Рабочая программа по предмету бурятский язык по УМК "Амар мэндээ", 3 класс
рабочая программа
Рабочая программа по УМК Амар мэндээ, 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 326.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по бурятскому языку как государственному языку составлена в соответствии с типовым положением об общеобразовательном учреждении, требованиями ФГОС НОО; Уставом МАОУ Иволгинская СОШ по учебному предмету «Бурятский язык как государственный», реализующий ФГОС НОО второго поколения, в соответствии с Региональным стандартом начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному Республики Бурятия, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РБ от 9 июня 2008 года №830 и Примерной программы по бурятскому языку как государственному для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения, допущенной МоиН РБ; УМК «Амар мэндэ-э!» 2 года обучения (авторы: Гунжитова Г.-Х.Ц., Дашиева С.А., Цырендоржиева Б.Д.); Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ Иволгинская СОШ; Положения о рабочей программе МАОУ Иволгинская СОШ; Учебного плана школы на 2018-2019 учебный год.
Бурятский язык входит в учебный план в качестве национально-регионального компонента образования. Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) для учащихся третьих классов.
Программа полностью соответствует требованиям, обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций, предопределяющих дальнейшее успешное обучение в средней школе. Программа соответствует стратегической линии развития общего образования в России.
Цель учебного предмета по бурятскому языку как государственному – овладение учащимися умением общаться на бурятском языке во втором годе обучения, т.е. формирование коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять непосредственное общение (говорение, понимание на слух) и опосредованное общение (чтение с пониманием текстов, письмо).
Задачи обучения:
- формирование умений общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, внимания, мышления, памяти и воображения;
- развитие личности ребенка, его речевых способностей и эмоциональной сферы в процессе обучающих игр, учебных спектаклей;
- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления психологических барьеров в использовании бурятского языка как средства общения;
- освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам, в частности для учащихся третьего класса, и необходимых для овладения устной и письменной речью на бурятском языке: формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, интонация и т. п.), наблюдаемых в русском и бурятском языках;
- приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
В результате освоения основной образовательной программы начального общего образования учащиеся достигают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Общая характеристика учебного предмета. Изучение второго государственного языка в общеобразовательных учреждениях РФ начинается со II класса. Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к овладению языками, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.
В свою очередь, изучение бурятского языка как государственного способствует развитию коммуникативных способностей младших школьников, их познавательных способностей и формированию общеучебных умений.
Деятельностный характер предмета «Бурятский язык как государственный» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать бурятскоязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, эстетическую и т.п.) и дает возможность осуществлять разнообразные межпредметные связи.
Основное назначение бурятского языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
После выполнения письменной части работы, для проверки коммуникативных умений предполагается беседа с учителем или своими одноклассниками, разыгрывание диалога и защита творческой работы - своего проекта.
Проверка коммуникативных умений в аудировании осуществляется с помощью заданий на выбор ответа. Для проверки лексических и грамматических навыков используются как задания с выбором ответа (на уровне словосочетания), так и задания на восстановление пропущенной буквы или слова в связном тексте.
Распределение уроков контроля в 3 классе.
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Из них |
контрольные работы | |||
1. | В школе | 9 | 1 |
2. | С друзьями | 7 | 1 |
3. | Дома | 10 | 1 |
4. | На отдыхе | 8 | 1 |
ВСЕГО за 3 класс | 34 | 4 |
Основные содержательные линии
Первой содержательной линией являются коммуникативные умения, второй – языковые знания и навыки оперирования ими, третьей – социокультурные знания и умения. Основной содержательной линией считаются коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения бурятским языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными знаниями.
Все три указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Бурятский язык как государственный».
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 34 часа для обязательного изучения второго государственного языка на этапе начального общего образования, в том числе по 1 час в неделю.
Соответственно, годовая нагрузка в третьем классе составляет 34 часа (34 недели), 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного материла.
С помощью бурятского языка формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения. В процессе общения, чтения и обсуждения текстов соответствующего содержания, знакомства с образцами детского фольклора вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность к представителям других регионов России и их культуре, стимулируется общее речевое развитие младших школьников, развивается их коммуникативная культура, формируются основы гражданской идентичности, личностные качества, готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся, социальные компетенции.
Личностными результатами являются:
- общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;
- осознание себя гражданином своей страны;
- осознание языка, в том числе бурятского, как основного средства общения между людьми;
- знакомство с миром бурятскоязычных сверстников с использованием средств бурятского языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).
Метапредметными результатами изучения бурятского языка в начальной школе являются:
- развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
- расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;
- формирование мотивации к изучению бурятского языка;
- владение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском и т. д.).
Предметными результатами изучения бурятского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах бурятского языка (фонетических, лексических, грамматических); умение (в объёме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово.
А. В коммуникативной сфере, т. е. во владении бурятским языком как средством общения:
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
В говорении:
- вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос (вопрос-ответ) и диалог-побуждение к действию;
- уметь на элементарном уровне рассказывать о себе/семье/друге, описывать предмет/картинку, кратко характеризовать персонаж.
В аудировании:
- понимать на слух речь учителя и одноклассников, основное содержание небольших доступных текстов в аудиозаписи, построенных на изученном языковом материале.
В чтении:
- читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию;
- читать про себя тексты, включающие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, и понимать их основное содержание, находить в тексте нужную информацию.
В письменной речи:
- владеть техникой письма;
- писать с опорой на образец поздравление с праздником и короткое личное письмо.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами)
- адекватное произношение и различение на слух всех звуков бурятского языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
- соблюдение особенностей интонации основных типов предложений;
- применение основных правил чтения и орфографии, изученных в курсе начальной школы;
- распознавание и употребление в речи изученных в курсе начальной школы лексических единиц (слов, словосочетаний, оценочной лексики, речевых клише) и грамматических явлений;
- умение делать обобщения на основе структурно-функциональных схем простого предложения.
Социокультурная осведомлённость
- знание названий стран изучаемого языка, некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на бурятском языке, небольших произведений детского фольклора (стихов, песен); знание элементарных норм речевого и неречевого поведения, принятых в бурятскоязычной среде.
Б. В познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления родного и бурятского языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений;
- умение опознавать грамматические явления, отсутствующие в других языках, например послелоги;
- умение систематизировать слова, например по тематическому принципу;
- умение пользоваться языковой догадкой, например при опознавании интернационализмов;
- совершенствование приёмов работы с текстом с опорой на умения, приобретённые на уроках русского и бурятского языков (прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и др.);
- умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы;
- умение пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил;
- умение пользоваться двуязычным словарём учебника (в том числе транскрипцией), компьютерным словарём;
- умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
- представление о бурятском языке как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
- приобщение к культурным ценностям другого народа через произведения детского фольклора, через непосредственное участие в туристических поездках.
Г. В эстетической сфере:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на бурятском языке;
- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы.
Д. В трудовой сфере:
- умение следовать намеченному плану в своём учебном труде;
- умение вести словарь (словарную тетрадь).
Таким образом, в курсе бурятского языка можно выделить следующие содержательные линии:
- коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо;
- языковые средства и навыки пользования ими;
- социокультурная осведомлённость;
- специальные учебные умения;
- общеучебные умения и универсальные учебные действия.
Основной содержательной линией из четырёх перечисленных являются коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения бурятским языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе общения в устной и письменной форме. Таким образом, языковые навыки представляют собой часть названных сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции также неразрывно связано с социокультурной осведомлённостью младших школьников. Все указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Бурятский язык как государственный».
Обучение перечисленным видам речевой деятельности происходит во взаимосвязи. Однако наблюдается некоторое устное опережение, вызванное объективными причинами: овладение письменными формами общения (чтением и письмом), связанное с необходимостью формирования техники чтения и техники письма, происходит более медленно. Поэтому темпы овладения разными видами речевой деятельности уравниваются только к концу обучения в начальной школе.
2. Календарно-тематическое планирование
№ | Разделы, темы, подтемы | Кол-во часов | Виды и формы деятельности | Формы контроля | Дата | ||
I-я четверть (9 ч.) | |||||||
1. | В школе | 9ч | |||||
1.1. | Бурятский алфавит. Буквы Yγ, Өө, hh | 1ч | Учебник, рабочая тетрадь. | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 4-5 Упр.1 | |||
1.2. | Слово. Буква. Предложение | 1ч. | Учебник, рабочая тетрадь. | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 7-9 Упр.2 | |||
1.3. | Прибавляем. Послелог «дээрэ» - «на» | 1ч | Учебник, рабочая тетрадь. | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 10-11 Упр.3 | |||
1.4. | Изучаем разные изыки. Диалог. Восстановление диалога | 1ч. | Учебник. | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 13-15 Упр.1 | |||
1.5. | Вычитаем. Окончания -hаа,- hоо, -hээ | 1ч. | Карточки. Рабочая тетрадь. | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 16-17 Упр.2 | |||
1.6. | Говорим по-бурятски | 1ч. | Учебник, рабочая тетрадь. | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 20-21 Упр1-4 | |||
1.7 | Треугольник. Квадрат. Формы предмета. Окончания –лжэн,-лжон,-лжан | 1ч. | Карточки. Учебник. Рабочая тетрадь. | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 22-24.Упр.1-2 | |||
1.8 | Мой любимый урок | 1ч. | Учебник, раб. тетрадь. | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 25-27 Упр.1 | |||
1.9 | Контрольная работа №1 | 1ч. | Карточки. | Тестирование | |||
II-я четверть (7ч.) | |||||||
2. | С друзьями | 7ч. | |||||
2.1. | Маша – врач. Окончания –мни,-шни. Минии, шинии | 1ч. | Учебник, раб. тетрадь. | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 29-32 Упр.1-3 | |||
2.2. | Сейчас мы будем рисовать. Бидэ -бди | 1ч. | Учебник, раб. тетрадь. | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 33-35. Упр.1-2 | |||
2.3. | Маша – фотограф. Направо, налево, вперед, назад. Местоимения ши, та. Я рисую | 1ч. | Раб. тетрадь. | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 34-41 Упр.1-5 | |||
2.4. | Танцуем с Машей. Окончания -тай, -той,-тэй | 1ч. | Учебник, раб. тетрадь. | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 42-44. Упр.1-2 | |||
2.5. | У тебя есть мяч? | 1ч. | Раб. тетрадь. | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 45-48Упр.1-2 | |||
2.6. | Ходили в гости к Мишке. Я Вас приглашаю. Окончания –ые, -иие, -е | 1ч. | Учебник, Раб. тетрадь. | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 49-54 Упр.1-5 | |||
2.7. | Контрольная работа №2 | 1ч. | Карточки. | Тестирование. | |||
III-я четверть (10 ч.) | |||||||
3. | Дома | 10ч. | |||||
3.1. | Моя комната. Окончания –тай, -той, -тэй. | 1ч. | Учебник, раб. тетрадь. | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 56-58 Упр.1-2 | |||
3.2. | Где кошка? Послелоги дээрэ, доро, соо | 1ч. | Карточки. Раб. тетрадь. | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 59-61Упр.1 | |||
3.3. | Кухня. Посуда | 1ч. | Карточки. Раб. тетрадь. | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 62-64 Упр.1-2 | |||
3.4. | Пища. Мясные и молочные блюда | 1ч. | Раб. тетрадь. | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 65-68 Упр.1-2 | |||
3.5. | Одежда. Бурятский национальный костюм. Элементы бурятской одежды. | 1ч. | Учебник, раб. тетрадь | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 70-71 Упр.1-2 | |||
3.6. | Домашние дела. Повелительное наклонение. | 1ч. | Учебник, раб. тетрадь | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 73-75 Упр.1-4 | |||
3.7. | Работа по дому. Вытри пыль. Окончания –жа,-жо,-жэ | 1ч. | Учебник, раб. тетрадь | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 76-77. Упр.1-2 | |||
3.8. | Будьте счастливы. Окончания –аарай, -гаарай | 1ч. | Учебник, раб. тетрадь | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 80-81 Упр.1-3 | |||
3.9. | Контрольная работа №3 | 1ч. | Карточки. | Тестирование. | |||
3.10. | Сколько время? Цифры от 1-10. | 1ч | Учебник, раб. тетрадь | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр.84-85 Упр.1-3 | |||
IV-я четверть (8ч.) | |||||||
4. | На отдыхе | 8ч. | |||||
4.1. | Режим дня. Окончания –да, -до,-дэ | 1ч. | Учебник, раб. тетрадь. | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 67. Упр.1-2 | |||
4.2. | Моя неделя | 1ч. | Учебник, раб. тетрадь. | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 68. Упр.1-2 | |||
4.3. | Мой план на неделю. Окончания –ха,-хо,-хэ | 1ч. | Учебник, раб. Тетрадь. | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 68-69. Упр.1-2 | |||
4.4. | Остров Замби. Окончания –ые,-иие, -е | 1ч. | Учебник, раб. Тетрадь. | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 69. Упр.1-2 | |||
4.5. | Не шумите. Запрет, просьба. | 1ч. | Учебник, раб. Тетрадь | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 69-70. Упр.1-2 | |||
4.7. | Растения моего края. Цветы | 1ч. | Учебник, раб. Тетрадь. | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 70. Упр.1 | |||
4.8. | Путешествие в Мали. Повторение пройденного материала. Чтение текстов | 1ч. | Учебник, раб. Тетрадь | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 71. Упр.1-2 | |||
4.9. | Контрольная работа №4 | 1ч | Карточки | Тестирование | |||
Итого: | 34 |
3. Содержание тем учебного предмета
Кол-во часов № урока | Тема, учебная ситуация (сфера общения) Цели | Речевой материал (коммуникативные умения) | Языковой материал | Социокультур-ный материал (культорологи-ческий) | Форма контроля | |||||||||
Аудирование | Говорение | Чтение | Письмо | Фонети-ка | Лексика | Грамматика | ||||||||
Уметь | Знать | |||||||||||||
9ч |
| |||||||||||||
1.1. 1ч | Бурятский алфавит. Буквы һ,ө, γ Цели: Совершенствование умений диалогической речи уч-ся путем составления диалога по образцу | Понимать на слух речь учителя и одноклассников | Прослушать диалог-зна-комство и предста-виться | Чтение вслух новых лексических единиц | Работа по Р.Т. | Буквы | Звуки и буквы в бурятском языке | Ши хэн гэжэ нэрэтэйбши? Шинии нэрэ хэн бэ? Би __ гэжэ нэрэтэйб. Баяртай. | Понятие “дээжэ”. Смысл пословицы “А» γзэг – эрдэмэй дээжэ, аяга сай – эдеэнэй дээжэ. | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 4-5 Упр.1 | ||||
1.2. 1ч | Слово. Буква. Предложение Цели: Приветствовать, отвечать на приветствие, знать бурятские имена | Воспринимать и принимать информацию, поступающую через слуховой канал | Энэ ямар γзэг бэ? Энэ «б» γзэг. | Чтение вслух новых лексических единиц | Работа по Р.Т. | Буквы | Слова. Буква. Предложение | Минии нэрэ Арюна. Шинии нэрэ хэн бэ? Ши хэн гэжэ нэрэтэйбши? | Смысл пословицы «Худал γгэ γнэгγй, хуурай модон набшагγй» | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 7-9 Упр.2 | ||||
1.3. 1ч | Прибавляем. Послелог «дээрэ» Цели: Совершенствование монологической речи через составление высказываний с использованием нового материала развитие умения творческого усвоения знаний уч-ся посредством спец-но организованного учителем диалога | Воспринимать и принимать информацию, поступающую через слуховой канал | Энэ γгэ соо 5 γзэг. | Чтение вслух новых лексических единиц | Работа по Р.Т. | Предложения | Навыки умения вербального поведения: навыки и умения использовать этикетные формулы приветствия, прощания, благодарности | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр.10-11 Упр.3 | ||||||
1.4. 1ч | Изучаем разные языки. Диалог. Восстановление диалога | Воспринимать и принимать информацию, поступающую через слуховой канал | Минии эжы англи хэлэ мэдэдэг | Чтение вслух новых лексических единиц | Работа по Р.Т. | Названия разных языков на бурятском языке | Глаголы: мэдэхэ, γзэхэ | Понятие «родной язык» | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр.13-15 Упр.1 | |||||
1.5. 1ч | Вычитаем. Окончания –hаа, -hоо, -hээ | Воспринимать и принимать информацию, поступающую через слуховой канал | Табанһаа гурбые хорооходо – хоёр | Чтение вслух новых лексических единиц | Работа по Р.Т. | Окончания –һаа, -һоо, -һээ. Глагол хороохо | Смысл пословицы «Yнэн γгэ арсаланhаа хγсэтэй» | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр.16-17 Упр.2 | ||||||
1.6. 1ч | Говорим по-бурятски | Воспринимать и принимать информацию, поступающую через слуховой канал | «Мама – буряадаар эжы» | Чтение вслух новых лексических единиц | Работа по Р.Т. | Орудный падеж | Особенности бурятского языка | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр.20-21 Упр.3 | ||||||
1.7. 1ч | Треугольник. Квадрат. Формы предмета. Окончания –лжан,-лжон,-лжэн | Воспринимать и принимать информацию, поступающую через слуховой канал | Энэ гурбалжан. Тэрэ гурбан булантай | Чтение вслух новых лексических единиц | Работа по Р.Т. | γ, э, ээ -лжэн, о,оо – лжон, у,а,аа – лжан | Названия геометрических фигур | γ, э, ээ -лжэн, о,оо – лжон, у,а,аа – лжан | Разные формы предметов окружающего мира | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр.22-23 Упр.1 | ||||
1.8. 1ч | Мой любимый урок | Воспринимать и принимать информацию, поступающую через слуховой канал | Минии дуратай хэшээл - уншалга | Чтение вслух новых лексических единиц | Работа по Р.Т. | Названия школьных предметов | Роль изучения разных предметов в жизни человека | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр.25-27 Упр.1 | ||||||
1.9. 1ч | Контрольная работа №1 | |||||||||||||
2. | С друзьями 7ч | |||||||||||||
2.1. 1ч | Маша - врач Цели: Развитие лексико-грамматических навыков, навыков диалогической речи с опорой на модели | Понимать на слух речь учителя и одноклассников | Юуншни γбдэнэб? Шγдэмни. | Чтение вслух новых лексических единиц | Работа по Р.Т. | Окончания –мни,-шни | Выражение отношения к предмету/человеку через – мни, -шни | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр.29-32 Упр.1-3 | ||||||
2.2. 1ч. | Сейчас мы будем рисовать Цели: закрепление и активизация изу-ченной лексики и грамматики, развитие памяти, внимания, коммуникативных и фонетических навыков, логического мышления. | Понимать на слух речь учителя и одноклассников | Мγнөө бидэ зурахабди | Чтение вслух новых лексических единиц | Работа по Р.Т. | Бидэ, -бди | Будущее время глагола | Особенности выражения времени в бурятском языке. Смысл пословицы «Алтан дэлхэй дээрэ аба эжыhээ γлγγ хγн γгы» | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр.33-35Упр.1-3 | |||||
2.3. 1ч | Маша – фотограф. Направо, налево, вперед, назад. Я рисую. Цели: тренировка орфографических навыков, формирование навыков аудирования с охватом общего содержания | Понимать на слух речь учителя и одноклассников | Урагшаа бологты | Чтение вслух новых лексических единиц | Работа по Р.Т. | Урагшаа, хойшоо, баруун/зγγн тээшээ болохо | Местоимения –ши, -та | Особенности обозначения пространства в бурятском языке | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр.34-41 Упр.2 | |||||
2.4. 1ч | Танцуем с Машей. Окончания –тай, -той,-тэй | Понимать на слух речь учителя и одноклассников | Шандаган хэрмэнтэй хатаржа байна | Чтение вслух новых лексических единиц | Работа по Р.Т. | Совместный падеж | Окончания –тай. –той, -тэй | Значение дружбы в жизни человека | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр.42-44. Упр.1 | |||||
2.5. 1ч | У тебя есть мяч? | Понимать на слух речь учителя и одноклассников | Шамда бγмбэгэ бии гγ? Намда бγмбэгэ γгы | Чтение вслух новых лексических единиц | Работа по Р.Т. | Личные местоимения в дательном падеже | Стихотворение «Баабгалдай» | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр.45-48. Упр.2 | ||||||
2.6. 1ч | Ходили в гости к Мишке. Я вас приглашаю. Окончания –ые, -иие,-е | Понимать на слух речь учителя и одноклассников | Мишкада айлшалаабди. Маша шоные уряа | Чтение вслух новых лексических единиц | Работа по Р.Т. | Дательный падеж существительных | Традиции встречи гостей | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр.49-54. Упр.1-2 | ||||||
2.7. 1ч | Контрольная работа № 2 | |||||||||||||
3. | Дома 10ч | |||||||||||||
3.1. 1ч | Моя комната. Окончания –тай,-тэй,-той. Цели: введение новых лексических единиц по теме, тренировка техники чтения с полным пониманием. | Понимать на слух речь учителя и одноклассников | Энэ минии таhалга. Минии таhалга ехэ бэшэ | Чтение вслух новых лексических единиц | Работа по Р.Т. | Шэрээ, абдар, hандали, пеэшэн, hуудал, гэрэл | Окончания –тай, -той, -тэй | Интерьер в традиционном жилище бурят | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр.56-58. Упр.1-2 | |||||
3.2. 1ч | Где кошка? Послелоги дээрэ, доро, соо Цели: введение новых лексических единиц по теме, тренировка техники чтения с полным пониманием. | Понимать на слух речь учителя и одноклассников | Миисгэй hандали дээрэ | Чтение вслух новых лексических единиц | Работа по Р.Т. | Дээрэ, доро, соо | Послелоги | Благопожелание с новосельем | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр.59-61 Упр.1-2 | |||||
3.3. 1ч | Кухня. Посуда | Понимать на слух речь учителя и одноклассников | Золушкада аяга бии. Хэн минии аяга соо сай уугааб? | Чтение вслух новых лексических единиц | Работа по Р.Т. | Халбага, аяга, табаг, хутага, hэрээ, тогоон | Традиционная бурятская утварь | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр.62-64 Упр.1-2 | ||||||
3.4. 1ч | Пища. Мясные и молочные блюда | Понимать на слух речь учителя и одноклассников | Минии дуратай эдеэн – бууза | Чтение вслух новых лексических единиц | Работа по Р.Т. | Бууза, загаhан, мяхан, γндэгэн, hγн, хартаабха | Бурятская кухня | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр.65-68 Упр.1-2 | ||||||
3.5. 1ч | Одежда. Бурятский национальный костюм. Элементы бурятской одежды. | Понимать на слух речь учителя и одноклассников | Минии хамсы ута | Чтение вслух новых лексических единиц | Работа по Р.Т. | Хамсы, хормой, бγhэ, заха | Бурятская одежда | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр.70-71 Упр.1 | ||||||
3.6. 1ч | Домашние дела. Повелительное наклонение | Понимать на слух речь учителя и одноклассников | Минии эгэшэ аягаа угаадаг | Чтение вслух новых лексических единиц | Работа по Р.Т. | Словосочетания: эдеэ шанаха, хубсаhаа угааха, аягаа угааха, оёороо угааха, тооhоо аршаха | Глаголы: эдеэлхэ, наадаха, амарха, унтаха, гоёхо | Обозначение меры длины у бурят | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр.73-75 Упр.1-2 | |||||
3.7. 1ч | Работа по дому. Вытри пыль. Окончания –жа,-жо, -жэ | Понимать на слух речь учителя и одноклассников | Золушка, тооhоо арша! Би унтахамни | Чтение вслух новых лексических единиц | Работа по Р.Т. | Выражение приказа, просьбы | Повелительное наклонение | Распределение домашних обязанностей: традиции, современность | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр.76-78 Упр.1-2 | |||||
3.8. 1ч | Будьте счастливы. Окончания –аарай, -гаарай | Понимать на слух речь учителя и одноклассников | Аягаа угаагаарай | Чтение вслух новых лексических единиц | Работа по Р.Т. | Побудительная форма глагола –аарай, -оорой, - ээрэй | Песня «Иимэ жаахан дγγтэйб» | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр.80-81 Упр.1-2 | ||||||
3.9. 1ч | Контрольная работа №3 | |||||||||||||
3.10. 1ч | Сколько время?. Цифры от 1-10. Цели: формирование коммуникативных умений в говорении и аудировании в ситуации речевого общения по теме: «Мои друзья». | Понимать на слух речь учителя и одноклассников | Саг хэдыб даа? Дγрбэн саг табан минута | Чтение вслух новых лексических единиц | Работа по Р.Т. | Числительные от 1-100 | Традиции обозначения времени у бурят | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр.84-85 Упр.1-2 | ||||||
4. | На отдыхе | |||||||||||||
4.1. 1ч | Режим дня. Окончания –да, -до,-дэ Цели: введение и тренировка новых лексических единиц по теме: «Кто любит спорт?». | Понимать на слух речь учителя и одноклассников | Хоёрто наададагб? Хэдыдэ сγлөөтэйбши? | Чтение вслух новых лексических единиц | Работа по Р.Т. | а, у +да э,γ,өө+дэ о + до | Числительные в дательном падеже | Обозначение времени суток у бурят | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр.67 Упр.1-2 | |||||
4.2. 1ч | Моя неделя. Цели: развитие устной речи, развитие умения аудирования; развитие культуры общения, умение работать в паре | Понимать на слух речь учителя и одноклассников | Гарагай хоёрто тамардагби | Чтение вслух новых лексических единиц | Работа по Р.Т. | Дни недели | Глаголы: эдеэлдэг, hурадаг, эдеэлдэг, тамардаг, номоо γзэдэг | Обозначение дней недели у разных народов | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 68. Упр.1-2 | |||||
4.3. 1ч | Мой план на неделю. Окончания –ха,-хо,-хэ Цели: введение и тренировка новых лексических единиц развитие памяти, внимания, формирование культуры общения | Понимать на слух речь учителя и одноклассников | Би гарагай гурбанда морёор ябахаб | Чтение вслух новых лексических единиц | Работа по Р.Т. | -ха, -хо, -хэ | Будущее время глаголы | Роль планировании в жизни человека | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 68-69. Упр.1-2 | |||||
4.4. 1ч | Остров Замби. Окончания –ые,-иие,-е Цели: введение и тренировка новых лексических единиц по теме: «Одежда»; развитие познавательных процессов. | Понимать на слух речь учителя и одноклассников | Африкада заан байдаг | Чтение вслух новых лексических единиц | Работа по Р.Т. | Словосочетания: анааша, матар, тоти шубуун, арсалан, заан, тогод шубуун, бишэн | Окончания –иие, -ые, е | Животный мир в разных странах | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 69. Упр.1-2 | |||||
4.5. 1ч | Не шумите. Запрет, просьба. Цели: введение и тренировка новых лексических единиц по теме: «В магазине»; развитие памяти, внимания | Понимать на слух речь учителя и одноклассников | Та орой бγ шууягты | Чтение вслух новых лексических единиц | Работа по Р.Т. | Эдеэлэгты, бодогты, унтагты, наадагты, харагты, гγйгты | Частицы «бγ», «даа» | Смысл пословицы «Эдэй hайханаар бγ гоё, эрдэмэй hайханаар гоё» | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 69-70. Упр.1-2 | |||||
4.6. 1ч | Растения моего края. Цветы. Цели: введение и тренировка новых лексических единиц развитие элементарных речевых умений школьников. | Понимать на слух речь учителя и одноклассников | Манай эндэ гоё сэсэгγγд ургадаг | Чтение вслух новых лексических единиц | Работа по Р.Т. | Улаалзай, балжан-гарма, хонхо, ургы | Растительный мир Бурятии | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 70. Упр.1 | ||||||
4.7. 1ч | Путешествие в Мали. Повторение пройденного материала. Чтение текстов | Понимать на слух речь учителя и одноклассников | Буратино, Малида ошоё! Тиие! | Чтение вслух новых лексических единиц | Работа по Р.Т. | Побудительная форма глагола –я. –е,-ё | Окончания –да,-до,-дэ | Песня «Часыгай дуун» | Книга для учителя «Амар мэндээ» Стр. 71. Упр.1-2 | |||||
4.8. 1ч | Контрольная работа № 4 | |||||||||||||
Итого: 30ч. + 4ч. к/р. | 34ч |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения бурятского языка.
В 3 классе на изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
Личностные результаты. Развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом. Развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием бурятского языка. Приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на бурятском языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения. Развитие познавательных способностей с использование накопительной системы оценивания (портфолио), динамику индивидуальных образовательных достижений.
Метапредметные результаты (общеучебные умения и универсальные учебные действия). На данной ступени обучения предусматривается развитие общеучебных умений, навыков и способов деятельности в следующих пределах: умение соотнести графический образ слова с его звуковым образом, опираться на языковую догадку в процессе чтения, используя умения, приобретенные на уроках родного языка; наблюдение, сравнение и элементарный анализ языковых явлений - звуков, букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний и предложений. У школьников формируется умение действовать по образцу и по аналогии при составлении собственных высказываний в пределах обозначенной тематики; умение списывать слова на бурятском языке, а также выписывать из него и (или) вставлять в него или изменять в нем слова в соответствии с решаемой учебной задачей. Ученики учатся осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку; самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера.
Предметные результаты (социокультурная осведомленность и специальные умения). Учащиеся знакомятся с традициями, фольклором, литературными персонажами популярных детских произведений, сюжетами популярных сказок, стихами, песнями на бурятском языке, элементарными формами речевого и неречевого поведения, учатся пользоваться двуязычным словарем, справочным материалом в виде таблиц, схем, правил, вести словарь, систематизировать слова по тематическому принципу, понимать интернационализмы, опознавать грамматические явления.
Личностные результаты.
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– развивать интерес к бурятскому языку;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка, восклицательный знак, вопросительный знак).
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
– определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях);
– учиться работать со словарём.
Коммуникативные УУД:
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать предложенный текст;
– учиться работать в паре,группе.
Предметные результаты.
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Речевая компетенция. Аудироваие: - понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и реагиро вать простыми фразами на услышанное. Чтение: - уметь читать основные буквосочетания, слова, предложения; - знать основные правила чтения и орфографии изучаемого языка; - читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию. Говорение: - участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, приветствие, благодарность); - кратко рассказывать на элементарном уровне о себе; своей семье, друге. Письмо: - уметь правильно писать буквы бурятского алфавита, простые слова и предложения. Языковая компетенция. Графика, каллиграфия, орфография: -пользоваться бурятским алфавитом, знать последовательность букв в нём; -воспроизводить графически и каллиграфи чески корректно все бурятские буквы (полупечатное написание букв, слов); -применять основные правила чтения и орфографии; -уметь читать знаки транскрипции, соотносить их с буквами. Фонетика: - произносить и различать на слух изученные звуки бурятского языка; -соблюдать правильное ударение в словах; -соблюдать особенности интонации основных типов предложений. Лексика: - употреблять в речи изученные лексичес кие единицы (слова, словосочетания); - понимать значение лексических единиц в устном тексте в пределах тематики 2 года обучения. Грамматика: -распознавать и употреблять в речи изучен ные существительные в единственном и во множественном числе; количественные числительные (от 1 до 12); наиболее употребительные предлоги; модальные слова дуратай, хэрэгтэй. | Речевая компетенция. Аудирование: - воспринимать на слух слова и фразы, построенные на изученном языковом материале. Чтение: - догадываться о значении незнакомых слов по контексту. Говорение: - воспроизводить наизусть небольшие рифмовки, стихи, песни. Письмо: - вписывать в слова, пропущенные буквы, а в предложения – слова. Языковая компетенция. Графика, каллиграфия, орфография: - писать транскрипционные знаки; - группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения. Фонетика: -читать изучаемые слова по транскрипции; -писать транскрипцию отдельных звуков, сочетаний звуков по образцу. Лексика: - догадываться о значении незнакомых слов по картинкам, жестам; - распознавать существительные и глаголы по определённым признакам. Грамматика: - понимать и использовать в наиболее распространённых случаях неопределённые, определённые существительные - понимать и использовать в речи множественное число существительных, образованных не по правилам (отдельные слова). |
Учебно-методическое и программное обеспечение образовательного процесса
Список учебно-методической литературы для учителя:
- Бабушкин С.М. «Буряад – ород. Ород - буряад толи».- ОАО «Республиканская типография».- Улан-Удэ.- 2007;
- Будаева Д., Мункуева Ю. Тесты по бурятскому языку как государственному.- Улан-Удэ.- 2003;
- Гомбоев Б.Б. Наадангаа hурая.- Бэлиг.- Улан-Удэ, 2009;
- Дареева Познавательные задачи для изучения культуры на уроках бурятского языка.- Улан – Удэ.- 2009;
- Дареева О.А., Богомолова О.И. Путешествуем по Бурятии.- Бэлиг.- 2010;
- Дондупов У.-Ж. Ш., Пахутова Е.Г. Учебник бурятского языка для знающих русский язык.- Улан-Удэ.- 1962;
- Макарова О.Г. Тесты по бурятскому языку как государственному.- Бэлиг.-Улан-Удэ.- 2009;
- Г-Х.Ц.Гунжитова, С.А.Дашиева, Б.Д.Цырендоржиева Амар мэндээ. Учебник бурятского языка для для 2 класса. - Бэлиг.- 2014;
- Нанзатова Э.П., Языкова Н.В. Методика обучения бурятскому языку как государственному.- БГУ.- Улан-Удэ.- 2008;
- Нанзатова Э.П. Мунгэн туяа.- Улан – Удэ.- 2009;
- Санжина Д.Д. Бурятский язык: стилистический аспект лексической синонимии. Словарь-справочник. - Бэлиг.- Улан-Удэ, 2010;
- Содномов С.Ц., Дылыкова Р.С., Жамбалов Б.Д., Содномова Б.Д. Программа по бурятскому языку как государственному для 2-9-х классов образовательных школ с русским языком обучения.- Улан-Удэ.- Бэлиг.- 2010.
- Гунжитова Г.-Х.Ц., Дашиева С.А., Цырендоржиева Б.Д. Амар мэндэ-э! Начальный курс бурятского языка для детей младшего школьного возраста. Рабочая тетрадь. 2-й год обучения. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2015.
- Гунжитова Г.-Х.Ц., Дашиева С.А., Цырендоржиева Б.Д. Амар мэндэ-э! Начальный курс бурятского языка для детей младшего школьного возраста. Учебное пособие. 2-й год обучения. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2015
- Аудиодиск «Амар мэндэ-э!»
Список учебников и учебных пособий учебно-методической
литературы для учащихся:
- Бабушкин С.М. «Буряад – ород. Ород - буряад толи».- ОАО «Республиканская типография». - Улан-Удэ.- 2007;
- Аудиодиск «Амар мэндэ-э!»
- Гунжитова Г.-Х.Ц., Дашиева С.А., Цырендоржиева Б.Д. Амар мэндэ-э! Начальный курс бурятского языка для детей младшего школьного возраста. Рабочая тетрадь. 2-й год обучения. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2015.
- Гунжитова Г.-Х.Ц., Дашиева С.А., Цырендоржиева Б.Д. Амар мэндэ-э! Начальный курс бурятского языка для детей младшего школьного возраста. Учебное пособие. 2-й год обучения. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5-9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5-9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы...

Рабочая программа по предмету "Бурятская литература" в 5 классе
Тус программа гүрэнэй Федеральна стандарт, Буряад Республикын Һуралсалай болон эрдэм ухаанай министерствын туршалгын программа дээрэ үндэhэлэгдэнэ. Буряад дунда hургуулида түрэлхи литература hуралсала...

Рабочая программа по предмету «БУРЯТСКИЙ ЯЗЫК»
Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту, разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», «О языках народов РФ», &laqu...

Рабочая программа по предмету бурятский язык по УМК "Амар мэндээ"4 класс
Рабочая программа по бурятскому языку в 4 классе по УМК "Амар мэндэ-э!"...

Рабочая программа по предмету "Бурятский язык " 7 класс
Рабочая программа по бурятскому языку для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ОOO) с изменения...