Рабочие программы по родному русскому языку.
календарно-тематическое планирование (11 класс)
Рабочие программы по родному русскому языку для 7, 9 классов рассчитаны на 17 часов по программе О.М.Александровой, для 11 класса на 34 часа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Обь-Юганская средняя общеобразовательная школа»
посёлка Юганская Обь Нефтеюганского района
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Тюменской области
Рассмотрено на заседании Методического совета Протокол № 4 от « 27 » августа 2021 г. | Согласовано заместитель директора по УВР: ______________ (Атаманюк Л.А.) « 27» августа 2021 г. | Утверждаю от «27»августа_2021 г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Русский родной язык»
7 класс
(Всего часов 17/0,5 часа в неделю)
2021-2022 учебный год
Разработана:
Ревиной И.В..,
учителем русского языка и
литературы , первая КК
п. Юганская Обь, 2021 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 7 класса составлена в соответствии с
- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 31.12.2015 № 1577);
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
- Приказом Минпросвещения России от 31. 05. 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- Рабочая программа разработана на основе Примерной рабочей программой по учебному
предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования
Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский родной язык. 7 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О,М. Александрова и др.]. М.: Просвещение, 2019
Объем программы.
Программа рассчитана на 17 часов (34 учебных недели по 0,5 часов)
Срок реализации программы 2021- 2022 учебный год.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету
«Русский родной язык»
Предметные результаты
- совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
- использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
- расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
- формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
- формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Личностные результаты:
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- осознание российской гражданской идентичности;
- готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
- ценность самостоятельности и инициативы;
- наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
- сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
- в части: Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
- уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
- многоконфессиональном обществе;
- представление о способах противодействия коррупции;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
- готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
- Патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
- Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
- Эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства.
- Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни;
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
- Трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
- готовность адаптироваться в профессиональной среде;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
- Экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
- Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
1) самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
- регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Познавательные УУД:
1) базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные УУД:
1) общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Познавательные
Выпускник научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- давать определение понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
- обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объѐмом к понятию с большим объѐмом;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения,выявляемые в ходе исследования;
- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
- работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
- основам рефлексивного чтения;
- ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
- организовывать исследование с целью проверки гипотез;
- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
воспитательный потенциал каждого урока:
· устанавливать доверительные отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, активизации их познавательной деятельности;
· побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);
· привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организовывать работу детей с социально значимой информацией – обсуждать, высказывать мнение;
· использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
· применять на уроке интерактивные формы работы: интеллектуальные игры, дидактический театр, дискуссии, работы в парах и др.;
· организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками;
· инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность школьников.
Содержание учебного предмета
7 класс.
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм(махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать).
Речевой этикет
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. Текст как единица языка и речи
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приѐмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Кол-во К/Р | Формы организации учебной деятельности, проектная деятельность | Виды деятельности учащихся |
1 | Язык и культура | 5 | - | Фронтальная, Индивидуальная Групповая Парная Кооперативно-групповая Дифференцированная Дифференцированно-групповая Индивидуально-групповая Проекты | Устный ответ, письменный ответ, выполнение упражнений, проектов, Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала.. Анализ таблиц, схем. Объяснение наблюдаемых явлений. Анализ проблемных ситуаций. |
2 | Культура речи | 7 |
| Фронтальная, Индивидуальная Групповая Парная Кооперативно-групповая Дифференцированная Дифференцированно-групповая Индивидуально-групповая Проект | Устный ответ, письменный ответ, выполнение упражнений, проектов, Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала.. Анализ таблиц, схем. Объяснение наблюдаемых явлений. Анализ проблемных ситуаций. |
3 | Речь. Речевая деятельность | 5 | 1 | Фронтальная, Индивидуальная Групповая Парная Кооперативно-групповая Дифференцированная Дифференцированно-групповая Индивидуально-групповая
| Устный ответ, письменный ответ, выполнение упражнений, проектов, Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала.. Анализ таблиц, схем. Объяснение наблюдаемых явлений. Анализ проблемных ситуаций. |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата план | Дата факт | Тема урока | Кол-во часов | Контроль | Примечания |
Раздел 1. Язык и культура (5 ч) | ||||||
1 | Русский язык как развивающееся явление | 1 | Ответы на вопросы | |||
2 | Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы. | 1 | Работа с текстом | |||
3 | Архаизмы в составе устаревших слов русского языка | 1 | Заполнение таблицы | |||
4 | Употребление устаревшей лексики в новом контексте | 1 | Анализ текстов | |||
5 | Употребления иноязычных слов проблема культуры речи | 1 | Анализ текстов | |||
Раздел 2. Культура речи (7 ч) | ||||||
6 | Нормы ударений в полных причастиях, деепричастиях, наречиях . | 1 | Практическая работа пот орфоэпии | |||
7 | Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами | 1 | Выполнение упражнений | |||
8 | Трудные случаи употребления паронимов | 1 | Составление словосочетаний, выполнение упражнений | |||
9 | Особенности употребления паронимов в речи | 1 | Анализ предложений | |||
10 | Типичные грамматические ошибки | 1 | Практическое выполнение упражнений | |||
11 | Литературный и разговорный вариант грамматических норм | 1 | Анализ теста | |||
12 | Нормы русского речевого этикета Невербальный (несловесный) этикет общения | 1 | Тест | |||
Раздел 3. Речь. Текст.(5 ч) | ||||||
13 | Традиции русского речевого общения. | 1 | Беседа | |||
14 | Текст и его признаки. Разговорная речь. Спор и дискуссия. | 1 | Анализ текста | |||
15 | Публицистический стиль. Путевые записки. | 1 | Анализ текста | |||
16 | Язык художественной литературы. Притча | 1 | Анализ текста | |||
17 | Промежуточная аттестация Контрольная тестовая работа | 1 | Тест |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Обь-Юганская средняя общеобразовательная школа»
посёлка Юганская Обь Нефтеюганского района
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Тюменской области
Рассмотрено на заседании Методического совета Протокол № 4 от « 27 » августа 2021 г. | Согласовано заместитель директора по УВР: ______________ (Атаманюк Л.А.) «27 » августа 2021 г. | Утверждаю от « 27 »августа_2021 г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Русский родной язык»
9 класс
(Всего 17 часов/0,5 часа в неделю)
2021-2022 учебный год
Разработана:
Ревиной И.В..,
учителем русского языка и
литературы , первая КК
п. Юганская Обь, 2021 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 9 класса составлена в соответствии с
-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями); - Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
-Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО»;
- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 31.12.2015 № 1577);
- Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Минпросвещения России от 31. 05. 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
-Основной образовательной программой НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ» основного общего образования и изменения к ним;
- Положением о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ»;
-Положением о рабочей программе по учебному предмету НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ»;
- Календарным учебным графиком и учебным планом НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ».
- Рабочая программа разработана на основе Примерной рабочей программой по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования
Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский родной язык. 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О,М. Александрова и др.]. М.: Просвещение, 2019
Объем программы.
Программа рассчитана на 17 часов (34 учебных недели по 0,5 часов)
Срок реализации программы 2021- 2022 учебный год.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету
«Русский родной язык»
Предметные результаты
- совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
- использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
- расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
- формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
- формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Регулятивные
- Выпускник научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- построению жизненных планов во временной перспективе;
- при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей;
- основам саморегуляции эмоциональных состояний;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
- адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
Коммуникативные
Выпускник научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- основам коммуникативной рефлексии;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи;
- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнѐра;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнѐрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
- в совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и позволять еѐ участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные
Выпускник научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- давать определение понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
- обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объѐмом к понятию с большим объѐмом;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения,выявляемые в ходе исследования;
- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
- работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
- основам рефлексивного чтения;
- ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
- организовывать исследование с целью проверки гипотез;
- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Личностные результаты
В рамках когнитивного компонента у выпускника сформируется:
- образ социально-политического устройства — представление о государственной организации
России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех еѐ проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа
жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали.
В рамках ценностного и эмоционального компонента
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
- уважение к личности и еѐ достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента
- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
- готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
- готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
воспитательный потенциал каждого урока:
· устанавливать доверительные отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, активизации их познавательной деятельности;
· побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);
· привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организовывать работу детей с социально значимой информацией – обсуждать, высказывать мнение;
· использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
· применять на уроке интерактивные формы работы: интеллектуальные игры, дидактический театр, дискуссии, работы в парах и др.;
· организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками;
· инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность школьников.
Содержание учебного предмета
9 класс.
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормысовременного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приѐм.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлогапо с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов(но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернетпереписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Кол-во К/Р | Формы организации учебной деятельности, проектная деятельность | Виды деятельности учащихся |
1 | Язык и культура | 7 | - | Фронтальная, Индивидуальная Групповая Парная Кооперативно-групповая Дифференцированная Дифференцированно-групповая Индивидуально-групповая
| Устный ответ, письменный ответ, выполнение упражнений, проектов, Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала.. Анализ таблиц, схем. Объяснение наблюдаемых явлений. Анализ проблемных ситуаций. |
2 | Культура речи | 5 |
| Фронтальная, Индивидуальная Групповая Парная Кооперативно-групповая Дифференцированная Дифференцированно-групповая Индивидуально-групповая Проект | Устный ответ, письменный ответ, выполнение упражнений, проектов, Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала.. Анализ таблиц, схем. Объяснение наблюдаемых явлений. Анализ проблемных ситуаций. |
3 | Речь. Речевая деятельность | 5 | 1 | Фронтальная, Индивидуальная Групповая Парная Кооперативно-групповая Дифференцированная Дифференцированно-групповая Индивидуально-групповая Проект
| Устный ответ, письменный ответ, выполнение упражнений, проектов, Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала.. Анализ таблиц, схем. Объяснение наблюдаемых явлений. Анализ проблемных ситуаций. |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата план | Дата факт | Тема урока | Кол-во часов | Контроль | Примечания | |||||
Раздел 1. Язык и культура | |||||||||||
1 | Отражение в русском языке культуры и истории русского народа | 1 | Чтение и комментарий статьи | ||||||||
2 | Ключевые слова русской культуры | 1 | Выделение ключевых слов | ||||||||
3 | Крылатые слова и выражения в русском языке | 1 | Выписывают и объясняют крылатые слова и выражения | ||||||||
4 | Развитие русского языка как закономерный процесс. Основные тенденции развития современного русского языка. | 1 | Чтение и комментарий статьи | ||||||||
5 | Новые иноязычные заимствования в современном русском языке | 1 | Анализ текстов | ||||||||
6 | Словообразовательные неологизмы в современном русском языке Переосмысление значений слов в современном русском | 1 | Работа с текстом | ||||||||
7 | Стилистическая переоценка слов в современном русском литературном | 1 | Работа с тестом | ||||||||
Раздел 2. Культура речи | |||||||||||
8 | Активные процессы в области произношения и ударения | 1 | Работа с орфоэпическими словарями | ||||||||
9 | Трудные случаи лексической сочетаемости | 1 | Составляют таблицы «Грамматические ошибки» (грамматической нормы). Работа с деформированными текстами (нахождение и исправление грамматических ошибок | ||||||||
10 | Типичные ошибки в управлении, в построении простого осложнённого и сложного предложений. | 1 | Работа с деформированными текстами (нахождение и исправление грамматических ошибок | ||||||||
11 | Речевой этикет в деловом общении. | 1 | Представляют проекты по ранее выбранным темам. | ||||||||
12 | Правила сетевого этикета | 1 | Составление правил | ||||||||
Раздел 3. Речь. Текст. | |||||||||||
13 | Русский язык в Интернете. Виды преобразования текстов. | 1 | Подбор пословиц, характеризующих устное общение. Составляют правила общения. | ||||||||
14 | Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо. | 1 | Составление плана устного ответа на уроке, плана прочитанного текста. | ||||||||
15 | Научно-исследовательский подстиль. Доклад, сообщение. Публицистический стиль. Проблемный очерк. | 1 | Составление плана устного ответа на уроке, плана прочитанного текста. | ||||||||
16 | Язык художественной литературы. Прецедентные тексты. | 1 | Составление плана устного ответа на уроке, плана прочитанного текста. | ||||||||
17 | Промежуточная аттестация Контрольная тестовая работа | 1 | Тест | ||||||||
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Обь-Юганская средняя общеобразовательная школа»
посёлка Юганская Обь Нефтеюганского района
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Тюменской области
Рассмотрено на заседании Методического совета Протокол № 4 от « 27 » августа 2021 г. | Согласовано заместитель директора по УВР: ______________ (Атаманюк Л.А.) «27 » августа 2021 г. | Утверждаю от « 27 »августа_2021 г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Русский родной язык»
11 класс
(34 часа/1 час в неделю)
2021-2022 учебный год
Разработана:
Ревиной И.В..,
учителем русского языка и
литературы, первая КК
п. Юганская Обь, 2021 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 11 класса составлена в соответствии с
-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями); - Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
-Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в ФГОС СОО»;
-Основной образовательной программой НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ» среднего общего образования и изменения к ним;
- Положением о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ»;
-Положением о рабочей программе по учебному предмету НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ».
- Рабочая программа разработана на основе Примерной рабочей программой по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования
Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский родной язык. Алексанлрова О.М., Загоровская О.В.,Богданов С. И.,Вербицкая Л.А., Гостева Ю.Н.,Добротина И.Н., НарушевичА.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П - Москва, «Просвещение»,
Объем программы.
Программа рассчитана на 34 часа (34 учебных недели по 1 часу)
Срок реализации программы 2021- 2022 учебный год.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету
«Русский родной язык»
Личностные результаты
- Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, сформированность уважения государственных символов (герб, флаг, гимн);
- Сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;
- Обладание чувством собственного достоинства;
- Принятие традиционных национальных и общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
- Готовность к служению Отечеству, его защите;
- Сформированность осознанного выбора будущей профессии, в том числе с учетом потребностей региона, и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
- Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- Сформированность способности противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
- Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, наличие потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- Сформированность бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
- Сформированность сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- Сформированность нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- Сформированность ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- Сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений.
Метапредметные планируемые результаты
Регулятивные
- Самостоятельно определять цели деятельности, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
2. Ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
3. Выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
4. Самостоятельно составлять планы деятельности;
5. Использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
6. Выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
7. Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
8. Организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
9. Оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
10. Самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
11. Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
12. Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
13. Самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.
Познавательные
- Искать и находить обобщенные способы решения задач;
- Владеть навыками разрешения проблем;
- Осуществлять самостоятельный поиск методов решения практических задач, применять различные методы познания;
- Решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
- Использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
- Использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
- Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- Менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности;
- Проявлять способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности, в том числе учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- Самостоятельно применять приобретенные знания и способы действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей, в том числе в учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- Владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, а именно:
- ставить цели и/или формулировать гипотезу исследования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
- планировать работу;
- осуществлять отбор и интерпретацию необходимой информации;
- самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
- структурировать и аргументировать результаты исследования на основе собранных данных;
- использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
- использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы
- осуществлять презентацию результатов;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
- адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
- адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов;
12. восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
13. отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
14. находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
15. вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества
16. Осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задач
17. Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
18. Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
19. Осуществлять самостоятельную информационно-познавательную деятельность;
20. Владеть навыками получения необходимой информации из словарей разных типов;
21. Уметь ориентироваться в различных источниках информации;
22. Использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
23. Использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Коммуникативные
- Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- Учитывать позиции других участников деятельности;
- Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
- Спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- Координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- Распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений;
- Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
- Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Предметные результаты
Выпускник научится:
- использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
- использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
- выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
- правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
- сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;
- использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
- извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
- преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
- выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
- соблюдать культуру публичной речи;
- соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
- оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
- использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
- анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
- отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
- использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
- иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
- сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
- создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
- соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
- соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
- использовать основные нормативные словари и справочники
- для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
- оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
воспитательный потенциал каждого урока:
· устанавливать доверительные отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, активизации их познавательной деятельности;
· побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);
· привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организовывать работу детей с социально значимой информацией – обсуждать, высказывать мнение;
· использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
· применять на уроке интерактивные формы работы: интеллектуальные игры, дидактический театр, дискуссии, работы в парах и др.;
· организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками;
· инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность школьников.
Содержание учебного предмета
11 класс.
Раздел 1. Язык и культура (5 ч.)
Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной литературы как единство формы и содержания. Практическая работа с текстами русских писателей (на региональном материале ).
Раздел 2. Культура речи (18 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях (с включением регионального материала). Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка
Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Использование приема синтаксической синонимии в произведениях южноуральских писателей и поэтов.
Речевой этикет
Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении. Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация. Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты. Составление презентации и самопрезентации.
Текст как единица языка и речи
Признаки текста. Особенности композиции и конструктивные приемы текста.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Кол-во К/Р | Формы организации учебной деятельности, проектная деятельность | Виды деятельности учащихся |
1 | Язык и культура | 5 | -1 | Фронтальная, Индивидуальная Групповая Парная Кооперативно-групповая Дифференцированная Дифференцированно-групповая Индивидуально-групповая Проект «Известные ученые – лингвисты. Их вклад в развитие русского языка». | Устный ответ, письменный ответ, выполнение упражнений, проектов, Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала.. Анализ таблиц, схем. Объяснение наблюдаемых явлений. Анализ проблемных ситуаций. |
2 | Культура речи | 18 | 1 | Фронтальная, Индивидуальная Групповая Парная Кооперативно-групповая Дифференцированная Дифференцированно-групповая Индивидуально-групповая Проект | Устный ответ, письменный ответ, выполнение упражнений, проектов, Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала.. Анализ таблиц, схем. Объяснение наблюдаемых явлений. Анализ проблемных ситуаций. |
3 | Речевая деятельность. Текст | 9 |
| Фронтальная, Индивидуальная Групповая Парная Кооперативно-групповая Дифференцированная Дифференцированно-групповая Индивидуально-групповая Проект
| Устный ответ, письменный ответ, выполнение упражнений, проектов, Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала.. Анализ таблиц, схем. Объяснение наблюдаемых явлений. Анализ проблемных ситуаций. |
4 | Повторение | 2 | 1 | Фронтальная, Индивидуальная Групповая Парная Кооперативно-групповая Дифференцированная Дифференцированно-групповая Индивидуально-групповая Проект
| Устный ответ, письменный ответ, выполнение упражнений, проектов, Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала.. Анализ таблиц, схем. Объяснение наблюдаемых явлений. Анализ проблемных ситуаций. |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата план | Дата факт | Тема урока | Кол-во часов | Контроль | Примечание | |||||
Раздел 1. Язык и культура(5 ч) | |||||||||||
1 | Язык – основа истории и сущность духовной культуры народа. | 1 | |||||||||
2 | Язык и художественная литература. | 1 | |||||||||
3 | Язык современной художественной литературы. | 1 | Практическая работа | ||||||||
4 | Проверочная работа № 1 «Язык современной литературы» | 1 | |||||||||
5 | Проект. «Известные ученые – лингвисты. Их вклад в развитие русского языка». | 1 | Проект | ||||||||
Раздел 2. Культура речи (18 ч) | |||||||||||
6 | Традиционный принцип русской орфографии | 1 | Орфографический и пунктуационный практикум | ||||||||
7 | Орфоэпические и лексические нормы русского языка. | 1 | Орфографический и пунктуационный практикум | ||||||||
8 | Морфологические нормы русского языка. | 1 | Орфографический и пунктуационный практикум | ||||||||
9 | Выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. | 1 | |||||||||
10 | Синтаксические нормы русского языка. | 1 | |||||||||
11 | Проверочная работа № 2 «Нормы современного русского языка» | 1 | Проверочная работа | ||||||||
12 | Источники богатства и выразительности русской речи. | 1 | Орфографический и пунктуационный практикум | ||||||||
13 | Синтаксическая синонимия. | 1 | |||||||||
14 | Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. | 1 | Практикум | ||||||||
15 | Изобразительно-выразительные возможности синтаксических конструкций | 1 | Практикум | ||||||||
16 | Средства речевой выразительности в текстах различных типов речи. | 1 | Практикум | ||||||||
17 | Словари русского языка | 1 | |||||||||
18 | Практикум «Словари языка писателей». | 1 | Практикум | ||||||||
19 | Влияние социальных сетей на язык. | 1 | |||||||||
20 | Слоганы современной рекламы с точки зрения культуры речи. | 1 | |||||||||
21 | Сочинение « Телевидение и культура речи. Единство или противоречия?» | 1 | Сочинение | ||||||||
22 | Протокол делового общения. | 1 | |||||||||
23 | Телефонный этикет в деловом общении. | Работа с текстом | |||||||||
Раздел 3. Речевая деятельность. Текст. (9 ч.) | |||||||||||
24 | Текст как единица языка и речи. | 1 | Работа с текстом | ||||||||
25 | Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. | 1 | Работа с текстом | ||||||||
26 | Прямые и косвенные доказательства. | 1 | Работа с текстом | ||||||||
27 | Язык художественной литературы. Прецедентные тексты. | 1 | Работа с текстом | ||||||||
28 | Диалогичность в художественном произведении. | 1 | Работа с текстом | ||||||||
29 30 | Прецедентные тексты. | 1 | Работа с текстом | ||||||||
31 32 | Контактное и дистантное общение. | 1 | Работа с текстом | ||||||||
Повторение (2 ч) | |||||||||||
33 | Повторение изученного материала. | 1 | Анализ текстов | ||||||||
34 | Промежуточная аттестация Контрольная тестовая работа | 1 | Тест | ||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному русскому языку 11 класс
Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Углубленное изучение русского ...
Рабочая программа по родному русскому языку(8 класс)
Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Уг...
Рабочая программа по родному (русскому )языку
Нестандартный урок по русскому языку в 6 классе по теме " Употребление местоимения в речи", Ток - шоу " Слова - загадки",Брейн - ринг Сказки", брейн - ринг" Выучи русский...
Рабочая программа по родному (русскому) языку в 7 классе
В рабочей программе представлено календарно-тематическое планирование уроков родного (русского) языка в 7 классе....
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе. 7 класс.
Программа по учебному предмету «Родной русский язык и родная русская литература» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства сло...
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе 5-9 кл.
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе 5-9 кл. ФГОС...
Рабочая программа по родному (русскому) языку предметная область «Русский язык и литература» для 5-9 класса (ФГОС ООО)
Рабочая программа по родному (русскому) языку 5- 9 класс...