Проектная деятельность на уроках мокшанского языка и во внеурочное время
материал (5 класс)
Проектная деятельность на уроках мокшанского языка и во внеурочное время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность на уроках мокшанского языка
и во внеурочное время
Учитель мокшанского языка
МБОУ «Ковылкинская СОШ №4»
Житаева Лариса Леонидовна
2
В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценности, приоритеты, целевые установки и педагогические средства.
Одна из главных задач современной школы - создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.
Образованный человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целенаправленно. Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие творческого мышления школьника.
В своей работе я стараюсь проявлять и развивать личную заинтересованность детей в приобретении знаний . В связи с этим значительную роль в работе я уделяю проектной деятельности, которая позволяет выявить творческие способности ребёнка, развить исследовательские и коммуникативные умения, навыки сотрудничества.
Проектная деятельность- это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, инициативности. В процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
В учебном процессе я использую различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, информационные, игровые, учебные.
Но чаще я использую исследовательский проект. По структуре он напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов
Цель проекта – ответ на поставленный вопрос исследования. создание условий для формирования и развития исследовательских умений учащихся, вовлечение их в активную проектно-исследовательскую деятельность
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников
Задачи проектной деятельности:
1) развитие критического мышления.
2) развитие творческого мышления
3) развитие умения работать с информацией (отбирать нужную; анализировать; систематизировать и обобщать; выявлять проблемы; выдвигать обоснованные гипотезы, их решения; ставить эксперименты; статистически обрабатывать данные);
4) развитие умения работать в коллективе.
Ожидаемым результатом проектной деятельности является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка:
-Умение работать с информацией.
- Опыт планирования.
- Расширение кругозора.
- Развитие мышления.
- Развитие творческих способностей.
- Опыт публичного выступления.
Преимущества проектной деятельности:
- самостоятельное приобретение знаний;
- получение опыта познавательной и учебной деятельности;
В проектной деятельности выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
- Мотивационный этап: учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой
- Планирующий или подготовительный этап: (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником
-Практический или моделирующий.
-Защита проекта или презентации.
- Результаты
В начальном звене учащиеся еще не умеют самостоятельно работать с научно-познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования.
При проектировании я задаю следующие вопросы «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)? Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?
Очень важным является первый этап — этап погружения в проект.
Начиная работу над проектом, я пробуждаю в учащихся интерес к теме проекта. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Как учитель это сделает, зависит от его фантазии и мастерства. Можно рассказать сказку, притчу, разыграть инсценировку или просмотреть видеосюжет. А может быть, достаточно сослаться на уже виденное, услышанное, узнанное учениками, используя когда-то возникший у них к этому интерес. Интерес к теме выстраивается, конечно, с учетом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.е. находиться в зоне ближайшего развития.
Напрмер, тема «Домашние животные» на уроках мокшанского языка изучается и во втором, и в третьем классах. Мы много узнали о домашних животных. У детей появился интерес узнать больше о собаках, кошках, лошадях. Решили создать групповые проекты. Были поставлены цели и задачи:
- Как давно появилось данное животное в жизни человека;
- Какие породы данных животных бывают;
- Какую роль разные породы(собак, кошек, лошадей) играют в жизни людей.
- Мой питомец.
- Памятники животным в разных городах и странах.
- Выводы.
И работа закипела. Одна группа (1-й ряд) выбрала проект: «Собака в жизни человека», другая – «Кошки», третья решила больше узнать о лошадях. Проекты получились очень интересными, увлекательными. К презентациям были добавлены рисунки учащихся. Узнали самую большую собаку в мире и самую маленькую по размерам, которая помещается на столовой ложке.
В 4-ом классе по плану проходим тему: «Моя семья». Поговорили о том, что у каждого человека должна быть семья. Семья - самое дорогое в жизни человека. Это родители и дети, дедушки и бабушки, семья, которая всегда с тобой рядом, поддержит и поможет в трудную минуту, вместе с тобой радуется и огорчается, дома всегда тебя ждут и любят.
Здесь уже пошли индивидуальные проекты. Каждый ребенок захотел создать и защитить свой проект, рассказать о своей семье, а, может быть, сам решил больше узнать о своих родителях и предках. Оказывается, многие четвероклассники не знают, где и кем работают их родители
Составили план наших исследований, цели и задачи:
- День рождения семьи (дата свадьбы родителей)
- Кто назвал таким именем( всех членов семьи).
- Как звучат наши имена по-мокшански
4. Что означает наша фамилия. (Переводится ли на мокшанский)
5. Родословная моей семьи или Дерево жизни.(До 3-х поколений)
6. Профессия родителей, бабушек, дедушек.
7. Обязанности в семье.
8. Традиции семьи.
9. Увлечения семьи.
10. След войны в нашей семье
Многие дети создали презентации, часть учащихся – фотоальбомы. Каждый ребенок защитил свой проект, а значит, он развивал свою речь, мышление, показал умение собирать материал, сконструировать. Родители помогали советом в поисках информации, организацией встреч с дальними родственниками, сбору фотографий, составлению родословной.
Такая работа развивает интерес к истории своих предков. Способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный и коммуникативный уровень, повышает роль и значимость семьи в глазах ребёнка.
С учащимися 5-го класса работать уже немного легче. Они уже знают этапы работы. Интересно, но именно у русской девочки появился интерес к истории мордовского костюма, и она изъявила желание провести исследовательскую работу по этой теме. Работа трудная, однако Мария поставила цель узнать историю возникновения мордовского костюма; . история развития традиционного мокшанского костюма; развитие культуры взаимоотношений, интереса и любви к национальным корням.
Актуальность ее работы заключается в том, что народный костюм становится объектом пристального изучения современного общества. Ей стало интересно проследить какое отражение находит мокшанский народный костюм в наше время. Изучив историю возникновения, возрастные отличия полного праздничного костюма, девочка сделала выводы ,что молодежь бережно и трепетно относится к сохранению традиций своего народа. Многие ателье Саранска предлагают вечерние платья, украшенные мордовскими узорами, и они также не остаются без внимания.
Необычайная красочность, эмоциональная насыщенность национального костюма обладает той притягательной мощью, которая привлекает художников декоративно-прикладного искусства и модельеров, являясь неиссякаемым источником творческого вдохновения.
Проделав такую работу, заняв первое место по республике, Мария заинтересовала своей работой многих одноклассниц, а сама заинтересовалась костюмами разных мокшанских районов Мордовии. Она заметила, что и вышивки, и пошив, и украшения, и головные уборы разных районов во многом отличаются друг от друга. И с этой задачей справилась отлично. Конечно, ребенку во многом помогали родители. Но колоссальную работу провела она сама, поэтому отлично отвечала на все вопросы комиссии.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Театрализованное представление «Мордовская свадьба» с учащимися 7-10 классов .(Прилагается).
Проектная деятельность школьников, будучи одной из основных структурных единиц процесса обучения, способствует:
осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;развитию познавательных и творческих способностей, активности и организованности, и самостоятельности и целеустремленности учащихся;
формированию проектного мировоззрения и мышления,
адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.
В данной статье речь идет об эффективности использования метода проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности, рассмотрены основные требования к использованию метода проектов и представлена...
Проектная деятельность на уроках коми языка. Урок-путешествие "Времена года"
Урок-путешествие для учащихся 3 класса с целью обобщения и систематизации знаний по теме «Времена года»....
Эссе «Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках иностранного языка и во внеурочное время»
Цель: определить значение включения в программу занятий со школьниками материала, освоенного в рамках курсов повышения квалификации по теме «Организация исследовательской и проектной деятельности на у...
игровая деятельность на уроках мокшанского языка в русскоязычной школе
выступление на научно-практической конференции в Саранске...
Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся
Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка и внеурочное время
Проектно-исследовательская деятельность - это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, выявлению талантливого ребёнка, осознанию себя как члена группы, ра...