Сопровождение к презентации урока родной литературы (русской)
методическая разработка (9 класс)
Урок по родной литературе ( русской) по рассказу Ю. Буйды "Продавец добра" в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soprovozhdenie_k_uroku_rodnoy_literatury_russkoys_prezentatsiey.docx | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерное календарно-тематическое планирование
по родной русской литературе в 9 классе (17ч в год)
Тематический блок | № | Тема занятия | Дата проведения | |
Мир детства | Ю.Куранов «Царевна» | 6.09 | ||
Нравственность | Ю.Буйда «Продавец добра» | 13.09 | ||
В.Крупин «А ты улыбайся!» Сочинение-рассуждение на тему: «Быть или не быть добру в этом мире?» или «Что такое добро?» | 20.09 | |||
Человек и семья | А.Алексин «Подумаешь, птицы!» | 27.09 | ||
В.Солоухин «Под одной крышей» | 04.10 | |||
А.Платонов «Семен» | 12.10 | |||
Ю.Яковлев «Вратарь» | 19.10 | |||
В.Солоухин «Моченые яблоки» Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое бескорыстие?» | 26.10 | |||
Рождественские рассказы | Саша Черный «Рождественский ангел» | 16.11 | ||
В.Токарева «Рождественский рассказ» Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание?» | 23.11 | |||
Человек и природа | С.Георгиев «Собаки не ошибаются» | 30.11 | ||
И.С.Тургенев «Живые мощи», «Перепелка» Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое красота?» | 07.12 | |||
Мама | В.Астафьев «Шинель без хлястика» | 14.12 | ||
Н.Тихонов «Мать» Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое материнская любовь?» | 21.12 | |||
Человек и война | Л.Пантелеев «Гвардии рядовой». В.Крупин «О войне» | 28.12 |
1. Я представлю вашему вниманию урок по русской родной литературе: Ю Буйда «Продавец добра»
2. Знакомство с КТП.
3. Вначале урока знакомимся с биографией автора рассказа, с фамилией, творчеством…
4. Переходим к теме урока (рассказ детьми прочитан)
5. Так как рассказ короткий, то ребята быстро его пересказывают
Рассказ о "городском сумасшедшем". Герой рассказа Юрия Буйды Родион Иванович не пил, даже курить бросил, поэтому жители города не понимают, отчего он сошел с ума -- по их мнению, сумасшествие может быть вызвано лишь пьянством.
И вот он разносит по домам собственноручно склеенные коробочки, в которых "лежит добро".
Он не просит много денег за "добро", ему достаточно и простой благодарности. Цель "продавца добра" -- не заработать, а дать больше добра людям. Рассказ учит тому, что главное в жизни -- это не вещи.
Как верно сказал герой рассказа, будучи еще в здравом уме, "добра-то много, да добра нет".
А "духовное добро" люди все чаще подменяют, к сожалению, "добром материальным.
6. Записываем в тетрадь, что такое ДОБРО как морально-этическая категория.
7. Задаю вопрос: Для чего автор поведал нам эту печальную историю? Что хочет сказать главного?
( конечно, ребята пытаются высказаться, находят в тексте слова, в которых говорится о Добре)
8. Выясняем значение слова РОДИОН, и сравниваем мужа и жену.
Таким образом, и здесь мы можем противопоставить мужа и жену, муж находится там, где Бог, там, где нет греха, а жена – там, где темные силы. Она типичная жительница городка, поэтому можно говорить о том, что Родион Иванович противопоставлен не только своей жене, но и всем жителям.
. Такое поведение героя только подчеркивает его непохожесть на других и подчеркивает его одиночество. Он одинок, как тот самый монах, проживший много лет в одиночестве на далёком острове. И не смотря на то, что он сошел с ума, он тоже пытается искупить грехи людей, предающихся земным радостям, не заботящихся о душевном состоянии.
Жизнь Родиона была однообразна и не представляла собой никакого интереса для людей городка и для рассказчика, от лица которого ведется повествование.
Рассказчик пытается нам показать, как сама жизнь заставила маленького человека сойти с ума. Он говорит, нам что сегодня наша жизнь стала странной: для, того, чтобы быть добрым, человек должен сойти с ума.
Родион Иванович очень хотел, чтобы у людей было добро. Он таким образом постарался его материализовать. И если добра нет в душе людей, то, может быть, оно будет, когда они его купят, как покупают обычные вещи, и тогда его станет больше на земле?
9. Выясняем, какие проблемы автор затрагивает в этом рассказе.
1. Добра
- Одиночества
- Бога. Вот и в этой истории, похожей на притчу, присутствует Бог. Не обязательно канонический православный — напротив, у героя Юрия Буйды он принимает совершено необычный вид: то ли дурачка, то ли юродивого.
Вспоминаем здесь «Юшку» А. Платонова
10 Возвращаемся к вопросу : Для чего автор поведал нам эту грустную историю? Автор считает, что ( слайд № 13)
Отвечаем так: Рассказчик, , спустя несколько лет, все-таки понял истинный смысл слова «Добро». Как и каждый человек должен сам дойти до этой сути. Как?
Так давайте мы, читатели, сделаем добро за Родиона Ивановича! Давайте научимся дарить радость друг другу, чтобы не сходить с ума, не теряться в больших городах в одиночестве. Кажется, что каждый день на нас сваливается так много трудностей, что продохнуть нельзя, но и трех секунд достаточно, чтобы сотворить маленькое доброе дело. Улыбнуться прохожему, поддержать слабого, сказать своим родным "Доброе утро" - все это уже поможет сделать мир лучше. Подарить доброте частичку нашего времени. И будем помнить русскую пословицу: "Жизнь дана на добрые дела"
11. Записываем выводы. Сначала формулируем устно, потом записываем.
12. Д.з..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП
Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП...
Рабочая программа Родная литература (русская). Программа составлена учителем русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения "Новокаолиновая средняя общеобразовательная школа" Бердниковой Алевтиной Васильевной.
Программа составлена с учетом НРЭО...
Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы
Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы соответствуют требованиям ФГОС ООО....
Формирование читательской грамотности при обучении предметам «Русский родной язык» и «Родная литература (русская)»
Читательская грамотность — это умение обучающегося воспринимать тексты любого стиля и типа, пересказывать их, а затем использовать полученную информацию на практике. Читательская грамотность фор...
Рабочие программы по дисциплинам : "Родная литература ( русская)", "Родной русский язык", "Русский язык для делового общения"
Рабочие программы по русскому языку и литературе( 10-11 кл) по новым дисциплинам для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образоввния. Программы разработаны ...