Методы и приёмы смыслового чтения
методическая разработка (8 класс)
Методы и приемы смыслового чтения (з этапа работы с текстом)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy_smyslovogo_chteniya.docx | 486.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в 7-8 классах.
Как же сделать так, чтобы чтение не превратилось в механическое произношение слов, а то, что читаешь, запомнилось бы легко и надолго.
В целом насчитывается около 100 стратегий смыслового чтения, и согласно статистике около 30-40 применяется в школе.
Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом: до чтения, во время, чтения и после. Я хочу остановиться на приемах работы с текстом, которые чаще всего использую на своих уроках.
Предтекстовый вид.
Его присутствие на каждом уроке обязательно.
Для более полного восприятия и понимания текста серьезное внимание уделяю рассмотрению основных элементов, таким, как заголовок и ключевые понятия. Заголовок концентрирует основную идею, тему произведения.
Например, при изучении в 8 классе произведения Пушкина «Капитанская дочка» до прочтения применяю прием ассоциаций, прогнозирование.
Таким приемом мы можем выйти на проблему произведения,активизировать познавательную активность и мотивировать на дальнейшую работу.
Следующие примеры к приемам смыслового чтения я буду брать из своих уроков, проведенных в 7-б классе по теме: «Причастие (русский) и по произведению Гоголя «Тарас Бульба» (уроки литературы). Именно нынешние семиклассники начали первыми обучаться по ФГОС, и вместе с ними я каждый раз открываю для себя что-то новое .
Самый распространенный прием – это работа с иллюстрацией в учебнике.
Попытайтесь спрогнозировать с портрета все возможное об этом персонаже. Затем сравниваем высказывания ребят с текстом. Иллюстрация усиливает понимание художественного образа.
Прием “Деформированный текст”.
- О чем вам говорит эпиграф?
- Каковы особенности настоящего казака?
Составление глоссария (сбор непонятных слов)
Если раньше я давала готовые слова, то сейчас учащиеся больше проявляют самостоятельности, не боятся высказать ошибочное мнение и путем поиска информации, погружения в текст, исправить неверное значение слов.
Всегда удачным бывает урок, начавшийся с приема «Верные и неверные утверждения» или «Верите ли вы…». Предлагаются ряд утверждений по еще не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые по их мнению соответствуют действительности.
Дидактическая игра «Веришь – не веришь»
1. Причастие – служебная часть речи.
2. Причастие обозначает добавочное действие.
3. Причастие отвечает на вопросы что делать, что сделать.
4. В предложении причастие является определением.
5. В причастии совмещены признаки глагола и прилагательного.
6. Причастия изменяются.
7. Причастия изменяются по падежам.
8. Причастие с зависимыми словами образует причастный оборот.
9. Не с причастиями пишется всегда слитно.
10.Причастный оборот в предложении является одним членом предложения.
Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового, учебной статье.
Как мы видим, предтекстовой работе уделяется большое внимание. Это позволяет настроить ребят на внимательное прочтение любого текста.
На втором этапе смыслового чтения использую следующие приемы (стратегии):
Приём «Инсерт». Работает на стадии осмысления. Чаще всего использую на уроках русского языка и на уроках литературы при знакомстве с биографией писателя.Эта работа позволяет формировать навыки развития речи, умения сортировать информацию, умения задавать вопросы.
Или пометки на полях
По литературе с 7 класса заранее даю тему творческой работы (сочинения), прошу определиться ребят с темой, и во время прочтения художественного произведения учащиеся самостоятельно делают нужные пометки на полях карандашом.
Стратегия «Чтение с остановками».
Она применяется при чтении текстов различных типов речи. Её цель – управление процессом осмысления текста во время его чтения.
При таком чтении Учитель предварительно разбивает текст на смысловые отрывки и готовит к ним вопросы.
Также учащиеся отвечают не только на готовые учителем вопросы, но и сами составляют вопрос и задают друг другу. Здесь использую прием Чтение вслух. Цель занятия – улучшить качество чтения и понимания текста.
В 7 классе учащихся познакомила с ромашкой вопросов (или как называют ромашка Блума или кубик Блума).Здесь для меня важно не оформление лепестков, а сама суть вопросов. «Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы. На уроке выдаю памятку с типами вопросов.
Не оставила без внимания и понятия «тонкие» и «толстые» вопросы. Такая классификация помогает учить детей самостоятельно задавать вопросы к тексту, думать над прочитанным. Также выдаю памятку с вопросами данного вида
С 5 класса в 7-б использую на уроках кластер (схему). Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Выполняли на уроке, в группах , время 5-7 минут.
3 этап - Послетекстовой.
Это универсальные задания, которые готовят учащихся к написанию изложения, сочинения. К пониманию текста в целом.
А) Определение основной и второстепенной информации;
Б) Составление плана
В) Составление заданий к изученному материалу.
Г) Написание синквейна
Учит определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.
1.Существительное (тема)
2.Два прилагательных (описание)
3.Три глагола (действие)
4.Фраза из 4-х слов
5.Существительное (перефразировка темы)
Перед вами не образец, а работы учащихся.
Пример:
Причастие.
Страдательно, действительное.
Изменяется, обозначается, образовывается.
Обозначает признак предмета по действию.
Форма глагола.
Д) Текст с пропусками
Е)Восстановление деформированного текста (перепутаны фрагменты или последовательность)
Ж) Творческие задания (рисунок, придумай концовку, пересказ текста с позиции действующих лиц).
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет «вычерпывать» ребенку из большого объема информации нужную и полезную.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приёмы смыслового чтения
Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности...
Приёмы смыслового чтения при изучении романа "Поллианна" в 5 классе
На уроке представлены приёмы смыслового чтения при чтении 5 главы романа "Поллианна"....
Методические рекомендации по обучению приёмам смыслового чтения на занятиях внеурочной деятельности " Час чтения"в 7 классе (по рассказу В.А. Костюнина "Рукавичка")
Цель занятия -развитие интереса к чтению литературы, обучение навыкам анализа художественного текста;- воспитание в детях доброго отношения к людям.Воспитательные цели: воспитание доброты, человечност...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Стратегии и приёмы смыслового чтения"
Стратегии смыслового чтения и работы с текстом универсальны. Их можно использовать на любом уроке урочной и внеурочной деятельности....
Статья "Приёмы смыслового чтения на уроках физики"
В тексте показаны приёмы, использующиеся в школе №348...
Урок русского языка в 8 классе.Развитие речи.Использование приёмов смыслового чтения при работе с художественным текстом как форма подготовки к итоговому собеседованию.
Смысловое чтение является важной составляющей функциональной грамотности учащихся.Данный урок( подробный фрагмент его) может быть использован при подготовке к итоговому собеседованию для отработ...
Фрагмент планирования урока по химии «Водород. Свойства водорода. Применение водорода» (8 класс) с использованием приёмов смыслового чтения.
Фрагмент планирования урока по химии «Водород. Свойства водорода. Применение водорода» (8 класс) с использованием приёмов смыслового чтения....