Рабочая программа 4 класс
рабочая программа
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4klass_rabochaya_programma_po_buryatskomu_yazyku.docx | 38.67 КБ |
Предварительный просмотр:
2. Пояснительная записка
Рабочая программа по бурятскому языку как государственному для 4 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1018 "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".
2.Приказа Минобразования России от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, 2021/22 учебный год».
4.Регионального стандарта начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному в образовательных учреждениях с русским языком обучения (приказ №830 от 09.07.2008 г.).
5. Авторской программы «Программа по бурятскому языку как государственному для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения» авторов Содномова С.Ц., Дылыковой Р.С., Жамбалова Б.Д., Содномовой Б.Д., издательства «Бэлиг», г. Улан-Удэ, 2015 г.
6.Учебный план образовательного учреждения МАОУ « СОШ№ 13 » на 2022/223 учебный год.
Программа включает в себя:
1. Г-Х. Ц. Гунжитова, С.А. Дашиева, Б.Д. Цырендоржиева «Амармэндэ-э!» учебник, Улан-Удэ. Издательство «Бэлиг» 2020 г.
2. Г-Х. Ц. Гунжитова, С.А. Дашиева, Б.Д. Цырендоржиева «Амармэндэ-э!» рабочая тетрадь, Улан-Удэ. Издательство «Бэлиг» 2015 г.
3. Аудиоприложение (СД МР3.
4. Методическое руководство кучебнику.
5. Тематические тесты дляучащихся
Предмет «Бурятский язык как государственный» входит в образовательную область «Филология» в качестве национально-регионального компонента образования. В соответствии с региональным базисным учебным планом и примерной программой начального основного общего образования предмет «Бурятский язык как государственный» изучается с 2 по 9 классы. В программе по бурятскому языку как государственному 2-4 классы выделяются как начальный этап изучения бурятского языка. Исходя из объема выделенных на НРК часов, объем, отводимый на обучение бурятского языка, составляет 1 час в неделю в каждом классе.
Цели обучения бурятскому языку являются:
- формирование умения общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов: элементарных коммуникативных умений в говорении, развитие внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к аудированию, чтению и письму;
- развитие личности ребенка, его речевых способностей к изучению бурятского языка на последующих этапах школьного образования;
- освоение элементарных лингвистических представлений, необходимых для овладения устной и письменной речью на бурятском языке: формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация и т.п.), наблюдаемых в русском и бурятском языках;
- знакомство с некоторыми обычаями бурят, детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором, произведениями детской художественной литературы на бурятском языке;
- формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, а также их общеучебных умений;
- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей.
Общая характеристика учебного предмета
Бурятский язык входит в общеобразовательную область «Язык и литература». Качественные изменения характера национальной политики нашего государства, а также отношения общества к проблеме развития и возрождения национальных языков и культур делают преподавание национальных языков народов России необходимым условием и неотъемлемой частью лингвистического образования школьников. Национальные языки становятся действенным фактором национально-культурного развития общества. Все это существенно повышает их статус и значение как общеобразовательной учебной дисциплины. Основное назначение предмета «Бурятский язык как государственный язык РБ» в школьном обучении состоит в овладении учащимися умением общаться на нем, т.е. речь идет о формировании коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять непосредственное общение (говорение, понимание на слух) и опосредованное общение (чтение с пониманием текстов, письмо).
Бурятский язык является одним из главных элементов культуры бурятского народа - носителя данного языка. Он открывает учащимся непосредственный доступ к духовному богатству народа, повышает уровень их общего гуманитарного образования, а также является средством межкультурной коммуникации. Поэтому ему отводится существенная роль в решении важных задач, стоящих перед современной школой в плане формирования толерантной личности, развития ее национального самосознания.
УМК "Амар Мэндэ-э!" построен в соответствии с задачей воспитания коммуникативной культуры школьников, расширения и обогащения их коммуникативного и жизненного опыта в новом контексте общения, расширения кругозора учащихся.В учебниках данной серии реализуется деятельностный, коммуникативно-когнитивный подход к обучению бурятскому язык.
Описание места учебного предмета "Бурятский язык"в учебном плане школы
Предмет «Бурятский язык как государственный язык РБ» входит в учебный план ОУ для 4-х классов в часть, формируемую участниками образовательного процесса, в качестве национально-регионального компонента образования. На его изучение отводится 34 часа, 34 недели, в том числе в 4 классе 1 часу в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Личностные результаты освоения учебного предмета :
Личностные включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Должны отражать требования к обязательному уровню подготовки учащихся начальной школы:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, малую родину, российский народ и историю России, Бурятии в том числе, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий средствами бурятского языка;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, в частности, на примере народов, населяющих Курумканский район, Баргузинскую долину, Бурятию;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные образовательные результаты освоения учебного предмета :
Метапредметные включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Метапредметные результаты освоения учебного предмета должны отражать:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
Предметные результаты. В результате изучения бурятского языка ученик 4 класса научится понимать:
- основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний);
- основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
- особенности структуры простых и сложных предложений;
- интонацию различных коммуникативных типов предложений;
- признаки изученных грамматических явлений;
- основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика);
Коммуникативные умения.
Говорение. Диалогическая речь.
Обучающийся научится вести комбинированный диалог в стандартных ситуациях неофициального общения, соблюдая нормы речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться брать и давать интервью.
Говорение. Монологическая речь. Обучающийся научится:
- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее,
- сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и о малой родине с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы);
- описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы);
- давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
- передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст/ключевые слова/план/вопросы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
- комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста,
- аргументировать своѐ отношение к прочитанному/прослушанному;
- кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
- кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Аудирование. Обучающийся научится:
- воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
- воспринимать на слух и понимать значимую/нужную/запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
- отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных; использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова;
- игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания основного содержания воспринимаемого на слух текста.
Чтение. Обучающийся научится:
- читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
- читать и выборочно понимать значимую/нужную/запрашиваемую информацию в несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений.
Обучающийся получит возможность научиться:
- читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные в основном на изученном языковом материале;
- догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским/родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту;
- игнорировать в процессе чтения незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста;
- пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником.
Письменная речь. Обучающийся научится:
- заполнять анкеты и формуляры в соответствии с нормами бурятского языка;
- писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться:
- делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
- составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
- кратко излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности;
- писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец.
Языковая компетентность (владение языковыми средствами). Фонетическая сторона речи. Обучающийся научится:
- произносить и различать на слух все звуки бурятского языка;
- соблюдать акцентное ударение в словах и ударения в фразе;
- соблюдать интонации в повелительных, утвердительных, вопросительных и восклицательных предложениях.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации;
Орфография. Обучающийся научится правильно писать изученные слова. Обучающийся получит возможность научиться сравнивать и анализировать буквосочетания бурятского языка и их транскрипцию.
Лексическая сторона речи. Обучающийся научится:
- узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы;
- употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
- распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования (аффиксации, конверсии) в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей.
Обучающийся получит возможность научиться:
- употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы;
- находить различия между явлениями синонимии и антонимии;
- распознавать принадлежность слов к частям речи по определѐнным признакам (артиклям, аффиксам и др.);
- использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту и по словообразовательным элементам).
Грамматическая сторона речи. Обучающийся научится:
- оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами бурятского языка в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте;
- распознавать и употреблять в речи: различные коммуникативные типы предложений: утвердительные, отрицательные, вопросительные (общий, специальный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме); распространѐнные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определѐнном порядке;
- имена существительные в единственном и множественном числе;
- личные и неличные имена существительные;
- падежи имен существительных: родительный, совместный, орудный, дательно-местный;
- местоимения (личные, вопросительные, указательные, собирательные, неопределённые, различительные);
- прилагательные;
- глагол, времена глаголов, окончание глаголов по лицам в единственном и множественном числе; вспомогатель ный глагол байна;
- утвердительная частица юм и отрицательная частица гvй;
Обучающийся получит возможность научиться: распознавать сложные, сложноподчиненные предложения с придаточными.
Содержание учебного предмета
1. раздел «Моя семья» (8 часа): слова приветствия, знакомство; мой класс; моя семья: мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра, младшая сестра, младший брат; у Арюны большая семья; счет: числа от1 до 20; мы заняли первое место; тебе сколько лет? Кто каков? высокий, низкий, большой, маленький, толстый, худой; моя родословная; кем ты станешь? танцор, художник, учитель, певец, водитель;моя мама работает в школе
2.раздел «Мой друг», «Профессии» (8 часов): мой друг любит играть: петь, танцевать, шить, рисовать; кто какой вид спорта любит? Борьба, конные скачки, стрельба из лука; то твой любимый певец? Д. Банзаров, Х. Намсараев, Ц. Самбилов, М. Ербанов; яркий мир: красный, зеленый, белый, синий, розовый, коричневый, серый, голубой; одежда: куртка, брюки, плати, рубашка, шапка, обувь, ноский, варежки; магазин; еда: хлеб, чай, молоко, яйцо, мясо, рыба, бууза; мой день.
3.раздел «С Праздником» (8 часов): с днем рождения; животные 12-летнего цикла:
мышь, корова, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака, свинья; Сагаалган: благопожелания; 8 марта, день Матери; Сурхарбаан: три игры мужей.
4.раздел «Родная сторона» (10 часов) Времена года: весна, лето, осень, зима; на улице: солнечно, ветрено, снег идет; дикие животные: медведь, лев, лиса, волк, белка; ута шэхэтэй, хурса шүдэтэй юун бэ? Тоомгүйхэн шандаган; любимая басня: теремок; Бурятия: районы, реки, горы; летние каникулы
Календарно-тематический план. 4 класс
№ п/п | Тема | Саг -часы |
1 четверть -8ч | ||
1. | Минии булэ – 10ч. Моя семья. Танилсая! Знакомство. | 1 |
2. | Минии класс. Мой класс. | 1 |
3. | Эгээ бэрхэ хэн бэ? Кто самый лучший? | 1 |
4. | Хэн юу хэхэ дуратайб? Что ты любишь делать? | 1 |
5. | Хэн ямар тамирта дуратайб? Любимые виды спорта. | 1 |
6. | Шинии дуратай дуушан,уран зохёолшо хэн бэ? Твой любимый певец, актёр,писатель. | 1 |
7. | Ши хэдытэйбши? Сколько тебе лет? | 1 |
8. | Уншалгын хэшээл. Урок чтения. | 1 |
2 четверть-8ч | ||
9. | Минии уг гарбал. Моя родословная. | 1 |
10. | Хэн хаана юу хэдэг бэ? Поговорим о профессиях. | 1 |
11. | Минии үдэр.Мой день. | 1 |
12. | Эрдэмэй үдэр. Режим дня Эрдэма | |
13. | Эдеэн. Пища, продукты. | 1 |
14. | Хубсаhан. Одежда. | 1 |
15. | Уншалгын хэшээл. Урок чтения. | 1 |
16. | Шалгалтын хүдэлмэри. Контрольная работа. | 1 |
3 четверть-10ч | ||
17. | Һайндэрөөр! С праздником! День рождения. | 1 |
18. | Поздравления, благопожелания. | 1 |
19. | 12 жэл. 12-животных. | 1 |
20. | Уншалгын хэшээл. Урок чтения. | 1 |
21. | Сагаалган. Белый месяц. | 1 |
22. | Сурхарбаан. Бурятский национальный праздник. | 1 |
23. | Уншалгын хэшээл. Урок чтения. | 1 |
24. | Эжын үдэр. Мамин праздник. | 1 |
25. | Шалгалтын хүдэлмэри. Контрольная работа. | 1 |
26. | Жэлэй дүрбэн саг. Времена года. | 1 |
4 четверть-8ч | ||
27. | Зэрлиг амитад. Дикие животные. | 1 |
28. | Уншалгын хэшээл. Урок чтения. | 1 |
29. | Гэрэй амитад. Домашние животные. | 1 |
30. | Тоомгүйхэн Шандаган. Описание животных. | 1 |
31. | Манай дуратай онтохон. Наши любимые сказки. | 1 |
32. | Буряад оромнай уужамхандаа! Бурятия. Районы Бурятии. | 1 |
33. | Зунай амаралта. Летние каникулы. | 1 |
34. | Шалгалтын хүдэлмэри. Контрольная работа. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...