зима; на улице: солнечно, ветрено, снег идет; дикие животные: медведь, лев, лиса, волк, белка; ута шэхэтэй, хурса шүдэтэй юун бэ? Тоомгүйхэн шандаган; любимая басня: теремок; Бурятия: районы, реки, горы; летние каникулы

Календарно-тематический план. 4 класс

п/п

Тема

Саг -часы

1 четверть -8ч 

1.

Минии булэ – 10ч. Моя семья. Танилсая! Знакомство.

1

2.

Минии класс. Мой класс.

1

3.

Эгээ бэрхэ хэн бэ?  

Кто самый лучший?

1

4.

Хэн юу хэхэ дуратайб? Что ты любишь делать?

1

5.

Хэн ямар тамирта дуратайб? Любимые виды спорта.  

1

6.

Шинии дуратай дуушан,уран зохёолшо хэн бэ? Твой любимый певец, актёр,писатель.

1

7.

Ши хэдытэйбши? Сколько тебе лет?

1

8.

Уншалгын  хэшээл.  Урок чтения.

1

2 четверть-8ч 

9.

Минии уг гарбал. Моя родословная.  

1

10.

Хэн хаана юу хэдэг бэ? Поговорим о профессиях.

1

11.

Минии үдэр.Мой день.

1

12.

Эрдэмэй үдэр. Режим дня Эрдэма

13.

Эдеэн. Пища, продукты.  

1

14.

Хубсаhан. Одежда.  

1

15.

Уншалгын  хэшээл. Урок чтения.

1

16.

Шалгалтын  хүдэлмэри. Контрольная  работа.

1

3 четверть-10ч 

17.

Һайндэрөөр! С праздником! День рождения.

1

18.

Поздравления, благопожелания.

1

19.

12 жэл. 12-животных.

1

20.

Уншалгын  хэшээл. Урок чтения.

1

21.

Сагаалган. Белый месяц.

1

22.

Сурхарбаан. Бурятский национальный праздник.

1

23.

Уншалгын хэшээл. Урок чтения.

1

24.

Эжын үдэр. Мамин праздник.

1

25.

Шалгалтын  хүдэлмэри. Контрольная  работа.

1

26.

Жэлэй дүрбэн саг. Времена года.

1

4 четверть-8ч 

27.

Зэрлиг амитад. Дикие животные.

1

28.

Уншалгын хэшээл. Урок чтения.

1

29.

Гэрэй амитад. Домашние животные.

1

30.

Тоомгүйхэн  Шандаган.  Описание животных.

1

31.

Манай дуратай онтохон. Наши любимые сказки.

1

32.

Буряад оромнай уужамхандаа! Бурятия. Районы Бурятии.

1

33.

Зунай амаралта. Летние каникулы.

1

34.

Шалгалтын  хүдэлмэри. Контрольная  работа.

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...