Технологическая карта урока по ФГОС по предмету литература 5 класс
план-конспект урока (5 класс)

Штенская Наталья Сергеевна

Штенская Наталья Сергеевна

5 –А класс

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

Комбинированный

Личностные: способность к самооценке и саморазвитию на основе прочитанного, коррекция качеств характера.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, уметь извлекать информацию ,проводить сопоставительный анализ, делать выводы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_shtenskoy_natali_sergeevny.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа: методическая разработка «Организация учебной деятельности по формированию УУД в рамках урока литературы»

Технологическая карта изучения темы:

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

(По рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»)

Школа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевская средняя общеобразовательная школа имени  Маршала Советского Союза А.А.Гречко

Учитель

Штенская Наталья Сергеевна

Класс

5 –А класс

Тема

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые цели на достижение результата

Личностные: способность к самооценке и саморазвитию на основе прочитанного, коррекция качеств характера.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, уметь извлекать информацию ,проводить сопоставительный анализ, делать выводы.

Планируемый результат

Предметные:

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь сравнивать характеры героев в начале произведения и в конце произведения, понимать зависимость поступков от качеств характера. Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя.

Личностные:
Научиться проводить самооценку личности на основе прочитанного и использовать возможность улучшить качества своего характера.

Формировать осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Особенности изображения героев, сопоставительный анализ характеров литературных героев.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Учебник. Литература. 5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин

- Компьютер

- Мультимедийный проектор

- Презентация к уроку

Формы работы на уроке

Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа.

Технологическая карта.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемые результаты

I. Вызов

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Приветствие.

- Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с интересным рассказом, дома вы его ещё раз внимательно прочитали, а сегодня нам предстоит серьёзный разговор о прочитанном. Вы готовы к разговору?

Учащиеся произносят слова: Я готов к разговору, а ты?

Коммуникативные ууд

Готовы к уроку, психологический, эмоциональный настрой

II. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: определение содержательных рамок урока.

  1. Как часто жизнь ставит перед нами сложные задачи. Как часто нам приходится совершать выбор. От нашего решения и выбора зависит то, как мы поступаем.

2.Включает презентацию.

- Как вы думаете, почему появилось слово «Характер»?

Характер – это….

- Составим кластер, называя качества характера.

3. Работа со словом «Судьба»

Составление кластера.

- Как вы думаете, зависят ли друг от друга характер и судьба?

1.Выдвигают предположение о теме урока, ставят цель, определяют задачу.

2.Работают с презентацией.

3. Отвечают на вопросы.

4. Устанавливают связь между понятиями.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в презентации, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:

формирование навыков речевой деятельности, освоение способов совместной деятельности

III. Актуализация знаний. Постановка цели урока

Цель этапа: актуализация и личностное восприятие. Целеполагание.

Постановка проблемного вопроса.

  1. На прошлом уроке мы прочитали рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Как вы думаете, о чём пойдёт разговор сегодня? И при чём здесь характер, судьба?
  2. Да, вы правы. Разговор наш пойдёт о главных героях рассказа : Жилине и Костылине.

Мы попробуем вместе найти ответ на вопрос:

Как сказываются жизненные принципы, индивидуальные черты характера человека в ситуации выбора?

Жилин и Костылин

  1. Рассуждают, отвечая на вопрос. Приводят примеры из личных впечатлений.

Формулируют цель урока на основе обобщения сказанного.

Познавательные УУД:

Умение рассуждать, отвечать на заданные вопросы

Коммуникативные УУД:

Умение слушать других и уважать чужое мнение

Личностные результаты:

Толерантность

IV Проверка домашнего задания

  1. Дома вы внимательно читали рассказ, работали с текстом .
  2. Расскажите, как вёл себя Жилин.
  3. А Костылин?

Афиширование знаний, выполнение домашнего задания. Выступают перед одноклассниками.

Познавательные УУД:

Анализировать и обобщать

Коммуникативные УУД:

Умение слушать других и уважать чужое мнение

V.Осмысление

Работа по теме урока, углубление знания и понимания прочитанного.

  1. Проанализируем поведение героев. Одинаково или по-разному они ведут себя в тех же жизненных ситуациях?
  2. Узнайте у своих одноклассников их впечатления о поступках героев (2-3 мин). Ответ начните так: Я думаю, что…..»

ФИЗМИНУТКА

  1. Послушайте эпизод побега Жилина и Костылина и приготовьтесь ответить на вопрос: Как рассказчик относится к героям?
  2. Как он выражает это отношение?
  3. Посмотрите в учебнике иллюстрации художника Иткина (стр 254). Что можно сказать о героях, изображённых на рисунке?

Проводят сопоставительный анализ поведения героев.

Делают выводы.

Отвечают на вопросы.

Выполняют обсуждение .

Выступают, высказывают свою точку зрения,

Определяют отношение к героям автора.

Личностные результаты:

Эмпатийность, толерантность

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:

формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности

VI. Самостоятельная работа

Цель этапа: тренировать способность к обобщению

Организует самостоятельную деятельность учащихся.

  1. Мы начали урок со слов ХАРАКТЕР и СУДЬБА, у вас на столах лежат карточки с фамилиями главных героев , укажите, какими качествами характера обладает каждый из них.
  2. Учитель читает финал рассказа

-Как вы думаете, почему так по-разному сложилась дальнейшая судьба героев?

Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку, выступают, называя качества характера героев.

Регулятивные УУД: Умение самостоятельно обобщить и сделать вывод.

осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные УУД: Самоопределение. Умение выражать свои мысли.

VII Решение проблемы

VIII. Домашнее задание.

Цель этапа: осознание своей учебной деятельности.

Создаёт проблемную ситуацию.

- Как сказываются жизненные принципы, индивидуальные черты характера человека в ситуации выбора?

Всегда ли человек сам выходит из трудной жизненной ситуации? Кто помогал Жилину? Дина. Прошу вас дома ещё раз обратиться к произведению и подготовить рассказ о Дине. Можно нарисовать портрет Дины, какой вы её себе представляете.

Отвечают на проблемный вопрос, используя знания, полученные на уроке в ходе обсуждения.

Познавательные УУД:

Делать выводы, обобщения.

Коммуникативные УУД:

Умение слушать других и уважать чужое мнение

IX. Оценивание-итог урока


Цель этапа:

оценить результаты собственной деятельности

Прием «моделирование»

X. Рефлексия

Прием «Пропущенный вопрос»

Итак, у нас сегодня получился серьёзный разговор на основе прочитанного.

ВЫБОР ( написано на доске)

Ответьте на вопрос: «Что значит совершить правильный выбор?»

Мы сегодня говорили о двух литературных героях, Жилине и Костылине, они разные по характеру, разная у них и судьба. Какой совет вы дали бы самому себе после знакомства с судьбами героев?

Представьте, что вы оказались в такой же ситуации, как бы поступили вы? Прокомментируйте

У обучающихся находятся карточки с заданием: восстанови вопросы по сюжету

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Подводят итоги.

Прогнозируют коррекцию собственного поведения.

Прогнозируют коррекцию собственного поведения.

Вспоминают последовательность событий, анализируют, отвечают

Личностный результат УУД:

Способность к самооценке

саморазвитию Практическое применение учебного материала

Коммуникативные УУД:

Умение слушать других и уважать чужое мнение

Регулятивные УУД: Умение самостоятельно обобщить и сделать вывод.

осуществлять самоконтроль и самооценку;

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Регулятивные УУД: Умение самостоятельно обобщить и сделать вывод.

осуществлять самоконтроль и самооценку;

Личностный результат УУД:

Способность к самооценке

саморазвитию Практическое применение учебного материала

Коммуникативные УУД:

Умение слушать других и уважать чужое мнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ФГОС по математике 5 класс

Технологическая карта урока выполнена по новым стандартам. Урок в 5 классе по математике "Проценты". Урок обобщения и систематизации....

Технологическая карта урока по ФГОС по математике 6 класс

Технологическая карта урока по ФГОС по математике 6 класс. Тема урока "Решение уравнений", урок изучения нового материала....

Технологическая карта урока по ФГОС "Одноклеточные организмы". 5 класс

Данный файл содержит разработку урока для учащихся 5 классов на тему "Одноклеточные организмы", который соответствует государственному образовательному стандарту. Материал будет полезен учителям, рабо...

Технологическая карта урока по ФГОС по предмету технология

в какой последовательности оформляется урок по технологии  по ФГОС...

Технологическая карта урока (по ФГОС, английский язык 7 класс)

Учебный предмет: английский язык Класс: 7 класс УМК: «Spotlight» 7 класс   Автор: Ваулина Ю.Е., Дули Дж. Тема урока: «Сохраним планету» (“Save the Earth&r...

Технологическая карта урока по ФГОС по предмету ОБЖ. 5 класс. Урок 10 "Пожарная безопасность".

Урок изучения нового материала о причинах пожара, государственной противопожарной службе, о правилах личной безопасности при пожаре....

Технологическая карта урока по ФГОС английский язык 6 класс

Технологическая карта урока английского языка по теме "Food" в 6 классе. Разработка урока  подойдет  к любому УМК. Техкарта разработана в соответствии с требованиями ФГОС ОО.Она со...