Рабочая программа по русской (родной) литературе, 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Юхачёва Марина Николаевна

Рабочая программа по новому предмету Русская (родная) литература для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rrl5_2019.docx32.24 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ЛЕНИНСКОЕ» ЭНГЕЛЬССКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

            Согласовано:                                                        Утверждаю:

Заместитель директора по УВР                                Директор МОУ «ООШ с.Ленинское»

____________/И.Ю.Гришина/                                __________________/Л.В.Савиных/

                                                                Приказ №____ от_______________

Рабочая учебная программа

по учебному предмету

«Родная русская литература»

для обучающихся 5 класса

на 2019 – 2020 учебный год

      Составитель:

Юхачева Марина Николаевна,

  учитель русского языка и

                 литературы первой

квалификационной категории

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации»): часть 5.1 статьи 11.«Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; части 4 и 6 статьи 14. «Язык образования».
  2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1576 (п.п. 12.1., 12.2; и. 19.3).
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1577 (п.п. 11.1, 11.2.; п. 11.3 (п. 4); п. 18.3.1).
  4. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1578 (п.п. 11.1, 11.2.; и. 11.3 (п. 4); п. 18.3.1).
  5. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и наукиот 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ».
  6. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русская родная литература» для общеобразовательных организаций 5-9 классы (одобрена ФУМО от 31.01.2018, протокол №1/18.
  7. Устав МОУ «ООШ с. Ленинское».

Данная рабочая программа адресована обучающимся 5 класса МОУ «ООШ с. Ленинское»

Согласно  учебному плану и календарному учебному графику  МОУ «ООШ с.  Ленинское» на 2019-2020 учебный год на изучение  родной русской литературы в 5 классе отводится  17 часов в год  (35 учебные недели – 0,5 часа в неделю).

Учебный предмет «Родная (русская) литература» – часть образовательной области «Филология», который тесно связан с предметом «Родной (русский)  язык» и является одним из основных источников обогащения речи учащихся школ с русским языком обучения, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной речью.

Родная (русская)  литература изучается в тесной связи с обществознанием, историей России, что формирует у учащихся историзм мышления, патриотическое чувство, гражданственность.

Цель изучения родной (русской) литературы в образовательных учреждениях с русским языком обучения на уровне основного общего образования направлена на достижение следующих задач:

  • воспитание духовно развитой личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения русской  литературы, не изучаемых в курсе “Литература”, личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • воспитание уважения к русской литературе и культуре, к литературам и культурам других народов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, формирование читательской культуры;
  • развитие устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык является родным;
  • расширение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, о выдающихся произведениях русских  писателей и их жизни;
  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: любовь и уважение Отечеству, чувство гордости за свою Родину, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства долга и ответственности перед Родиной;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; культурным, языковым, религиозным ценностям народов России и всего мира;
  • самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего эмоционального состояния; соблюдение норм поведения в социуме; владение умениями совместной деятельности в полиэтническом коллективе; оценка своей деятельности с точки зрения нравственных норм и эстетических ценностей; использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина полиэтнического, поликонфессионального государства;
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического осознания через освоение художественного и культурного наследия народов России и всего мира.

Метапредметные результаты изучения родной (русской) литературы:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • умение читать и понять суть художественного произведения, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей, потребностей;
  • умение строить связанное речевое высказывание в зависимости от типа коммуникации и ситуации;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты обучающихся на уровне основного общего образования по родной (русской) литературе выражается в следующем:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) классической и  современной литературы;
  • осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров; использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при обсуждении художественного произведения;
  • умение пересказать содержание прозаического произведения или отрывка, используя цитаты из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
  • владение монологической и диалогической речью; умение вступать в речевое общение; участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию;
  • использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • использование приобретенных знаний и умений за рамками учебного процесса, то есть в практической деятельности и повседневной жизни

Личностные и метапредметные результаты освоения программы

Личностные результаты

  • осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
  • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну;
  • осознавать себя гражданином России;
  • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
  • •искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
  • уважать иное мнение;
  • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Метапредметные  результаты

Регулятивные

  • учиться обнаруживать и формулировать проблему;
  • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
  • работать по составленному плану;
  • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные

  • предполагать, какая информация нужна;
  • выбирать основания для  сравнения, классификации объектов;
  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
  • выстраивать логическую цепь рассуждений;
  • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Коммуникативные

  • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
  • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
  • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами;

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 КЛАСС (17 ЧАСОВ)

Введение

Притча «Чему учат книги?».  Книги помогают нам понять мир, изучить его, познать, учат чувствовать и сопереживать. «Без книги человек слеп».

Человек и родина

Юрий Куранов «Тепло родного очага» (отрывки). Поэтичные  этюды о людях и природе современной деревни русской земли.

Человек и школа

Москвина Марина «Моя собака любит джаз». Рассказы смешные, фантастические, остросюжетные. Герой их, Андрюха Антонов, — удивительный человек. Достаточно взглянуть на мир его глазами, и мир переворачивается с ног на голову. А может быть, наоборот, благодаря Андрюхе и его сногсшибательным приключениям, все встает на свои места, и наступает вселенская гармония.

Т. Крюкова «Веселая перемена». В книгу вошли весёлые рассказы о современной школе.  Времена меняются, но в серьёзной школьной жизни с её вечными проблемами: конфликтами с учителями, невыученными уроками, двойками по поведению – всегда есть место для смеха.

Ирина Антонова «Эксперимент». Интересные и поучительные истории о школьниках.

Человек и семья

М. Самарский «Сирота». Семья. Родители, бабушка, потери.

Валентина Осеева «Бабка». Отношение к бабушке.

А. Дорофеев «А Германа всё нет». Взаимоотношения матери и сына. Проблема взаимопонимания в семье.

Рождественские рассказы

Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке». Знакомство с жанром рождественского рассказа. Мечты юных героев в рождественскую ночь. Гуманность, доброта как основа человеческих взаимоотношений.  

Человек и природа

Радий Погодин «Рассказы про Кешку и его друзей». Рассказы о детях, о становлении детского характера, о преодолении первых трудностей, о дружбе.

Житков Борис Степанович «Мангуста». Правдивый рассказ о приключениях и подвигах двух веселых и храбрых зверьков-мангустов на большом корабле.

Михаил Самарский «Формула добра». Если ты собака-поводырь, то привередничать на работе тебе не к лицу. Вот и лабрадор Трисон поступил на службу к весьма необычной подопечной. Со слепой старушкой не побегаешь, не поиграешь, но он отлично справлялся со своей задачей, несмотря ни на что. Правда, скоро все изменилось, судьба преподнесла сюрприз. И верный помощник попал к совсем другим хозяевам. Поводырь стал… охранником! Казалось, быть на страже в детском садике – легче легкого, пока там не произошло страшное событие. Однако Трисон не простой пес, поэтому даже в критической ситуации смог показать себя с лучшей стороны.

Евгений Пермяк «Некрасивая елка». Волшебный мир природы.

«И помнит мир спасенный»

Сергей Алексеев «Папка». Тема памяти.

Юрий Яковлев «Салют». Тема памяти.

Проект «Я читаю….

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,

ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

5  КЛАСС

Тематический блок

Количество

часов

Мир детства

4

Человек и семья

4

Рождественские рассказы

1

Человек и природа

4

Человек и война

2

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5  КЛАСС

Тематический блок

Тема занятия

Дата

Введение

1

Чему учат книги?

Человек и родина

2

Юрий Куранов «Тепло родного очага» (отрывки)

Человек и школа

3

М. Москвина «Моя собака любит джаз»

4

Т. Крюкова «Веселая перемена»

5

Ирина Антонова «Эксперимент»

Человек и семья

6

М. Самарский «Сирота»

Рождественские рассказы

7

Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»

Человек и природа

8

Радий Погодин «Рассказы про Кешку и его друзей»

9

Борис Житков «Мангуста»

10

Михаил Самарский «Формула добра»

11

Евгений Пермяк «Некрасивая елка».

Человек и семья

12

Валентина Осеева «Бабка»

13

А. Дорофеев «А Германа всё нет»

«И помнит мир спасенный»

14

Юрий Яковлев «Салют»

15

Сергей Алексеев «Папка»

Проект

«Я читаю…»

16

Проектная деятельность. Проект «Я читаю»

17

Защита проекта «Я читаю»

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА

  1. Программа “Час чтения” [Электронный ресурс] // URL: https://gigabaza.ru/download/191231.html
  2. Сопровождение программы “Час чтения” [Электронный ресурс]// URL: https://vk.com/chas_chteniya_petrovsk


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русской родной литературе

Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эст...

Аннотация к рабочей программе по русской родной литературе

Аннотация к рабочей программе по русской родной литературе...

Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному (русскому) языку, родной литературе на русском языке - 2021-2022 учебный год

   Рабочая  программа по русскому языку для 5-9 класса составлена  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего...

Рабочая программа по русской (родной) литературе для 5-9 классов

ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру....

рабочая программа по русской родной литературе для 8 класса

Рабочая программа по русской родной литературе для 8 класса составлена в соответствии с современными требованиями ФГОС, содержит подробную пояснительную записку, календарное-тематическое планирование,...

Рабочие программы по дисциплинам : "Родная литература ( русская)", "Родной русский язык", "Русский язык для делового общения"

Рабочие программы по русскому языку  и литературе( 10-11 кл) по новым дисциплинам для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образоввния.  Программы разработаны ...