Рабочая программа по русской (родной) литературе для 5-9 классов
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру.   Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.  Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.  Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр образования№14»

РАССМОТРЕНО                                      

на заседании РМО

учителей  русского языка  

Протокол № 1

от «___» августа 2021 г.                    

СОГЛАСОВАНО    

Заместитель директора по УВР             МОУ «ЦО №14»

_____________ Каменчук Л.П.

 от «___» августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «ЦО №14»                                      

___________ Тюрина Л.А.

Приказ № ________

от «____» августа 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОЙ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

НА УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Принято на заседании  

  педагогического совета    

протокол № 1                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       от «____» августа 2021 г.

г. Богородицк

2021

        Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесёнными Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 317-ФЗ).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.12.2010 № 1897
  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1577 (п.п. 11.1, 11.2.; п. 11.3 (п. 4); п. 18.3.1)

3. Примерная программа по учебному предмету «Русская родная литература» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от 31.01.2018 № 2/18).  

 4. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «ЦО №14».

 5. Учебный план основного общего образования МОУ «ЦО №14»

Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.  

Задачи:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
  •  обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
  •  приобщение к литературному наследию своего народа;
  •  формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  •  формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса,, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.

Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.

Общая характеристика учебного курса

 ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру.   Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.  Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.  Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.  

В программе представлены следующие разделы:

  • Устное народное творчество.
  • Древнерусская литература.
  • Русская литература XVIII в.
  • Русская литература XIX в.
  • Русская литература XX в.

Место учебного курса «Родная литература»

Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.  

Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 5-9 классах и рассчитана на 35 часов.

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

5

1

35

6

1

35

7

1

35

8

1

35

9

1

35

Итого

5

170

В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части программы.

Контрольные работы: в V- IX классах – в первом полугодии защита проектов, во втором - зачет.

Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, семинар.   Виды и формы контроля:  

  • письменный ответ на вопрос;
  • выразительное чтение (чтение наизусть);
  • сочинение на литературоведческую тему;
  • проект.  
  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»

Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:  

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
  •  потребность в самовыражении через слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Учащийся  научится:

  • понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
  • уважительно относиться к родной литературе;
  • оценивать свои и чужие поступки;
  • проявлять внимание, желание больше узнать.  
  • понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.  

Регулятивные УУД:  

  •  формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;  
  •  анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
  • совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
  •  работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащийся научится:

  • планированию пути достижения цели;
  • установлению целевых приоритетов;  
  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
  • учитывать условия выполнения учебной задачи;
  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

 Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.  

Познавательные УУД:

  • овладение навыками смыслового чтения;
  • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  •  перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);  
  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;  
  • пользоваться словарями, справочниками;  
  • осуществлять анализ и синтез;  
  • устанавливать причинно-следственные связи;  
  • строить рассуждения.

 Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.  

Учащийся научится:

  • строить сообщение в устной форме;
  • находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.  
  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
  • обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;  
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  •  уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;  
  •  уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);  
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;  
  •  выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Учащийся научится:

  • устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
  • аргументировать свою точку зрения;
  • задавать вопросы.
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9  классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учащийся научится:

  • владеть различными видами пересказа,
  • пересказывать сюжет;
  • выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
  •  пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Устное народное творчество

Учащийся научится:

  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
  • пересказывать сказку, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;
  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.

Древнерусская литература

Учащийся научится:

  • характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;
  • характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
  • формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.

Русская литература XIX—XX вв.

Учащийся  научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
  • характеризовать нравственную позицию героев;
  • формулировать художественную идею произведения;
  • формулировать вопросы для размышления;
  • участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
  • давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;
  • выразительно читать произведения лирики;
  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

  1. Содержание программы

5 класс

Введение (1 час)

Родная литература как национально-культурная ценность народа.

Русский фольклор( 3 часа)

Русские пословицы и поговорки.

«Марья Моревна». Нравоучительный и философский характер русских народных сказок.

Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной.

Древнерусская литература ( 2 часа)

Из «Повести временных лет». Создание первичных представлений о древнерусской литературе. Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»).

Домострой. Как  детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.

Из литературы XVIII века (1 час)

Михаил Васильевич Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…».

Из литературы XIX века (12 часов)

Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий, легенд, обрядов и поверий.

И.А. Крылов. «Демьянова уха»

Л.Н.Толстой. «Два товарища», «Лгун», «Отец и  сыновья».

В.И.Даль. Сказка «Что значит  досуг?».

В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке». Отражение нравственных ценностей русского народа в литературной сказке.

Д.В.Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Проблематика повести.

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Старуха». Философский смысл стихотворения.

К.М.Станюкович  Рассказ «Рождественская ночь»

П.А.Вяземский. Стихотворение «Первый снег». Поэтический образ Родины.

А.Н. Майков. «Весна», «Осенние листья по ветру кружат»

А.В. Кольцов. «Урожай». Традиции народной песни в творчестве поэта. Связь человека и природы  в стихотворении. Ритмические особенности.

Проект «Писатели родного края»

Литература  XX века  (14 часов)  

А.И.Куприн. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

И.А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись…», «Деревенский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц стоит…». Красота родной природы в стихотворениях И.А. Бунина. Переживания поэта о судьбе Родины

Гайдар А.П. «Тимур  и его  команда».  

Пантелеев Л. «Шкидские  рассказы».

И.С. Соколов-Микитов. «Петька», «Медведь-провожатый». Природа и человек в рассказах

Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща».

Паустовский К.Г. «Барсучий нос».

Пришвин  М.М. «Остров спасения»

Е.И. Носов. «Варька» как рассказ о любви к окружающему миру, ко всему живому, к людям

В.П. Астафьев. «Белогрудка». Отношение человека к природе. Призыв писателя к милосердию, бережному отношению ко всему живому.

Ю.Я. Яковлев. «Багульник». Что позволяет человеку «раскрыться», «распуститься», подобно багульнику?

Родная природа в произведениях поэтов  XX века.  Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу».

Ю.Я. Яковлев. «Реликвия». Как сохранить память о войне?

А.И.Приставкин. «Фотография». Тема военного детства и сиротства.

Современная литература (2 часа)

Л.Улицкая. «Капустное чудо». Тема послевоенного детства в рассказе.

Итоговое тестирование.

            Резерв учебного времени – 1 ч.

6 класс

Введение. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни

Устное народное творчество. Сказка «Два Ивана – солдатских сына».

Древнерусская литература. «Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе.

Из литературы XVIII века.  Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума»

Из литературы 19 века. Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»).

Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя

Ф.М. Достоевский «Мальчики».

Н. Лесков «Человек на часах».

И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»)

А. К. Толстой. «И у меня был край родной когда-то», «Бегут разорванные тучи…».

Из литературы 20 века. Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна»

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». 

Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». 

Алексеев С.П. «Богатырские фамилии». «Зоя», «Тридцать три богатыря», «Таня Савичева» и др. по выбору

А. Алексин «Домашнее сочинение». 

Р.П. Погодин «Время говорит – пора».

А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…»,

В.Я. Брюсов. «Весенний дождь»

Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи»

А.Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…»,

А. Вознесенский «Снег в сентябре»

Крапивин В.П. «Звезды под дождем.  Ильина Е. «Четвертая высота».   Тема ответственности за родных. Образы главных героев, своеобразие языка. Тема памяти и связи поколений.  Булычёв К. «Девочка с Земли».  Мурашова Е.В. «Класс коррекции»

Содержание повести Л.А.Кассиля «Будьте готовы, Ваше высочество!»  Сюжет и герои повести А.Г.Алексина «Безумная Евдокия»

Война и дети в повести С.Радзиевской «Болотные Робинзоны» (гл. «Где искать спасения?», «На Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…»)   Тема памяти и связи поколений в рассказе Ю.Я.Яковлева «Цветок хлеба»  Сюжет повести Г.Н.Троепольского «Белый Бим, Чѐрное ухо» Сюжет, герои и проблематика повести В.К.Железникова «Чудак из шестого Б».

Резерв учебного времени – 1 ч.

7 класс

Введение 1ч

Своеобразие курса русской родной литературы в 7 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в формировании личности человека

Русский фольклор 2ч

Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» Былина «Святогор- богатырь» Сравнительный анализ былины И.А. Бунина «Святогор и Илья» и народной былины. Эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе

Древнерусская литература 3ч .

 «Моления Даниила Заточника»-памятник гражданственности, духовности и нравственности.

«Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью.

«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.

Литература XVIII века 1ч. А.Сумароков. «Эпиграмма».

В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина».

Литература XIX века 10ч.  А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». Поэма «Полтава»(отрывок). Образ Петра и тема России в поэме.  

И.С.Тургенев. «Бурмистр», Влияние крепостного права на людей. «Певцы». Талант русского человека, самобытность, музыкальность, одарённость простых крестьян.

Л.Н. Толстой. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. «Севастополь в декабре месяце»: человек на войне, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа.

А.П.Чехов.  «Размазня». Тема « маленького человека». Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант

Произведения русских поэтов XIX века о России Н.М. Языков. «Песня»;  А.Н. Майков. «Нива.

Литература XX века 16ч.

Н.А.Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Вечная проблема красоты (внешней и внутренней).

И.А. Бунин. Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные мотивы рассказа. «Лапти». Нравственная проблематика. Душевное богатство простого крестьянина. «Подснежник».  Историческая основа произведения. Тема прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. Приёмы антитезы и повтора в композиции рассказа. Смысл названия.

И.С.Шмелев. Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

М.М. Пришвин. Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе.

К.Г.Паустовский.  Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

А.И.Куприн. «Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим».

Ю.П. Казаков. «Арктур – гончий пёс». Нравственные проблемы в произведении о животных Ответственность человека за судьбу животных.

Лирика поэтов-участников В.О.В. Н.П. Майоров. «Творчество». Б.А. Богатков. «Повестка»

Тэффи. «Свои и чужие».. Проблема взаимоотношений между своими и чужими.

Е.И.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе. "Покормите птиц"- призыв писателя к милосердию и состраданию ко всему живому.

А.Т.Аверченко. «Вечером». Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в рассказе. Сатирические произведения. Сатира. Юмор.

В.П.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка

В.А.Солоухин. Рассказ "Мститель". Формирование духовного мира подростка, умение прощать как первый шаг на пути постижения гармонии окружающего мира.

Резерв учебного времени – 1 ч.

8 класс

Введение (1 час)Своеобразие курса родной литературы в 8 классе.  Значение художественного произведения в культурном наследии страны

Устное народное творчество (2 часа)Фольклорные традиции в русской литературе. Народные песни в произведениях русской литературы. «Как во городе было во Казани»,  «Не шуми, мати зеленая дубравушка» и другие.

Древнерусская литература (2 часа)

А.Никитин. «Хождение за три моря»  - памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в1468 гг. или «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» -  памятник древнерусской литературы. Чувство национального достоинства автора, особый «русский дух» его письма (по выбору).

Русская литература XVIII (3 часа)                                                                                                                            Классицизм и сентиментализм – основные  литературные направленияXVIII века. И. П. БогдановичОтрывки из повести «Душенька». Своеобразие жанра. Карамзин Н.М. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского» (по выбору).   « Евгений и Юлия»  как оригинальная «русская истинная повесть». Система образов

Литература XIX века (9 часов)- Поэты пушкинского круга: К.Н.  Батюшков Е. Н. Баратынский, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, Д. В. Давыдов,  П. А. Вяземский. Чтение и обсуждение стихотворений  поэтов по выбору, например,                                 К.Н.  Батюшкова«Есть наслажденье в дикости лесов»;  Е. Н. Баратынского «Люблю деревню я и лето», «Водопад»; А. А. Дельвига «Осенняя картина», «Малороссийская песня»; Н. М. Языкова «Родина», «Весна»; Д. В. Давыдова «Вечерний звон», «Вечер в июне»; П. А. Вяземского «Тихие равнины»,  «Вкушая бодрую прохладу».А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образов-персонажей повести А. С. Пушкина «Пиковая дама», сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга.

Н.В.Гоголь «Портрет».Проблема истинного искусства и «гибель человеческой души» в повести.

А. П. Чехов. «Чеховские интеллигенты и  «благословенная страна». Истинные и ложные ценности  в рассказе  «Дом с мезонином».

Рождественские рассказы.

Н.П.Вагнер «Христова детка» или  Павел Засодимский «В метель и вьюгу»  (по выбору). Мотив «божественного дитя» в рождественских рассказах.

А.К.  Толстой. Слово о поэте. Баллада "Князь Михайло Репнин". Исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного.

Теория литературы: лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды

Русская литература  XX века (15 часов)

М. Горький.Романтизм раннего творчества  в  «Песне о Соколе». Прием контраста в произведении. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига.

И. С. Шмелёв.Лицо святой Руси» в романе  «Лето господне». «Праздники». Выборочное чтение глав.Русские православные традиции в произведении.

М. М. Пришвин.  «Лесная капель». Мир природы и мир человека в книге. Выборочное чтение и обсуждение миниатюр из глав: «Дерево»,  «Вода», «Лесные гости», «Времена года».

А.Т. Аверченко. Жизнь и творчество. Деятельность в журнале «Сатирикон». Сатирические и юмористические рассказы писателя. «Специалист» или другое произведение по выбору

В. М. Шукшин.«Гринька Малюгин».Протест против равнодушия и бездуховности. Образ «чудика» в рассказе.

В. А. Каверин «Два капитана» - книга на все времена. Проблематика, герои романа.

Проза о Великой Отечественной войне (одно произведение по выбору)Л.Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы).  Изображение жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны, история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости. Д. Гранин и А. Адамович «Блокадная книга» (выборочное чтение). Героизм жителей осажденного фашистами Ленинграда, переживших тяжелейшие блокадные дни.

Современная литература. Проза о подростках и для подростков последних десятилетий. Нравственная проблематика, гуманистическое звучание произведений. Д. Доцук. Рассказ о писательнице. Повесть "Голос".                                                                                                         Н. Назаркин«Мандариновые острова» (фрагменты).  Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых.

Резерв учебного времени – 1 ч.

9 класс

Введение. Цели и задачи историко-литературного курса в 9 классе.

Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Раздумья о России (сборник). Рассказы русских летописей 12-14 вв.

Из литературы 18 века

«История государства Российского» (фрагмент).

Русские баснописцы 18 века.  Басня «Ворона и лиса» В.К. Тредиаковского и А.П. Сумарокова.

Из литературы 19 века

Литературный процесс конца 18 – начала 19 вв.: литературные направления и течения.

Тынянов Ю. «Смерть Вазир-Мухтара». Художественный образ выдающегося человека 30-гг. 19 в. – А.С. Грибоедова – в романе.

Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…»

Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке».

Творческая биография А.С. Пушкина.

Мое любимое стихотворение А.С. Пушкина: восприятие, истолкование, оценка.

В.Г. Белинский о романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий.

М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин – два поэтических мира.

Творческая биография Н.В. Гоголя. Дискуссия на тему: «Н.В. Гоголь в современной России»

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Памяти Добролюбова».

Из литературы 20 века

Литературный процесс с начала 20 века. Развитие реализма, новые эстетические школы. Модернистские течения.

И.А. Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи». «Холодная осень»

М. Горький. Своеобразие ранней прозы. Анализ «Песни о Буревестнике».

Белых Г., Пантелеев А. «Республика Шкид». Судьбы детей во время революции.

А. Толстой. «Русский характер» - своеобразный итог рассуждениям о русском человеке.

А. Фадеев. «Молодая гвардия». История создания романа и его судьба.

А.Т. Твардовский «Лежат они, глухие и немые…» Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной лирике.

А.И. Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о природе,  о проблемах современного общества и о судьбе России.

Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком. Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них.

Психологизм рассказа Ю. Казакова «Запах хлеба».

А. Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для счастья.

Глубина философского обобщения в рассказе А. Платонова «В прекрасном и яростном мире».

Екимов Б.П. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны»

Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки»

Е. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро»

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга ответственности, непреходящей человеческой жизни.

Резерв учебного времени – 1 ч.

  1. Тематическое планирование

5 класс

№ п.п.

Тема

Количество часов

Введение

1

Устное народное творчество

3

Древнерусская литература

2

Русская литература ХVIII века

1

Русская литература ХIХ века

11

Русская литература ХХвека

14

Современная литература

3

ИТОГО

34

6 класс

№ п.п.

Тема

Количество часов

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

2

3

Древнерусская литература

2

4

Русская литература ХVIII века

1

5

Русская литература ХIХ века

8

6

Русская литература ХХвека

21

ИТОГО

34

7 класс

№ п.п.

Тема

Количество часов

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

2

3

Древнерусская литература

3

4

Русская литература ХVIII века

1

5

Русская литература ХIХ века

12

6

Русская литература ХХвека

16

ИТОГО

34

8 класс

№ п.п.

Тема

Количество часов

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

2

3

Древнерусская литература

2

4

Русская литература ХVIII века

3

5

Русская литература ХIХ века

12

6

Русская литература ХХвека

15

ИТОГО

34

9 класс

№ п.п.

Тема

Количество часов

1

Введение

1

3

Древнерусская литература

2

4

Русская литература ХVIII века

2

5

Русская литература ХIХ века

12

6

Русская литература ХХвека

17

ИТОГО

34

  1. Календарно- тематическое планирование

5 класс

      Дата

Название раздела, темы урока

Кол-во часов

план

факт

Раздел 1 Введение

1.

Родная литература как национально-культурная ценность народа

1

Раздел 2.Устное народное творчество

2.

Русские пословицы и поговорки

1

3.

«Марья Моревна». Нравоучительный и философский характер русских народных сказок.

1

4.

«Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной.

1

Раздел 3. Древнерусская литература

5.

Из «Повести временных лет».Создание первичных представлений о древнерусской литературе. Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»).

1

6.

Домострой. Как  детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.

1

Раздел 4. Из литературы 18 века

7.

Михаил Васильевич Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…».

1

Раздел 5. Из литературы 19 века

8.

Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий, легенд, обрядов и поверий.

1

9.

И.А. Крылов. «Демьянова уха»

1

 10.

Л.Н.Толстой. «Два товарища», «Лгун», «Отец и  сыновья».

1

 11

В.И.Даль. Сказка «Что значит  досуг?».

1

12

В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке». Отражение нравственных ценностей русского народа в литературной сказке.

1

13

Д.В.Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Проблематика повести.

1

14

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Старуха». Философский смысл стихотворения.

1

15

К.М.Станюкович  Рассказ «Рождественская ночь»

1

16

П.А.Вяземский. Стихотворение «Первый снег». Поэтический образ Родины.

1

17

А.Н. Майков. «Весна», «Осенние листья по ветру кружат»

1

18

А.В. Кольцов. «Урожай». Традиции народной песни в творчестве поэта. Связь человека и природы  в стихотворении. Ритмические особенности.

1

Раздел 6. Из литературы 20 века

19

А.И.Куприн. Рассказ «Золотой петух»

1

20

И.А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись…», «Деревенский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц стоит…». Красота родной природы в стихотворениях И.А. Бунина. Переживания поэта о судьбе Родины

1

21.

Гайдар А.П. «Тимур  и его  команда».  

1

22.

Пантелеев Л. «Шкидские  рассказы».

1

23.

И.С. Соколов-Микитов. «Петька», «Медведь-провожатый». Природа и человек в рассказах

1

24.

Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща».

1

25.

Паустовский К.Г. «Барсучий нос».

1

26.

Пришвин  М.М. «Остров спасения»

1

27.

Е.И. Носов. «Варька» как рассказ о любви к окружающему миру, ко всему живому, к людям

1

28.

В.П. Астафьев. «Белогрудка». Отношение человека к природе. Призыв писателя к милосердию, бережному отношению ко всему живому.

1

29.

Ю.Я. Яковлев. «Багульник». Что позволяет человеку «раскрыться», «распуститься», подобно багульнику?

1

30.

Родная природа в произведениях поэтов  XX века.  Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу».

1

31.

Ю.Я. Яковлев. «Реликвия». Как сохранить память о войне?

1

32.

А.И.Приставкин. «Фотография». Тема военного детства и сиротства.

1

Раздел 7. Современная литература

33.

Л.Улицкая. «Капустное чудо». Тема послевоенного детства в рассказе. Главные герои.

1

34.

 Итоговое тестирование

1

35

Резервный урок

1

6 класс

      Дата

Название раздела, темы урока

Кол-во часов

план

факт

Раздел 1 Введение

1.

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни

1

Раздел 2.Устное народное творчество

2.

Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. Сказка «Два Ивана – солдатских сына».

1

3.

Сказка «Два Ивана – солдатских сына».

Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений.

1

Раздел 3. Древнерусская литература

4.

Образное отражение жизни в древнерусской литературе. «Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе.

5.

 «Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе. Художественные особенности произведения.

1

   Раздел 4. Из литературы 18 века

6.

 Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору) Нравоучительные статьи.

  Раздел 4. Из литературы 19 века

7.

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка

8.

Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда».

1

9.

Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены». Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка

 10.

Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя

1

 11.

Ф.М. Достоевский «Мальчики». Сострадание и сопереживание в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Роль семьи в воспитании ребёнка.

1

12.

Н. Лесков «Человек на часах». Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека

1

13.

Поэтический образ родины .И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»)

1

14

.А. К. Толстой. «И у меня был край родной когда-то», «Бегут разорванные тучи..». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворений

1

Раздел 5. Из литературы 20 века

1

15

Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе..

1

16

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа.

1

17

Выразительные средства создания образов в рассказе Приставкина «Золотая рыбка»

1

18

Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам

1

19

А. Алексин «Домашнее сочинение». Взрослые и дети. Радости и огорчения, расставания, сомнения и открытия, пора размышлений о жизни и о себе.

1

20.

Алексеев С.П. «Богатырские фамилии» - «азбука патриотизма». Анализ рассказов «Зоя», «Тридцать три богатыря», «Таня Савичева» и др. по выбору.

1

21.

Е.Ильина. Путь героини в повести «Четвертая высота».

1

22.

Р.П. Погодин «Время говорит – пора». Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни. Характеристика героев.

1

23.

Крапивин В.П. Художественная идея рассказа «Звезды под дождем».

1

24.

Е.В. Мурашова. Мир «трудных» детей в повести «Класс коррекции».

1

25.

Стихи о прекрасном и неведомом. А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…»,

1

26.

А .Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…», А. Вознесенский «Снег в сентябре»

1

27.

К. Булычёв. Книги об Алисе. «Девочка с Земли».

1

28.

Г.Н. Троепольский. Люди и животные в повести «Белый Бим, Чёрное ухо».

1

29.

Война и дети в повести С. Радзиевской «Болотные Робинзоны» (гл. «Где искать спасения?», «На Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…»)

1

30.

Сюжет, герои и проблематика повести В. К. Железникова «Чудак из шестого Б»

1

31.

Сюжет и герои повести А. Г. Алексина «Безумная Евдокия»

1

32.

Добро и преодоление трудностей в повести Л.А.Кассиля «Будьте готовы, Ваше высочество!»

1

33.

Проект «Литература и Тульский край»

1

34.

Контрольное тестирование

1

35

Резервный урок

1

7 класс

      Дата

Название раздела, темы урока

Кол-во часов

план

факт

Раздел 1 Введение

1.

Своеобразие курса русской родной литературы в 7 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в формировании личности человека.

1

Раздел 2. Устное народное творчество

2.

Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

1

3.

Былина «Святогор - богатырь». Сравнительный анализ былины И.А. Бунина «Святогор и Илья» и народной былины

1

Раздел 3. Древнерусская литература

4.

«Моления Даниила Заточника»- памятник гражданственности, духовности и нравственности.

5.

«Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью.

1

6.

«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы

 Раздел 4. Из литературы 18 века

7.

А.Сумароков. «Эпиграмма».

В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина»

Раздел 5. Из литературы 19 века

8.

И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя»

9.

А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». Скупость -

один из гнуснейших человеческих пороков.

1

10.

А.С.Пушкин. Поэма «Полтава» («Полтавский бой» отрывок). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение исторических личностей в поэме

1

11.

И.С.Тургенев. «Бурмистр», Влияние крепостного права на людей. «Певцы».  

Талант русского человека, самобытность, музыкальность, одарённость простых крестьян.

1

 12.

И.С. Тургенев. Рассказ «Хорь и Калиныч»  (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева).

1

 13.

Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история.

1

14.

«Севастополь в декабре месяце»: человек на войне, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение  к героям

1

15.

А.П.Чехов. «Размазня». Тема « маленького человека».

1

16.

А. К. Толстой. «И у меня был край родной когда-то», «Бегут разорванные тучи…». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворений.

1

17.

Произведения русских поэтов XIX века о России Н.М. Языков. «Песня»;  А.Н. Майков. «Нива.

1

18.

Урок защиты проектов.

1

Раздел 6. Из литературы 20 века

19.

Н.А.Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Вечная проблема красоты (внешней и внутренней).

20.

И.А. Бунин. Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные мотивы рассказа.

1

21.

И.А. Бунин. «Лапти». Нравственная

проблематика. Душевное богатство простого крестьянина.

22.

И.А. Бунин «Подснежник».  Историческая основа произведения. Тема прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. Приёмы антитезы и повтора в композиции рассказа. Смысл названия.

1

23.

И.С. Шмелев. Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

1

24.

М.М. Пришвин. Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе

1

25.

К.Г. Паустовский. Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

1

26.

А.И.Куприн. «Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим».

1

27.

Ю.П. Казаков. Чтение и анализ содержания рассказа «Арктур – гончий пёс». Нравственные проблемы в произведении о животных. Ответственность человека за судьбу животных

1

28.

Лирика поэтов-участников ВОВ : Н.П. Майоров. «Творчество». Б.А. Богатков. «Повестка».

1

29.

Тэффи. «Свои и чужие». Проблема взаимоотношений между своими и чужими.

1

30.

Е.И.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе.

1

31.

Е.И.Носов. "Покормите птиц"- призыв писателя к милосердию и состраданию ко всему живому

1

32.

А.Т.Аверченко.«Вечером».Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в рассказе. Сатирические произведения. Сатира. Юмор.

1

33.

В.П.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка

1

34.

В.А.Солоухин Рассказ «Мститель». Формирование духовного мира подростка, умение прощать как первый шаг на пути постижения гармонии окружающего мира. Итоговое тестирование

1

35

Резервный урок

1

8 класс

      Дата

Название раздела, темы урока

Кол-во часов

план

факт

Раздел 1 Введение

1.

Своеобразие курса родной литературы в 8 классе.  Значение художественного произведения в культурном наследии страны.

1

Раздел 2.Устное народное творчество

2.

Фольклорные традиции в русской литературе.

Народные песни в произведениях русской литературы

1

3.

Роль народных песен («Как во городе было во Казани» и «Не шуми, мати зеленая дубравушка» и другие) в произведениях Пушкина: «Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан».

1

Раздел 3. Древнерусская литература

4.

А.Никитин. «Хождение за три моря»  - памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в1468 г.

5.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» -  памятник древнерусской литературы (по выбору).

Чувство национального достоинства автора, особый «русский дух» его письма.

1

Раздел 4. Из литературы 18 века

6.

Классицизм и сентиментализм – основные  литературные направленияXVIII века. И. П. Богданович. Отрывки из повести «Душенька». Своеобразие жанра.

1

7.

Карамзин Н.М. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского» (по выбору).                          

1

8.

Карамзин Н.М.  « Евгений и Юлия»  как оригинальная «русская истинная повесть». Система образов.

1

Раздел 5. Из литературы 19 века

9.

Поэты пушкинского круга: К.Н.  Батюшков, Е. Н. Баратынский, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, Д. В. Давыдов, П. А. Вяземский.

10.

Чтение и обсуждение стихотворений о родине и о природе.

1

11

А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения.

12

Система образов-персонажей повести А. С. Пушкина «Пиковая дама», сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга.

1

13

Проблема истинного искусства и «гибель человеческой души» в повести Н. В. Гоголя «Портрет».

1

14

«Чеховские интеллигенты»  и  «благословенная страна». Истинные и ложные ценности  в рассказе А. П. Чехова «Дом с мезонином».

1

15

Рождественские рассказы. Н.П.Вагнер. «Христова детка». Павел Засодимский. «В метель и вьюгу» (по выбору). Чтение и обсуждение

1

16

Мотив «божественного дитя» в рождественских рассказах.

1

17

А. Толстой. Слово о поэте. Баллада "Князь Михайло Репнин". Исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного.

Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды.

1

18

А. К. Толстой. «И у меня был край родной когда-то», «Бегут разорванные тучи…». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворений.

1

19

Защита творческих проектов «Тема добра и зла в произведениях русской литературы», или «Мир природы в произведениях русских поэтов XIX века» (по выбору)

1

20

Защита творческих проектов «Тема добра и зла в произведениях русской литературы», или «Мир природы в произведениях русских поэтов XIX века» (по выбору)

1

Раздел 6. Из литературы 20 века

21.

Романтизм раннего творчества М. Горького  в  «Песне о Соколе». Прием контраста в произведении. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига.

22.

«Лицо святой Руси» в романе И. Шмелёва «Лето господне». «Праздники». Выборочное чтение глав.

1

23.

Русские православные традиции в произведении.

24.

М. М. Пришвин. Мир природы и мир человека в книге «Лесная капель». Выборочное чтение и обсуждение миниатюр из глав: «Дерево»,  «Вода», «Лесные гости», «Времена года».

1

25.

М. М. Пришвин. Мир природы и мир человека в книге «Лесная капель». Выборочное чтение и обсуждение миниатюр из глав: «Дерево»,  «Вода», «Лесные гости», «Времена года»Анализ языковых средств.

1

26.

А.Т. Аверченко. Жизнь и творчество. Деятельность в журнале «Сатирикон».

1

27.

Сатирические и юмористические рассказы писателя. «Специалист» или другое произведение по выбору.  Тонкий юмор и грустный смех.  

1

28.

Протест против равнодушия и бездуховности. Образ «чудика» в рассказе В. М. Шукшина «Гринька Малюгин».

1

29.

В. Каверин «Два капитана» - книга на все времена. Проблематика, герои.

1

30.

«О чём заставляет задуматься роман В. Каверина?»  (урок-конференция)

1

31.

Л. Кассиль. "Дорогие мои мальчишки» (главы).  Изображение жизни мальчишек во время

 Великой Отечественной войны, история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости.

1

32.

Д. Гранин и А. Адамович. «Блокадная книга» (выборочное чтение). Героизм жителей осажденного фашистами Ленинграда, переживших тяжелейшие блокадные дни.

1

33.

Современная литература. Проза о подростках. Нравственная проблематика, гуманистическое звучание произведений. Д.Доцук. Рассказ о писательнице. "Голос"- повесть о том, как побороть страхи.

1

34.

Н. Назаркин «Мандариновые острова» (фрагменты) - повесть о мальчишках, которые едва ли не большую часть своей жизни проводят в больнице, но это не мешает им играть, фантазировать, придумывать воображаемые миры. Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых. Подведение итогов. Зачёт.

1

35

Резервный урок

1

9 класс

      Дата

Название раздела, темы урока

Кол-во часов

план

факт

Раздел 1 Введение

1.

Цели и задачи историко-литературного курса в 9 классе.

1

Раздел 2. Древнерусская литература

2.

Особенности развития древнерусской литературы. Ее самобытный характер, богатство и разнообразие жанров.

1

3.

«Слово о полку Игореве» и культура его времени. Раздумья о России (сборник). Рассказы русских летописей 12-14 вв.

1

Раздел 3. Из литературы 18 века

4.

«История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике Н.М. Карамзина.

5.

Русские баснописцы 18 века.  Басня «Ворона и лиса» В.К. Тредиаковского и А.П. Сумарокова.

1

Раздел 4. Из литературы 19 века

6.

Литературный процесс конца 18 – начала 19 вв.: литературные направления и течения.

1

7.

Тынянов Ю. «Смерть Вазир-Мухтара». Художественный образ выдающегося человека 30-гг. 19 в. – А.С. Грибоедова – в романе.

1

8.

Образ родной природы в стихах поэтов 19 в. Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…»

1

9.

Поэтические традиции 19 века в творчестве Апухтина А.Н. Обучение анализу лирического стихотворения. Практикум. 

1

10.

Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа.

11

Творческая биография А.С. Пушкина.

1

12

Мое любимое стихотворение А.С. Пушкина: восприятие, истолкование, оценка.

13

В.Г. Белинский о романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий.

1

14

М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин – два поэтических мира.

1

 15

Творческая биография Н.В. Гоголя. Дискуссия на тему: «Н.В. Гоголь в современной России»

1

 16

Отражение гражданской позиции и взглядов революционной демократии в стихотворении Н.А. Некрасова «Памяти Добролюбова».

1

17

Тестирование по литературе 19 века.

1

Раздел 5. Из литературы 20 века

18

Литературный процесс с начала 20 века. Развитие реализма, новые эстетические школы. Модернистские течения.

1

19

И.А. Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи». «Холодная осень».

1

20

М. Горький. Своеобразие ранней прозы. Анализ «Песни о Буревестнике».

1

21.

Белых Г., Пантелеев А. «Республика Шкид». Судьбы детей во время революции.

1

22.

А. Толстой. «Русский характер» - своеобразный итог рассуждениям о русском человеке.

23.

А. Фадеев. «Молодая гвардия». История создания романа и его судьба. Подвиг молодогвардейцев. Анализ глав по выбору.

1

24.

А.Т. Твардовский.  «Лежат они, глухие и немые…». Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной лирике.

1

25.

А.И. Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о природе,  о проблемах современного общества и о судьбе России.

1

26.

Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком. Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них.

1

27.

Психологизм рассказа Ю. Казакова «Запах хлеба».

1

28.

А. Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для счастья.

1

29.

Глубина философского обобщения в рассказе А. Платонова «В прекрасном и яростном мире».

1

30.

Б. П. Екимов. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны».

1

31.

Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки».

1

32.

Е. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро».

1

33.

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.

1

34.

Зачет по литературе 20 века.

1

35

Резервный урок

1

Примерные темы проектных и исследовательских работ

5 – 6 класс

  1. Книги вчера, сегодня, завтра
  2. Литература и мой край
  3. Мои ровесники в литературных произведениях
  4. Знаменитые поэты и писатели моего города
  5. Что читают мои одноклассники
  6. Новаторство А.П.Чехова и значение его творчества

7 - 8 класс

  1. Говорящие фамилии в произведениях писателей
  2. Литературные премии
  3. Памятники литературным героям
  4. Символика яблока в русской литературе
  5. Образы растений и цветов в литературе
  6. Песни Б Окуджавы о Великой Отечественной войне

8 – 9 классы

  1. Штампы и стереотипы в современной публичной речи.
  2. Мудрость слова
  3. Мой Высоцкий
  4. Что читают в моем классе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русской родной литературе

Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эст...

Аннотация к рабочей программе по русской родной литературе

Аннотация к рабочей программе по русской родной литературе...

Рабочая программа по русской (родной) литературе, 5 класс

Рабочая программа по новому предмету Русская (родная) литература для 5 класса...

Рабочая программа по русскому родному языку для 10-х классов

Рабочая программа по русскому родному языку для учащихся 10 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в связ...

Рабочая программа предмета «Русский (родной) язык» для 10-11 классов

Рабочая программапредмета «Русский (родной) язык»для 10-11 классов...

Рабочая программа по русскому (родному) языку для 5-9 классов

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом рус...

рабочая программа по русской родной литературе для 8 класса

Рабочая программа по русской родной литературе для 8 класса составлена в соответствии с современными требованиями ФГОС, содержит подробную пояснительную записку, календарное-тематическое планирование,...