Рабочая программа по внеурочной деятельности "Риторика" для 8-9 классов
рабочая программа (8 класс)
Что же такое риторика? Наука или искусство? Как научить восьмиклассников овладеть искусством убеждения? Составленная программа "Риторика" предназначена для учащихся 8-ых классов с психолого- педагогической направленностью. Ориентирована на 2 часа в неделю. Итого, за год 68 часов
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritorika_8a.docx | 45.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Бугровская средняя общеобразовательная школа №2»
Всеволожского района Ленинградской области
Принято Педагогическим советом МОБУ «Бугровская СОШ №2» Протокол № _____ от «____» ___________ 2021 г . | Утверждаю Директор МОБУ «Бугровская СОШ №2» _________________ А.А. Панкрева Приказ № ______ от «____» _______________ 2021 г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Риторика
для 8 «А» класса
Составитель: Сопот Оксана Николаевна
Учитель
Высшей квалификационная категория
(квалификационная категория при наличии)
Срок реализации рабочей программы: 2021 – 2022 учебный год
Ленинградская область
2021
Пояснительная записка
Содержание курса предполагает знакомство школьников с основами ораторского искусства, предполагает знакомство школьников с основами ораторского искусства, обучение их умению говорить по существу, аргументированно и убежденно излагать свои мысли, спорить, дискутировать, вести диалог с различными категориями собеседников на различные темы.
Курс составлен для учащихся 8 социально-педагогического класса в рамках внеурочной деятельности
На изучение курса внеурочной деятельности «Риторика » в 8 классе отводится 64 часа.
Основные цели курса:
- Способствовать формированию навыков и умений рационального речевого поведения, обучать ораторскому искусству, искусству воздействия на собеседника-единомышленника и оппонента.
- Формирование и развитие языковой личности, которая способна словесно воплотить мысль.
- Научить готовить и произносить убедительные речи на доступные учащимся темы с учетом интересов аудитории, участвовать в дискуссиях, отстаивая свою точку зрения.
Задачами курса являются
- Дать учащимся наиболее общее представление о сущности риторики; познакомить с этикой и культурой делового общения; показать возможности слова-действия.
- Заложить основы знаний построения публичного высказывания, произнесения речи.
- Выработать умения и навыки ораторского мастерства (владение речью и ее техникой, влияния на аудиторию и т.п.)
- Научить анализировать и создавать собственную публичную речь с точки зрения ее целесообразности и эффективности.
- Сформировать навыки культуры спора, дискуссии, полемики.
- Развивать интерес к родному языку, литературе и культуре.
- Сформировать потребность постоянного совершенствования своей речевой деятельности.
- Воспитать морально-волевые качества личности (внимание, память, уверенность в себе, настойчивость, общительность, толерантность).
- Расширить кругозор учащихся.
ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП: обучение через действие и игру, понимание через познавание.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
2. Сформированность ответственного отношения к учению.
3. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения).
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного.
- Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- критически оценивать содержание и форму текста.
9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
10. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.
Предметные результаты:
- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
- использовать знание алфавита при поиске информации;
- различать значимые и незначимые единицы языка;
- проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
- опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
- проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
- проводить лексический анализ слова;
- опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов;
- опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
- проводить морфологический анализ слова;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
- опознавать основные единицы синтаксиса;
- опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
- проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
- опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
- использовать орфографические словари.
восьмиклассник научится:
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать различные выразительные средства языка;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
- использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Код | Универсальные учебные действия (УУД) |
1 | Регулятивные УУД |
1.1 | Определять цели и формулировать задачи |
1.2 | Планировать действия в соответствии с поставленной задачей (свои и группы), выбирая наиболее эффективные способы и пути достижения цели. |
1.3 | Понимать границы своего знания и формировать запрос на недостающую информацию |
1.4 | Вносить коррективы в планирование и способы действия в соответствии с изменяющейся ситуацией |
1.5 | Оценивать результаты деятельности на основе анализа имевшихся возможностей и условий реализации |
2 | Коммуникативные УУД |
2.1 | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
2.2 | Строить монологическое высказывание |
2.3 | Владеть диалогической формой коммуникацией |
2.4 | Аргументировать свою точку зрения, слушать и понимать собеседника |
2.5 | Координировать позиции в сотрудничестве с учетом различных мнений, уметь разрешать противоречия |
3 | Познавательные УУД |
3.1 | Давать определение понятиям, подводить под понятие |
3.2 | Обобщать, интегрировать информацию из различных источников и делать простейшие прогнозы |
3.3 | Выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнения |
3.4 | Устанавливать причинно-следственные связи и давать соответствующие объяснения |
3.5 | Устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы |
Содержание курса:
1. Культура и этика общения.
Общение и его слагаемые. Субъект, объект, язык, предмет. Виды общения (контактное, дискантное; деловое, неофициальное и т.п.)
Условия эффективного общения. Обоюдное желание, удачный выбор темы интересной для собеседников, умение найти общий язык, понятный собеседнику.
Деловое общение: регламентированность, деловой этикет, речевой этикет; виды и условия эффективного слушания.
Структура деловой беседы. Начало беседы, изложение позиции и ее обоснование; выяснение позиции собеседника; совместный анализ проблемы; принятие решений.
Типичные ошибки: авторитарность; не учитывают мотивы поведения собеседника; не проявляют интереса к проблеме; не слушают собеседника; перебивают говорящих; говорят, не будучи уверенными, что их слушают; говорят долго; не используют всего банка идей.
Телефонный разговор – один из видов делового общения.
Невербальные средства общения. Мимика. Жестикуляция (виды жестов, национальные жесты). Поза.
Выработка практических умений и навыков. Формирование тактичного, делового, доброжелательного индивидуального и коллективного стиля общения, навыки и умения рационального речевого поведения, коммуникативной компетентности личности, развитие морально-волевых качеств личности (внимания, памяти, уверенности в себе, настойчивости, общительности, толерантности), умение вести содержательный разговор.
Выработка практических умений и навыков. Тест «Коммуникативная культура личности». Беседа «Общение и его слагаемые». Сообщение учителя по теме. Сообщение учащегося по книге Д.Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Ролевые игры «Приветствие», «Просьба», «Выход из контакта», «Этика взаимоотношений», «Передача эмоций» (разыгрывание ситуаций, где отсутствует один из компонентов общения, умение найти выход из такой ситуации). Тренинг «Кавалер», «Комплимент». Сообщение учащегося «Типы собеседников». Практикум. Составление таблицы «Как надо и не надо слушать». Деловая игра «Как мы слушаем?». Тест «Культура телефонного общения». Деловая игра «Разговор по телефону». Сообщение учащегося по книге А. Пиза «Язык телодвижений». Практикум «Что это означает?» (умение определять готовность к общению по жестам). Вопросы, задания и упражнения для самостоятельной работы.
2. Основы ораторского искусства.
Риторика как наука об убеждениях, о формах и методах речевого воздействия на аудиторию. Искусство красноречия в Древней Греции, Древнем Риме, России.
Риторические умения и навыки. Речевой аппарат, дыхание и его тренировка, голос, дикция и процесс их воспитания, интонация, паузация (тон, интенсивность звучания, темп, тембр, 7 интонационных конструкций, назначение интонации и пауз).
Индивидуальные особенности оратора.
Чувство неуверенности и страха перед выступлением.
Выработка практических умений и навыков. Подготовка школьников к психологическому контакту с аудиторией – преодоление страха, неуверенности, выработка умения свободно, раскованно держаться перед аудиторией, безошибочно реагировать на ее поведение; совершенствование речевого аппарата, дыхания, голоса, интонации; овладение техникой речи.
Примерные виды деятельности учителя и учащихся.
Доклады, сообщения учащихся об известных ораторах Древней Греции, Древнего Рима. Доклады, сообщения учащихся из истории русской школы риторики и ее мастерах. Упражнения для дыхания, дикции, голоса, интонации. Тренинг («Литературный пересказ», «Придумай рассказ», «Дополни пословицу», «Угадай пословицу»). Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме.
3. Звучащая речь и её особенности.
Композиция речи. План – основа композиции: предварительный план, рабочий план, основной план, простой и сложный план.
Составные части композиции. Вступление. Основная часть и методы изложения материала. Заключение. Типы композиционного построения речи: дедуктивное и индуктивное рассуждение, движение от проблемы к ее решению, опора на причинно-следственные связи, изложение от простого к сложному, от знакомого к незнакомому.
Недостатки композиции и пути их преодоления.
Анализ и оценка выступления.
Выработка практических умений и навыков. Овладение учащимися навыками построения устной речи; произнесение речи по подготовленному заранее плану-конспекту, сочетание естественности и живости спонтанной речи; развитие умения оценивать, анализировать и создавать собственную публичную речь с точки зрения ее целесообразности и эффективности; умение находить и отбирать знания, материал для реализации частных тем; наблюдений и интеграции; выработка навыка структурирования замысла с учетом различных целевых установок и интерпретации информации в различных жанрах; овладение техникой построения речи.
Примерные виды деятельности учителя и учащихся. Беседа и сообщения учащихся по теме занятия. Беседа по теме занятия. Тренинг («Придумай рассказ», «Литературный пересказ»). Ролевые игры («Информация»). Вопросы и задания для самостоятельной работы.
4. Логические основы красноречия. Искусство быть убедительным.
Логическая связь фактов, мыслей, положений публичного выступления, его подчиненность доказательству главной идеи и реализации цели убедить слушателей.
Требования диалектической логики, предъявляемые к публичному выступлению: всесторонне знание предмета, рассмотрение его в развитии, проверка утверждений практикой, конкретность истины.
Основные формально-логические законы: закон тождества, закон противоречия/непротиворечия, закон исключения третьего, закон достаточного основания.
Логические ошибки: потеря тезиса, подмена тезиса, антиномия, софизм.
Доказательства (демонстрации): их структура и виды. Структура доказательств. Виды доказательств. Способы доказательств (прямое и обратное). Доказывание и убеждение.
Требования, предъявляемые к аргументам: истинность, доказательность. Приемы аргументации (факты, цифры, статистические данные, ссылки на авторитеты).
Фактический материал и средства наглядности: правила цитирования; средства наглядности (визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, графические)
Выработка практических умений и навыков. Умение пользоваться логическими приемами, законами, умозаключениями; умение применять различные виды и способы доказательств, соблюдая требования, предъявляемые к фактическому материалу и средствам наглядности;
умение сознательно структурировать собственную мысль, опираясь на общие законы и правила монологической речи; понимать способы выражения замысла оратора в адекватной языковой форме с учетом поставленных целей; овладение основными ресурсами аргументации.
Примерные виды деятельности учителя и учащихся. Беседа и сообщения учащихся по теме занятия. Ролевые игры. («Прорыв», «Метафора», «Точка зрения»). Тренинг. («Буриме», «Гайд-парк», «Психотренинг»). Практикум. Составление памятки «Правила цитирования». Вопросы, упражнения и задания для самостоятельной работы.
5. Владение аудиторией и способы влияния на нее.
Контакт с аудиторией. Способы установления контакта со слушателями: начальная пауза, «ораторская лихорадка», жесты и мимика, техника речи. Педагогические приемы, используемые при выступлении: прием новизны, учет интересов слушателей, создание проблемной ситуации, прием соучастия и сопереживания.
Учет особенностей аудитории и психологии слушателей. (Возраст, род занятий, интересы и т.п.)
Форма преподнесения материала.
Поведение оратора (жесты, мимика). Типы ораторов.
Выработка практических умений и навыков. Умения и навыки ораторского мастерства (владение способами установления контакта с аудиторией, влияния на слушателей, и т.п.); освоение основных способов эмоционального воздействия на аудиторию; умение произносить свои сочинения, опираясь на знание аудитории; умение прогнозировать и устанавливать связи полученного и ожидаемыми результатами;
Примерные виды деятельности учителя и учащихся. Беседы и выступления учащихся. Сообщения учащихся по книге А. Пиза «Язык телодвижений», по книгам Д.Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично», В.Шапарь «Мастерство общения в любой ситуации». Ролевые игры («Убеждение», «Побуждение», «Горячий стул», «Всеобщее внимание».) Тренинг («Опоздавший», «Психотренинг», «Гайд-парк»). Вопросы, упражнения и задания по теме.
6. Основы полемического мастерства.
Спор. Классификация: цель, социальная значимость проблемы, количество участников и слушателей, форма проведения, организованные и неорганизованные споры; предмет (предмет отсутствует, умение выделить и не потерять предмет спора; культура спора (определенность позиций, употребление понятий). Из истории искусства спора.
Полемика. Поведение полемистов (не оспаривай глупца, наличие свидетелей, индивидуальные особенности участников). Уважительное отношение к оппонентам. Выдержка и самообладание.
Доводы в споре и полемические приемы. Доводы и их особенности (сильные и слабые; адресат; воздействие на чувства слушателей). Полемические приемы (опровержение ложного тезиса фактам; критика доводов оппонента; опровержение демонстрации; юмор, ирония, сарказм; «сведение к абсурду»; прием бумеранга; атака вопросами; «довод к человеку»).
Вопросы и ответы. Классификация вопросов (уточняющие и восполняющие, простые и сложные, корректные и некорректные, благожелательные и неблагожелательные, острые). Виды ответов (краткие и развернутые).
Выработка практических умений и навыков. Сформировать знания, умения и навыки культуры спора, дискуссии и полемики, формирование культуры несогласия в процессе проведения споров, диспутов, полемик, спонтанных и подготовленных дискуссий; умение пользоваться в речи элементами адресации, авторизации и этикетными речевыми формулами; умение корректно вести спор, дискуссию, полемику.
Примерные виды деятельности учителя и учащихся. Беседы и выступления учащихся. Доклады и сообщения учащихся из истории искусства спора и полемики. Практикум. Составление
«Памятки полемиста», «Словаря полемиста», «Памятки «Как вести дискуссию»». Ролевые игры. («Принятие решений», «Вопросы», «Политбой»). Тренинг («Считалка», «Диспут», «Импровизация», «Критики», «Диалог»). Вопросы, задания для самостоятельной работы и упражнения по теме.
7. Двойственные приемы в споре.
Двойственные и некорректные приемы и уловки в споре.
Двойственные приемы («ошибка многих вопросов», «ответ вопросом на вопрос», «ответ в кредит», «оттянуть возражение»). Психологические приемы («ставка на ложный стыд»; «подмазывание аргумента»; ссылка на возраст, образование, положение; перевод разговора на другую тему («увести разговор в сторону»); «противоречие между словом и делом»).
Некорректные приемы («перевод вопроса на точку зрения пользы или вреда», «»смещение времени действия»; самоуверенный тон; «чтение в сердцах», обсуждение, «обструкция»).
Нечестные приемы («софизм», «подмена тезиса», «фигура умолчания»; «использование ложных или недоказанных аргументов», «аксиоматическое доказательство»; «наклеивание ярлыков»; «огульное несогласие»; «высокомерный ответ»; «игра на самолюбии»).
Умение нейтрализовать двойственные приемы: опровержение ложного тезиса фактами; «бить врага его оружием»; «сведение к абсурду»; «довод к человеку»; «возвратный удар»; «подхват реплики»; «апелляция к публике или чувству юмора».
Выработка практических умений и навыков. Выработать умения и навыки распознавать и нейтрализовать некорректные и двойственные приемы в споре, дискуссии и полемике.
Примерные виды деятельности учителя и учащихся. Тренинг («Гайд-парк», «Психотренинг». «Волшебный сон», «Ответы на вопросы»). Ролевая игра «Обвинители и защитники». Вопросы, упражнения и задания по теме.
8. Умение прослыть остроумным.
Остроумие, юмор, ирония, сарказм.
Способы создания юмористических ситуаций: глубокомысленная пауза; ложное противопоставление; ложное усиление; доведение до абсурда; остроумие нелепости; смешение стилей, или совмещение планов; псевдоглубокомыслие; намек; блатной стиль; ирония; сравнение по неявному признаку (сравнение по различию, а не по сходству); повторение как прием остроумия; перечисление разнородных предметов; парадокс и парадоксальная ситуация; эпиграмма, каламбур, двойное истолкование слов и выражений (т.е. использование многозначности и двусмысленности, обратная («перевернутая») метафора); «перевернутые» сравнения и ситуации с переменой мест; соединение двух несовместимых высказываний; неправомерный вывод и нарушение логической последовательности; бессмысленная детализация и др.
Выработка практических умений и навыков. Формирование знаний, навыков и умений коммуникативной компетентности личности, формирование и развитие языковой личности, которая способна словесно воплотить мысль, умения быть остроумным; понимать способы выражения замысла оратора в адекватной языковой форме с учетом поставленных целей.
Примерные виды деятельности учителя и учащихся. Сообщения учащихся «Что такое юмор, ирония, сатира, сарказм?». Беседа «Что вызывает улыбку и смех: взгляд в прошлое и настоящее?». Тренинг («Кавалер». «Комплимент», «Доверчивость», «Расскажи анекдот», «Я остроумный»). Ролевая игра «Шутка». Упражнения и задания по теме.
Календарно- темтическое планирование
№ п/п | Кол-во часов | Тема занятия | Дата | УУД |
1-2 | 2 | Культура и этика общения Общение и его слагаемые. Субъект, объект, язык, предмет | 1.3, 2.3, 3.1 | |
3-4 | 2 | Условия эффективного общения Виды общения | 1.3, 1.5, 2.2, 2.4, 3.5 | |
5-6 | 2 | Деловое общение: регламентированность, деловой этикет, речевой этикет; виды и условия эффективного слушания | 1.1, 1.3, 2.2, 3.5 | |
7-8 | 2 | Структура деловой беседы. Начало беседы, изложение позиции и ее обоснование | 1.3, 1.4, 2.3, 3.4 | |
9-10 | 2 | Типичные ошибки общения: авторитарность | 1.3, 1.5, 2.2, 2.4, 3.5 | |
11-12 | 2 | Телефонный разговор- один из видов общения | 1.1, 1.3, 2.2, 3.5 | |
13-14 | 2 | Невербальные средства бщения Мимика. Жесты.Поза | 2.2, 3.3, 1.5 | |
15-16 | 2 | Основы ораторского искусства Риторика как наука об убеждениях, о формах и методах речевого воздействия на аудиторию. | 1.1, 1.4, 2.2, 3.3, 3.5 | |
17-18 | 2 | Искусство красноречия в Древней Греции, Древнем Риме, России. | 1.1, 1.4, 2.2, 3.3, 3.5 | |
19-20 | 2 | Риторические умения и навыки Индивидуальные особенности оратора | 1.3, 2.3, 3.1 | |
21-22 | 2 | Риторические умения и навыки Формирование тактичного, делового, доброжелательного индивидуального и коллективного стиля общения | 1.1, 1.3, 2.2, 3.5 | |
23-24 | 2 | Тест «Коммуникативная культура личности». | 2.2, 3.3, 1.5 | |
25-26 | 2 | Звучащая речь и её особенности. Композиция речи. План – основа композиции: предварительный план, рабочий план, основной план, простой и сложный план. | 2 | 1.1, 1.3, 2.2, 3.5 |
27-28 | 2 | Типы композиционного построения речи: дедуктивное и индуктивное рассуждение, движение от проблемы к ее решению, опора на причинно-следственные связи | 2 | 1.1, 1.4, 2.2, 3.3, 3.5 |
29-30 | 2 | Недостатки композиции и пути их преодоления. Анализ и оценка выступления. | 2 | 1.5, 2.4, 2.5, 3.3,3.4 |
31-32 | 16 | Логические основы красноречия. Искусство быть убедительным. Логическая связь фактов, мыслей, положений публичного выступления, его подчиненность доказательству главной идеи и реализации цели убедить слушателей. | 2 | 1.1, 1.4, 2.2, 3.3, 3.5 |
33-34 | 2 | Основные формально-логические законы: закон тождества, закон противоречия/непротиворечия, закон исключения третьего, закон достаточного основания. | 2 | 1.3, 2.3, 3.1, 3.5 |
35-36 | 2 | Логические ошибки: потеря тезиса, подмена тезиса, антиномия, софизм. | 2 | 1.1, 1.3, 2.2, 3.5 |
37-38 | 2 | Способы доказательств (прямое и обратное). Доказывание и убеждение. | 2 | 2.2, 3.3, 1.5 |
39-40 | 2 | Требования, предъявляемые к аргументам: истинность, доказательность. Приемы аргументации (факты, цифры, статистические данные, ссылки на авторитеты). | 2 | 1.1, 1.4, 2.2, 3.3, 3.5 |
41-42 | 2 | Фактический материал и средства наглядности: правила цитирования; средства наглядности (визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, графические) | 2 | 1.1, 1.3, 2.2, 3.5 |
43-44 | 2 | Владение аудиторией и способы влияния на нее. Контакт с аудиторией. Способы установления контакта со слушателями: начальная пауза, «ораторская лихорадка», жесты и мимика, техника речи. | 1.1, 1.3, 2.2, 3.5 | |
45-46 | 2 | Педагогические приемы, используемые при выступлении: прием новизны, учет интересов слушателей, создание проблемной ситуации, прием соучастия и сопереживания. | 1.5, 2.2, 2.5, 3.4 | |
47-48 | 2 | Форма преподнесения материала. Поведение оратора (жесты, мимика). Типы ораторов. | 1.1, 1.4, 2.2, 3.3, 3.5 | |
49-50 | 2 | Основы полемического мастерства. Полемические приёмы | 2.2, 3.3, 1.5 | |
51-52 | 2 | Доводы в споре и полемические приемы. Доводы и их особенности (сильные и слабые; адресат; воздействие на чувства слушателей). Полемические приемы | 1.5, 2.4, 2.5, 3.3,3.4 | |
53-54 | 2 | Вопросы и ответы. Классификация вопросов (уточняющие и восполняющие, простые и сложные, корректные и некорректные, благожелательные и неблагожелательные, острые). Виды ответов (краткие и развернутые). | 1.5, 2.4, 2.5, 3.3,3.4 | |
55-56 | 2 | Двойственные приемы в споре. Двойственные и некорректные приемы и уловки в споре. | 1.1, 1.3, 2.2, 3.5 | |
57-58 | 2 | Психологические приемы («ставка на ложный стыд»; «подмазывание аргумента»; ссылка на возраст, образование) | 1.1, 1.4, 2.2, 3.3, 3.5 | |
59-60 | 2 | Некорректные приемы («перевод вопроса на точку зрения пользы или вреда», «»смещение времени действия»; самоуверенный тон; «чтение в сердцах», обсуждение, «обструкция»). | 1.1, 1.4, 2.2, 3.3, 3.5 | |
61-62 | 2 | Нечестные приемы («софизм», «подмена тезиса», «фигура умолчания»; «использование ложных или недоказанных аргументов») | 2.2, 3.3, 1.5 | |
63-64 | 2 | Умение прослыть остроумным. Остроумие, юмор, ирония, сарказм. | 1.3, 2.3, 3.1, 3.5 | |
65-66 | 2 | Способы создания юмористических ситуаций: глубокомысленная пауза; ложное противопоставление; ложное усиление; доведение до абсурда; остроумие нелепости | 1.1, 1.4, 1.5, 2.2, 2.3, 2.5, 3.5 | |
67-68 | 2 | Тренинг («Кавалер». «Комплимент», «Доверчивость», «Расскажи анекдот», «Я остроумный»). Ролевая игра «Шутка» | 1.1, 1.4, 1.5, 2.2, 2.3, 2.5, 3.5 | |
Итого: 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 2-3 классе «Английский с удовольствием»
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 2-3 классе «Английский с удовольствием»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительная физика". 5 класс
Кружок «Удивительная физика» предназначен для ознакомления учащихся 5 классов средней школы с широким кругом явлений физики, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по химии 7 класс
Рабочая программа пропедевтического курса 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7 класса общеобразовательных учреждений а...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по химии 7 класс
Рабочая программа пропедевтического курса 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7 класса общеобразовательных учреждений а...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по химии 7 класс
Рабочая программа пропедевтического курса 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7 класса общеобразовательных учреждений а...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Рост" для 2 класса
Программа составлена на основе программы Е.Г.Конновой «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество» допущена к использованию в образовательном процессе приказом Минобрнауки России №729 от 14.12.20...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности для учащихся 6 класса «Занимательная математика» (общеинтеллектуальное направление)
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Актуальность программы определена тем,...