Диагностика адаптации пятиклассников
тест по психологии (5 класс)
Данные материалы представляют собой диагностический инструментарий, который может использовать педагог-психолог в процессе диагностики обучающихся 5 классов на предмет адаптации к обучению в старшей школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_adaptatsii_pyatiklassnikov.docx | 52.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ
АНКЕТА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»
Цель методики: выявить детей с различными формами школьной дезадаптации для определения форм психологического сопровождения.
Ход работы:
В течение двух месяцев психолог и педагог наблюдают за детьми в игровой и учебной деятельности. В начале второй четверти педагог совместно с психологом оценивают каждого ребенка по семи шкалам: учебная активность, успеваемость, поведение на уроке, поведение на перемене, взаимоотношения с одноклассниками, отношение к учителю, эмоциональная сфера. Каждая шкала содержит шесть качественных характеристик, каждой из которых соответствует своя оценка. Оценки по каждой шкале заносятся в протокол.
Вопросы анкеты:
1. Учебная активность:
0б. – учебная активность отсутствует;
1б. – пассивен на уроке, дает отрицательные ответы или не отвечает совсем;
2б. - учебная активность носит кратковременный характер, ребенок часто отвлекается, не слышит вопроса;
3б. – редко поднимает руку, но отвечает правильно;
4б. – на уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются;
5б. – активно работает на уроке, часто поднимает руку, отвечает правильно.
2. Усвоение знаний:
0б. – плохое усвоение программного материала по всем предметам;
1б. - плохое усвоение программного материала по всем предметам, грубые ошибки, большое их количество; средний балл успеваемости (СБУ) < 3,5 баллов;
2б. – частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, много исправлений; СБУ < 3,5 баллов;
3б. – редкие ошибки; СБУ 3,6 – 3,9 баллов;
4б. – небольшие помарки, единичные ошибки; СБУ 4 – 4,5 баллов;
5б. – правильное, безошибочное выполнение заданий; СБУ 4,6 – 5 баллов.
3. Поведение на уроке:
0б. – не выполняет требования учителя, большую часть урока занимается посторонними делами:
1б. - выполняет требования учителя формально, вертится, разговаривает;
2б. – часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах:
3б. – изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами:
4б. - выполняет требования учителя, но иногда ненадолго отвлекается;
5б. – сидит спокойно, добросовестно выполняет требования учителя.
4. Поведение на перемене:
0б. – часто нарушает нормы поведения: мешает детям играть, нападает на них, кричит, бегает;
1б. – пассивный, движение скованные, избегает контактов с другими;
2б. – не может найти себе занятие, переходит от одной группы детей к другой;
3б. – активность ребенка ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку;
4б. – активность выражена в малой степени, предпочитает спокойные игры;
5б. – высокая активность, охотно участвует в коллективных подвижных играх.
5. Взаимоотношения с одноклассниками:
0б. – проявляет негативизм: постоянно ссорится с детьми, обижает их;
1б. – замкнут, изолирован от других детей, предпочитает одиночество;
2б. – предпочитает находиться рядом с детьми, но в контакт с ними не вступает;
3б. – контактирует только с некоторыми детьми;
4б. – малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются;
5б. – общителен, легко контактирует с детьми.
6. Отношение к учителю:
0б. – общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям: обижается, плачет из-за замечаний;
1б. – избегает контакта с учителем, при общении с ним теряется, смущается, запинается;
2б. - выполняет требования учителя формально, не общается с ним, старается быть незаметным;
3б. – старательно выполняет требования учителя, но за помощью к нему не обращается;
4б. – дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить его требования, при необходимости обращается за помощью;
5б. – проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит к учителю, общается с ним.
7. Эмоциональное состояние:
0б. а) – преобладает депрессивное настроение;
б) – преобладает агрессивное настроение (вспышки гнева, злости);
1б. а) – часто плачет без всяких на то причин;
б) – часто ссорится с детьми, повышает голос;
2б. отрицательные эмоции:
а) – тревожность, страхи;
б) – обидчивость, вспыльчивость, раздражительность;
3б. – эпизодически проявляется сниженное настроение;
4б. – преобладает спокойное эмоциональное состояние;
5б. – преобладает хорошее настроение, часто улыбается, смеется.
Обработка результатов:
По горизонтали подсчитывается суммарный показатель для каждого ребенка, на основании которого делается вывод о том, насколько успешно ребенок адаптировался к школе.
0-11 баллов – ребенок попал в зону дезадаптации;
12-23 балла - ребенок попал в зону субнормальной адаптации;
24-35 баллов – ребенок успешно адаптировался.
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ
МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ
И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ
В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ
Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности (State-Trait Personality Inventory). Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой (1987). Настоящий вариант дополнен нами шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом обработки. Апробация и нормирование проведены в 2002–2003 гг.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Бланк методики, содержащий все необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и задание см. на следующей странице.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
Методика проводится фронтально — с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции — 10–15 мин.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций, входящие в опросник, состоят из 10 пунктов, расположенных в следующем порядке (см. табл. 1).
Таблица 1
Ключ
Шкала | Пункты, номер |
Познавательная | 2 6 10 14 18 22 26 30 34 38 |
Мотивация | 4 8 12 16 20 24 28 32 36 40 |
Тревожность | 1 5 9 13 17 21 25 29 33 37 |
Гнев | 3 7 11 15 19 23 27 31 35 39 |
Некоторые из пунктов опросника сформулированы таким образом, что оценка «4» отражает высокий уровень познавательной активности, тревожности или гнева (например, «Я сержусь»). Другие (например, «Я спокоен», «Мне скучно») сформулированы таким образом, что высокая оценка выражает отсутствие тревожности или познавательной активности.
Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке:
на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4
вес для подсчета: 1 2 3 4
Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:
на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4
вес для подсчета: 4 3 2 1
Такими «обратными» пунктами являются:
по шкале познавательной активности: 14, 30, 38;
по шкале тревожности: 1, 9, 25, 33;
по шкале гнева подобных пунктов нет;
по шкале мотивации достижения: 4, 20, 32.
Бланк методики
Фамилия, имя _________________________ Школа ________ Возраст _________ Класс _______ Дата проведения _______________ |
Ниже приведены утверждения, которые люди используют для того, чтобы рассказать о себе. Прочтите внимательно каждое предложение и обведите кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, каково ваше обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы себя обычно чувствуете.
|
| Почти | Иногда | Частно | Почти |
1. | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
2. | Мне хочется узнать, понять, докопаться до сути | 1 | 2 | 3 | 4 |
3. | Я разъярен | 1 | 2 | 3 | 4 |
4. | Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе | 1 | 2 | 3 | 4 |
5. | Я напряжен | 1 | 2 | 3 | 4 |
6. | Я испытываю любопытство | 1 | 2 | 3 | 4 |
7. | Мне хочется стукнуть кулаком по столу | 1 | 2 | 3 | 4 |
8. | Я стараюсь получать только хорошие и отличные оценки | 1 | 2 | 3 | 4 |
9. | Я раскован | 1 | 2 | 3 | 4 |
10. | Мне интересно | 1 | 2 | 3 | 4 |
11. | Я рассержен | 1 | 2 | 3 | 4 |
12. | Я прилагаю все силы, чтобы добиться успеха в учебе | 1 | 2 | 3 | 4 |
13. | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
14. | Мне кажется, что урок никогда не кончится | 1 | 2 | 3 | 4 |
15. | Мне хочется на кого-нибудь накричать | 1 | 2 | 3 | 4 |
16. | Я стараюсь все делать правильно | 1 | 2 | 3 | 4 |
17. | Я чувствую себя неудачником | 1 | 2 | 3 | 4 |
18. | Я чувствую себя исследователем | 1 | 2 | 3 | 4 |
19. | Мне хочется что-нибудь сломать | 1 | 2 | 3 | 4 |
20. | Я чувствую, что не справлюсь с заданиями | 1 | 2 | 3 | 4 |
21. | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
22. | Я энергичен | 1 | 2 | 3 | 4 |
23. | Я взбешен | 1 | 2 | 3 | 4 |
24. | Я горжусь своими школьными успехами | 1 | 2 | 3 | 4 |
25. | Я чувствую себя совершенно свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
26. | Я чувствую, что у меня хорошо работает голова | 1 | 2 | 3 | 4 |
27. | Я раздражен | 1 | 2 | 3 | 4 |
28. | Я решаю самые трудные задачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
29. | Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
30. | Мне скучно | 1 | 2 | 3 | 4 |
31. | Мне хочется что-нибудь сломать | 1 | 2 | 3 | 4 |
32. | Я стараюсь не получить двойку | 1 | 2 | 3 | 4 |
33. | Я уравновешен | 1 | 2 | 3 | 4 |
34. | Мне нравится думать, решать | 1 | 2 | 3 | 4 |
35. | Я чувствую себя обманутым | 1 | 2 | 3 | 4 |
36. | Я стремлюсь показать свои способности и ум | 1 | 2 | 3 | 4 |
37. | Я боюсь | 1 | 2 | 3 | 4 |
38. | Я чувствую уныние и тоску | 1 | 2 | 3 | 4 |
39. | Меня многое приводит в ярость | 1 | 2 | 3 | 4 |
40. | Я хочу быть среди лучших | 1 | 2 | 3 | 4 |
Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале — 10 баллов, максимальная — 40 баллов.
Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом.
Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10 = 27,3, общий балл — 28.
При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.
ОЦЕНКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:
ПА + МД + (–Т) + (–Г), где
ПА — балл по шкале познавательной активности;
МД — балл по шкале мотивации достижения;
Т — балл по шкале тревожности;
Г — балл по шкале гнева.
Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.
Выделяются следующие уровни мотивации учения:
I уровень — продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;
II уровень — продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;
III уровень — средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;
IV уровень — сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;
V уровень — резко отрицательное отношение к учению
Распределение баллов по уровням представлены в табл. 2.
Таблица 2
Уровень | Суммарный балл |
I | 45 — 60 |
II | 29 — 44 |
III | 13 — 28 |
IV | (–2) — (+12) |
V | (–3) — (–60) |
В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель.
В этом случае данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. Представленное нормирование методики осуществлено на соответствующих половозрастных выборках московских школ, общее количество испытуемых — 500 человек, девушек и юношей примерно поровну.
Таким образом определяется степень выраженности каждого показателя (см. табл. 3).
Таблица 3
Нормативные показатели
Шкала | Уровень | Половозрастные группы, интервал значений | |||||
10–11 лет | 12–14 лет | 15–16 лет | |||||
Дев. | Мал. | Дев. | Мал. | Дев. | Юн. | ||
Познавательная
| Высокий | 31–40 | 28–40 | 28–40 | 27–40 | 29–40 | 31–40 |
Средний | 21–26 | 22–27 | 21–27 | 19–26 | 18–28 | 21–29 | |
Низкий | 10–25 | 10–21 | 10–20 | 10–18 | 10–17 | 10–20 | |
Тревожность
| Высокий | 27–40 | 24–40 | 25–40 | 26–40 | 25–40 | 23–40 |
Средний | 20–26 | 17–23 | 19–24 | 19–25 | 17–24 | 16–22 | |
Низкий | 10–19 | 10–16 | 10–18 | 10–18 | 10–16 | 10–15 | |
Гнев
| Высокий | 21–40 | 20–40 | 19–40 | 23–40 | 21–40 | 18–40 |
Средний | 14–20 | 13–19 | 14–19 | 15–22 | 14–20 | 12–18 | |
Низкий | 10–13 | 10–12 | 10–13 | 10–14 | 10–13 | 10–11 |
Анализируется сочетание показателей по всем трем шкалам. Варианты интерпретации на примере наиболее часто встречающихся сочетаний представлены в табл. 4.
Таблица 4
Интерпретация данных
Шкала | Интерпретация | ||
Познавательная | Тревожность | Гнев | |
Высокий | Низкий, | Низкий | Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению |
Средний | Низкий, | Низкий | Позитивное отношение к учению |
Низкий | Низкий, | Низкий, средний | Переживание |
Средний | Низкий, | Низкий, средний | Диффузное эмоциональное отношение |
Средний | Низкий, | Высокий | Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей |
Низкий | Низкий, | Высокий | Негативное эмоциональное отношение |
Низкий | Низкий | Высокий | Резко отрицательное отношение к школе и учению |
Высокий | Высокий | Высокий | Чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей |
Высокий | Высокий | Средний | Повышенная эмоциональность |
Средний, | Высокий | Средний, низкий | Школьная тревожность |
Высокий | Средний, | Высокий | Позитивное отношение при фрустрированности потребностей |
Высокий, | Высокий | Низкий, средний | Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту обучения1 |
1Данный результат, как и тот, при котором показатели по всем шкалам оказываются низкими, может также свидетельствовать о нежелании отвечать, симуляции результата, а также о несерьезном отношении к работе. Поэтому подобные результаты требуют дополнительного анализа.
МЕТОДИКА «ШКАЛА ТРЕВОЖНОСТИ РЕБЕНКА»
Автор А.А. Прихожан, адаптирована Л.Г. Кузнецовой
Цель методики: оценить ситуации, являющиеся для ребенка, с его точки зрения, основными причинами тревожности, страхов.
Ход работы:
Инструкция: «Я тебе буду говорить о разных случаях, которые бывают в твоей жизни. Некоторые из них могут быть неприятными для тебя, вызывают у тебя страх, беспокойство. У меня здесь три карточки разного цвета. Ты внимательно слушай, и если этот случай, эта ситуация в твоей жизни, о которой я говорю, очень неприятная для тебя, ты выберешь и покажешь мне красную карточку; если это только немножко неприятно для тебя – зеленую карточку; если этот случай в твоей жизни не страшен тебе – то покажешь мне желтую карточку».
В протоколе (Приложение 6) против каждого вопроса необходимо поставить, какой цвет карточки выбрал ребенок. Если он комментирует свой выбор, то это также тщательно отмечается и фиксируется. Если ребенок охотно вступает в беседу и объясняет, почему ему приятна или неприятна та или иная ситуация, то следует поддержать эту беседу. Каждый раз, когда ребенок выбрал ту или иную карточку, спрашивайте, почему эта ситуация ему неприятна (просто неприятна или вызывает страх, беспокойство).
Методика включает в себя ситуации трех типов, которые определяют виды тревожности:
- ситуации, связанные с процессом обучения, общением с учителем внутри этой деятельности;
- ситуации, анализирующие представления о себе;
- ситуации общения.
Опросник
- Отвечаешь у доски на уроке.
- Тебя ругает папа или мама.
- Встречаешься с одноклассниками.
- Пойдешь в гости к незнакомым людям.
- Ты остаешься дома один.
- Сам подходишь разговаривать к учителю.
- Не можешь справиться с заданием на уроке.
- Сравниваешь себя с другими ребятами.
- Думаешь о своих делах.
- На тебя смотрят, как на маленького.
- Ты часто плачешь.
- Учитель неожиданно задает тебе вопрос на уроке.
- Никто не обращает на тебя внимание на уроке, когда ты хорошо, красиво выполнил работу.
- С тобой не согласны, спорят с тобой.
- Встречаешься со старшими ребятами во дворе, в подъезде.
- На тебя не обращают внимание, когда ты что-то делаешь, играешь.
- Тебе снятся страшные сны.
- Учитель дает тебе трудное задание.
- Выбираешь в игре главные роли.
- Оценивают твою работу дома или ребята.
- Не понимаешь объяснения учителя.
- Ребята смеются, когда ты отвечаешь на уроке.
- Смотришь ужасы по телевизору или тебе рассказывают страшные истории.
- Думаешь о том, что будет, когда ты вырастешь большим.
- На тебя сердятся непонятно почему взрослые (мама, папа, учитель).
- Учитель оценивает твою работу, которую ты выполнил на уроке.
- На тебя смотрят (наблюдают за тобой), когда ты что-то делаешь.
- У тебя что-то не получается.
- Ребята не играют с тобой (не берут никогда в игру), не дружат с тобой.
- Учитель делает тебе замечание на уроке.
Обработка результатов:
Количественный анализ.
1. Ответы ребенка сравнивают с ключом.
Ключ:
Вид тревожности | Номер пункта шкалы | |||||||||
Учебная | 1 | 6 | 7 | 12 | 13 | 18 | 21 | 22 | 26 | 30 |
Самооценочная | 5 | 8 | 9 | 11 | 17 | 19 | 20 | 23 | 24 | 28 |
Межличностная | 2 | 3 | 4 | 10 | 14 | 15 | 16 | 25 | 27 | 29 |
2. Ответ на каждый пункт шкалы оценивается количеством баллов: красная карточка – 3 балла; зеленая – 2 балла; желтая – 0 баллов.
3. Подсчитывается общая сумма баллов по каждому разделу (показывает уровень тревожности по соответствующей деятельности) и общая сумма по всем разделам (показатель по всей шкале – общий уровень тревожности.
- а) менее 5 баллов – низкий уровень учебной, самооценочной, межличностной тревожности;
более 20 баллов – высокий уровень учебной, самооценочной, межличностной тревожности.
б) менее 15 баллов – низкий уровень общей тревожности;
более 60 баллов – высокий уровень общей тревожности.
Качественный анализ
Анализ ответов детей и цвет выбранной карточки по каждой ситуации поможет психологу определить проблемы ребенка, причины его тревожностей, страхов.
Особого внимания требуют дети с высокой тревожностью и «очень спокойные».
Высокие баллы по отдельным видам тревожности или в целом свидетельствуют о реальном неблагополучии ребенка, которая может существовать даже вопреки объективному благополучному положению (особенно с точки зрения взрослых), являясь следствием определенных личностных конфликтов или нарушения в развитии самооценки. В этом случае уместно использовать дополнительные методики, направленные на изучение личностных особенностей
ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕМБО-РУБИНШТЕЙН
Методика проводится в форме свободной беседы. На листке бумаге чертится первая вертикальная линия. Педагог объясняет ребенку, что это шкала здоровья, в самом верху которой расположены самые здоровые люди, а в самом низу — самые больные, а затем просит отметить своё местоположение на шкале. Рядом с первой линией проводится вторая, шкала ума, и дается аналогичная задача. Затем третья линия, шкала характера, и четвёртая, шкала счастья.
По желанию можно вписать оптимизм, удовлетворенность собой (качествами). Если тест Дембо-Рубинштейн проходит подросток, добавьте способности, внешность, авторитет среди сверстников, уверенность в себе.
Для удобства на листке бумаге нужно начертить столько линий, сколько качеств вы тестируете (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будем считать за 1 балл.
Бланк ответов
Интерпретация результатов методики диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн выглядит так:
50-75 баллов — средняя и высокая самооценка. Человек оценивает себя адекватно, реально смотрит на вещи.
75-100 баллов – завышенная самооценка. Возможно, в процессе формирования личности произошли какие-то нарушения. Человек воспринимает себя искаженно, он не хочет учиться чему-то новому, не замечает свои ошибки, нечувствителен к критике и замечаниям.
Меньше 50 баллов – низкая самооценка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование диагностики адаптации пятиклассников к средней ступени обучения
Диагностика педагогической адаптации пятиклассников...
Образовательная программа психологических занятий по адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене "Я - пятиклассник"+презентация. Занятия расчитаны на 1 четверть, продолжительность 35-40 минут.
Оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе....
Диагностика психолого-педагогической адаптации пятиклассников
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразно...
Выступление на семинаре классных руководителей с сообщением на тему "Адаптация пятиклассников. Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников."
Переход в пятый класс — очень важный период в жизни детей. От того, как пройдёт процесс адаптации, зави...
Диагностика адаптации пятиклассников при переходе в среднее звено
Материалы можно использовать для ежегодной диагностики пятиклассников...
Встреча Клуба осознанного родительства по теме: «Адаптация пятиклассников. Знакомство с результатами диагностики» часть 1
Ежегодно в параллели 5-х классов проводится адаптационная диагностика и её результаты хочется показать кратко, ёмко и с полноценными рекомендациями. Эта презентация прекрасно подходит для проведения м...
Диагностика адаптации пятиклассников.
Адаптация пятиклассников....