Планирование и ситема работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках русского языка и летературы
статья

На уроках русского языка и литературы необходимо развивать творческие способности учащихся. Для этого ребенку недостаточно уметь говорить, видеть, слышать, необходимо, чтобы его мозг успевал идентифицировать, анализировать, синхронизировать большой объем информации в высоком темпе и подходить к деятельности творчески. Важно создать для этого условия, которые помогут в развития мышления, творческого воображения, интуиции, речи, умений объяснять и рассуждать. Все эти условия может обеспечить работа с текстом на уроках русского языка и литературы, которая помогает достигать оптимального результата.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_planirovanie_i_sistema_raboty.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Планирование и система работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы».

                                   

                                         Содержание

  1. Введение

  1. Обоснование

  1. Описание способов работы

  1. Планирование работы по развитию творческих способностей учащихся.

  1. Система работы по развитию творческих способностей учащихся.

  1. Заключение

  1. Литература

             Учитель русского языка и литературы: Бакаева Лариса Валентиновна

  1.  Введение

                         «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества»

                                                                                              ( В.А. Сухомлинский) 

         

    На уроках русского языка и литературы необходимо развивать творческие способности учащихся. Для этого ребенку недостаточно уметь говорить, видеть, слышать, необходимо, чтобы его мозг успевал идентифицировать, анализировать, синхронизировать большой объем информации в высоком темпе и подходить к деятельности творчески. Важно создать для этого условия, которые помогут в развития мышления, творческого воображения, интуиции, речи, умений объяснять и рассуждать. Все эти условия может обеспечить работа с текстом на уроках русского языка и литературы, которая помогает достигать оптимального результата.

  1. Обоснование

     По проблеме творческого развития есть педагогические исследования. Обоснование предложенной системы работы можно найти в трудах И.Я. Лернера, В.А. Сухомлинского, А.Н. Окунева. И.Я. Лернер выделил следующие элементы творческих способностей:

-видение новой проблемы в знакомой ситуации;

-перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию;

-видение скрытых функций известных объектов;

-видение всех взаимосвязей объекта;

-видение альтернативных способов решения задачи

-комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа;

-построение принципиально нового способа решения, отличающегося от известных способов.

    Обучение творчеству школьников – это вооружение их умением осознавать проблему, намеченную учителем и позднее ее формулировать самому. Это развитие способностей выдвигать гипотезы и соотносить их с условиями поставленной задачи, осуществлять поэтапную или нестандартную  итоговую проверку решения несколькими способами.

    Уроки русского языка и литературы, как никакие другие, открывают возможности для развития креативных способностей.

    Т.И. Тамбовкина, рассматривая возможности развития творческой активности на уроках русского языка, отмечает, что одним из видов психической деятельности является наблюдательность. Она не возникает сама по собе, ее нужно кропотливо и систематически развивать. Целенаправленное языковое наблюдение на уроках русского языка побуждает учеников к творческой активности.

    Литературное развитие школьников можно развивать только в русле творчества. В.А. Сухомлинский писал: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества». Уроки литературы прежде всего требуют атмосферы креативности, так как акт постижения искусства немыслим без личностного включения, без тврческой направленности. Эти уроки позволяют развивать творческие способности – создается новое, свое.

    Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами, а особенностью творческой деятельности школьников является то, что они создают новые для себя ценности, важные для формирования личности. Обучение творчеству детей главным образом осуществляется на проблемах, уже решенных обществом. Конечно, способности выступают как предпосылки усвоения знаний, умений и навыков. Творческие способности проявляются в решении творческих задач, но оптимальным условие, обеспечивающим интенсивное развитие школьников выступает не эпизодическое решение отдельных творческих познавательных задач, а планомерное, отвечающее следующим требованиям:

-познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности, лежащих в основе развития творческих способностей – памяти, внимания, мышления, воображения4

-задачи должны подбираться с учетом последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон.

    По моему мнению, система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей:

-эвристический;

-проблемный;

-модельный.

    Именно эти методы обучения позволяют предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.

    При традиционной форме обучения учащийся, приобретая и усваивая в учебном процессе некоторую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы решения задач, упражнений и т. п. но он не принимает участие в творческом поиске и, следовательно, не приобретает опыта такого поиска. Поэтому нередки случаи, когда выпускники средней школы, успешно овладевшие материалом школьной программы, не справляются с вузовскими конкурсными заданиями, которые требуют нестандартного подхода к их решению. Выдвижение новой гипотезы в связи с новой проблемой требуют особых видов деятельности, решающим образом зависящих от способностей исследователя. Эти способности формируются в деятельности самих учеников. Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие специальные условия для творческого решения.

  1. Описание способов работы

    Диагностику уровня развития творческих способностей должен проводить школьный психолог при помощи следующих методик:

А).Метод «Креативное поле» Д.Б. Богоявленской.

Б).Методика определения оригинальности мышления по рисункам, по конструированию фраз, предложенная Гилфордом.

В).Тесты Торренса.

 Г).Тесты Ровена и Венгера.

    Промежуточную диагностику творческой активности каждого ученика проводим при помощи методов:

-наблюдения;

-беседы;

-анкетирования;

Тестов.

  1. Нулевой уровень.

    Учащиеся, как правило, пассивны, с трудом включаются в творческую работу, ожидая привычного давления со стороны учителя. Занимаясь с этой группой ребят, не забываю о том, что они медленно включаются в работу. Иногда разрешаю таким учителям выполнить часть творческого задания. Моя деятельность в таком случае направлена на создание атмосферы уроков, настраивающей на включение школьников в учебный процесс. Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости – отсутствие страха – чувство уверенности – ожидание уроков, которые веду. Так создаются предпосылки для перехода на более высокий уровень развития творческой активности.

  1. Относительно-активный уровень.

    Для учащихся этого уровня характерна заинтересованность только в определенной творческой ситуации, связанной с интересной темой урока или необычными приемами. На этих уроках включение в деятельность с эмоциональной привлекательностью, но не подкрепляется волевыми и эмоциональными усилиями. Такие ученики с желанием приступают к выполнению творческого задания, но при затруднении теряют к нему интерес. В этой ситуации «удержать внимание учащихся помогут вопросы, которые задают сами дети.

  1. Исполнительно-активный уровень.

    Ребят этой группы характеризует умение соподчинять эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия в определенной учебной цели. Они достаточно осознают учебную задачу, с желанием включаются в творческую деятельность, зачастую предлагают интересные пути решения и работают преимущественно сами. В эту группу входят и те учащиеся, кто мыслит озарениями. Они начинают скучать, если задание простое, постепенно привыкают ограничивать себя рамками и отвыкают искать нестандартные решения. На ребят этого уровня, например, можно возложить роль «наблюдателей», которые следят за темпом урока, или роль «мудрецов», которые подводят итог занятию.

  1. Творческий уровень.

    Ребята умеют и любят работать творчески, без давления со стороны учителя. Удовлетворение получают не от достижения цели, а от самого процесса. Их активность не нуждается в стимулирующих приемах.

    Моя задача - вовлечь в творческую деятельность не только учащихся 4 группы, а помочь всем ученикам открыть в себе способности, о которых они раньше не подозревали. Все приемы должны быть направлены на развитие у ребят самой потребности в творческой деятельности, стремления к самоактуализации через различные виды творчества.

4.Планирование работы по развитию творческих способностей учащихся 

При разработке методики формирования творческих способностей учитель должен учитывать:

-общий уровень развития ученического коллектива;

- возрастные особенности формирования креативной сферы;

-личностные особенности учащихся;

-специфические черты и особенности учебного предмета.

Условия формирования творческих способностей:

-положительные мотивы учения;

-интерес учащихся;

-творческая активность;

-положительный микроклимат в коллективе;

-сильные эмоции;

-предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.

Принципы деятельности:

-креативность обучения (реализация творческих возможностей учителя и учащихся);

-опора на субъективный опыт:

-актуализация результатов обучения;

-индивидуализация и дифференцизация обучения;

-системность обучения;

-творческое взаимодействие учащихся и учителя в процессе обучения.

Задачи учителя:

-пополнение запаса знаний учащихся на уроках русского языка и литературы;

-развитие общеучебных умений и навыков;

-развитие креативного мышления;

-развитие творческой самостоятельности учащихся;

-воспитание творческой личности.

Систему работы можно представить в виде схемы:

Работа на уроках русского языка

Работа на уроках литературы

Обычные уроки с заданиями,

развивающими творческие способности

Уроки по развитию речи традиционные и нетрадиционные

Творческие лаборатории

Уроки по развитию речи традиционные и нетрадиционные

Задания на уроках русского языка, способствующие формированию и развитию творческих способностей.

1.Эвристическая задача – лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия. Например:

- Мы с вами составляем упражнение для ваших будущих учеников. Текст перед вами.

- Какие бы буквы вы заменили точками, чтобы ребята, вспоминая изученное, вставляли их?

Это эвристический вопрос, результаты которого многоплановы. Возникает творческий интерес учащихся, их внимание сосредотачивается на предложенном тексте. Они приучаются видеть «ошибкоопасные места», а значит, законы орфографии становятся достоянием их творческого опыта.

Неожиданный ответ

Спросил учитель: «В слове «паровоз»

Где корни? Кто ответит быстро?»

«В нем нет к…рней, но много есть к…лес,

И есть еще два сменных машиниста.

Решая эту задачу, дети овладевают умением соотносить предметы реальной действительности и слова, называющие эти предметы.

Корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки. Подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку – при непременном контроле со стороны учителя. Внимание активизируется творческим  заданием, предполагающим обоюдную готовность учителя и ученика к нестандартным творческим решениям.

Этимологические курсы неизменно привлекают и концентрируют внимание как потенциальный фактор ассоциации. На уроках я часто знакомлю с происхождением слов или со сведениями из истории слов. Например, порох – слово из ряда прах, порхнуть, а яства не являются, а предназначаются для того, чтобы ясти.

Составление опорных сигналов. Чтобы закрепить языковую закономерность и окончательно освоить ее, не боясь ошибиться в дальнейшем, учащийся должен «увидеть правило в системе небольшого количества ярких и запоминающихся знаков, схем. Составление учащимися схемы нуждается в контроле педагога. Работая со схемой школьники припоминают сведения, осмысливают их применительно к собственному «я».

Индивидуальная работа над ошибками. Объясняю задание, «Я подчеркнула буквы, написание которых нуждается в уточнении. Попробуем объяснить выбранный нами вариант написания». Подчеркиваются не только нарочно сделанные ошибки , но и случаи правильного написания. Зная это, с пассивной позиции «обучаемый» переключается  на активную позицию «собеседник». Творческая работа над ошибками делает возможным отклик: она действительно важна для ученика.

Толкование языковых терминов. Например, я задаю вопрос: «Почему прилагательные так называются, как вы думаете, ребята?» учащиеся рассуждают, что прилагательное то, что прилагается, добавляется к чему-то, без чего оно теряет свой полный смысл. Без существительного.

Игра позволяет сделать многие понятия «живыми», создает творческие ситуации на уроке. Например, в начале изучения темы «Члены предложения»  я приношу необычный предмет. Ученикам предлагается задать несколько вопросов на уточнение:

- Что это?

- Что он делает?

- Какие у него свойства?

- Где применяется? И т.д. каждый ответ рождает новый, более конкретный вопрос на уточнение. Если проанализировать все прозвучавшие и зафиксированные вопросы, то становится видно, что все это члены предложения. Затем дается задание – попытаться обобщить все, что удалось узнать о незнакомом предмете.

Опора на языковый текст. Бессмысленно просто прочитать художественный текст и дать к нему грамматическое задание или обратиться со словами «Посмотрите, какой прекрасный язык!». Для ребят это пустой звук, пока текст не начнет переживаться ими, а собственные переживания не станут осмысленными. Это можно представить в виде схемы:

  1. Ученик

От начального восприятия ткста(определение своих чувств, ощущений, отношения)

  1. Ученик – текст

К попытке понять: почему я испытываю именно это?

  1. Текст

Поиск в тексте того, что могло обусловить особенности восприятия.

  1. Обобщение

Какие закономерности авторской речи служат для усиления художественного воздействия на читателя?

Уроки развития речи – это уроки творчества, здесь должна проявляться индивидуальность каждого ученика, развиваться его творческие способности. Наилучшим образом служит развитию речи естественность высказывания детей, обусловленность устной речи внутренними побуждениями, когда речь отвечает своему жизненному назначению – общению. Эффективность учебного процесса определяется характером деятельности учителя. Если учитель не сумел организовать собственную деятельность и деятельность учащихся, содержательное и разумное общение, то большого успеха он не добьется.

Творческий диктант занимает особое место. Он служит как задачам развития речи, так и обучению правописанию. Он проводится с целью обучения орфографии, как правило, и с целью развития речевых навыков учащихся. Т.А. Ладыженская, вслед за М.В. Ушаковым, относит к творческим диктантам «такой вид упражнений, при которых учащиеся вставляют в диктуемый учителем текст слова или словосочетания определенной грамматической категории или заменяет в диктуемом тексте определенные слова или словосочетания другими, близкими по значению категориями».

Изложение. В системе работы играют большую роль изложения. Это процесс и вид деятельности, результатом этой деятельности является текст. При работе над изложением активируется пассивный словарь ученика, но в его речи появляются новые слова, над значением и употреблением которых проводится определенная работа.

Сочинения бывают в виде небольших творческих работ (миниатюр) и больших сочинений, типа, описательно-повествовательного характера. Большое значение для воспитания чувства прекрасного, а также для развития речевых творческих способностей играет музыка. Использование музыки позволяет актуализировать эмоциональный фактор в обучении, роль которого очень велика. Известно, что развитая эмоциональная сфера стимулирует и умственную, и речевую деятельность учащихся, ибо искусство интенсивно развивает творческую фантазию. О связи музыки с развитием воображения и фантазии В.А. Сухомлинский писал так: «Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы. Музыкальная мелодия пробуждает у детей яркие представления. Они ни с чем не сравнимое средство воспитания творческих сил разума».

  1. Заключение

Данная тема создает большое поле для совершенствования работы учителя  и системной работы, которая включает в себя и внеклассную работу по предмету.

Сущность опыта. Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной творческой личности на основе благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого учащегося.

Результативность. Заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, повышает качество обученности по русскому языку и литературе.

Трудоемкость заключается в переосмыслениии своего педагогического опыта с позиции творческих способностей учащихся.

Список литературы.

Богоявленская. Психология творческих способностей. М. Академия, 2002

Винокурова Н.К. развитие творческих способностей учащихся. – М. Педагогический поиск, 1999.

Ладыженская Т.А. Творческие диктанты. – М. 1963

Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. - "Народное творчество». М. – 1969.

Сухомлинский В.А. О воспитании. – М. 1973

Сухомлинский В.А. сердце отдаю детям. 3 т. – М. 1979


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка

О различных способах развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

Работа по выявлению и развитию творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Каждый ребенок таланлив.  Как разбудить его задатки и способности?  Работа по выявлению и развитию творческих способностей учащихся приносит свои плоды  при условии, если учитель ...