КТП по предметам "Родной язык" и "Родная литература"
рабочая программа
КТП по предметам "Родной язык", "Родная литература"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_yazyk_programma.docx | 28.88 КБ |
rodnaya_literatura_programma.docx | 44.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной
программе основного общего образования
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа No5»,
принятой на заседании педагогического совета
протокол от 31.08.2018 г. No 1 ,
утверждённой приказом от 31.08.2018 г.No 227.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному (русскому) языку
5 класс
Учитель: Кривушина Юлия Леонидовна
2018г.
Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
Примерная программа (далее – программа) разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образованияк результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения русского родного языка, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии.
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому родному языку на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного предмета«Русский родной язык».
Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Русский родной язык».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык»
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формированиепознавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;воспитаниеуважительного отношения к культурам и языкам народов России;овладение культурой межнационального общения;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
- совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане
Программа по русскому языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 34 часа (1 час в неделю).
Планируемые результаты обучения
Рабочая программа базируется на системно-деятельностном, компетентностном, коммуникативном и культурологическом подходах обучения родному (русскому) языку. Основное содержание обучения родному (русскому) языку в образовательной организации направлено на формирование коммуникативной, лингвистической и социокультуной компетенций учащихся.
Освоение программы 5 класса предусматривает формирование у обучающихся следующих личностных результатов по родному (русскому) языку:
- уважительное отошение к родному языку как средству межличностного и межкультурного общения;
- оценивание жизненных ситуаций, исходя из общечеловеческих норм;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;
- доброжелательное отношение, уважение и толерантность к другому народу. Компетентность в межкультурном диалоге.
К метапредметным результатам обучения родному языку относятся:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- владение культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
- умение организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для этого эффективные приемы;
- умение оценивать качество работы. Опираясь на определенные критерии;
- умение анализировать и понимать причины неудач и удач в учебе;
- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- компетентность в области испозования ИКТ.
К предметным результатам обучения родному языку в 5 классе относятся:
- совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
- расширение и систематизация научных знаний о родном языке, осознавание взаимосвязи его уровней и единиц;
- формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета, приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний, стремление к речевому самосовершенствованию;
- формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Содержание тем учебного курса
Раздел1. Язык – отражение национальной культуры. «Язык есть дух народа».
Языковая картина мира. Национальное своеобразие языковой картины мира. Способы выражения национальной картины мира. Базовые аксиологические понятия русской национальной картины мира. Базовые национальные ценности:
- патриотизм – любовь к своей малой родине, своему народу, к России. Значение языка в историческом развитии страны. Языковые выражения народной мысли. Пословицы и поговорки. Фразеологические единицы.
- человечество – мир во всем мире. Многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Роль русского языка в международном сотрудничестве.
Раздел 2. Язык и кульутра.
- искусство и язык – эстетические возможности языковых единиц. Выразительное чтение. Единицы техники речи. Художественное чтение. Лучшие образцы художественного чтения.
Раздел 3. Экология языка.
- природа – экологическое сознание. Экология языка. Взаимосвязь экологии языка и сохранения базовых национальных ценностей.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Из них на развитие речи (часов) |
1 | Введение | 1 | - |
2 | Общие сведения о языке | 2 | - |
3 | Язык – форма и зеркало национальной культуры | 12 | 4 |
4 | Текст | 13 | 2 |
5 | Лексика и фразеология | 5 | 1 |
6 | Заключительное занятие | 1 | 1 |
ИТОГО: | 34 | 8 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов, тем | Количество часов | Дата | Формы контроля | |
план | факт | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Введение (1 час) | |||||
1 | Чему учит предмет «Родной (русский) язык»? | 1 | 07,09 | конспект | |
Общие сведения о языке (2 часа) | |||||
2-3 | Русский язык в семье родственных языков | 2 | 14,09 21,09 | Схема «Место русского языка среди языков мира» | |
Язык – форма и зеркало национальной культуры (8 часов + 4 часа Р/Р) | |||||
4 | Языковая картина мира | 1 | 28,09 | Выступление | |
5-6 | Национальное своеобразие понятий «языковая картина мира», «языковая личность», «русская языковая картина мира» | 2 | 05,10 12,10 | Устное монологическое или диалогическое высказывание («Словари русского языка») | |
7-9 | Отражение русской языковой картины мира в фольклоре. Пословицыю поговорки. Обряды | 3 | 19,10 26,10 09,11 | Таблица «Единицы языка», подготовка проекта «Русский язык в пословицах, поговорках, обрядах» | |
10-11 | Р/Р Музей одной пословицы, поговорки, фразеологической единицы | 2 | 16,11 23,11 | Защита проекта | |
12-13 | Русский речевой этикет. Единицы речевого этикета | 2 | 30,11 07,12 | Подготовка проетка «Русский речевой этикет» | |
14-15 | Р/Р Русский речевой этикет | 2 | 14,12 21,12 | Защита проекта | |
Текст (11 часов + 2 часа Р/Р) | |||||
16-17 | Текст как продукт речевой деятельности | 2 | 28,12 ….01 | Составление таблицы «Признаки текста» | |
18-19 | Средства связи и виды связи предложений в тексте | 2 | Составление таблицы «Грамматические и лексические средства связи предложений в тексте» | ||
20-22 | Типы речи: повествование, описание, рассуждение | 3 | Создание текстов разных типов речи | ||
23 | Искусство и язык – эстетические возможности языковых единиц | 1 | Выступление | ||
24-26 | Выразительное чтение. Единицы техники речи: интонация, логическое ударение, дыхание, орфоэпия | 3 | Выразительное чтение прозаических и лирических произведений | ||
27-28 | Р/Р Художественное чтение отрывка прозаического или лирического произведения | 2 | Конкурс чтецов | ||
Лексика и фразеология (4 часа + 1 час Р/Р) | |||||
29 | Экология русского языка | 1 | Подготовка проекта | ||
30 | Р/Р Использование ненормативной лексики и заимствований во всех сферах жизни | 1 | Защита проекта | ||
31-33 | Словари – наши помощники. Виды словарей. Особенности работы со словарями | 3 | Написание словарной статьи | ||
Заключительное занятие (1 час Р/Р) | |||||
34 | Р/Р Устное сочинение «Язык есть дух народы» | 1 | Выступление |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Тематическое планирование по родному (русскому) языку составлено по УМК Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс (Текст): учеб.для общеобразоват.учреждений с прил. на электрон.носителе: в 2 ч./ Т.А.Ладыженская и др.; науч.ред.Н.м.Шанский. – М.: Просвещение, 2013.
Дополнительная литература для учителя:
- 300 лингвистических задач: готовимся к олимпиадам по русскому языку /Н.В.Воронина, Т.В.Егорова. – М.: Русское слово, 2013.
- Примерные программы основого общего образования. Русский язык. – М.: Просвещение, 2009.
- Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 /авт.-сост. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2009.
- Синицын В. Мастерская выразительного чтения. 5-6 класс: методическое пособие для учителей русского языка. – М.: РОСТ, 2015.
- Художественный текст на уроках русского языка: дидактические материалы к учебникам «Русский язык» /под ред.М.В.Панова. 5-9 классы. – М.: Русское слово, 2012.
- Школьная риторика: 5 класс: учебное пособие для общеобразовательной школы /под ред.Т.А.Ладыженской. – М.: Ювента, Балласс, 2013.
Список интернет-источников
- http://feb-web.ru/
- http://lib.pushkinskiydom.ru/
- http://www.ruscorpora.ru/
- http://philologos.narod.ru/
- YourDictionary.com
- Словари Lingvo
- http://www.gramota.ru
- http://www/repetitor.org/
- http://lit.1 september.ru/index.php
- http://old-russian.narod.ru/
- http://www.klassika.ru/
- http://math.msu.su/-apentus/znaete/
- http://www.eelmaa.narod.ru
- http://mapryal.org/
- http://literus.net/
- http://lib.prosv.ru
- http://www.slovorusskoe.ru/
- Архив учебных программ и презентаций
- Коллекция презентаций
- «Я иду на урок литературы»
- «Я иду на урок русского языка»
- Культура письменной речи – Грамма.ру
- Золотой стихофон
- Аудиохрестоматия
- Фабрика кроссвордов
Лист корректировки календарно-тематического планирования.
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной
программе основного общего образования
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа No5»,
принятой на заседании педагогического совета
протокол от 31.08.2018 г. No 1 ,
утверждённой приказом от 31.08.2018 г.No 227.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родной (русской) литературе
5 класс
Учитель: Кривушина Юлия Леонидовна
2018г.
Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному предмету «Родная (русская) литература» составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
Примерная программа (далее – программа) разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная (русская) литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения родной русской литературы, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета «Родная (русская) литература» в учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии.
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по родной русской литературе на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного предмета «Родная (русская) литература».
Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родная (русская) литратура».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение предметной области «Родная литература" (русская) должно обеспечить:
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения предметной области "Родная литература" (русская) должны отражать:
Родная литература(русская):
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Цели и задачи литературного образования
Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно обеспечить:
осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;
формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус.
Изучение литературы в основной школе (5-9 классы) закладывает необходимый фундамент для достижения перечисленных целей.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках литературы.
Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:
- осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;
- формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;
- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;
- формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
- воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;
- воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
- формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;
- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
- формирование у школьника стремления сознательно планировать своё досуговое чтение.
В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и постоянно; их решение продолжается и в старшей школе; на всех этапах обучения создаются условия для осознания обучающимися непрерывности процесса литературного образования и необходимости его продолжения и за пределами школы.
Примерная программа по литературе строится с учетом:
- традиций научного анализа, а также художественной интерпретации средствами литературы и других видов искусств литературных произведений, входящих в национальный литературный канон (то есть образующих совокупность наиболее авторитетных для национальной традиции писательских имен, корпусов их творчества и их отдельных произведений);
- необходимой вариативности авторской / рабочей программы по литературе при сохранении обязательных базовых элементов содержания предмета;
- соответствия рекомендуемых к изучению литературных произведений возрастным и психологическим особенностям обучающихся;
- требований современного культурно-исторического контекста к изучению классической литературы;
- минимального количества учебного времени, отведенного на изучение литературы согласно действующему ФГОС и Базисному учебному плану.
Примерная программа предоставляет автору рабочей программы свободу в распределении материала по годам обучения и четвертям, в выстраивании собственной логики его компоновки. Программа построена как своего рода «конструктор», из общих блоков которого можно собирать собственную конструкцию. Общность инвариантных разделов программы обеспечит преемственность в изучении литературы и единство обязательного содержания программы во всех образовательных учреждениях, возможности компоновки – необходимую вариативность.
В соответствии с действующим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Это значит, что учитель имеет возможность строить образовательный процесс разными способами: может выбрать УМК и следовать ему, может при необходимости откорректировать программу выбранного УМК и, наконец, опираясь на ФГОС и примерную программу, может разработать собственную рабочую программу в соответствии с локальными нормативными правовыми актами образовательной организации. Учитель имеет право опираться на какую-то одну линию учебников, использовать несколько учебников или учебных пособий. Законодательство требует соответствия разработанной программы Федеральному государственному образовательному стандарту и учёта положений данной примерной образовательной программы.
Содержание программы по литературе включает в себя указание литературных произведений и их авторов. Помимо этого, в программе присутствуют единицы более высокого порядка (жанрово-тематические объединения произведений; группы авторов, обзоры). Отдельно вынесен список теоретических понятий, подлежащих освоению в основной школе.
Единство литературного образования обеспечивается на разных уровнях: это общие для изучения произведения, общие, ключевые для культуры, авторы, общие проблемно-тематические и жанровые блоки. Кроме того – и это самое важное – в логике ФГОС единство образовательного пространства достигается за счет формирования общих компетенций. При смене образовательного учреждения обучающийся должен попасть не на урок по тому же произведению, которое он в это время изучал в предыдущей школе, а в ту же систему сформированных умений, на ту же ступень владения базовыми предметными компетенциями.
Дополнительно для своей рабочей программы учитель может также выбрать литературные произведения, входящие в круг актуального чтения обучающихся, при условии освоения необходимого минимума произведений из всех трех обязательных списков. Это может серьезно повысить интерес школьников к предмету и их мотивацию к чтению.
Предложенная структура списка позволит обеспечить единство инвариантной части всех программ и одновременно удовлетворить потребности обучающихся и учителей разных образовательных организаций в самостоятельном выборе произведений.
Контрольно-измерительные материалы в рамках государственной итоговой аттестации разрабатываются с ориентацией на три списка примерной программы. Характер конкретных вопросов итоговой аттестации зависит от того, какая единица представлена в списке (конкретное произведение, автор, литературное явление).
Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной школе
- Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.
- Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.
- Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).
- Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора.
- Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа
.
Место учебного предмета «Родная (русская) литература» в учебном плане
Программа по русской литературе составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 34 часа (1 час в неделю).
Содержание
Устное народное творчество (11ч.)
Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.
Из древнерусской литературы (2ч.)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.) «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальные представления).
Из литературы XIX века (15 ч.)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. «Ашик-кериб». Литературная сказка. Близость сказки к восточному фольклору.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).
Из литературы XX века (6ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. «Подснежник». Тема исторического прошлого России.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Теория литературы. Эпитет, олицетворение, метафора, ритм, фольклорный образ, пейзаж.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Произведения для заучивания наизусть:
- Пословицы и поговорки.
- А.С.Пушкин. «У лукоморья»
- Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети».
- М.Ю.Лермонтов. «Бородино».
Тематическое планирование
№ темы по порядку изучения | Название темы | Количество часов | Контрольные мероприятия | |
Сочинения | Контр.работы | |||
Тема 1 | Устное народное творчество | 11 | 1 | |
Тема 2 | Из древнерусской литературы | 2 | ||
Тема 3 | Из литературы 19века | 15 | 1 | |
Тема 4 | Из литературы 20 века | 6 | ||
ИТОГО: | 34 | 1 | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебники | Учебные пособия | Методические |
1. Коровина В. Я., Журавлев В. П .,Коровин В. И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014. | Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлев В. П. Читаем, думаем, спорим...: 5 кл. — М.: Просвещение, 2014. | Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: 5 кл.: Метод. советы. — М.: Просвещение, 2014. |
Для учителя:
- Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
- Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2002.
- Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.
- Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
- Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Ерёменко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006.
- Золотарёва И.В., Егорова Н.В. универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. –Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2005.
- Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005.
- Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
- Матвеева Е.И. Литература: 5 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.
- Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». – М.: Издательство «Экзамен».
- Фонохрестоматия к учебнику- хрестоматии для 5 класса.
Мультимедийные пособия.
- Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
- Уроки литературы в 5 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
- Повторение и контроль знаний по литературе на уроках и внеклассных мероприятиях 5 класс. Электронное приложение.
Для учащихся:
- Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
- Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.
- Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008.
- Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.
- Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.
- Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТЕ
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».
www.slovari.ru Электронные словари.
www.gramota.ru Справочно-информационный интернет- портал «Русский язык».
www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.
Приложение к рабочей программе «Родная (русская) литература»
для 5 класса
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (11 Ч) | ||||
1 | Фольклор – коллективное устное народное творчество. Вариативная природа фольклора | 1 | 04,09 | |
2 | Малые жанры фольклора. Детский фольклор | 1 | 11,09 | |
3 | Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок | 1 | 18,09 | |
4 | «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев | 1 | 25,09 | |
5 | Образ невесты-вошебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод | 02,10 | ||
6 | Животные –помощники. Особая роль чудесных противников | 1 | 09,10 | |
7 | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная сказка героического содержания | 1 | 16,10 | |
8 | Тема мирного труда и защиты родной земли | 1 | 23,10 | |
9 | Иван-крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки | 1 | 06,11 | |
10 | «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле | 1 | 13,11 | |
11 | Контроль: Сочинение по русским народным сказкам | 1 | 20,11 | |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 Ч) | ||||
12 | Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы | 1 | 27,11 | |
13 | «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | 1 | 04,12 | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА (15 Ч) | ||||
14 | А.С.Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта. Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни | 1 | 11,12 | |
15 | «У лукоморья дуб зеленый. Пролог к поэме – собирательная картина сюжетов. Образов и событий. Р/Р Чтение Пролога наизусть | 1 | 18,12 | |
16-17 | «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», ее истоки. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Сходство и различие литературной сказки и сказки народной | 2 | 25,12 | |
18 | Контроль: Контрольная работа по «сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина | 1 | 15,01 | |
19 | М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино». Историческая основа стихотворения | 1 | 22,01 | |
20 | Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Р/Р Чтение наизусть | 1 | 29,01 | |
21 | «Ашик-кериб» - литературная сказка. Близость сказки к восточному фольклору | 1 | 05,02 | |
22 | Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа | 1 | 12,02 | |
23 | «Есть женщины в русских селеньях». Поэтический образ русской женщины | 1 | 19,02 | |
24 | «Крестьянские дети». Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Р/Р Чтение наизусть | 1 | 26,02 | |
25 | Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды | 1 | 05,03 | |
26 | Жилин и Костылин – два характера, две разные судьбы | 1 | 12,03 | |
27 | Жилин и Дина | 1 | 19,03 | |
28 | Душевная близость героев из враждующих лагерей | 1 | 02,04 | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА (6 Ч) | ||||
29 | И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного, поэтическое воспоминание о Родине | 1 | 09,04 | |
30 | «Подснежник». Тема исторического прошлого России | 1 | 16,04 | |
31 | С.А.Есенин. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь» - поэтическое изображение родной природы | 1 | 23,04 | |
32 | Своеобразие языка есенинской лирики | 1 | 07,05 | |
33 | П.П.Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика | 1 | 17,05 | |
34 | Талант главного героя, стремление к мастерству. Своеобразие языка и интонации сказа | 1 | 21,05 |
Лист корректировки календарно-тематического планирования.
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)
Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....
Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".
Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.
Бинарный обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить представления о мире сказок;- пока...
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...