Рабочая программа учебного предмета "Родной язык"
рабочая программа (10 класс)
Программа способствует развитию диалогической и могнологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравствееных и эстетических чувств, развития творческих умений на родном языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 43.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Города Ростова-на-Дону «Школа №3»
МБОУ «Школа №3»
«Рассмотрено» На заседании методического совета МБОУ «Школа №3» от_____2020 года №__ __________/_________ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________/_________ ___ ________ 2020 года | «Утверждаю» Директор МБОУ «Школа №3» Приказ от ____________№___ ________________Ж.А. Семак |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
родной русский язык
2020– 2021 учебный год
Среднее общее образование уровень базовый: 10 класс
Количество часов в неделю: 1
Учитель: Наволока Татьяна Владимировна
Программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по учебному предмету «Родной язык» для 10–11 класс (ФГОС СОО).
2020 год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по учебному предмету «Родной язык» для 10–11 класс (ФГОС СОО).
В систему предметов общеобразовательной школы предметная область «Родной (русский) язык» и «Родная (русская) литература» включена приказом Минобрнауки от 31.12.2015 года №1577. Изучение данной предметной области должно обеспечить:
• воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
• приобщение к литературному наследию своего народа;
• формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, личной ответственности за сохранение культуры народа;
• обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
• получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Общая характеристика курса
Ведущая идея настоящего курса – изучение родного русского языка с позиции его духовной, культурно-исторической ценности.
Программа направлена на решение следующих целей:
- совершенствование норм и условий для полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения;
- обучение русскому языку школьников, как средству укрепления русского языка (как родного).
Достижение поставленных целей изучения родного языка обеспечивается решением следующих задач:
- формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
Место курса в учебном плане
Количество часов, отводимых на изучение курса Родной русский язык в 10 классе по программе составляет 35 часов. Согласно календарному учебному графику школы на 2020-2021 учебный год количество уроков в 10 «А» классе составляет 35 часов.
Класс | Кол-во часов |
10 «А» класс | 35 часов |
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Требования к уровню подготовки (к знаниям, умениям, навыкам) обучающихся за курс 10 класса
В результате изучения родного (русского языка) на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
- различать разговорную речь и язык художественной литературы;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;
- совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста в соответствии с изученным языковым материалом;
- извлекать информацию из различных источников;
- находить в словах изученные орфограммы, орфографические ошибки и исправлять их; правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическими словарями;
- находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами;
- производить фонетический, морфемный, морфологический разбор слов, синтаксический разбор предложений (с двумя главными членами);
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») работ, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов.
В программе реализована коммуникативная и функциональная направленность обучения русскому языку, намечены пути развития речевой способности обучающихся.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Вводное занятие
Теоретическая часть. Родной (русский) язык – основа истории и сущность духовной культуры народа. Слово – не только единица языка, но и сам язык, способность человека выражать мысли и чувства на родном (русском) языке, охватывая все многообразие материальной и духовной жизни.
2. Родной (русский) язык и разновидности его употребления
Теоретическая часть. Родной (русский) язык как система и развивающееся явление. Строй и употребление родного (русского) языка. Соотносительность (вариативность) средств и способов языкового выражения.
Стиль. Разговорный язык и литературный язык. Их взаимосвязь и различие.
Разновидности родного (русского) разговорного языка: территориальный диалект, социально-профессиональный диалект, «полудиалект», просторечие, «общий» разговорный язык. Диалектная основа языкового своеобразия региона. Понятие о лингворегионализмах. Понятие о социолекте.
Практическая работа. Работа с публицистическими текстами о языке. Лингвистический анализ публицистических и художественных текстов (в том числе писателей Дона). Фиксация и анализ разговорной речи.
3. Стилистические возможности языковых средств родного (русского) языка
Теоретическая часть. Фонетика как раздел родного (русского) языка. Фонетические процессы, характерные для региона. Понятие исторического чередования в области гласных и согласных звуков. Отличие исторического чередования от фонетического.
Лексика и фразеология родного (русского) языка. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Славянизмы. «Поэтическая лексика». Прямое и переносное значение слова. «Макаронический язык». Крылатые слова и выражения региона. Их источники.
Морфология и синтаксис родного (русского) языка. Стилистическое использование морфологических форм существительных, прилагательных, местоимений. Выразительные возможности глаголов. Причастия и деепричастия. Типы предложений, их соотносительность. Порядок слов – основа синтаксической синонимики родного (русского) языка.
Практическая часть. Транскрипция звучащей речи. Лингвостилистический анализ публицистических и художественных текстов (в том числе писателей Дона).
4. Коммуникативно-эстетические возможности родного (русского) языка
Теоретическая часть. Средства художественной изобразительности родного (русского) языка. Изобразительность слова в его прямом значении (автология) и в переносном значении (металогия). Тропы и фигуры родного (русского) языка. Основные формы «словесной инструментовки»: аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись. Ритм и интонация в прозе и в стихах.
Народная этимология, обновление значения слова, каламбур как средства художественной изобразительности родного (русского) языка.
Практическая часть. Лингвостилистический анализ публицистических и художественных текстов (в том числе писателей Дона).
5. Языковая культура как показатель духовно-нравственного развития личности
Теоретическая часть. Родной (русский) язык и культура речи. Современная концепция культуры речи. Речевой этикет. Языковой паспорт говорящего.
Коммуникативные качества речи: правильность, точность, последовательность, чистота, выразительность, богатство (разнообразие). Языковые средства, обеспечивающие или, наоборот, нарушающие коммуникативные качества речи. Уместность того или иного способа словесного выражения.
Практическая часть. Практикум по культуре речи (упражнения, задания). Составление языкового паспорта говорящего.
6. Итоговое занятие.
Практическая часть. Защита мини-проектов по изученным темам.
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Содержание изучаемого материала | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Вводное занятие. Родной (русский) язык – основа истории и сущность духовной культуры народа | 1 | 04.09 | |
2 | Родной (русский) язык как система и развивающееся явление. | 1 | 11.09 | |
3 | Работа с публицистическими текстами о языке | 1 | 18.09 | |
4 | Стиль. Разговорный и литературный язык. Их взаимосвязь и различия | 1 | 25.09 | |
5 | Стиль. Разговорный и литературный язык. Их взаимосвязь и различия | 1 | 02.10 | |
6 | Разновидности разговорного родного (русского) языка. Диалект, лингворегиолект, социолект | 1 | 09.10 | |
7 | Разновидности разговорного родного (русского) языка. Диалект, лингворегиолект, социолект | 1 | 16.10 | |
8 | Практикум. Работа с публицистическими текстами о языке. | 1 | 23.10 | |
9 | Практикум. Работа с публицистическими текстами о языке. | 1 | 30.10 | |
10 | Фонетика как раздел родного (русского) языка. Фонетические процессы, характерные для региона | 1 | 13.11 | |
11 | Фонетика как раздел родного (русского) языка. Фонетические процессы, характерные для региона | 1 | 20.11 | |
12 | Понятие исторического чередования в области гласных и согласных звуков. | 1 | 27.11 | |
13 | Отличие исторического чередования от фонетического. | 1 | 04.12 | |
14 | Прямое и переносное значение слова. «Макаронический язык». | 1 | 11.12 | |
15 | Крылатые слова и выражения региона. Их источники. | 1 | 18.12 | |
16 | Лексика и фразеология родного (русского) языка | 1 | 25.12 | |
17 | Лексика и фразеология родного (русского) языка | 1 | 15.01 | |
18 | Морфология и синтаксис родного (русского) языка | 1 | 22.01 | |
19 | Морфология и синтаксис родного (русского) языка | 1 | 29.01 | |
20 | Практикум. Транскрипция звучащей речи. | 1 | 05.02 | |
21 | Практикум. Лингвостилистический анализ публицистических и художественных текстов (в том числе писателей Дона). | 1 | 12.02 | |
22 | Средства художественной изобразительности родного (русского) языка | 1 | 19.02 | |
23 | Средства художественной изобразительности родного (русского) языка | 1 | 26.02 | |
24 | Народная этимология, обновление значения слова, каламбур как средства художественной изобразительности родного (русского) языка | 1 | 05.03 | |
25 | Тропы и фигуры родного (русского) языка. | 1 | 12.03 | |
26 | Основные формы «словесной инструментовки»: аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись. Ритм и интонация в прозе и в стихах | 1 | 19.03 | |
27 | Практикум. Нахождение изобразительных средств в текстах | 1 | 02.04 | |
28 | Практикум. Нахождение изобразительных средств в текстах | 1 | 09.04 | |
29 | Родной (русский) язык и культура речи. Современная концепция культуры речи. | 1 | 16.04 | |
30 | Коммуникативные качества речи. Языковой паспорт говорящего | 1 | 23.04 | |
31 | Практикум по культуре речи (упражнения, задания). Составление языкового паспорта говорящего. | 1 | 30.04 | |
32 | Коммуникативные качества речи: правильность, точность, последовательность, чистота, выразительность, богатство (разнообразие) | 1 | 07.05 | |
33 | Защита творческой работы ( Публичное выступление) | 1 | 14.05 | |
34 | Защита творческой работы ( Публичное выступление) | 1 | 21.05 | |
35 | Итоговое занятие. | 1 | 28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на о...
Рабочая программа учебной дисциплины "Иностранный язык (английский)" по программам подготовки квалифицированных рабочих, 2015
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины "Английский язык" для профессиональных образовательных организаций, Москва, "Академия", 2015...
Рабочая программа по английскому языку для учащихся 2-4 классов.Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Spotlight» для 2,3,4 классов общеобразовательных учреждений издательства « Просвещение / Ваулина Ю.Е., Эванс
Программа направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса как отражение требований Ф...
Рабочая программа по английскому языку для учащихся 10-11 классов . Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Spotlight» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений издательства « Просвещение/ Ваулина Ю.Е., Эв
Рабочая программа конкретизирует содержание тем (разделов, глав), дает примерное распределение учебных часов по темам (разделам, главам) и рекомендуемую последовательность изучения тем (разделов, глав...
Рабочая программа учебной дисциплины "Английский язык" программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства» технического профиля на базе основного общего образования с получением сред
Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Английский язык» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...
Рабочая программа по английскому языку на уровне основного общего образования на 2020-2025 учебные года составлена на основе Программы по английскому языку для 5-9 классов (О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, 2016г.) «Английский язык Rainbow English»
Опиание и содержание рабочей программы по английскому языку для 5-9 классов "Английский язык Rainbow English ", авторы О.В. Афанасьева, И.В. Михеева....