Конспекты уроков.
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Баринова Елена Михайловна

В данном разделе размещены и будут добавлены конспекты уроков по русскому языку , литературе и родному языку для основной школы. Конспекты уроков представлены в разных формах: уроки -экскурсии, уроки-векторины, контрольные работы, тесты, уроки- путешествия и другие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Слог и ударение»  5 класс.

Цель: закрепить знания об ударении и слоге, развивающие: развивать интерес к русскому слову, творческое умение работать со словом, развивать речь, мышление, логику; воспитательные:  воспитывать  любовь к русскому слову.

Ход урока

1.Орг. момент

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

2. Постановка темы и целей.

- Ребята, послушайте стихотворение.

Отца спросила дочка:

- Не знаю, как прочесть,

Есть слово «проволОчка»

И «прОволочка» есть.

А что такое «Атлас»?

Его приносят в класс?

Я прочитала Атлас,

Но есть ведь и «атлАс».

Отец ответил:

-Дочка, уймись на полчасочка.

- Как бы вы ответили девочке на её вопрос?

-Почему у девочки возникли трудности?

-А с чем связано ударением?

-Сформулируйте тему урока.

- Сформулируйте цели урока.

- Каким способом мы будем добиваться целей?

3. Актуализация знаний.

-Что такое ударение?

-Назовите особенности ударения в русском языке.

- Что такое слог?

-Какие слоги бывают?

4. Работа по теме.

А) Тренировочные упражнения.

Задание. Работая в парах, спишите слова с доски ,расставьте ударение, подчеркните трёхсложные слова.

Алфавит,арбуз,баловать,ворота,звонит,поняла.каталог,снежки,цыган,крапива,щавель,намерение,ненависть,километр,кухонный.

Проверка по эталону на доске.

- Какой навык мы отрабатывали, выполняя данное задание?

Б) Упражнение-загадки.

Задание. Отгадайте загадки, запишите пары слов. Из данных слов составьте предложения, из смысла которых было бы ясно, как произносится слово.

Я - травянистое растение

С цветком сиреневого цвета

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.(Ирис-ирИс)

Я – сборник карт. От ударенья

Зависят два моих значенья:

Захочешь – превращусь в названье

Блестящей, шелковистой ткани я.(Атлас-атлАс)

Мы –для пильщиков подставка,

Мы – для кучера сиденье.

Нам другое ударенье!

Осторожней будьте с нами:

Можем забодать рогами.(КОзлы- козлЫ).

-Какие трудности у вас возникли?

В) Самостоятельная работа.

Задание: Записать предложение, расставить ударения в словах. Выделенное слово разделить на слоги, дать характеристику слогов.

1)Смертельно опасно прикасаться к оборванным или свисающим с опоры проводам.

(Образец ответа: о/по/ры/; 1 –  безударный; 2-ударный; 3 –безударный)

2) Нельзя заходить в трансформаторные подстанции, прикасаться к их дверям и решёткам.

3) Нельзя вставлять посторонние предметы в розетки.

4) Об опасности поражения электрическим током предупреждают специальные знаки.

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга задание. А теперь проверьте по эталону.

Г) Творческий диктант.

Задание. Я читаю текст, а вы дополняете его прилагательными. Подчеркните четырёхсложные слова.

Отцветают …цветы.

Пустеют…поля.

Набегают …тучи.

Моросит…дождь.

Птицы…улетают.

Наступает …осень.

- Развитию каких навыков способствует данное задание?

5. Подведение итогов.

-Достигли ли мы поставленных целей?

6. Домашнее задание. 

Параграф 8,упр.61 или упр.63 (на выбор).

7. Рефлексия.

-Ребята, кого бы вы поблагодарили сегодня за урок и за что?



Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку для 6 класса

Тема урока: «Правописание гласных О-А

в чередующихся корнях –ГОР- -ГАР-.»

Цели урока:

- образовательные: формирование навыка написания гласных О-А в корнях –ГОР—ГАР;

- развивающие: развивать критическое мышление у обучающихся;

- воспитательные: воспитывать самостоятельность обучающихся при работе над новой темой, формировать эстетические чувства учащихся.

Задачи урока:

- дидактическая: создание условий для моделирования в совместной деятельности обучающихся «открытия» нового знания средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо;

- учебная: определение условий выбора гласных О-А для правильного написания слов с корнями –ГОР—ГАР-.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Оборудование: дидактические материалы: карточки для групповой, индивидуальной работы, презентация.

Ход урока:

1.Актуализация имеющихся знаний.

Стадия вызова

1)Ребята, момент какой спортивной игры вы видите на слайде?(слайд 1)

 Работа с текстом.

 Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы в словах, объясните условия  выбора букв О-А (слайд 2).

                                        Баскетбол.

Пол…жение серьезное, разрыв в очках р…стет. Тренер предл…гает минутный перерыв. Его указания к…саются всех. И вот уже игроки снова распол…гаются под щитом противника. Два-три к…сания, и мяч в кольце. Борьба разг…рается.

Слова, с какими орфограммами встретились в тексте? ( с гласными А-О в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-,-РАЩ-, -РОС-; -КАС-, -КОС-).

2) Прием «Знаю-хочу узнать-узнал» (далее ЗХУ).

Работа с таблицей (слайд 3)

           Знаю

     Хочу узнать

           Узнал

 Учащимся предлагается заполнить 1 графу таблице (что я знаю об условиях выбора гласных А-О в корнях – ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-; -КАС-, -КОС-).

Снова обращаемся к тексту (к слову разг…рается - слайд 4).

Как вы думаете, букву О или А необходимо написать в корне данного слова?

Предлагаю ребятам заполнить 2 графу таблицы ЗХУ (что я хочу узнать).

2. Определение темы и целей урока.

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить? (Тема урока записывается на доске).

- Какие цели мы можем перед собой поставить?(учащиеся формулируют цели урока).

3. Изучение нового материала.

Стадия осмысленияУчащимся предлагается  проанализировать слова, выделив в них корни(слайд 5):

                загореть                загар

                   горелый              огарок

Создание проблемной ситуации.

Обращаю внимание ребят, что в одинаковых по произношению корнях в одном случае пишется О, в другом – А.

- Как вы думаете, с чем это связано? (учащиеся высказывают предположения).

Поставьте ударения в данных словах. Учащиеся сами делают вывод о том, что выбор букв О-А в корнях –ГОР-, -ГАР- зависит от ударения (слайд 6).

Предлагаю проверить правильность вывода: обращаемся к учебнику (читаем орфограмму №27).

Вернемся к тексту о баскетболе. Букву О или А необходимо написать в слове разг…рается?

4. Закрепление изученного материала.

1) Вставьте пропущенные буквы в слова, объясните условия выбора букв О- А в корнях –ГОР-, -ГАР-, отметьте словосочетания, имеющие переносное значение, составитьте с одним из словосочетаний предложение (слайд 7):

Г…рючее вещество, уг…рный газ, газовая г…релка, сг…рать от нетерпения, подг…ревший пирог, бронзовый заг…р, ог…рок свечи, выг…реть на солнце, г…рящие глаза, заг…релый юноша, заг…реться идеей.

2) Работа с триггерами (слайд 8): найдите слова с ошибками  в написании гласных О-А( огарок, загарать, угореть, выгареть, загар, гарелый, сгарел, угарный, пагарельцы).

Стадия рефлексии

Итак, что сегодня на уроке мы узнали о написании букв О-А в корнях

 –ГОР-, -ГАР-?

Учащимся предлагается заполнить графу 3 в таблице ЗХУ (что я узнал). Соотнесите  2 и 3 графы таблицы ЗХУ. Достигли  ли мы  целей, поставленных в начале урока?

1.Теперь  мы с вами умеем правильно делать выбор букв А-О в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-; -КАС-, -КОС-; -ГАР-, -ГОР-.

Предлагаю ребятам написать сочинение-миниатюру(5-6 предложений) на тему «Зимний вечер в городе» (слайд 9), используя слова с чередующимися гласными А-О.

 Пока ребята пишут, создаю музыкальный фон (прослушивание аудиозаписи «Ноябрь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского).

Несколько учащихся читают свои работы, предлагаю свой вариант сочинения.

                        Зимний вечер в городе.

На город медленно опускался вечер. На тротуары тихо ложился мягкий снежок. Вот в небе загорелись первые звездочки.

Все деревья, растущие в палисаднике, покрыты инеем. Это мороз своей искусной рукой прикоснулся к деревцам, превратив их в великолепные скульптуры.

Работа с перфокартой «Буквы О-А в чередующихся корнях»

(слайд 10).

Учащимся предлагается вставить в таблицу буквы О-А:

               1

                 2

             3

    1

р..стительность

возл…гать

к..сание

    2

сл…гаемое

подг…ревший

перег..реть

    3

прик…саться

выр..щенный

уг…рный

    4

зар…сли

к…снуться

разр…статься

    5

ог…рок

к…сательная

предпол..гать

Взаимопроверка в парах: предлагаю правильный ответ. Если задание выполнено правильно, то из букв А (необходимо соединить их) получится цифра 5 (слайд 11):

А       А        А

А       о         о

А       А        А

о        о         А

А       А        А

5.Итоги урока.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Достигли ли вы целей, поставленных в начале урока?

-Оцените свое настроение после урока (ребятам предлагаются  смайлики, выражающие различное настроение).

6.Информация о домашнем задании.

В качестве домашнего задания предлагаю учащимся составить по рисункам рассказ (упражнение 150) о догадливом рыбаке, используя слова с корнями –ГОР-, -ГАР-.

 



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

для 5 класса
по теме
 

«Подготовка к сочинению-описанию животного
“Животные- наши друзья”

Цели урока:

образовательные - научить учащихся пользоваться прилагательными, научить точно, правдиво и ярко описывать животное; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, систематизировать собранный материал.

воспитательные - воспитывать  творческую активность, любовь к природе; воспитывать чувство красоты, интерес к русскому языку;

развивающие - развивать умение составлять текст-описание по картине, составлять план, расширять словарный запас, кругозор учащихся, формировать умение точно выражать свои чувства.

Средства обучения: раздаточный материал, карточки с лексикой, словари

Ход урока:

1. Организационная часть.

- Приветствие, проверка готовности к уроку.

- Вступительное слово учителя.

- Создание позитивной атмосферы.

2.Подведение учащихся к изучению новой темы.

Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о наших друзьях –  животных. У кого дома есть домашнее животное? А каких домашних животных вы хотели бы иметь?

Давайте представим, что вы все корреспонденты журнала «Юный натуралист». Это журнал для юных любителей природы. Ваше задание – написать небольшой рассказ о вашем домашнем животном или о любом другом животном, которое вас поразило, удивило, за которым вы наблюдали. Но для этого нам необходимо вспомнить, как строится текст-описание.

3. Определение особенностей типа речи описания.

Давайте вспомним, когда мы используем в своей речи описание и что характерно для текста – описания . Памятки лежат на столах.

4. Определение стиля речи.

Об одном и том же предмете можно рассказать по-разному. Это зависит от речевой ситуации. На наших уроках мы говорили с вами о стилях речи.

  1. Попробуйте определить стиль каждого описания – выполнение упражнения 196.
  2. Выделите основные черты научного и художественного стилей (научный: точность, передача черт, общих для множества животных одного вида – типичные черты, беспристрастность; художественный: образность, рассказ об индивидуальных, особенных чертах внешность и поведения животного, субъективность)

5. Работа над композицией художественного описания. Составление плана.

- Чтобы получился рассказ, составим план сочинения.

- Как начать сочинение? (Рассказать, как животное появилось в доме).

-  О чем скажем в основной части? (Опишем внешность животного, его повадки).

- Как закончить рассказ? О чем сказать в заключительной части? (О своем отношении к животному, о том, как я забочусь о нем).

Примерный план сочинения:

  1. Как в нашем доме появилось животное.
  2. Описание внешности.
  3. Повадки животного.
  4. Как я забочусь о животном.

6. Работа с текстом. (Раздаточный материал)

У меня была кошка Белка. Я ее очень любила. Голова, как у всех кошек, небольшая, круглая. Усы были длиной 7-8 сантиметров. Хвост длинный. Глаза у Белки видели хорошо, ночью они светились. Вот какая у меня Белка!

  1. Можем ли мы по данному описанию представить кошку Белку? (Нет, потому что автор перечислил черты, характерные для всех кошек, и не указал никаких особенностей внешности и поведения Белки)
  2. Как можно изменить текст, что добавить, чтобы мы получили художественное описание именно кошки Белки? (редактирование текста)

7. Речевая подготовка.

  1. Какие художественные средства мы можем использовать в описании животного? (сравнение, эпитет, метафора). Выполнение упражнения 198
  2. Подберите синонимы к словам: домашнее животное (маленький друг, зверек); большой (огромный), маленький (небольшой, крошечный), замечательный (превосходный, великолепный), дрессировать (учить, обучать, натаскивать), лезть (взбираться, карабкаться, залезать).
  3. Работа над правильным употреблением слов: у птицы – клюв, а не нос; когти, а не ногти; мордочка, морда, а не лицо; лапы, а не руки и ноги.
  4. Обратите внимание на правописание слов: будто, как будто, будто бы, бусинки, карабкаться, дрессировать, коричневый, каштановый.

8. Устное составление текста описания

9.  Итоги урока. Синквеин.

10. Домашнее задание

Напишите домашнее сочинение на тему «Животные-наши друзья.».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...