Рабочая программа по русской (родной) литературе, 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Рабочая программа по новому предмету Русская (родная) литература для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rrl5_2019.docx | 32.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ЛЕНИНСКОЕ» ЭНГЕЛЬССКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Согласовано: Утверждаю:
Заместитель директора по УВР Директор МОУ «ООШ с.Ленинское»
____________/И.Ю.Гришина/ __________________/Л.В.Савиных/
Приказ №____ от_______________
Рабочая учебная программа
по учебному предмету
«Родная русская литература»
для обучающихся 5 класса
на 2019 – 2020 учебный год
Составитель:
Юхачева Марина Николаевна,
учитель русского языка и
литературы первой
квалификационной категории
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации»): часть 5.1 статьи 11.«Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; части 4 и 6 статьи 14. «Язык образования».
- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1576 (п.п. 12.1., 12.2; и. 19.3).
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1577 (п.п. 11.1, 11.2.; п. 11.3 (п. 4); п. 18.3.1).
- Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1578 (п.п. 11.1, 11.2.; и. 11.3 (п. 4); п. 18.3.1).
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и наукиот 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ».
- Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русская родная литература» для общеобразовательных организаций 5-9 классы (одобрена ФУМО от 31.01.2018, протокол №1/18.
- Устав МОУ «ООШ с. Ленинское».
Данная рабочая программа адресована обучающимся 5 класса МОУ «ООШ с. Ленинское»
Согласно учебному плану и календарному учебному графику МОУ «ООШ с. Ленинское» на 2019-2020 учебный год на изучение родной русской литературы в 5 классе отводится 17 часов в год (35 учебные недели – 0,5 часа в неделю).
Учебный предмет «Родная (русская) литература» – часть образовательной области «Филология», который тесно связан с предметом «Родной (русский) язык» и является одним из основных источников обогащения речи учащихся школ с русским языком обучения, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной речью.
Родная (русская) литература изучается в тесной связи с обществознанием, историей России, что формирует у учащихся историзм мышления, патриотическое чувство, гражданственность.
Цель изучения родной (русской) литературы в образовательных учреждениях с русским языком обучения на уровне основного общего образования направлена на достижение следующих задач:
- воспитание духовно развитой личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, не изучаемых в курсе “Литература”, личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- воспитание уважения к русской литературе и культуре, к литературам и культурам других народов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, формирование читательской культуры;
- развитие устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык является родным;
- расширение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, о выдающихся произведениях русских писателей и их жизни;
- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: любовь и уважение Отечеству, чувство гордости за свою Родину, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства долга и ответственности перед Родиной;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; культурным, языковым, религиозным ценностям народов России и всего мира;
- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего эмоционального состояния; соблюдение норм поведения в социуме; владение умениями совместной деятельности в полиэтническом коллективе; оценка своей деятельности с точки зрения нравственных норм и эстетических ценностей; использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина полиэтнического, поликонфессионального государства;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического осознания через освоение художественного и культурного наследия народов России и всего мира.
Метапредметные результаты изучения родной (русской) литературы:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- умение читать и понять суть художественного произведения, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей, потребностей;
- умение строить связанное речевое высказывание в зависимости от типа коммуникации и ситуации;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты обучающихся на уровне основного общего образования по родной (русской) литературе выражается в следующем:
- понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) классической и современной литературы;
- осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров; использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при обсуждении художественного произведения;
- умение пересказать содержание прозаического произведения или отрывка, используя цитаты из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
- владение монологической и диалогической речью; умение вступать в речевое общение; участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию;
- использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- использование приобретенных знаний и умений за рамками учебного процесса, то есть в практической деятельности и повседневной жизни
Личностные и метапредметные результаты освоения программы
Личностные результаты
- осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
- испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну;
- осознавать себя гражданином России;
- объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
- •искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
- уважать иное мнение;
- вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Метапредметные результаты
Регулятивные
- учиться обнаруживать и формулировать проблему;
- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
- работать по составленному плану;
- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные
- предполагать, какая информация нужна;
- выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
- выстраивать логическую цепь рассуждений;
- представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Коммуникативные
- организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС (17 ЧАСОВ)
Введение
Притча «Чему учат книги?». Книги помогают нам понять мир, изучить его, познать, учат чувствовать и сопереживать. «Без книги человек слеп».
Человек и родина
Юрий Куранов «Тепло родного очага» (отрывки). Поэтичные этюды о людях и природе современной деревни русской земли.
Человек и школа
Москвина Марина «Моя собака любит джаз». Рассказы смешные, фантастические, остросюжетные. Герой их, Андрюха Антонов, — удивительный человек. Достаточно взглянуть на мир его глазами, и мир переворачивается с ног на голову. А может быть, наоборот, благодаря Андрюхе и его сногсшибательным приключениям, все встает на свои места, и наступает вселенская гармония.
Т. Крюкова «Веселая перемена». В книгу вошли весёлые рассказы о современной школе. Времена меняются, но в серьёзной школьной жизни с её вечными проблемами: конфликтами с учителями, невыученными уроками, двойками по поведению – всегда есть место для смеха.
Ирина Антонова «Эксперимент». Интересные и поучительные истории о школьниках.
Человек и семья
М. Самарский «Сирота». Семья. Родители, бабушка, потери.
Валентина Осеева «Бабка». Отношение к бабушке.
А. Дорофеев «А Германа всё нет». Взаимоотношения матери и сына. Проблема взаимопонимания в семье.
Рождественские рассказы
Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке». Знакомство с жанром рождественского рассказа. Мечты юных героев в рождественскую ночь. Гуманность, доброта как основа человеческих взаимоотношений.
Человек и природа
Радий Погодин «Рассказы про Кешку и его друзей». Рассказы о детях, о становлении детского характера, о преодолении первых трудностей, о дружбе.
Житков Борис Степанович «Мангуста». Правдивый рассказ о приключениях и подвигах двух веселых и храбрых зверьков-мангустов на большом корабле.
Михаил Самарский «Формула добра». Если ты собака-поводырь, то привередничать на работе тебе не к лицу. Вот и лабрадор Трисон поступил на службу к весьма необычной подопечной. Со слепой старушкой не побегаешь, не поиграешь, но он отлично справлялся со своей задачей, несмотря ни на что. Правда, скоро все изменилось, судьба преподнесла сюрприз. И верный помощник попал к совсем другим хозяевам. Поводырь стал… охранником! Казалось, быть на страже в детском садике – легче легкого, пока там не произошло страшное событие. Однако Трисон не простой пес, поэтому даже в критической ситуации смог показать себя с лучшей стороны.
Евгений Пермяк «Некрасивая елка». Волшебный мир природы.
«И помнит мир спасенный»
Сергей Алексеев «Папка». Тема памяти.
Юрий Яковлев «Салют». Тема памяти.
Проект «Я читаю….
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
5 КЛАСС
Тематический блок | Количество часов |
Мир детства | 4 |
Человек и семья | 4 |
Рождественские рассказы | 1 |
Человек и природа | 4 |
Человек и война | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Тематический блок | № | Тема занятия | Дата | |
Введение | 1 | Чему учат книги? | ||
Человек и родина | 2 | Юрий Куранов «Тепло родного очага» (отрывки) | ||
Человек и школа | 3 | М. Москвина «Моя собака любит джаз» | ||
4 | Т. Крюкова «Веселая перемена» | |||
5 | Ирина Антонова «Эксперимент» | |||
Человек и семья | 6 | М. Самарский «Сирота» | ||
Рождественские рассказы | 7 | Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке» | ||
Человек и природа | 8 | Радий Погодин «Рассказы про Кешку и его друзей» | ||
9 | Борис Житков «Мангуста» | |||
10 | Михаил Самарский «Формула добра» | |||
11 | Евгений Пермяк «Некрасивая елка». | |||
Человек и семья | 12 | Валентина Осеева «Бабка» | ||
13 | А. Дорофеев «А Германа всё нет» | |||
«И помнит мир спасенный» | 14 | Юрий Яковлев «Салют» | ||
15 | Сергей Алексеев «Папка» | |||
Проект «Я читаю…» | 16 | Проектная деятельность. Проект «Я читаю» | ||
17 | Защита проекта «Я читаю» |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА
- Программа “Час чтения” [Электронный ресурс] // URL: https://gigabaza.ru/download/191231.html
- Сопровождение программы “Час чтения” [Электронный ресурс]// URL: https://vk.com/chas_chteniya_petrovsk
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русской родной литературе
Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эст...
Аннотация к рабочей программе по русской родной литературе
Аннотация к рабочей программе по русской родной литературе...
Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному языку, родной литературе
2020-2021 учебный год...
Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному (русскому) языку, родной литературе на русском языке - 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего...
Рабочая программа по русской (родной) литературе для 5-9 классов
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру....
рабочая программа по русской родной литературе для 8 класса
Рабочая программа по русской родной литературе для 8 класса составлена в соответствии с современными требованиями ФГОС, содержит подробную пояснительную записку, календарное-тематическое планирование,...
Рабочие программы по дисциплинам : "Родная литература ( русская)", "Родной русский язык", "Русский язык для делового общения"
Рабочие программы по русскому языку и литературе( 10-11 кл) по новым дисциплинам для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образоввния. Программы разработаны ...