Диагностика адаптации пятиклассников.
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Адаптация 5 класс:
Проблема адаптации учеников актуальна на всех этапах обучения. Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Но практика показывает, что снижение успеваемости и рост проблем - учебных, социально-эмоциональных, проблем со здоровьем - особенно заметны при переходе учащихся из начальной школы в пятый класс. Это связано не только с привыканием детей к новым условиям обучения, но и с особенностями предподросткового и раннего подросткового возрастного периода.
Подростки очень эмоциональны. Даже отношение к предметам носит чисто эмоциональный характер. Дети с удовольствием берутся за то, что их привлекает. Но, столкнувшись с первым трудностями, быстро охладевают. Родителям не стоит из-за этого расстраиваться: это возрастная особенность. Эмоциональность пятиклассника настолько высока, что даже положительные эмоции могут оказать отрицательное действие. Еще одна важная особенность детей этого возраста – изменение структуры внимания. У ребенка резко ухудшаются все свойства внимания, кроме переключения. Ребенок в этом возрасте не может долго сосредотачиваться на одном объекте, он должен часто менять деятельность.
Пятиклассники очень активны, они многое хотят сделать, но умеют еще мало. Чтобы не подавить их инициативу, нужно помогать им, поддерживать любые начинания.
2. Сроки адаптации:
Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.
В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, "развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.
3. Трудности, затягивающие адаптацию в 5 классе:
Первое: заболевания детей, которые часто носят психосоматический характер.
Второе: рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку — с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п. Такие "мелочи” нередко существенно затрудняют жизнь школьника.
Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Также, часто сталкиваются с деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы "шалеют” от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя "тайные уголки”, иногда даже задирают ребят из старших классов.
Для наиболее эффективного решения этих проблем разработана программа «Психологическое сопровождение пятиклассников". Основой для создания данной программы послужил анализ типичных затруднений учеников 5 классов, связанных с прохождением адаптационного периода. Данная программа реализуется в рамках комплексного сопровождения естественного развития ребенка и предполагает взаимодействие педагогов, родителей, учеников. Программа базируется на основных принципах гуманистической психологии и педагогики и ориентирована на тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Успешность процесса адаптации учеников пятых классов во многом зависит от согласованности требований учителей-предметников, осуществления преемственности в работе педагогов начальной школы и средней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование диагностики адаптации пятиклассников к средней ступени обучения
Диагностика педагогической адаптации пятиклассников...
Образовательная программа психологических занятий по адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене "Я - пятиклассник"+презентация. Занятия расчитаны на 1 четверть, продолжительность 35-40 минут.
Оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе....
Диагностика психолого-педагогической адаптации пятиклассников
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразно...
Выступление на семинаре классных руководителей с сообщением на тему "Адаптация пятиклассников. Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников."
Переход в пятый класс — очень важный период в жизни детей. От того, как пройдёт процесс адаптации, зави...
Диагностика адаптации пятиклассников при переходе в среднее звено
Материалы можно использовать для ежегодной диагностики пятиклассников...
Диагностика адаптации пятиклассников
Данные материалы представляют собой диагностический инструментарий, который может использовать педагог-психолог в процессе диагностики обучающихся 5 классов на предмет адаптации к обучению в старшей ш...
Встреча Клуба осознанного родительства по теме: «Адаптация пятиклассников. Знакомство с результатами диагностики» часть 1
Ежегодно в параллели 5-х классов проводится адаптационная диагностика и её результаты хочется показать кратко, ёмко и с полноценными рекомендациями. Эта презентация прекрасно подходит для проведения м...