Приёмы смыслового чтения при изучении романа "Поллианна" в 5 классе
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
На уроке представлены приёмы смыслового чтения при чтении 5 главы романа "Поллианна".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antosyuk_lm_konspekt_pollianna.docx | 30.05 КБ |
pollianna.pptx | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЁМЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
РОМАНА ЭЛИНОР ПОРТЕР «ПОЛЛИАННА» НА ЗАНЯТИИ ЧАСА ЧТЕНИЯ
В 5 КЛАССЕ
Антосюк Любовь Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №10 г.Кандалакши
Мурманской области
Цель: обучать детей пониманию прочитанного текста, умению практически осмысливать извлеченную из художественного текста информацию.
Задачи: формировать читающую личность: прививать интерес учащихся к чтению, учить их осмысленно читать.
Предварительная подготовка: главы 1-5 романа прочитываются в семье. На урок приглашаются родители, они полноправные участники занятия. На уроке тексты 5 главы романа.
Ход занятия
Вступление. По словам В. А. Сухомлинского, «кто не умеет читать – тот не умеет мыслить». Объясните смысл этой фразы.
Значит, чем мы с вами должны сейчас заняться? (Мыслить, если прочитали)
Приёмы смыслового чтения на занятии.
Название стратегии: Отношения между вопросом и ответом
Тип стратегии: Послетекстовая
Цель стратегии: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме прочитанных глав повести; выявление уровня понимания прочитанного.
-Вспомним содержание прочитанных глав с помощью ответов на вопросы: да или нет. Если мы ошибаемся, то останавливаемся и уточняем.
-Действие романа происходит в наши дни в России. – Нет, в Америке в начале 20 века.
-Главная героиня – Поллианна Уиттиер и Полли Харрингтон. – Да
-Нэнси – родная сестра мисс Полли. – Нет, служанка.
-Поллианна приехала к тёте Полли на каникулы. – Нет, жить.
-Мисс Полли была рада приезду своей племянницы. – Нет. Думала, девочка всё испортит в доме, принесёт много хлопот.
-Мисс Полли получила письмо 2 дня назад. – Да
-Девочку назвали Поллианной в честь тёти. – Нет, в память о двух сестрёнках, умерших во младенчестве.
-На вокзале Поллианну встретила тётя Полли. – Нет. Нэнси.
-Мисс Полли любит морожение. – Нет.
-Поллианну поселили в красивой комнате. – Нет, на чердаке.
-Поллианна рассердилась на тётю за то, что та поселила её в самую плохую комнату. - Нет
На доске 2 портрета. Вопрос родителям:
Что мы можем сказать о тёте Полли по прочитанным 4 главам? (Чёрствая, злопамятная, бездушная, холодная)
Вопрос детям:
Что мы можем сказать о Поллианне по прочитанным главам? (Великодушная, благодарная, открытая, любопытная)
К столу подходят 1 ученик и 1 родитель. Выбрать карточки с характеристикой героини и прикрепить к портрету.
Вывод: конфликт между ребёнком и взрослым неизбежен.
Посмотрим, как дальше будут развиваться события.
Название стратегии: Мозговой штурм
Тип стратегии: Предтекстовая
Цели стратегии: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.
- Сегодня мы будем читать следующую главу романа Э.Портер «Поллианна».
Мы поделимся на две группы. Справа сидят те ребята, кто прочитал главу. Слева сидят те, кто не читал или невнимательно прочитал главу. Вопрос для ребят второй группы:
Какие ассоциации возникают у вас по поводу названия главы – «Игра»?
2. Записываем все называемые ассоциации:
− интересное занятие;
- развлечение;
- Поллианна играет сама с собой;
- с кем-то играть
- игра в куклы,
- игра на рояле…
Теперь ребята из первой группы нам перескажут содержание главы «Игра», и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при «Мозговом штурме», тому, о чём на самом деле глава. (Короткий сюжетный пересказ).
- Ну что ж, соответствует содержанию. Теперь поработаем с текстом.
Название стратегии: Чтение вслух (попеременное чтение)
Тип стратегии: Текстовая
Цели стратегии: проверка понимания читаемого вслух текста.
1. Мы начинаем по очереди читать эпизод «Игра «Найти радость» в семье Поллианны» по абзацам (3 человека) Наша задача — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаём следующему чтецу. (Если на самом деле имеются копии текста у других членов группы, их нужно отложить в сторону.)
2. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
(Примерные вопросы:
К 1 читающему: - Почему Поллианна крепко сжимала руку Нэнси?
Почему Поллианна рада, что Нэнси за неё испугалась?
За что извиняется Нэнси?
Почему Поллианна рада, что её наказали?
Ко 2 читающему: Что удивляло Нэнси в Поллианне?
Кто научил игре Поллианну?
С кем играла Поллианна в свою игру?
К 3 читающему: Зачем женщина послала костыли?
Почему Поллианна захлопала в ладоши?
Кто научил Поллианну играть в игру?)
Вопрос родителям: Какое значение для ребёнка имела эта игра?
Могли бы вы играть в эту игру со своим ребёнком?
Название стратегии: Чтение выборочное
Тип стратегии: Текстовая
Цели стратегии: проверка понимания читаемого текста.
- Работа по группам.
1группа
Бегло прочитать эпизод главы (Поллианна после ужина в кухне идёт к тёте Полли). Выбрать оценочные слова, описывающие внешность и поведение тёти Полли. Изменилось ли что-нибудь в тёте Полли с тех пор, как в доме появилась Поллианна? (Нет)
2 группа
Бегло прочитать тот же эпизод (Поллианна после ужина в кухне идёт к тёте Полли, а потом спать). Выбрать оценочные слова, описывающие внешний и внутренний мир Поллианны. Что бы вы чувствовали на её месте и как бы поступили?
3 группа – родители.
Бегло прочитать всю главу «Игра» и выбрать оценочные слова, описывающие внутренне состояние служанки Нэнси.
Поллианна в доме тёти всё делает не так (напустила в дом мух, убегает из дома через окно, не слушается тёти Полли…), почему же она её защищает?
Бывают ли подобные ситуации в вашем доме? (часто старшие братья или сёстры защищают младших, пытаясь сгладить их шалости. А дети без шалости не могут, на то они и дети)
Название стратегии: Цитаты
Тип стратегии: Работа с объёмными текстами
Цели стратегии: Привлечь внимание к языковым особенностям текста, характеризующим его персонажей.
- Герои произведения разные, с разными характерами. Узнаете ли вы героя по цитате?
| 1.Нэнси о Поллианне 2.Нэнси о тёте Полли 3.Нэнси о тёте Полли 4. Нэнси о Поллианне. 5.Тётя Полли 6.Старый Том 7.Тимоти |
Название стратегии: Рассказ эпизода по рисункам (Рисунки на слайдах)
Тип стратегии: Развитие словаря
Цели стратегии: Обучение умению по рисункам делать обзор содержания эпизода
К прочитанным главам даны 6 рисунков на слайде. Но они поставлены вразброс.
Задание: расставить рисунки по порядку и составить короткий обзор содержания по данным рисункам.
Правильный вариант: http://prezi.com/v3_pdgzqioki/?utm_campaign=share&utm_medium=copy
1 рис. Тётя Полли получила письмо от священника, в котором сообщалось, что осталась сиротой её племянница.
2 рис. Том и Нэнси разговаривают в саду о том, что должна приехать Поллианна, племянница мисс Полли.
3 рис. На вокзале Поллианну встретили Нэнси и Тимоти.
4 рис. Тётя Полли отвела племяннице комнату на чердаке, где было душно и жарко.
5 рис. Поллианне было грустно быть одной в комнате на чердаке, и она открыла окно, увидела дерево у окна и вдали чудесное поле. Она вылезла из окна, спустилась по дереву и побежала в поле.
6 рис. За опоздание на ужин Поллианну наказали, она ужинала в кухне с прислугой. Но она всё равно пошла в комнату тёти Полли и поблагодарила её за всё.
Итак, в прочитанной 5 главе романа «Поллианна» мы увидели, что это за девочка, какими чертами характера она обладает, как складываются её отношения с окружающими людьми.
- Вернёмся к вопросу, который мы задали в начале занятия: есть ли конфликт между Поллианной и тётей Полей, такими разными людьми?
Ответ детей: Да, но только конфликтует тётя Полли.
Ответ родителей: Конфликта нет, потому что он гасится девочкой. Поллианна не отвечает на зло злом.
Вот какая девочка. Давайте расскажем о ней самое главное. Оформим это синквейном.
Название стратегии: Синквейн (Пятистрочник)(На слайде)
Тип стратегии: Работа с объёмными текстами
Цели стратегии: Показать своё отношение к тексту
1. Тема (слово, понятие) - Поллианна
2. Два прилагательных, показывающих отношение к теме:
Живая, чувствительная
3. Три глагола:
Думает, переживает, ищет
4.Предложение в 4 слова:
«Играет в игру «Найди радость»
- Эмоциональное отношение к теме:
«Бедный ангелочек!»
Д/З Читаем всей семьёй следующую 6 главу романа. Ответить на вопрос: Что значит для Поллианны и для тёти Полли долг и обязанность?
( Если останется время, смотрим фрагмент фильма по 5 главе.
Совпадает ли ваше впечатление о девочке с кинематографической версией?)
Использованная литература:
Портер Э.Х. Поллианна: роман; пер. с англ. С.Магомета. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2016
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Синквейн Понятие (1 существительное) Два прилагательных Три глагола Предложение (цитата) Вывод (эмоциональное отношение к теме)
Сирота Живая , чувствительная Думает, переживает, ищет Играет в игру «Найди радость» «Бедный ангелочек!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приёмы смыслового чтения
Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности...
Методические рекомендации по обучению приёмам смыслового чтения на занятиях внеурочной деятельности " Час чтения"в 7 классе (по рассказу В.А. Костюнина "Рукавичка")
Цель занятия -развитие интереса к чтению литературы, обучение навыкам анализа художественного текста;- воспитание в детях доброго отношения к людям.Воспитательные цели: воспитание доброты, человечност...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Стратегии и приёмы смыслового чтения"
Стратегии смыслового чтения и работы с текстом универсальны. Их можно использовать на любом уроке урочной и внеурочной деятельности....
Статья "Приёмы смыслового чтения на уроках физики"
В тексте показаны приёмы, использующиеся в школе №348...
Урок русского языка в 8 классе.Развитие речи.Использование приёмов смыслового чтения при работе с художественным текстом как форма подготовки к итоговому собеседованию.
Смысловое чтение является важной составляющей функциональной грамотности учащихся.Данный урок( подробный фрагмент его) может быть использован при подготовке к итоговому собеседованию для отработ...
Фрагмент планирования урока по химии «Водород. Свойства водорода. Применение водорода» (8 класс) с использованием приёмов смыслового чтения.
Фрагмент планирования урока по химии «Водород. Свойства водорода. Применение водорода» (8 класс) с использованием приёмов смыслового чтения....
Методическая разработка мастер-класса на тему: «Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания посредством технологии развития критического мышления».
Использование различных форм и методов работы с текстами на уроках истории и обществознания позволяет выделить ряд проблем, с которыми каждый педагог встречается при организации образовательной деятел...