Диалектизмы Орловского края
план-конспект урока (6 класс)
Предварительный просмотр:
Урок родного языка в 6 классе
Тема: «Диалектизмы Орловского края»
Вид урока: изучение нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с диалектизмами Орловского края на примере литературных произведений писателей-орловцев; формировать умение понимать специфику и структуру диалектных слов.
Планируемые результаты
Предметные:
- организация деятельности учащихся по изучению диалектизмов на примере лингвистического анализа художественного текста;
- формирование умения находить в текстах диалектные слова, определять их роль;
- развитие умения понимать связь литературного произведения с эпохой его написания;
- повторение теоретических сведений и знакомство с новыми.
Метапредметные:
- умение формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать её результативность, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих учебных действий (регулятивные УУД);
- формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками (коммуникативные УУД);
- смысловое чтение, развитие навыка работы с таблицей, осуществление операций анализа, классификации, построение умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей (познавательные УУД).
Личностные:
- обогащение словарного запаса учащихся;
- поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, уважительного отношения к родному языку, осознание эстетической ценности литературного произведения.
Ход урока:
I. Организационный этап.
- Здравствуйте. Садитесь. Я рада нашей новой встрече на уроке родного языка и готова вместе с вами к увлекательному путешествию в мир слов, где нас ждет много загадок и интересных открытий.
2. Мотивация.
-А любите ли вы «поломать голову» над интересной задачей? Одной из таких словесных задач является кроссворд. Знаете ли вы, почему так называется это головоломка?
Выступление с сообщением заранее подготовленного ученика.
Слово кроссворд пришло к нам из английского языка. Оно образовано путем сложения двух слов: cross « крест, перекрестие» и word « слово». Таким образом, слово буквально переводится «пересечение слов», что отражает структуру кроссворда.
-Теперь нам ясно, почему в слове пишется удвоенная согласная. Как называются слова, пришедшие к нам из других языков? Подберите синонимы к этому слову.
Запишем в тетрадь:
Кроссворд (cross + word) – головоломка, игра, задача.
3. Актуализация.
-Я предлагаю вспомнить изученный материал, разгадывая кроссворд.
Работа с кроссвордом.
- Как называется слово с похожим лексическим значением?
- Название раздела науки о языке, изучающего строение словосочетаний и предложений.
- Название раздела науки о языке, изучающего звуки речи.
- Какой раздела языка изучает слова как части речи?
- Как называется слово, употребляемое только жителями определенной местности?
- Как называют весь словарный состав языка?
- Кто автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка»?
- Ребята, подумайте, о каком из этих слов К. Паустовский сказал: «Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно»?
4. Целеполагание. Постановка проблемы.
Предлагаю послушать, что о диалектизмах рассказал в своём стихотворении Н.А. Жданович.
Прослушивание стихотворения (читает подготовленный ученик)
Николай Александрович Жданович
Диалектизмы
Слова и словосочетания
В отдельной местности рождённые,
Где говор и наречия народные, –
Диалектизмов суть и понимание.
Диалектные, местные слова,
Волею поэтов и писателей,
Ведут к обогащенью языка,
Как златоносная руда старателей.
Вопросы :
-Где рождаются диалектизмы?
-Кто создает диалектные слова? В чьей речи они рождаются?
-Кто использует в своих произведениях диалектизмы?
-Какова, по мнению Ждановича, роль диалектизмов в литературных произведениях?
-А знаете ли вы, какие бывают диалектизмы, на какие группы их можно разделить?
На прошлом занятии мы уже говорили о местных словах. Вспомните, какие диалектные зоны можно выделить? Найдите на карте наш областной город. В какой диалектной зоне находится Орловский край?
-Важно ли нам изучать диалектные слова нашей местности?
Исходя из моих вопросов, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Диалектизмы Орловского края.
-Каких писателей, живших на Орловской земле, вы знаете?
Сегодня мы с вами понаблюдаем, какими особенностями обладают диалектизмы нашей местности, а помогут нам в этом литературные произведения писателей Орловского края.
Результаты наших открытий мы запишем в специальную таблицу(учитель раздает индивидуальные таблицы учащимся).
5. Изучение нового материала.
(Первоначальный вид таблицы)
Особые признаки диалектных слов | Вид диалектизма | Примеры |
У диалектизмов есть общеупотребительные слова-синонимы с другим корнем. Известные предметы названы по-другому. | __________- крестьянская одежда вроде пальто. _________- крутой поворот в овраге. __________- глубокая яма с непересыхающей водой. __________- беззаботный человек, не приспособленный к труду. | |
Диалектизмы отличаются от общеупотребительных слов только в произношении отдельных звуков. | ___________ - ______________ ____________- _____________ ___________ - _____________ ___________ - _____________ | |
Диалектизмы отличаются от слов литературного языка морфемным составом, т.е. образуется однокоренное слово с другими приставками или суффиксами | ___________ - ______________ ___________ - _______________ | |
Диалектизмы и общеупотребительные слова отличаются некоторыми грамматическими признаками, свойственными определенным частям речи (диалектные слова склоняются или спрягаются по-другому). |
Рассмотрим несколько отрывков, внимание на экран:
1)Наблюдение за первой группой диалектизмов.
«Идёт в чём был: …одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются…» (Н.С. Лесков «Левша»)
«Шёл я из Каменной Гряды в Шашкино; … а потом лужком пошёл - знаешь, там, где он сугибелью выходит, там ведь есть бучило; знаешь, оно ещё всё камышом заросло…» (И.С. Тургенев «Бежин луг»)
«От него отказались, как от человека ни на какую работу не годного – «лядащего», как говорится у нас в Орле». (И.С. Тургенев «Хорь и Калиныч»)
Обратим внимание на подчеркнутые слова в каждом отрывке. Известны вам значения этих слов? Впервой строке таблицы есть их объяснения. Попробуем определить значения и заполнить пропуски.
В первом примере легко догадаться, что речь идет об одежде, во втором – о природных объектах, а в третьем отрывке дана характеристика человека с пометкой: так говорят в Орле. Делаем вывод: у этих слов есть общеупотребительные синонимы. Какой раздел науки о языке изучает синонимы и значения слов? Какие же это будут виды диалектизмов? Запишем вывод в таблицу: лексические (учитель записывает термин на доске).
2)Наблюдение за второй группой диалектизмов.
- Прослушайте отрывки и найдите слова, которые отличаются своим произношением от привычных нам слов?
«Ступай, мол, Ермил, на пошту». (И.С. Тургенев «Бежин луг»)
«Тришка – эвто будет такой человек удивительный, который придёт… Все как крикнут: «Ой, Тришка идёт!»- да кто куды! Староста наш в канаву залез; старостиха в подворотне застряла, благим матом кричит, свою же дворовую собаку так запужала, что та с цепи долой…» (И.С. Тургенев «Бежин луг»)
Найдём в таблице строчку для диалектизмов, которые отличаются произношением, выпишем примеры таких слов и их литературную норму. В чем заключается различие?
Эвто – вставка звука [ в]; пошта - замена звука и т.д.
- Какой раздел языка изучает звуки? Как мы назовём такие диалектизмы? Запишем вывод в таблицу: фонетические.
Иван Бунин, ещё один известный писатель Орловщины, так сказал об одном из своих героев: «…говор старинный, косолапый, крупный. Он говорит: що, каго, яго, маяго, табе, сабе, таперь, но всё как-то так, что слушать его – большое удовольствие…»
Прислушаемся и мы к этому говору. Слышите, как в произношении отчетливо выделяются а и я. Эти явления характерны для южного говора, они получили названия – аканье и яканье, запишем их в таблицу. А как звучит «что» в речи бунинского героя? Происходит замена [ч] на мягкий [щ]. Такое произношение называется щоканье, запишите этот термин. И еще одна яркая особенность живой речи, которая выдаёт жителей южной части страны – это особое произношение звука [г]!
Вы слышали в речи своих знакомых такое произношение (учитель произносит фрикативный звук): где, голубь, друг, нога? И герой Бунина говорит так же. В науке такое произношение называют фрикативное. Запишем в таблицу: фрикативный [г] - [друх].
(При технической возможности оснащения класса можно включить запись живой местной речи и предложить детям понаблюдать за фонетическими особенностями орловского говора.)
Такое произношение не является нормой русского языка, и в своей речи нужно стараться избегать такого говорения!
3)Наблюдение за третьей группой диалектизмов.
«А слышали вы, ребятки, - начал Илюша, что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?» (И.С. Тургенев «Бежин луг»)
«Страх такой меня взял, братцы мои: время-то позднее, да и голос такой болезный. Так вот, кажется, сам бы и заплакал». (И.С. Тургенев «Бежин луг»)
Обратите внимание на выделенные слова. Так ли мы употребляем их в речи? Как правильно сказать: намедни или намеднись; болезненный или болезный? Запишем эти пары слов в таблицу. Что в таблице сказано про особые признаки таких диалектизмов? Давайте рассмотрим их морфемный состав. Чем они отличаются?
-Как назвать вид таких диалектных слов, если расхождение связано с образованием слова? Запишем вид в таблицу: словообразовательные.
- Попробуйте самостоятельно найти подобные диалектные слова в отрывке:
«Платов ничего государю не ответил, только свой грабоватый нос в лохматую бурку спустил, а пришёл в свою квартиру, велел денщику подать из погребца фляжку кавказской водки». (Н.С. Лесков «Левша»)
-Назовите, какими морфемами отличаются диалектизмы от общеупотребительных слов?
4) Наблюдение за четвертой группой диалектизмов.
«Этот Ваня … кладе за пазуху краюшечкю и отправляется на этот самый караул..» (И.А.Бунин «Сказки»)
- Назовите слова, которые передают действия Вани. Если глагол «отправляется» употреблён в привычной нам форме, то у глагола «кладе» изменилось окончание. Запишем в последнюю строку таблицы этот пример: кладе - кладет. Перед нами не просто фонетическое изменение слова. Окончание –ёт многое может рассказать о слове. Приведите примеры слов с таким окончанием.
- Слова какой части речи вы называете?
-В каком лице стоят названные вами глаголы?
- Какого они спряжения?
- Может ли окончание –е рассказать нам об этом?
Все эти признаки связаны с определением части речи. Заглянем в таблицу, что в ней сказано про особенности таких диалектизмов? Как мы назовём такие диалектизмы, если различия связаны с признаками частей речи? Запишем вывод: морфологические.
В отрывке из рассказа Бунина есть еще одно диалектное слово. Какое? (Делаются выводы, что в слове наблюдается только мягкое произношение одного звука, значит, это фонетический диалектизм).
И снова обратимся к строчке из рассказа Тургенева «Бежин луг». Понаблюдайте, написание какого слова противоречит грамматическим нормам русского языка? Можете первоначально обсудить свои выводы с соседом по парте:
«Но а говорят, прежде красавица была. Водяной её испортил… не ожидал, что её скоро вытащут». (И.С. Тургенев «Бежин луг»)
Использование окончаний –ут/-ют вместо –ат/-ят – это тоже одна из особенностей местного диалекта.
6. Систематизация знаний. Выводы.
- Скажите, можем ли мы теперь ответить на вопрос, заданный в начале урока: какие бывают диалектизмы, на какие группы их можно разделить?
- Какими особенностями обладает каждый вид диалектных слов?
(Законченный вид таблицы)
Особые признаки диалектных слов | Виды диалектизмов | Примеры |
У диалектизмов есть общеупотребительные слова-синонимы с другим корнем. Известные предметы названы по-другому. | Лексические | озямчик- крестьянская одежда вроде пальто. сугибель- крутой поворот в овраге. бучило - глубокая яма с непересыхающей водой. лядащий - беззаботный человек, не приспособленный к труду. |
Диалектизмы отличаются от общеупотребительных слов только в произношении отдельных звуков. | Фонетические | Пошта-почта Эвто-это Куды-куда Запужала-запугала Аканье, яканье [а] Щоканье (что-що) фрикативный [г] - [друх] |
Диалектизмы отличаются от слов литературного языка морфемным составом, т.е. образуется однокоренное слово с другими приставками или суффиксами | Словообразовательные | Намеднись-намедни Болезный-болезненный |
Диалектизмы и общеупотребительные слова отличаются некоторыми грамматическими признаками, свойственными определенным частям речи (диалектные слова склоняются или спрягаются по-другому). | Морфологические | Кладе-кладет Вытащут-вытащат |
- С отрывками из текстов каких писателей вы работали на уроке?
- Скажите, если диалектизмы не соответствуют нормам родного языка, то зачем писатели используют такие слова в своих произведениях?
- Что помогают передать диалектизмы?
- Почему мы изучаем диалектные слова на уроках родного языка?
- Какие диалектизмы вам запомнились? Почему?
- Можем ли мы утверждать, что диалектизмы остались только на страницах произведений и они не встречаются нам в живой речи?
Писатели обращаются к диалектизмам, чтобы воспроизвести особенности речи и быта героев своих произведений.
Диалектные слова понемногу уходят из нашей речи, однако они не исчезли совсем. Диалектизмы в какой-то степени украшают нашу речь, потому что в них много метких слов, ярких выражений.
Изучая диалекты своей местности, мы бережно храним память о говоре наших предков, историю и культуру родного края.
Давайте сравним наши выводы с высказыванием доктора филологических наук Г.Г. Мельниченко: «Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа значительную часть языка. Вот почему наш долг, наша святая обязанность - сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи».
-Согласны ли вы утверждением ученого?
-Как вы думаете, как ученые стараются сохранить эти «неоценимые сокровища живой народной речи»?
Создаются словари диалектных слов определенной местности. Вспомните, началом какого словаря стало диалектное слово «замолаживать»?
7. Домашнее задание.
Я предлагаю и вам попробовать себя в роли ученых-исследователей. Выберите себе одно задание на дом:
- Найдите примеры диалектизмов в произведениях писателей-орловцев, запишите в тетрадь толкование слов.
- В Википедии или других научных источниках найдите не названные сегодня фонетические особенности южных диалектов.
- Понаблюдайте за речью своих бабушек, дедушек и других взрослых, постарайтесь отметить диалектные особенности в их языке.
8. Рефлексия. Оценивание.
Чем запомнится вам сегодняшний урок?
Закончите предложения:
- Сегодня на уроке я понял…
- Мне было трудно …
- Мне понравилось…
- Я доволен
- Чью работу на уроке вы хотите похвалить?
Ребята, благодарю вас за работу на уроке! До новых встреч!
Использованная литература:
Колесов В.В. История русского языка в рассказах. –М.: Просвещение, 1982.-191с.
Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч.1 /[В.П. Полухина, В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной.-5-е изд. – М.: Просвещение,2015.-303с.
Энциклопедия для детей. Т.10 Языкознание. Русский язык.- 3-е изд.Гл.ред. М.Д.Аксенова.-М.: Аванта+, 2002.-704с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории родного (Орловского) края
Данная программа предназначена для 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида...
Адаптированные тексты по истории Орловского края для учащихся 10 класса с нарушением интеллекта
В ходе преподавания краеведения в школе VIII вида я столкнулась с рядом проблем: во первых, малое количество литературы по истории Орловского края для составления программы, во вторых - отсутств...
Проект по теме "Диалектизмы и неологизмы Астраханского края " (через изучение речи обучающихся школы)
Проект ученика, выполненный на конкурс региональных проеков "Мир глазами детей"....
Внеурочное мероприятие "Быт и нравы жителей Орловского края во второй половине XIX – начале XX в."
Игра-викторина...
Краеведческая игра –викторина «Орловский край в годы Великой Отечественной войны»
План-конспект внеклассного мероприятия Краеведческая игра –викторина «Орловский край в годы Великой Отечественной войны»...
ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КЛУБ "ОРЛОВСКИЙ РУБЕЖ"
Руководитель Председатель Коссов Александр Алексеевич 11 ноября 2020 года обучающиеся 5 «а» класса МБОУ г. Мценска «Лицей №5» посетили Музей военно-исторического клуба &la...
Диалектизмы Орловского края
Урок родного языка в 6 классе...