Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа по литературе рассчитана на 168 часов в год, 2 часа в неделю
Учебник: Литература. 7 класс. Учебник в 2 ч. Под редакцией Коровиной В.Я. М.: Просвещение, 2018 г..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе 7 класс | 356.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании кафедры
Протокол №1от « » августа 2020 г.
Утверждено Приказом № 200У
от « » августа 2020 г.
Рабочая программа на 2020-2021 учебный год
Предмет: литература
Учитель: Латун Рита Сергеевна, первая квалификационная категория
Класс: 7а,б,в,г,д,
Количество часов: всего: 68 в год, в неделю: 2
Программно-методическое обеспечение:
Учебник: Литература. 7 класс. Учебник в 2 ч. Под редакцией Коровиной В.Я. М.: Просвещение, 2018 г..
Рабочая программа: Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2014
Методическое пособие: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2017
Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы: 7 кл. М.: Просвещение, 2018.
Оценочные материалы: Литература. Проверочные работы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н.В. Беляева. – М.: Просвещение, 2010
Поурочное тематическое планирование составлено на основе:
Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2014
Бийск, 2020
Планируемые результаты обучения:
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:
На необходимом (базовом) уровне:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Литература
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного»-, «Сороки- ведьмы», «Пётр и плотник».
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).
ЭПОС НАРОДОВ МИРА
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) (Для внеклассного чтения.)
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и тёмного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения.)
«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщённое общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира па одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народнопоэтические мотивы в повести.
Теория литературы. Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на, благо родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времён в своём стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и её проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство
в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве
и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие
взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальное представление)
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.
Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Теория литературы. Историческая баллада (развитие представлений).
Смех сквозь слёзы, или «Уроки Щедрина»
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». (Для самостоятельного чтения.)
Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие» фамилии как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край (обзор)
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны» -, И. Бунин. «Родина» -, А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест».
Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. (Для внеклассного чтения.)
Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»), «Челкаш». (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).
На дорогах войны (обзор)
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: Д. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Фёдор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.
О че м плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг героя, радость переживания собственного доброго поступка.
«Тихая моя родина» (обзор)
Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачёв. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе.
Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. Песни на слова русских поэтов XX века
А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По Смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Бёрнс. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна...». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература.
Японские хокку (хайку) (трёхстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри, «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представления).
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
7 класс | ||
1. | Введение | 1 |
2. | Устное народное творчество: | 6 |
Устное народное творчество. Предания. | 1 | |
Эпос народов мира | 4 | |
Пословицы и поговорки | 1 | |
3. | Из древнерусской литературы | 2 |
4. | Из русской литературы 18 века: | 2 |
М.В. Ломоносов | 1 | |
Г.Р. Державин | 1 | |
5. | Из русской литературы 19 века: | 27 |
А.С. Пушкин | 6 | |
М.Ю. Лермонтов | 3 | |
Н.В. Гоголь | 3 | |
И.С. Тургенев | 3 | |
Н.А. Некрасов | 2 | |
А.К. Толстой | 1 | |
М.Е. Салтыков - Щедрин | 2 | |
Л.Н. Толстой | 2 | |
Урок контроля | 1 | |
А.П. Чехов | 3 | |
«Край ты мой, родимый край…» | 1 | |
6. | Из русской литературы 20 века: | 24 |
И.А. Бунин | 2 | |
М.Горький | 3 | |
Л.Н. Андреев | 1 | |
В.В. Маяковский | 2 | |
А.П. Платонов | 4 | |
Б.Л. Пастернак | 1 | |
А.Т. Твардовский | 1 | |
На дорогах войны (стихотворения) | 1 | |
Ф.А. Абрамов, Е.И. Носов, Ю.П. Казаков | 4 | |
Д.С. Лихачев | 1 | |
Писатели улыбаются | 1 | |
Тихая моя родина | 1 | |
Песни на слова русских поэтов 20 века | 1 | |
Урок контроля | 1 | |
7. | Из литературы народов России | 1 |
8. | Из зарубежной литературы: | 4 |
Р.Бернс, Дж. Г. Байрон | 1 | |
Японское хокку | 1 | |
О.Генри | 1 | |
Р.Д. Брэдбери | 1 | |
9. | Урок контроля | 1 |
Итого: | 68 |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ | Наименование раздела и темы | Кол-во Часов | Учебная неделя | Тип урока | Виды деятельности | Оборудование | ДЗ |
Введение 1час | |||||||
| Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Диагностический контроль: Выявление уровня литературного развития учащихся | 1. | 1 | Урок открытия нового знания | Чтение и обсуждение статьи учебника «Чтение и обсуждение статьи учебника «Читайте не торопясь». Составление тезисов статьи. Истолкование ключевых слов и словосочетаний. | Учебник, презентация | Подбор афоризмов, пословиц и поговорок о писателях и книгах. |
Устное народное творчество 6 часов | |||||||
Устное народное творчество. Предания. Предание как жанр устной народной прозы. Понятие об устной народной прозе. Предания как поэтическая автобиография народа. | 1 | Урок открытия нового знания | Выразительное чтение преданий. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «устная народная проза», «предание». | Презентация, учебник, фонохрестоматия | Письменный ответ на вопрос: «Каково отношение народа к событиям и героям преданий» Прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович» | ||
Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Понятие о былине. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила). | 1 | 2 | Урок открытия нового знания | Чтение и обсуждение статей учебника «Былины» и «О собирании, исполнении, значении былин». Составление тезисов статей. Выразительное чтение былины. | Презентация, учебник, фонохрестоматия | Характеристика героя былины. Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | |
Русские былины Киевского и Новгородского циклов (урок внеклассного чтения 1). Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение родине и народу — основные черты характера Ильи Муромца. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. | 1 | Урок открытия нового знания | Выразительное чтение фрагментов былин. Составление лексических и историко - культурных комментариев. Пересказы. Выявление элементов сюжета. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Сопоставительный анализ былин. | Презентация, учебник, фонохрестоматия | Письменный ответ на вопрос «Почему народ сложил былины о своих героях.». Написание отзыва на одно из произведений на былинный сюжет. | ||
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос (урок внеклассного чтения 2). Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. | Урок открытия нового знания | Чтение и обсуждение статьи учебника «Карело-финский эпос „Калевала"». Выразительное чтение и пересказ фрагментов эпоса. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. | |||||
«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета «Песни о Роланде | 1 | 3 | Урок открытия нового знания | Чтение и обсуждение статьи учебника «Песнь о Роланде». Выразительное чтение и пересказ фрагментов эпоса. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Выделение этапов развития сюжета песни. | Презентация, учебник, фонохрестоматия | Сравнительная характеристика героев русского и карело-финского эпоса. Пересказ фрагментов песни, | |
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. | 1 | Урок методологической направленности | Чтение и обсуждение статьи учебника «Пословицы и поговорки» и составление её плана. Использование пословиц и поговорок в устных и письменных высказываниях Объяснение смысловой роли эпитетов метафор, сравнений в пословицах и поговорках. | Презентация, учебник, фонохрестоматия | Написание сочинения или составление рассказа по пословице | ||
Из древнерусской литературы 2 часа | |||||||
Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «Из похвалы князю Ярославу и книгам»). «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Развитие представлений о летописи | 1 | 4 | Урок методологической направленности | Чтение и обсуждение статей учебника «Древнерусская литература» и «О „Повести временных лет ». Выразительное чтение фрагментов произведений древнерусской литературы. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Формулирование вопросов по тексту произведений. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). | Презентация, учебник, фонохрестоматия | Составление стилизации в жанре поучения. | |
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Житие как жанр древнерусской литературы. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести. Житие как жанр древнерусской литературы. | 1 | Урок открытия нового знания | Выразительное чтение повести. Нахождение незнакомых слов и определение их значения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление плана устного и письменного высказывания. Устные и письменные ответы на проблемные вопросы. Обсуждение произведений книжной графики. | Презентация, учебник, фонохрестоматия | Домашняя контрольная работа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов: «Народная мудрость в произведениях устного народного творчества» | ||
Из русской литературы 18 века 2 часа | |||||||
М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок) | 1 | Урок методологической направленности | Чтение и обсуждение статьи учебника «Михаил Васильевич Ломоносов» и составление её плана. Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение поэзии Ломоносова. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров | Презентация, учебник, фонохрестоматия | Написание текста устной речи «Похвальное слово Ломоносову». | ||
Г. Р. Державин – поэт и гражданин. «Река времен…», «На птичку», «Признание» Краткий рассказ о поэте. Его размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества. | 1 | 6 | Урок методологической направленности | Чтение и обсуждение статьи учебника «Гавриил Романович Державин». Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров | Презентация, учебник, фонохрестоматия | Подготовка выразительного чтения наизусть одного из стихотворений | |
Из русской литературы 19 века 27 часов | |||||||
А.С. Пушкин «Полтава» (отрывок) Интерес Пушкина к истории России. Мастерство автора в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат | 1 | Урок методологической направленности | Чтение и обсуждение статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин» и составление её плана. Устный рассказ о поэте на основе самостоятельного поиска материалов. Выразительное чтение фрагмента поэмы «Полтава». Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников | Презентация, учебник, эпизоды из кинофильма | Подготовка выразительного чтения отрывка из поэмы «Полтава» наизусть. | ||
А.С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок) Образ Петра. Образ Петра I. Воспевание автором «града Петрова». Тема настоящего и будущего России. Особенности языка и стиля отрывка. Приём контраста. | 1 | 7 | Урок методологической направленности | Выразительное чтение фрагмента поэмы. Нахождение незнакомых слов и определение их значения. | Презентация, учебник, фонохрестоматия | Подготовка выразительного чтения вступления наизусть. | |
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе. Особенности композиции. Своеобразие языка. | 1 | Урок методологической направленности | Чтение и обсуждение статьи учебника «О летописном источнике баллады А. С. Пушкина „Песнь о вещем Олеге"». Выразительное чтение баллады (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, Составление плана сравнительной характеистики Олега и волхва. Устное высказывание по плану. | Презентация, учебник, фонохрестоматия | Подготовка выразительного чтения баллады наизусть | ||
А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Пудовом монастыре. Пушкин-драматург. Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. | 1 | 8 | Урок методологической направленности | Чтение и обсуждение статьи учебника. Выразительное чтение фрагмента трагедии (по ролям). | Презентация, учебник, фонохрестоматия | Составление словаря речи Пимена, монаха и летописца. | |
А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувство протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
| 1 | Урок открытия нового знания | Чтение и обсуждение статьи учебника «О „Повестях покойного Ивана Петровича Белкина"». Составление плана статьи. Выразительное чтение фрагментов повести. Пересказ ключевых фрагментов. Формулирование вопросов по тексту. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Сопоставление сюжета повести с библейским первоисточником | Презентация, учебник, фрагменты кинофильма, фонохрестоматия | Письменный ответ на вопрос «Как в образе Самсона Вырина проявились черты „маленького человека"?». | ||
А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»: автор и герои.» | 1 | 8 | Урок общеметодической направленности | Пересказы, рассказы о героине по плану. Анализ эпизодов. Подготовка вопросов для викторины. | Презентация, учебник, фрагменты кинофильма, фонохрестоматия | Индивидуальные задания | |
М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: Краткий рассказ о , поэте. Его интерес к историческому прошлому Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров героев и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. | 1 | 9 | Урок открытия нового знания | Чтение и обсуждение статей учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов» и «Как работал Лермонтов». Устные рассказы о портретах и памятниках поэта. Составление плана сообщения о поэте. Выразительное чтение фрагментов поэмы | Презентация, учебник, фонохрестоматия | Составление письменной сравнительной характеристики Калашникова и Кирибеевича. | |
М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. | 1 | Урок методологической направленности | Выявление элементов сюжета поэмы. Соотнесение содержания поэмы с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «фольклор». | Презентация, учебник , фонохрестоматия | Письменный ответ на один из вопросов: 1.Какие человеческие качества воспевает Лермонтов в образе купца Калашникова? 2.Почему лирический герой поэзии Лермонтова видит источник душевных сил и творчества в общении с природой? 3.Какую роль играет в поэме её связь с фольклором? | ||
М. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива», «Ангел», «Молитва Проблема гармонии человека и природы. Красота природы и её проявлений как источник душевных сил и творчества. | 1 | 10 | Урок методологической направленности | Чтение и обсуждение статьи учебника «Читатели Лермонтова о своих впечатлениях». Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников | Презентация, учебник , фонохрестоматия | Письменный анализ одного их стихотворений. Написание сочинения-эссе «Мой Лермонтов». | |
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы.». Краткий рассказ о писателе. Историческая и фольклорная основа повести. Героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: в борьбе за освобождение родной земли. Прославление боевого товарищества. | 1 | Урок открытия нового знания | Чтение и обсуждение статей учебника «Николай Васильевич Гоголь» и «Как работал Гоголь». Составление тезисов статей. Устный рассказ о Гоголе. Выразительное чтение фрагментов повести. | Презентация, учебник, кадры из кинофильма | Подготовка выразительного чтения наизусть речи Тараса о товариществе | ||
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий. Смысл противопоставления Остапа Андрию. Осуждение предательства. Патриотический пафос повести. | 1 | 11 | Урок методологической направленности | Составление плана сравнительной характеристики Остапа и Андрия. | Презентация, учебник, кадры из кинофильма | Письменная сравнительная характеристика Остапа и Андрия | |
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» (урок развития речи 1). Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов | 1 | Урок развивающего контроля | Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «эпическая повесть». | Презентация, учебник, кадры из кинофильма | Устный рассказ о Тургеневе и его сборнике «Записки охотника» | ||
И. С. Тургенев. «Бирюк»: автор и герой. Краткий рассказ о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Смысл названия рассказа. | 1 | Урок открытия нового знания | Чтение и обсуждение статей учебника «Иван Сергеевич Тургенев» и «Вся моя биография в моих сочинениях...». Составление тезисов статей. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров | Презентация, учебник, кадры из кинофильма | Письменная характеристика героя рассказа (или сравнительная характеристика героев) | ||
И. С. Тургенев. «Бирюк»: поэтика рассказа. Мастерство И. С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа | 1 | 13 | Урок открытия нового знания | Пересказ. Устный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа эпизода. Обсуждение произведений книжной графики | Презентация, учебник , фонохрестоматия | Письменный анализ эпизода. Чтение стихотворений в прозе | |
И. С. Тургенев. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Стихотворения в прозе как жанр. Понятие о лирической миниатюре. Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Тургенев о богатстве и красоте русского языка. | 1 | Урок открытия нового знания | Выразительное чтение стихотворений в прозе. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный ответ на вопрос (с использованием цитирования). | Презентация, учебник, фонохрестоматия | Подготовка выразительного чтения наизусть одного из стихотворений в прозе | ||
Н. А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Краткий рассказ о поэте. Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм | 1 | 14 | Урок методологической направленности | Чтение и обсуждение статей учебника «Николай Алексеевич Некрасов» и «О поэме «Русские женщины». Составление тезисов статей. Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение фрагментов поэмы. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров | Презентация, учебник, фонохрестоматия | Написание отзыва на фрагмент из кинофильма «Звезда пленительного счастья» | |
Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения (урок внеклассного чтения 3) Размышления поэта о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ родины. Своеобразие некрасовской музы. Развитие понятия о трёхсложных размерах стиха | 1 | Урок развивающего контроля | Выразительное чтение стихотворения. Чтение и обсуждение истории его создания (по воспоминаниям А. Я. Панаевой). Устный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. | Презентация, учебник, фонохрестоматия | Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть | ||
А. К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» как исторические баллады Краткий рассказ о поэте. Его исторические баллады. Правда и вымысел. Воспроизведение исторического колорита эпохи. Тема древнерусского рыцарства, противостоящего самовластию | 1 | 15 | Урок открытия нового знания | Чтение статьи учебника «Алексей Константинович Толстой». Устный рассказ о поэте. ...»). Обсуждение статьи учебника.». Выразительное чтение исторических баллад. | учебник, фонохрестоматия | Подготовка выразительного чтения наизусть фрагмента баллады. | |
Смех сквозь слёзы, или "Уроки Щедрина". М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Краткий рассказ о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...». Развитие представлений об иронии. | 1 | Урок открытия нового знания | Чтение и обсуждение статьи учебника «Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин» и составление её тезисов. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение сказки. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров | Презентация, учебник, фонохрестоматия | Инсценирование фрагментов сказок. | ||
М. Е. Салтыков- Щедрин. «Дикий помещик» (урок внеклассного чтения 4) Смысл названия сказки. Понятие о гротеске | 1 | 16 | Урок открытия нового знания | Выразительное чтение сказок. Различные виды пересказов. Устный ответ на вопрос (с использованием цитирования). | Презентация, учебник , фонохрестоматия | Подготовка письменного ответа на один из проблемных вопросов: 1. Каковы средства создания комического в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина? 2. В чём заключается общественная роль писателя- сатирика? | |
Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества). Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Развитие понятия об автобиографическом художественном произведении | 1 | Урок открытия нового знания | Чтение и обсуждение статьи учебника «Лев Николаевич Толстой». Составление Выразительное чтение фрагментов повести. Устный ответ на вопрос (с использованием цитирования Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «автобиографическое произведение». | Презентация, учебник фонохрестоматия | Подготовка пересказов повести. Составление плана ответа на вопрос «Что беспокоит Толстого, когда он думает о детстве?». | ||
Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир Проявления его чувств, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Развитие понятия о герое-повествователе | 1 | 17 | Урок методологической направленности | Работа со словарём литературоведческих терминов: поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «герой- повествователь». Различение образов рассказчика и автора-повествователя в повести. Анализ различных форм выражения авторской позиции. | Презентация, учебник, | Письменная характеристика главного героя повести. | |
Урок контроля. Проблемы и герои произведений Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина и тестирование по произведениям этих писателей | 1 | Урок развивающего контроля | Конкурсы на лучшее выразительное чтение, лучший пересказ, монологические рассказы о писателях и литературных героях, Устные или письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). | Презентация, учебник фонохрестоматия | Подготовка устного рассказа о Чехове на основе самостоятельного поиска материалов о нём | ||
Смешное и грустное рядом, или "Уроки Чехова". А. П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа. Краткий рассказ о писателе. Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. | 1 | 18 | Урок открытия нового знания | Чтение и обсуждение статьи учебника «Антон Павлович Чехов». Составление тезисов статьи. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров | Презентация, учебник фонохрестоматия | Письменный ответ на вопрос «Как речевая характеристика Очумелова (Елдырина, Хрюкина, толпы) помогает понять сущность этого образа?» | |
А. П. Чехов. «Хамелеон»: поэтика рассказа. (урок развития речи) Средства создания комического. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики | 1 | Урок открытия нового знания | Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «комическое». Обсуждение произведений книжной графики. | Презентация, учебник фонохрестоматия | Письменный ответ на вопрос «Какими средствами создан комический эффект в рассказе „Хамелеон"?» | ||
А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» Денис Григорьев и следователь: два взгляда на мир, два лица России. «Грустный» юмор Чехова. Многогранность комического в его рассказах. Развитие представлений о юморе и сатире как формах комического. | 1 | 19 | Урок методологической направленности | Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров Устный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «юмор», «сатира». Обсуждение произведений книжной графики. | Презентация, учебник фонохрестоматия | Письменный ответ на вопрос «Что должно измениться в обществе, чтобы поступок Дениса Григорьева стал невозможен?» | |
«Край ты мой, родимый край...» (обзор). В.А. Жуковский. «Приход весны». И. А. Бунин. «Родина». А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...» (урок развития речи). Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения | 1 | Урок развивающего контроля | Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Анализ различных форм выражения авторской позиции. | Презентация, учебник фонохрестоматия | Письменный анализ одного из стихотворений о родной природе. | ||
Из русской литературы 20 века 24 часа | |||||||
И. А. Бунин. «Цифры». Краткий рассказ о писателе. Воспитание детей в семье. Герой рассказа. Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | 1 | 20 | Урок открытия нового знания | Чтение и обсуждение статей учебника «Иван Алексеевич Бунин» и «В творческой лаборатории И. А. Бунина». Составление тезисов статей. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа (в том числе по ролям). Устная и письменная характеристика героев | Презентация, учебник фонохрестоматия | Выполнение творческого задания в учебнике. | |
И. А. Бунин. «Лапти» и другие рассказы( урок внеклассного чтения). Душевное богатство простого крестьянина. Нравственный облик героев рассказов И. А. Бунина | 1 | Урок развивающего контроля | Различные виды пересказов. Выразительное чтение | Презентация, учебник | Анализ одного из стихотворений Бунина | ||
М. Горький. «Детство» (главы): тёмные стороны жизни. Краткий рассказ о писателе. Автобиографический характер повести. Изображение « свинцовых мерзостей жизни» | 1 | 21 | Урок открытия нового знания | Чтение и обсуждение статей учебника «Максим Горький» и «Из воспоминаний и писем». Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов повести. Устное рецензирование выразительного чтения | Презентация, учебник | Подготовка художественного пересказа одного из эпизодов | |
М. Горький. «Детство» (главы): светлые стороны жизни. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. | 1 | Урок методологической направленности | Чтение по ролям и инсценирование фрагментов повести. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Выявление элементов сюжета | Презентация, учебник фонохрестоматия | Письменный отзыв на одну из иллюстраций | ||
М. Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Романтический характер легенды. Мечта о сильной личности, ведущей к свету. Иносказательный характер легенды | 1 | 22 | Урок методологической направленности | Выразительное чтение легенды. Устный или письменный Выразительное чтение легенды. Устный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Характеристика особенностей русского романтизма (на уровне образа романтического героя). Работа со словарём литературоведческих терминов. Обсуждение иллюстраций к легенде. | Презентация, учебник , фонохрестоматия | Письменная характеристика Данко. | |
Л. Н. Андреев. «Кусака». Краткий рассказ о писателе. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения | 1 | Урок открытия нового знания | Чтение и обсуждение статей учебника «Леонид Николаевич Андреев» и «В творческой лаборатории Леонида Андреева». Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). | Презентация, учебник, фонохрестоматия | Выборочный письменный пересказ «История Кусаки». | ||
В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Краткий рассказ о поэте. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского | 1 | 23 | Урок открытия нового знания | Чтение и обсуждение статей учебника «Владимир Владимирович Маяковский» и «В творческой лаборатории В. В. Маяковского». Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение стихотворения. | Презентация, учебник, фонохрестоматия | Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть и его письменный анализ | |
В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир — безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. Обогащение представлений о ритме и рифме. | 1 | Урок методологической направленности | Выразительное чтение стихотворений. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «ритм», «рифма», «тоническое стихосложение» | Презентация, учебник, фонохрестоматия | Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть и его письменный анализ. | ||
А. П. Платонов. «Юшка». Краткий рассказ о писателе. Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. | 1 | 24 | Урок открытия нового знания | Чтение и обсуждение статьи учебника «Андрей Платонович Платонов». Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа. | Презентация, учебник, фонохрестоматия | Письменная характеристика Юшки. Подготовка краткого пересказа «История Юшки». | |
А. П. Платонов. «Юшка». Внешняя и внутренняя красота человека. Осознание необходимости сострадания к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. | 1 | Урок методологической направленности | Устный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Обсуждение произведений книжной графики. Составление плана ответа на проблемный вопрос | Презентация, учебник, фонохрестоматия | Чтение рассказа «В прекрасном и яростном мире». Выборочный пересказ | ||
А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире» (урок внеклассного чтения 6). Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова | 1 | 25 | Урок развивающего контроля | Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). | Презентация, учебник фонохрестоматия | Подготовка к классному контрольному сочинению | |
Классное контрольное сочинение (урок развития речи 4) | 1 | Урок развивающего контроля | Классное контрольное сочинение на одну из тем: Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? (По произведениям писателей XX века.) Какой изображена «золотая пора детства» в произведениях Л. Н. Толстого и И. А. Бунина? В чём проявился гуманизм произведений М. Горького, И. А. Бунина, В. В. Маяковского, А. П. Платонова (на материале 1-2 произведений)? | Подготовка устного рассказа о Б. Л. Пастернаке на основе самостоятельного поиска материалов | |||
Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме...». Краткий рассказ о поэте. Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. Развитие представлений о сравнении и метафоре. | 1 | 26 | Урок открытия нового знания | Чтение и обсуждение статей учебника «Борис Леонидович Пастернак» и «В творческой лаборатории Б. Л. Пастернака». Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров | Презентация, учебник. фонохрестоматия | Подготовка выразительного чтения наизусть одного из стихотворений и его письменный анализ. | |
А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Краткий рассказ о поэте. Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Развитие понятия о лирическом герое. | 1 | Урок открытия нового знания | Чтение статьи учебника «Александр Трифонович Твардовский» и составление её тезисов. Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «лирический герой». | Презентация, учебник фонохрестоматия. | Подготовка выразительного чтения наизусть одного из стихотворений. | ||
На дорогах войны. Стихотворения о войне А. А. Ахматовой, К. М. Симонова, А. А. Суркова, А. Т. Твардовского, Н. С. Тихонова и др. (урок внеклассного чтения 7). Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях. Ритмы и образы военной лирики. | 1 | 27 | Урок открытия нового знания | Чтение и обсуждение интервью с участником Великой отечественной войны Ю. Г. Разумовским о военной поэзии. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «интервью» | Презентация, учебник фонохрестоматия | Подготовка выразительного чтения наизусть стихотворения о войне. | |
Ф. А. Абрамов. «О чём плачут лошади». Краткий рассказ о писателе. Эстетические и нравственно экологические проблемы в рассказе. Понятие о литературной традиции | 1 | Урок открытия нового знания | Чтение и обсуждение статьи учебника «Фёдор Александрович Абрамов». Составление тезисов статьи. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов. Устный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Выявление элементов развития сюжета. Анализ различных форм выражения авторской позиции. | Презентация, учебник | Письменный ответ на вопрос «Какие раздумья вызвал у вас рассказ?». | ||
Е. И. Носов. «Кукла» («Акимыч») Краткий рассказ о писателе. Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Нравственные проблемы в рассказе | 1 | 28 | Урок открытия нового знания | Чтение и обсуждение отрывка «Из автобиографии» Носова. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). | Презентация, учебник фонохрестоматия | Письменная характеристика Акимыча или письменный ответ на вопрос «Какие нравственные проблемы поднимает писатель в рассказе?» | |
Е. И. Носов. «Живое пламя». Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека | 1 | Урок методологической направленности | Выразительное чтение рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования | Презентация, учебник фонохрестоматия | Письменный ответ на один из вопросов: О чём рассказ Е. И. Носова «Живое пламя» и почему он так называется? Что значит «прожить жизнь в полную силу»? | ||
Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Краткий рассказ о писателе. Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка | 1 | 29 | Урок открытия нового знания | Чтение и обсуждение статьи учебника «Юрий Павлович Казаков». Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа (по ролям). Устный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Сравнительная характеристика героев. Обсуждение иллюстраций к рассказу | Презентация, учебник фонохрестоматия | Письменный ответ на вопрос «Как можно оценить поведение Яшки и Володи в минуту опасности?» | |
Д. С. Лихачёв. «Земля родная» (главы) Краткий рассказ о писателе, учёном, гражданине. Духовное напутствие молодёжи. Развитие представления о публицистике. | 1 | Урок открытия нового знания | Чтение и обсуждение статьи учебника «Дмитрий Сергеевич Лихачёв». Устный рассказ о писателе. Чтение фрагментов публицистической прозы. Устный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Работа со словарём литературоведческих терминов. | Презентация, учебник | Письменный ответ на вопрос «Какие проблемы поднимает в своей публицистической книге Д. С. Лихачёв?». | ||
М. М. Зощенко. «Беда» и другие рассказы (урок внеклассного чтения 8). Краткий рассказ о писателе. Смешное и грустное в рассказах писателя. Рассказы в актёрском исполнении | 1 | 30 | Урок открытия нового знания | Чтение и обсуждение статьи учебника «Михаил Михайлович Зощенко». Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказов (в том числе по ролям). Устный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Инсценирование фрагмента рассказа, | Презентация, учебник фонохрестоматия | Письменный ответ на вопрос «Над чем смеётся и о чём горюет автор в рассказе «Беда»?» | |
«Тихая моя родина». Стихи В. Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Н. А. Заболоцкого и др. Стихи поэтов XX века о родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы | 1 | Урок открытия нового знания | Краткие сообщения о поэтах. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). | Презентация, учебник фонохрестоматия | Создание письменных высказываний-эссе | ||
Песни на слова русских поэтов ХХ века. А. Вертинский «Доченьки», И. Гофф «Русское поле», Б. Окуджава «По смоленской дороге». Лирические размышления о жизни, быстротекущем времени и вечности. Светлая грусть переживаний. Начальные представления о песне как синтетическом жанре искусства | 1 | 31 | Урок открытия нового знания | Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Восприятие песен. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования).. | Презентация, учебник фонохрестоматия | Подготовка к контрольной работе. | |
Письменная контрольная работа. Тестирование | 1 | Урок рефлексии | Контрольная работа по произведениям русской литературы, Контрольная работа по произведениям русской литературы, изученным на 51—61 уроках. Выполнение тестовых заданий. | Подготовка устного рассказа о Р. Гамзатове | |||
Из литературы народов России 1 час | |||||||
Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родине». Краткий рассказ о дагестанском поэте. Возвращение к истокам, основам жизни. Дружеское расположение к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта | 1 | 32 | Урок открытия нового знания | Чтение и обсуждение статьи учебника «Расул Гамзатович Гамзатов». Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений. Устный ответ на вопрос (с использованием цитирования | Презентация, учебник фонохрестоматия | Письменный ответ на вопрос «Какие вечные ценности утверждает Р. Гамзатов в своих стихотворениях?». | |
Из зарубежной литературы 4 часа | |||||||
Р. Бёрнс. «Честная бедность» и другие стихотворения (урок внеклассного чтения 9). Краткий рассказ о поэте. Особенности его творчества. Представления народа о справедливости и честности Дж. Г. Байрон. «Душа моя мрачна...». Краткий рассказ о поэте. Ощущение трагического разлада героя с жизнью, окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Байрона. | 1 | Урок открытия нового знания | Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров . Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение стихотворения или песни на стихи поэта, ответы на вопросы викторины. Анализ поэтических интонаций. | Презентация, учебник фонохрестоматия | Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть | ||
Японские хокку (трёхстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами. Особенности жанра хокку (хайку). | 1 | 33 | Урок открытия нового знания | Чтение и обсуждение статьи учебника «Японские трёхстишия (хокку)». Составление тезисов статьи. Устные рассказы о мастерах японских хокку. Выразительное чтение хокку. | Презентация, учебник фонохрестоматия | Составление стилизаций хокку на русском языке. | |
О. Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Слово о писателе. Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. | 1 | Урок открытия нового знания | Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Инсценирование фрагмента рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения и инсценирования одноклассников, исполнения актёров. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «рождественский рассказ» | Презентация, учебник, фонохрестоматия | Письменный пересказ рождественской истории от лица Джима или Деллы. | ||
Р. Брэдбери. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Краткий рассказ о писателе. Фантастические рассказы Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на земле. | 1 | 34 | Урок открытия нового знания | Чтение и обсуждение статей учебника «Рэй Дуглас Брэдбери» и «Радость писать». Составление тезисов статей. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа. | Презентация, учебник, отрывки из спектакля | Письменный ответ на вопрос «О чём предупреждают читателя произведения Р. Д. Брэдбери? | |
Урок контроля. Выявление уровня литературного развития учащихся. Тестирование. Итоги года и задание на лето. | 1 | Урок развивающего контроля | Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретённых в 7 классе; выразительное чтение (в том числе наизусть), устный монологический ответ, пересказ, устный рассказ о произведении или герое, иллюстрирование изученных литературоведческих терминов. | Презентация, учебник, | Чтение произведений из списка «Прочитайте летом» |
Лист регистрации изменений к рабочей программе
Литература 7 класс
Учителя: Латун Рита Сергеевна
№№ пп | Дата изменения | Причина изменения | Суть изменения | Корректирующие действия |
Отчет о выполнении реализуемой учебной программы по содержанию по литературе
Учитель Латун Рита Сергеевна
Предмет литература
Класс 7
Количество часов: в неделю – 32 часов; в год – 68 часов
Программа для общеобразовательных учреждений «Литература.5-9 классы» под ред. В.Я.Коровиной, М: «Просвещение», 2014
Учебник В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин Литература: 7класс. Учебник в 2-частях. 2-еиздание.-М.:Просвещение, 2018
в 1 четверти - ____ часа (сов); во 2 четверти - ____ часа (сов);
в 3 четверти - ____ часа (сов); в 4 четверти - ____ часа (сов); в год - _____ часа (сов)
7А | 7Б | 7В | 7Г | 7Д | |
1 четверть | |||||
2 четверть | |||||
3 четверть | |||||
4 четверть | |||||
Год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...