Диалект
план-конспект занятия (6 класс)
Материал для семинарского занятия в 6 классе по родному языку по теме "Диалект"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dialekt.docx | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Диалекты
Цели урока: 1) обучающие: познакомить учащихся с диалектной лексикой– частью народной культуры; формировать умение понимать диалектные слова.
2) развивающие: продолжить работу по развитию творческого воображения и мышления учащихся; расширить кругозор учащихся.
3) воспитательные: продолжить воспитание бережного отношения к родному языку, к диалектным словам как части национальной культуры, воспитание патриотизма.
Планируемые результаты обучения:
1) личностные : уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
2) предметные: формирование навыка работы с «Толковым словарем живого великорусского языка » В.И.Даля;
3) метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, высказывать своё мнение, оценивать результаты своей деятельности.
План.
- Что такое диалект, диалектизм, диалектология?
- Чем отличаются литературный язык и диалекты?
1.
Русские люди живут в разных географических условиях: кто-то в лесной местности, кто-то в степной; одни в горах, а другие – на равнине. Это наложило отпечаток на их жизнь, быт, язык.
Основу лексики всех говоров составляют общеупотребительные слова. Помимо них, в говорах употребляются местные или диалектные слова, понятные жителям определенной территории (местности)
Например: бурак (свекла), сула (судак), кочет (петух), дюже (очень); кушак (пояс), кислица (красная смородина), курень (дом), гутарить (говорить) и др.
Речь жителей той или иной местности называют диалектом.
Диалектология – это наука о диалектном языке и диалектах. Точнее говоря, это раздел языкознания, изучающий местные, территориальные разновидности языка.
В русском языке различают три основные группы диалектов: севернорусские диалекты (или наречия), южнорусские диалекты (наречие), среднерусские диалекты (говоры).
Русские народные говоры делятся на два наречия: северное и южное. Между этими наречиями располагаются среднерусские говоры.
Общеупотребительные слова | Диалектные слова | |
северные | южные | |
1.Свёкла. 2.Говорить. 3.Красивый. 4.Дом. 5.Слабый. | Свёкла Баить. Баской. Изба. Слабый. | Бурак. Гутарить. Личманистый. Хата. Кволый. |
Диалектные слова, использованные в художественных произведениях, называют диалектизмами.
Задание: Прочитайте отрывок из стихотворения С.Есенина «В хате». Какие слова стихотворения вам непонятны?
Пахнет рыхлыми драчёнами;
У порога в дёжке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
( Драчёна – кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами; дёжка – деревянная кадка для теста; паз – узкая щель между кирпичами и досками; махотка – крынка, горшок, кувшин; печурка – углубление в стене русской печки, куда кладут для просушки разные вещи.
Прочитайте диалог. Почему бабушка и внук не поняли друг друга?
Бабушка и внук.
– Бабушка, где Маша?
– По батожья ушла.
– По что?
– Ну, по столбцы!
– По что?
– Ну, по петушки!
– По что, по что?!
– По стебни.
– Не понимаю, бабушка!
– Ах, батюшка, какой ты бестолковый! По щавель. Сходи-ка, внучек, на огород, принеси бураков для борща.
— Чего принести, бабушка?
— Бураков.
— А это что такое?
— Ну, у нас в деревне так свёклу называют.
!!! диалектный язык не имеет письменной формы!!!!!
2.
Литературный язык и диалектный язык имеют ряд отличий:
1)Литературный язык не связан с той или иной территорией. В своем употреблении он надтерриториален. Разные формы народно-разговорного языка, просторечие, полудиалекты занимают промежуточное место, они могут быть более чувствительны к фактору территории, чем литературный язык, но не так привязаны к нему, как территориальные диалекты.
2)Литературный язык имеет две формы своего существования: устную и письменную, находящиеся в сложных взаимодействиях. В противоположность вышесказанному диалектный язык имеет только одну форму своего существования – устную.
3)В функциональном отношении литературный язык отличается своим всеобщим и всеобъемлющим характером. Он употребителен во всех формах языкового общения и выражения, по-другому говоря, во всех сферах жизни человека, обслуживает все потребности человеческого общества. Диалектный язык по преимуществу служит средством обиходно-бытового общения.
Литература
- Пожарицкая С.К. Русская диалектология. – М.: Академический проект: Парадигма, 2005 г.
- Русская диалектология. Под ред. проф. Л.Л. Касаткина. – М.: Изд. центр «Академия», 2005.
- Русская диалектология. Под ред. В.В. Колесова. – М.: Высшая школа, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Диалекты села Житное" Занятие внеурочного объединения "Занимательное языкознание"
Внеурочная деятельность. Объединение "Занимательное языкознание"...
Презентация к уроку по страноведению на тему "Диалекты Великобритании"
Презентация к уроку по страноведению в 10 классе на тему "Диалекты Великобритании" ....
Диалекты села Чикой
Одной из главных задач работы является составление сборника «Диалектные слова села Чикой». Это задача ориентирована на составление сборника, имеющего огромную научную, практическую и культурно-и...
Социально-значимый проект Создание словаря диалектов села Георгиевка
Проект создан на основе исследовательской работы "Диалекты села Георгиевка"...
Диалекты английсого языка
Английский язык ведет свое начало от языка древнегерманских племен,переселившихся с континента в V-VI вв. в населенную кельтами Британию.Взаимодействие племенных наречий англов,саксов и ютов, ра...
Диалекты русского языка
Презентация к уроку....
Диалект состер. Лингвистиктиг болгум программазы
программа лингвокраеведческого кружка "Диалектная лексика"...