Проектная деятельность на уроках мокшанского языка и во внеурочное время
материал (5 класс)

Житаева Лариса Леонидовна

Проектная деятельность на уроках мокшанского языка и во  внеурочное время

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

 Проектная деятельность на уроках                                   мокшанского языка

             и во  внеурочное время

Учитель мокшанского языка

МБОУ «Ковылкинская СОШ №4»

Житаева Лариса Леонидовна

                                                            2

  В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценности, приоритеты, целевые установки и педагогические средства.

 Одна из главных задач современной  школы - создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся  к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

   Образованный человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целенаправленно. Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие творческого мышления школьника.

              В своей работе я стараюсь проявлять и развивать личную заинтересованность детей в приобретении знаний . В связи с этим значительную роль в работе я уделяю проектной деятельности, которая позволяет выявить творческие способности ребёнка, развить исследовательские и коммуникативные умения, навыки сотрудничества.

    Проектная деятельность- это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости,  инициативности. В процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.

  Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

   В учебном процессе я использую различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие,  информационные, игровые,  учебные.

  Но чаще я использую исследовательский проект.  По структуре он напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов

     Цель проекта – ответ на поставленный вопрос исследования. создание условий для формирования и развития исследовательских умений учащихся, вовлечение их в активную проектно-исследовательскую деятельность

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников

Задачи проектной деятельности:  

1) развитие критического мышления.

2) развитие творческого мышления

3) развитие умения работать с информацией (отбирать нужную; анализировать; систематизировать и обобщать; выявлять проблемы; выдвигать обоснованные гипотезы, их решения; ставить эксперименты; статистически обрабатывать данные);

4) развитие умения работать в коллективе.

Ожидаемым результатом проектной деятельности является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка:

 -Умение работать с информацией.

 - Опыт планирования.

  - Расширение кругозора.

 - Развитие мышления.

 - Развитие творческих способностей.

 - Опыт публичного выступления.

Преимущества проектной деятельности:

 - самостоятельное приобретение знаний;

 - получение опыта познавательной и учебной деятельности;

   В проектной деятельности  выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной  деятельности:

      - Мотивационный этап: учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой

   -  Планирующий или подготовительный этап: (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником

          -Практический или моделирующий.

         -Защита проекта или презентации.

         - Результаты

  В начальном звене учащиеся еще не умеют самостоятельно работать с  научно-познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения,  планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. От учителя  потребуется  такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Большого внимания  требует и процесс осмысления,  целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования.  

 При проектировании я задаю следующие вопросы «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?  Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

     Очень важным является первый этап — этап погружения в проект.

Начиная работу над проектом, я пробуждаю в учащихся интерес к теме проекта. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Как учитель это сделает, зависит от его фантазии и мастерства. Можно рассказать сказку, притчу, разыграть инсценировку или просмотреть видеосюжет. А может быть, достаточно сослаться на уже виденное, услышанное, узнанное учениками, используя когда-то возникший у них к этому интерес. Интерес к теме выстраивается, конечно, с учетом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.е. находиться в зоне ближайшего развития.

Напрмер, тема «Домашние животные» на уроках мокшанского языка изучается и во втором, и в третьем классах. Мы много узнали о домашних животных. У детей появился интерес узнать больше о собаках, кошках, лошадях. Решили создать групповые проекты. Были поставлены цели и задачи:

 - Как давно появилось данное животное в жизни человека;

 - Какие породы данных животных бывают;

 - Какую роль разные породы(собак, кошек, лошадей) играют в жизни людей.

 - Мой питомец.

 - Памятники животным в разных городах и странах.

 - Выводы.

     И работа закипела. Одна группа (1-й ряд) выбрала проект: «Собака в жизни человека», другая – «Кошки», третья решила больше узнать о лошадях. Проекты получились очень интересными, увлекательными. К презентациям были добавлены рисунки учащихся. Узнали самую большую собаку в мире и самую маленькую по размерам, которая помещается на столовой ложке.

      В 4-ом классе по плану проходим тему: «Моя семья». Поговорили о том, что у каждого человека должна быть семья. Семья - самое дорогое в жизни человека. Это родители и дети, дедушки и бабушки, семья,  которая всегда с тобой рядом, поддержит и поможет в трудную минуту, вместе с тобой радуется и огорчается, дома всегда тебя ждут и любят.

    Здесь уже пошли индивидуальные проекты. Каждый ребенок захотел создать и защитить свой проект, рассказать о своей семье, а, может быть, сам решил больше узнать о своих родителях и предках. Оказывается, многие четвероклассники не знают, где и кем работают их родители

Составили план наших исследований, цели и задачи:

  1.  День рождения семьи (дата свадьбы родителей)
  2.  Кто назвал таким именем( всех членов семьи).
  3.  Как звучат наши имена по-мокшански

4.   Что означает наша фамилия. (Переводится ли на мокшанский)

5.   Родословная  моей семьи или Дерево жизни.(До 3-х поколений)

6.   Профессия родителей, бабушек,  дедушек.

7.   Обязанности в семье.

8.   Традиции семьи.

9.   Увлечения семьи.

10.  След войны  в нашей семье

    Многие дети создали презентации, часть учащихся – фотоальбомы. Каждый ребенок защитил свой проект, а значит, он развивал свою речь, мышление, показал умение собирать материал, сконструировать. Родители помогали   советом  в поисках информации, организацией встреч с дальними родственниками, сбору фотографий, составлению родословной.

Такая работа развивает интерес к истории своих предков. Способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный и коммуникативный уровень, повышает роль и значимость  семьи в глазах ребёнка.

    С учащимися 5-го класса работать уже немного легче. Они уже знают этапы работы. Интересно, но именно у русской девочки появился интерес к истории мордовского костюма, и она изъявила желание провести исследовательскую работу по этой теме. Работа трудная, однако Мария поставила цель узнать историю возникновения мордовского костюма; .  история развития традиционного мокшанского костюма; развитие культуры взаимоотношений, интереса и любви к национальным    корням.

Актуальность ее работы заключается в том, что народный костюм становится объектом пристального изучения современного общества. Ей  стало интересно проследить какое отражение находит мокшанский народный костюм в наше время. Изучив историю возникновения, возрастные отличия полного праздничного костюма, девочка сделала выводы ,что молодежь бережно и трепетно относится к сохранению традиций своего народа. Многие ателье Саранска предлагают вечерние платья, украшенные мордовскими узорами, и они также не остаются без внимания.

Необычайная красочность, эмоциональная насыщенность национального костюма обладает той притягательной мощью, которая привлекает художников декоративно-прикладного искусства и модельеров, являясь неиссякаемым источником творческого вдохновения.

      Проделав такую работу, заняв первое место по республике, Мария заинтересовала своей работой многих одноклассниц, а сама заинтересовалась костюмами разных мокшанских районов Мордовии.  Она заметила, что и вышивки, и пошив, и украшения, и головные уборы разных районов во многом отличаются друг от друга. И с этой задачей справилась отлично. Конечно, ребенку во многом помогали родители. Но колоссальную  работу провела она сама, поэтому отлично отвечала на все вопросы комиссии.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

    Театрализованное представление «Мордовская свадьба» с учащимися 7-10 классов .(Прилагается).

         Проектная деятельность  школьников, будучи одной из основных  структурных единиц процесса обучения, способствует:

осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;развитию познавательных  и творческих способностей,  активности и организованности,  и самостоятельности и целеустремленности учащихся;

формированию проектного мировоззрения и мышления,

адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

В данной статье речь идет об эффективности использования метода проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности, рассмотрены основные требования к использованию метода проектов и представлена...

Проектная деятельность на уроках коми языка. Урок-путешествие "Времена года"

Урок-путешествие  для  учащихся  3  класса  с  целью  обобщения и систематизации знаний по теме «Времена года»....

Эссе «Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках иностранного языка и во внеурочное время»

Цель: определить значение включения в программу занятий со школьниками материала, освоенного в рамках курсов повышения квалификации по теме «Организация исследовательской и проектной деятельности на у...

игровая деятельность на уроках мокшанского языка в русскоязычной школе

выступление на научно-практической конференции в Саранске...

Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся

Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка и внеурочное время

Проектно-исследовательская деятельность - это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует  развитию учащегося, выявлению талантливого ребёнка, осознанию себя как члена группы, ра...