Функциональная грамотность, опыт работы
статья (7 класс)
Функциональная грамотность, опыт работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnaya_gramotnost_opyt_raboty.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая тема: «Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы в средней школе»
Современному обществу необходим человек, образованный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям, поэтому актуальность моей работы состоит в том, что в настоящее время всё интенсивнее стало развиваться понятие «функциональная грамотность».
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения обучающимися основной общеобразовательной программы среднего общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает смысловое чтение и работа с информацией. Это способствует формированию у обучающихся навыков читательской грамотности, которая определяется по уровню сформированности трех групп умений:
- ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, нахождение информации;
- интерпретация текста;
- рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.
Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить функциональную грамотность учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого обучающегоя в образовательном пространстве. Для этого необходимо знать учебные возможности школьников каждого возраста.
Обучающийся должен
- Быть готовым взаимодействовать с окружающим миром, иметь уверенную адаптацию.
- Уметь самостоятельно решать учебные и житейские задачи.
- Уметь строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.
- Владеть навыками рефлексии, уметь посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.
Осмыслить и оценить информацию помогает следующий алгоритм действий.
1) Нахождение информации
2) Интерпретация текста
3) Рефлексия и оценка
Задания следующих типов:
- Закрытый тип – выбор одного или нескольких ответов.
- Открытый тип – в ответе необходимо записать полный ответ.
- Сопоставление.
- Восстановление последовательности.
- Установление истинности.
Цель: формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках русского языка и литературы.
Задачи:
1.Поделиться опытом работы применения методов и приёмов на уроках русского языка и литературы, которые способствуют формированию развитию функциональной грамотности у обучающихся;
2.Показать практическую значимость использования данных приёмов работы и целесообразность их использования на уроках.
В отчете представлены некоторые тексты для проверки сформированности умений читательской грамотности в 7 классе( в этом году у меня был 7 класс) .Информация из разных источников.
На каких же этапах урока я использую методы и приёмы , которые способствуют развитию функциональной грамотности у обучающихся?
Этап мотивации.
Приём «Отсроченная отгадка»
Универсальный приём , направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.
Формирует:
-умение анализировать и сопоставлять факты;
-умение определять противоречие;
-умение находить решение имеющимися ресурсами.
Прием. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. (Загадку (удивительный факт) можно использовать в конце урока дать в конце урока, чтобы начать с нее следующий урок). Пример. В начале урока я объявила, что разговор наш пойдёт о писателе, вот только имя автора ребятам придётся угадать самим. Ученикам были предложены несколько его произведений , напечатанные на отдельном листе, естественно, без указания имени поэта.
Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать приемы: «Верные – неверные утверждения», «прогнозирование». Используя приём «верные-неверные утверждения», предлагаю ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму , чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Этап целеполагания.
Приём «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
Составляем таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал» К последней графе нашей таблицы мы возвращаемся уже в конце урока. Это и приём этапа рефлексии учебной деятельности.
Пример. Назовите тему урока. Ребята сами учатся формулировать тему урока. Определяют цель, задачи урока .
Этап актуализации.
Элементы исследовательского метода, например, по теме «Лексика » предлагается работа со словарем Даля, объясните значение слова «до свидания» и др.. Такой вид работы формирует у учащихся навык думать, рассуждать при написании слова, а также обращаться за помощью к книгам, к словарю, к ресурсам сети Интернет.
Приёмы «Бортовой журнал», «Диктант на засыпку».
Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла чаще всего использую прием: «Чтение с остановками»
Прием «Ассоциаций» (Технология развития критического мышления). Развивает образное мышление, память, логику, речь. Учащимся необходимо назвать ассоциации по слову, которое написано на карточке.
Пример: урок в 7 классе. А.П.Платонов. Рассказ «Юшка».
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «юшка»?
Составим кластер на доске и в тетради.
- Какое настроение передают ваши ассоциации?
-Как вы понимаете слова Юшки: «Вы ,должно быть, любите меня!»
Приём «Синквейн» (Технология развития критического мышления)
Синквейн – самая лёгкая форма стихотворения по алгоритму. Данный приём помогает выразить свои мысли кратко и точно. Мне нравится использовать синквейн и на стадии мотивации и на стадии рефлексии. Иногда его применяю на обоих этапах сразу.
В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – высказывание, несущее определённый смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Например, при изучении рассказа А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире» в 7 классе .Таким образом, нам становится известна ключевая идея – упорство и мужество всегда побеждают.
Задания по формированию читательской и коммуникативной грамотности ,например:
Внимательно прочитайте текст, найдите в нем ошибки и исправьте. После выполнения задания, обсудите исправленные ответы в группе(задание дается после изучения с детьми темы урока в классе для закрепления изученного материала).
Данный тип задания помогает проверить не только усвоение материала учащимися, но и развивает навыки читательской грамотности (смысловое чтение), насколько внимательно был прочитан текст, до конца ли его прочитал ребенок, все ли ошибки были исправлены.
Задание №..
К вам на каникулах приезжает друг, с которым вы давно не виделись, он/она впервые в нашем городе. Составьте список мест, которые вы планируете показать и, используя приложения «Яндекс Карта», «2ГИС» или иные другие, разработайте наиболее логичный маршрут вашего передвижения по городу
Этап рефлексии. Приём «Незаконченные предложения»
1. На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как…..
2. Я думаю, что уроки русского языка проходят……
3. Больше всего на уроках русского языка я люблю….
4. Мне не очень нравится……
5. Если бы я был учителем русского языка, я бы …..
Рефлексия осуществляется на разных этапах урока. На завершающем этапе можно спросить (приём «Фантазёр») : Какие трудности встретились? Что нового узнали на уроке? Как эти знания можно использовать в жизни?
Инновационные технологии делают урок интересным, ярким; помогают учителю увлечь ребят своим предметом, создают на уроке ситуацию успеха для ученика. Важно добывать знания совместно с обучающимися, так как живое взаимодействие интереснее скучных уроков.
Используемая литература:
1. Даутова О.Б., Иваньшина Е. В., Казачкова Т. Б., Крылова О. Н., Муштавинская И. В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС – СПб.: КАРО, 2014г.
2. Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016.
3. Сметанникова Н.Н. «Описание стратегий смыслового чтения». (Электронный ресурс) - Режим доступа: sites.google.com.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пример заданий на формирование функциональной грамотности при работе с текстами итогового собеседования в 9 классе
На примере текста о знаменитом враче, кардио-хирурге Лео Бокерия разработаны задания на формирование функциональной грамотности. Некоторое задания придумывали сами ученики....
Курс "Функциональная грамотность". Практические работы.
В 2022 году мною был пройден курс повышения квалификации по функциональной грамотности. Было выполнено две практические работы....
Помощь в подготовке к олимпиадам "Развитие глобальных компетенций, компонента функциональной грамотности при работе педагогов дополнительного образования с обучающимися"
На этапе подготовки к олимпиадам необходимо ориентировать школьников на творчество, а это значит: дать возможность мыслить нестандартно, прислушиваться к своим ощущениям, ассоциациям, не бояться выска...
Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"
В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...
Декада функциональной грамотности. Самостоятельная работа для обучающихся 6 класса.
Самостоятельная работа проводится в Декаду функциональной грамотности для обучающихся 6 класса для диогностики уровня достиженя метапредметных планируемых результатов освоения основной образоват...
Опыт работы "Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка"
Материал содержит опыт работы по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка в 5-9 классах общеобразовательной школы...
опыт работы по функциональной грамотности-2024
развитие функциональной грамотности на уроках англтйского языка...