Главные вкладки
Конспекты уроков.
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)
В данном разделе размещены и будут добавлены конспекты уроков по русскому языку , литературе и родному языку для основной школы. Конспекты уроков представлены в разных формах: уроки -экскурсии, уроки-векторины, контрольные работы, тесты, уроки- путешествия и другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока "Слог и ударение" | 16.2 КБ |
конспект урока для 5 класса "Сочинение-описание "Животные-мои друзья"." | 695.19 КБ |
sochinenie-opisanie_o_zhivotnyh._.docx | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Слог и ударение» 5 класс.
Цель: закрепить знания об ударении и слоге, развивающие: развивать интерес к русскому слову, творческое умение работать со словом, развивать речь, мышление, логику; воспитательные: воспитывать любовь к русскому слову.
Ход урока
1.Орг. момент
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
2. Постановка темы и целей.
- Ребята, послушайте стихотворение.
Отца спросила дочка:
- Не знаю, как прочесть,
Есть слово «проволОчка»
И «прОволочка» есть.
А что такое «Атлас»?
Его приносят в класс?
Я прочитала Атлас,
Но есть ведь и «атлАс».
Отец ответил:
-Дочка, уймись на полчасочка.
- Как бы вы ответили девочке на её вопрос?
-Почему у девочки возникли трудности?
-А с чем связано ударением?
-Сформулируйте тему урока.
- Сформулируйте цели урока.
- Каким способом мы будем добиваться целей?
3. Актуализация знаний.
-Что такое ударение?
-Назовите особенности ударения в русском языке.
- Что такое слог?
-Какие слоги бывают?
4. Работа по теме.
А) Тренировочные упражнения.
Задание. Работая в парах, спишите слова с доски ,расставьте ударение, подчеркните трёхсложные слова.
Алфавит,арбуз,баловать,ворота,звонит,поняла.каталог,снежки,цыган,крапива,щавель,намерение,ненависть,километр,кухонный.
Проверка по эталону на доске.
- Какой навык мы отрабатывали, выполняя данное задание?
Б) Упражнение-загадки.
Задание. Отгадайте загадки, запишите пары слов. Из данных слов составьте предложения, из смысла которых было бы ясно, как произносится слово.
Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.(Ирис-ирИс)
Я – сборник карт. От ударенья
Зависят два моих значенья:
Захочешь – превращусь в названье
Блестящей, шелковистой ткани я.(Атлас-атлАс)
Мы –для пильщиков подставка,
Мы – для кучера сиденье.
Нам другое ударенье!
Осторожней будьте с нами:
Можем забодать рогами.(КОзлы- козлЫ).
-Какие трудности у вас возникли?
В) Самостоятельная работа.
Задание: Записать предложение, расставить ударения в словах. Выделенное слово разделить на слоги, дать характеристику слогов.
1)Смертельно опасно прикасаться к оборванным или свисающим с опоры проводам.
(Образец ответа: о/по/ры/; 1 – безударный; 2-ударный; 3 –безударный)
2) Нельзя заходить в трансформаторные подстанции, прикасаться к их дверям и решёткам.
3) Нельзя вставлять посторонние предметы в розетки.
4) Об опасности поражения электрическим током предупреждают специальные знаки.
- Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга задание. А теперь проверьте по эталону.
Г) Творческий диктант.
Задание. Я читаю текст, а вы дополняете его прилагательными. Подчеркните четырёхсложные слова.
Отцветают …цветы.
Пустеют…поля.
Набегают …тучи.
Моросит…дождь.
Птицы…улетают.
Наступает …осень.
- Развитию каких навыков способствует данное задание?
5. Подведение итогов.
-Достигли ли мы поставленных целей?
6. Домашнее задание.
Параграф 8,упр.61 или упр.63 (на выбор).
7. Рефлексия.
-Ребята, кого бы вы поблагодарили сегодня за урок и за что?
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку для 6 класса
Тема урока: «Правописание гласных О-А
в чередующихся корнях –ГОР- -ГАР-.»
Цели урока:
- образовательные: формирование навыка написания гласных О-А в корнях –ГОР—ГАР;
- развивающие: развивать критическое мышление у обучающихся;
- воспитательные: воспитывать самостоятельность обучающихся при работе над новой темой, формировать эстетические чувства учащихся.
Задачи урока:
- дидактическая: создание условий для моделирования в совместной деятельности обучающихся «открытия» нового знания средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо;
- учебная: определение условий выбора гласных О-А для правильного написания слов с корнями –ГОР—ГАР-.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Оборудование: дидактические материалы: карточки для групповой, индивидуальной работы, презентация.
Ход урока:
1.Актуализация имеющихся знаний.
Стадия вызова
1)Ребята, момент какой спортивной игры вы видите на слайде?(слайд 1)
Работа с текстом.
Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы в словах, объясните условия выбора букв О-А (слайд 2).
Баскетбол.
Пол…жение серьезное, разрыв в очках р…стет. Тренер предл…гает минутный перерыв. Его указания к…саются всех. И вот уже игроки снова распол…гаются под щитом противника. Два-три к…сания, и мяч в кольце. Борьба разг…рается.
Слова, с какими орфограммами встретились в тексте? ( с гласными А-О в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-,-РАЩ-, -РОС-; -КАС-, -КОС-).
2) Прием «Знаю-хочу узнать-узнал» (далее ЗХУ).
Работа с таблицей (слайд 3)
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Учащимся предлагается заполнить 1 графу таблице (что я знаю об условиях выбора гласных А-О в корнях – ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-; -КАС-, -КОС-).
Снова обращаемся к тексту (к слову разг…рается - слайд 4).
Как вы думаете, букву О или А необходимо написать в корне данного слова?
Предлагаю ребятам заполнить 2 графу таблицы ЗХУ (что я хочу узнать).
2. Определение темы и целей урока.
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить? (Тема урока записывается на доске).
- Какие цели мы можем перед собой поставить?(учащиеся формулируют цели урока).
3. Изучение нового материала.
Стадия осмысленияУчащимся предлагается проанализировать слова, выделив в них корни(слайд 5):
загореть загар
горелый огарок
Создание проблемной ситуации.
Обращаю внимание ребят, что в одинаковых по произношению корнях в одном случае пишется О, в другом – А.
- Как вы думаете, с чем это связано? (учащиеся высказывают предположения).
Поставьте ударения в данных словах. Учащиеся сами делают вывод о том, что выбор букв О-А в корнях –ГОР-, -ГАР- зависит от ударения (слайд 6).
Предлагаю проверить правильность вывода: обращаемся к учебнику (читаем орфограмму №27).
Вернемся к тексту о баскетболе. Букву О или А необходимо написать в слове разг…рается?
4. Закрепление изученного материала.
1) Вставьте пропущенные буквы в слова, объясните условия выбора букв О- А в корнях –ГОР-, -ГАР-, отметьте словосочетания, имеющие переносное значение, составитьте с одним из словосочетаний предложение (слайд 7):
Г…рючее вещество, уг…рный газ, газовая г…релка, сг…рать от нетерпения, подг…ревший пирог, бронзовый заг…р, ог…рок свечи, выг…реть на солнце, г…рящие глаза, заг…релый юноша, заг…реться идеей.
2) Работа с триггерами (слайд 8): найдите слова с ошибками в написании гласных О-А( огарок, загарать, угореть, выгареть, загар, гарелый, сгарел, угарный, пагарельцы).
Стадия рефлексии
Итак, что сегодня на уроке мы узнали о написании букв О-А в корнях
–ГОР-, -ГАР-?
Учащимся предлагается заполнить графу 3 в таблице ЗХУ (что я узнал). Соотнесите 2 и 3 графы таблицы ЗХУ. Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?
1.Теперь мы с вами умеем правильно делать выбор букв А-О в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-; -КАС-, -КОС-; -ГАР-, -ГОР-.
Предлагаю ребятам написать сочинение-миниатюру(5-6 предложений) на тему «Зимний вечер в городе» (слайд 9), используя слова с чередующимися гласными А-О.
Пока ребята пишут, создаю музыкальный фон (прослушивание аудиозаписи «Ноябрь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского).
Несколько учащихся читают свои работы, предлагаю свой вариант сочинения.
Зимний вечер в городе.
На город медленно опускался вечер. На тротуары тихо ложился мягкий снежок. Вот в небе загорелись первые звездочки.
Все деревья, растущие в палисаднике, покрыты инеем. Это мороз своей искусной рукой прикоснулся к деревцам, превратив их в великолепные скульптуры.
Работа с перфокартой «Буквы О-А в чередующихся корнях»
(слайд 10).
Учащимся предлагается вставить в таблицу буквы О-А:
1 | 2 | 3 | |
1 | р..стительность | возл…гать | к..сание |
2 | сл…гаемое | подг…ревший | перег..реть |
3 | прик…саться | выр..щенный | уг…рный |
4 | зар…сли | к…снуться | разр…статься |
5 | ог…рок | к…сательная | предпол..гать |
Взаимопроверка в парах: предлагаю правильный ответ. Если задание выполнено правильно, то из букв А (необходимо соединить их) получится цифра 5 (слайд 11):
А А А
А о о
А А А
о о А
А А А
5.Итоги урока.
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Достигли ли вы целей, поставленных в начале урока?
-Оцените свое настроение после урока (ребятам предлагаются смайлики, выражающие различное настроение).
6.Информация о домашнем задании.
В качестве домашнего задания предлагаю учащимся составить по рисункам рассказ (упражнение 150) о догадливом рыбаке, используя слова с корнями –ГОР-, -ГАР-.
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
для 5 класса
по теме
«Подготовка к сочинению-описанию животного
“Животные- наши друзья”
Цели урока:
образовательные - научить учащихся пользоваться прилагательными, научить точно, правдиво и ярко описывать животное; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, систематизировать собранный материал.
воспитательные - воспитывать творческую активность, любовь к природе; воспитывать чувство красоты, интерес к русскому языку;
развивающие - развивать умение составлять текст-описание по картине, составлять план, расширять словарный запас, кругозор учащихся, формировать умение точно выражать свои чувства.
Средства обучения: раздаточный материал, карточки с лексикой, словари
Ход урока:
1. Организационная часть.
- Приветствие, проверка готовности к уроку.
- Вступительное слово учителя.
- Создание позитивной атмосферы.
2.Подведение учащихся к изучению новой темы.
Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о наших друзьях – животных. У кого дома есть домашнее животное? А каких домашних животных вы хотели бы иметь?
Давайте представим, что вы все корреспонденты журнала «Юный натуралист». Это журнал для юных любителей природы. Ваше задание – написать небольшой рассказ о вашем домашнем животном или о любом другом животном, которое вас поразило, удивило, за которым вы наблюдали. Но для этого нам необходимо вспомнить, как строится текст-описание.
3. Определение особенностей типа речи описания.
Давайте вспомним, когда мы используем в своей речи описание и что характерно для текста – описания . Памятки лежат на столах.
4. Определение стиля речи.
Об одном и том же предмете можно рассказать по-разному. Это зависит от речевой ситуации. На наших уроках мы говорили с вами о стилях речи.
- Попробуйте определить стиль каждого описания – выполнение упражнения 196.
- Выделите основные черты научного и художественного стилей (научный: точность, передача черт, общих для множества животных одного вида – типичные черты, беспристрастность; художественный: образность, рассказ об индивидуальных, особенных чертах внешность и поведения животного, субъективность)
5. Работа над композицией художественного описания. Составление плана.
- Чтобы получился рассказ, составим план сочинения.
- Как начать сочинение? (Рассказать, как животное появилось в доме).
- О чем скажем в основной части? (Опишем внешность животного, его повадки).
- Как закончить рассказ? О чем сказать в заключительной части? (О своем отношении к животному, о том, как я забочусь о нем).
Примерный план сочинения:
- Как в нашем доме появилось животное.
- Описание внешности.
- Повадки животного.
- Как я забочусь о животном.
6. Работа с текстом. (Раздаточный материал)
У меня была кошка Белка. Я ее очень любила. Голова, как у всех кошек, небольшая, круглая. Усы были длиной 7-8 сантиметров. Хвост длинный. Глаза у Белки видели хорошо, ночью они светились. Вот какая у меня Белка!
- Можем ли мы по данному описанию представить кошку Белку? (Нет, потому что автор перечислил черты, характерные для всех кошек, и не указал никаких особенностей внешности и поведения Белки)
- Как можно изменить текст, что добавить, чтобы мы получили художественное описание именно кошки Белки? (редактирование текста)
7. Речевая подготовка.
- Какие художественные средства мы можем использовать в описании животного? (сравнение, эпитет, метафора). Выполнение упражнения 198
- Подберите синонимы к словам: домашнее животное (маленький друг, зверек); большой (огромный), маленький (небольшой, крошечный), замечательный (превосходный, великолепный), дрессировать (учить, обучать, натаскивать), лезть (взбираться, карабкаться, залезать).
- Работа над правильным употреблением слов: у птицы – клюв, а не нос; когти, а не ногти; мордочка, морда, а не лицо; лапы, а не руки и ноги.
- Обратите внимание на правописание слов: будто, как будто, будто бы, бусинки, карабкаться, дрессировать, коричневый, каштановый.
8. Устное составление текста описания
9. Итоги урока. Синквеин.
10. Домашнее задание
Напишите домашнее сочинение на тему «Животные-наши друзья.».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....