Методы и приёмы смыслового чтения
методическая разработка (8 класс)

Методы и приемы смыслового чтения (з этапа работы с текстом)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_smyslovogo_chteniya.docx486.67 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в 7-8 классах.

 Как же сделать так, чтобы чтение не превратилось в механическое произношение слов, а то, что читаешь, запомнилось бы легко и надолго.

В целом насчитывается около 100 стратегий смыслового чтения, и согласно статистике около 30-40 применяется в школе.

Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом: до чтения, во время, чтения и после. Я хочу остановиться на приемах работы с текстом, которые чаще всего использую на своих уроках.

Предтекстовый вид.

Его присутствие на каждом уроке обязательно.

Для более полного восприятия и понимания текста серьезное внимание уделяю рассмотрению основных элементов, таким, как заголовок и ключевые понятия. Заголовок концентрирует основную идею, тему произведения.

Например, при изучении в 8 классе произведения Пушкина «Капитанская дочка» до прочтения применяю прием ассоциаций, прогнозирование.

Таким приемом мы можем выйти на проблему произведения,активизировать познавательную активность и мотивировать на дальнейшую работу.

Следующие примеры к приемам смыслового чтения я буду брать из своих уроков, проведенных в 7-б классе по теме: «Причастие (русский) и  по произведению Гоголя «Тарас Бульба» (уроки литературы). Именно нынешние семиклассники начали первыми обучаться по ФГОС,  и вместе с ними я каждый раз открываю для себя что-то новое .

Самый распространенный прием – это работа с иллюстрацией в учебнике.

Попытайтесь спрогнозировать с портрета все возможное об этом персонаже. Затем сравниваем высказывания ребят с текстом. Иллюстрация усиливает понимание художественного образа.

Прием “Деформированный текст”.

- О чем вам говорит эпиграф?

- Каковы особенности настоящего казака?

Составление глоссария (сбор непонятных слов)

Если раньше я давала готовые слова, то сейчас учащиеся больше проявляют самостоятельности, не боятся высказать ошибочное мнение и путем поиска информации, погружения в текст, исправить неверное значение слов.

Всегда удачным бывает урок, начавшийся с приема «Верные и неверные утверждения» или «Верите ли вы…».  Предлагаются ряд утверждений по еще не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые по их мнению соответствуют действительности.

Дидактическая игра «Веришь – не веришь»

1. Причастие – служебная часть речи.

2. Причастие обозначает добавочное действие.

3. Причастие отвечает на вопросы что делать, что сделать.

4. В предложении причастие является определением.

5. В причастии совмещены признаки глагола и прилагательного.

6. Причастия  изменяются.

7. Причастия изменяются по падежам.

8. Причастие с зависимыми словами образует причастный оборот.

9. Не с причастиями пишется всегда слитно.

10.Причастный оборот в предложении является одним членом предложения.

   Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового, учебной статье.

     Как мы видим, предтекстовой работе уделяется большое внимание. Это позволяет настроить ребят на внимательное прочтение любого текста.

На втором этапе смыслового чтения использую следующие приемы (стратегии):

 Приём «Инсерт».  Работает на стадии осмысления. Чаще всего использую на уроках русского языка и на уроках литературы  при знакомстве с биографией писателя.Эта работа позволяет формировать навыки развития речи, умения сортировать информацию, умения задавать вопросы.

Или пометки на полях

По литературе с 7 класса заранее даю тему творческой работы (сочинения), прошу определиться ребят с темой,  и во время прочтения художественного произведения учащиеся самостоятельно делают нужные пометки на полях карандашом.

          Стратегия «Чтение с остановками».

Она применяется при чтении текстов различных типов речи. Её цель – управление процессом осмысления текста во время его чтения.

При таком чтении Учитель предварительно разбивает текст на смысловые отрывки и готовит к ним вопросы.

Также учащиеся отвечают не только на готовые учителем вопросы, но и сами составляют вопрос и задают друг другу. Здесь использую прием Чтение вслух. Цель занятия – улучшить качество чтения и понимания текста.

В 7 классе учащихся познакомила с ромашкой вопросов (или как называют ромашка Блума или кубик Блума).Здесь для меня важно не оформление лепестков, а сама суть вопросов. «Ромашка Блума» помогает научить  детей задавать вопросы.  На уроке выдаю памятку с типами вопросов.

 Не оставила без внимания и понятия «тонкие» и «толстые» вопросы. Такая классификация помогает учить детей самостоятельно задавать вопросы к тексту, думать над прочитанным.   Также выдаю памятку с вопросами данного вида

С 5 класса в 7-б использую на уроках кластер (схему). Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Выполняли на уроке,  в группах , время 5-7 минут.

C:\Users\Витали\Documents\фото декабрь с тел 2017\P71226-222107.jpg

C:\Users\Витали\Documents\фото декабрь с тел 2017\P71226-222544.jpg

3 этап - Послетекстовой.

 Это универсальные задания, которые готовят учащихся к написанию изложения, сочинения. К пониманию текста в целом.

А) Определение основной и второстепенной информации;

Б) Составление плана

В) Составление заданий к изученному материалу.

Г) Написание синквейна

Учит определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.

     1уществительное (тема)

2.Два прилагательных (описание)

3.Три глагола (действие)

4.Фраза из 4-х слов

5.Существительное (перефразировка темы)

Перед вами не образец, а работы учащихся.

Пример:

Причастие.

Страдательно, действительное.

Изменяется, обозначается, образовывается.

Обозначает признак предмета по действию.

Форма глагола.

Д) Текст с пропусками

Е)Восстановление деформированного текста (перепутаны фрагменты или последовательность)

Ж) Творческие задания (рисунок, придумай концовку, пересказ текста с позиции действующих лиц).

        Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет «вычерпывать» ребенку из большого объема информации нужную и полезную.

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы смыслового чтения

Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности...

Приёмы смыслового чтения при изучении романа "Поллианна" в 5 классе

На уроке представлены приёмы смыслового чтения при чтении 5 главы романа "Поллианна"....

Методические рекомендации по обучению приёмам смыслового чтения на занятиях внеурочной деятельности " Час чтения"в 7 классе (по рассказу В.А. Костюнина "Рукавичка")

Цель занятия -развитие интереса к чтению литературы, обучение навыкам анализа художественного текста;- воспитание в детях доброго отношения к людям.Воспитательные цели: воспитание доброты, человечност...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Стратегии и приёмы смыслового чтения"

Стратегии смыслового чтения и работы с текстом универсальны. Их можно использовать  на любом уроке урочной и внеурочной деятельности....

Статья "Приёмы смыслового чтения на уроках физики"

В тексте показаны приёмы, использующиеся в школе №348...

Урок русского языка в 8 классе.Развитие речи.Использование приёмов смыслового чтения при работе с художественным текстом как форма подготовки к итоговому собеседованию.

Смысловое чтение является важной составляющей функциональной грамотности учащихся.Данный урок( подробный фрагмент его) может быть использован при подготовке к итоговому собеседованию для отработ...

Фрагмент планирования урока по химии «Водород. Свойства водорода. Применение водорода» (8 класс) с использованием приёмов смыслового чтения.

Фрагмент планирования урока по химии  «Водород. Свойства водорода. Применение водорода» (8 класс) с использованием приёмов смыслового чтения....