Фигыльләрнең ясалышы
статья
Предварительный просмотр:
Фигыльләрнең ясалышы
ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ
(Фигыльләрнең ясалышы)
Простые производные глаголы образуются от имен существительных, прилагательных, числительных, наречий и междометий путем присоединения к ним словообразовательных аффиксов:
-ла/-лә. Глаголы, образованные от имен посредством аффикса -ла/-лэ, обозначают:
действие, производимое предметом, обозначенным корневой основой имени. Например: кадак — гвоздь, кадак-ла — прибей (прибивать), үтүк — утюг, үтүк-лә— утюжь (отутюжь) ; действия, производные от материала: май — масло, майла— намасли, тоз — соль, тоз-ла — соли (посоли);
действие, обладающее качествами, указанными корневой основой имени прилагательного: сирәк — редкий, сирәк-лә — разреди, түгәрәк — круглый, түгрәк-лә — округли; «внутренний» объект действия: эш — работа, эш-лә — работай, җыр — песня, җыр-ла — пой;действие, указывающее на время или место совершения действия: кыш — зима, кыш-ла — перезимуй;
-лан/-лән. Посредством аффикса -лан/-лән от имен существительных, прилагательных и наречий образуются производные глаголы со значением средневозвратного залога: рух — дух, настроение, рух-лан — воодушевляйся, ялкау — ленивый, ялкау-лан (ма) —( не) ленись, әрсез — невзыскательный, әрсез-лән— становись (будь) неприхотливым;
-лаш/-ләш. Глаголы, образованные этим аффиксом, указывают на переход из одного состояния в другое: якын — близкий, якынлаш — приближайся, бер — один, бер-лэш — объединяйся;
-а/-ә. Этот аффикс используется в небольшом числе глаголов, образованных от имен существительных и прилагательных: сан — число, сан-а — считай, яшь — молодой,яш-ә — живи;
-ар, әр, -р. Эти аффиксы образуют глаголы от прилагательных, обозначающих в основном цвет: ак — белый, агар — побелей, күк — синий, күг-әр — посиней;
-ай/-әй. Этот аффикс образует глаголы от прилагательных и наречий: зур — большой, зур-ай — становись большим, аз-ай — уменьшайся, киң — широкий, киң-әй — расширяйся.
Составные глаголы образуются от сочетаний: имени существительного со вспомогатель -ными глаголами ит-ү, кыл-ү: иҗат итү — творить, созидать; мөрәҗәгать итү —обратить- ся.обращаться; карар кылу — решать, принять решение;
имени существительного с глаголом: баш күтәрү — восстать, бунтовать; чәчәк ату—цвести, расцвести;
имени существительного в направительном или исходном падеже со вспомогательным глаголом: цскә төшү — вспомниться, вспоминаться; башка чыгу — отделиться, отделяться;
двух глаголов, первый из которых употребляется в форме деепричастия на -п, -ып, -еп или на -э, -а, второй глагол спрягается: алып бирү — подать, йөгереп килде — прибежал, яхшыра бару — улучшаться.
Наиболее употребительные вспомогательные глаголы, в татарском языке:
Вспомогательный глагол ит-ү—делать, совершать употребляется при именах и образует от,них составные глаголы: хөрмәт итү — уважать, тәкъдим итү — предлагать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Затланышлы фигыльләр.
Ә.З.Рәхимовның иҗади үстерелешле технологиясе буенча рус урта гомум белем мәктәбенең 7нче сыйныфы татар төркеме өчен дәрес эшкәртмәләре. ...
Затланышсыз фигыльләр.
Дәрес эшкәртмәсе....
Затланышсыз фигыльләр
Презентация к уроку "Затланышсыз фигыльләр"...
Затланышлы фигыльләр.Тест.
"Затланышлы фигыльләр" темасы буенча тест. 6 класс....
Затланышлы фигыльләр.
"Затланышлы фигыльләр" темасына дәрес планы....
6нчы сыйныфта татар теле. “ Мөстәкыйль фигыльләрнең ярдәмче фигыльләр ролендә йөрүе.”
Татар мәктәпләрендә кайбер мөстәкыйль фигыльләр җөмлә эчендә ярдәмче фигыль урынына килә. Дәрестә мисаллар ярдәмендә һәм Сингапур алымын кулланып үткәрү теманы аңларга ярдәм тә. Укучыларга шәхси...
Фигыльләрнең ясалышы ягыннан төрләре
Укучыларга фигыльләрнең төзелеше һәм ясалышы турында мәгълүмат бирү; фигыль төркемчәләре буенча беренчел белемнәрен ныгыту; балалар шагыйре Ш.Галиев иҗат...