Формирование навыка смыслового чтения на уроках словесности
статья
Люди перестают мыслить, когда они перестают читать.
Д. Дидро
Сегодня мы часто сетуем на безнравственность нынешнего поколения, на его нежелание что-то узнавать. И, казалось бы, причина ясна: заняты новомодными гаджетами, не читают. Но причина не только в этом. Мы перестали говорить со своими детьми, РАЗГОВАРИВАТЬ.
Родители не читают, говорят, что некогда. От кого тогда учиться детям? Современные школьники совершенно перестали понимать тексты, с этим я сталкиваюсь ежедневно на уроках русского языка и литературы.
Через смысловое чтение, формирование читательской грамотности, зоркости формируется целый комплекс универсальных учебных умений и действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formirovanie_navyka_smyslovogo_chteniya_na_urokah_slovesnosti.docx | 20.04 КБ |
statya.docx | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыка смыслового чтения на уроках словесности.
Люди перестают мыслить, когда они перестают читать.
Д. Дидро
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Без ежедневного творческого труда, создающего красоту, без сказки и игры и музыки трудно представить чтение как часть духовной жизни ребенка
А.П. Чехов писал: «Чтобы воспитать, нужен беспрерывный дневно-ночной труд, вечное чтение». Наша профессия обязывает постоянно работать над собой, постоянно самосовершенствоваться. Жизнь –это неустанное совершенствование души.
Сегодня мы часто сетуем на безнравственность нынешнего поколения, на его нежелание что-то узнавать. И, казалось бы, причина ясна: заняты новомодными гаджетами, не читают. Но причина не только в этом. Мы переставли говорить со своими детьми, РАЗГОВАРИВАТЬ. По дороге в детский сад или школу мы теперь не ходим, а передвигаемся на автомобилях, в пути мы слушаем музыку, не говорим с детьми, подрастая, они копируют наше поведение. Вставив наушники, садятся в школьный автобус или общественный транспорт, а посмотреть по сторонам, оглянуться вокруг себя недосуг. Родители не читают, говорят, что некогда. От кого тогда учиться детям? Современные школьники совершенно перестали понимать тексты, с этим я сталкиваюсь ежедневно на уроках русского языка и литературы. Понимание текста – основное умение школьника, необходимое ему для понимания абсолютно всех школьных предметов.
Поэтому через смысловое чтение, формирование читательской грамотности, зоркости формируется целый комплекс универсальных учебных умений и действий. Осознанное чтение изначально направлено на приобретение знаний и тех знаний, которые помогут человеку быть конкурентоспособной личностью. По положение исследования PISA , читательская грамотность – это способность обучающихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии их, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения, это не скоростное чтение, не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, находить, анализировать, структурировать необходимую информацию в неиссякаемом информации, а потом найти ей применение в жизни. Читательская грамотность – это один из этапов в функциональной грамотности. Функциональная грамотность – это фундаментальная основа, способствующая активному участию человека в социальной, культурной, политико-экономической деятельности и способность к это обучению на протяжении всей жизни.
Александр Григорьевич Асмолов утверждает, что «важнейшей задачей современной системы образования является обеспечение школьникам умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся».
Возможно ли эту, можно сказать, глобальную проблему решить школьному учителю? Сложно, конечно. Да и в рамках современного урока очень сложно найти время на то, чтобы услышать каждого ученика. Но мы можем помочь ему раскрыть умения, и направить их на приобретение знаний, необходимых ему для развития. А для этого самому учителю нужно изменить свой стиль преподавания. Применять на практике активные, деятельностные, личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, различные приемы и методы работы с текстом.
Предлагаю рассмотреть некоторые формы и методы работы по формированию читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы.
На своих уроках я часто использую в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала так называемое квазиписьмо («Письмо с дырками»). Данный приём позволяет не только проверить знания по прочитанному материалу, но формирует умения в построении непосредственно самого текста, в развитии речи
Приём «Круги на воде». Подобно брошенному в воду камню, начинают расходиться, так от одного «брошенного» слова начинается движение ассоциаций, создание целого текста.
Последовательность работы: выбрать любое ведущее слово (из 4 – 6 букв, без мягкого знака). Записать это слово по буквам вертикально. Написать рядом с каждой буквой какое-нибудь существительное, которое начинается с данной буквы или синтаксические конструкции. Можно составить связный текст (рассказ) с использованием всех слов или букв.
Прием «Ассоциативный куст». Его цель: формирование установки на чтение, актуализация полученных знаний. Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель фиксирует их на доске в виде схемы.
Приём «Крестики-нолики»-изобразив на доске поле размером 3на 3 клетки(крупные), в каждой из клеток нужно написать слово, связанное с темой урока. Учеников нужно разделить на 2 группы «крестики» и «нолики». Обратиться к детям (поочерёдно) с просьбой связать слово в клетке с прочитанным текстом. При правильном ответе закрашиваем клетку крестиком или ноликом. Игра закончится, когда «крестики» или «нолики» победили.
Приём «Реконструкция текста, рассыпавшегося на части» - это когда учитель дробит на части (абзацы, предложения и даже словосочетания) текст, а учащиеся воссоздают его. Возможно творчески дополнить получающийся тест своими словами и примерами.
Приём «Завершение текста с исчезнувшим концом, началом или основной частью» тоже интересен, особенно для формирования навыков по развитию не только читательской грамотности , но и самой речи учащихся.
Упражнения на обобщение частной информации. Работая с текстом, учащиеся определяют, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приёма обобщения.
Прием «Банка мудрости» достаточно распространён, но по-прежнему эффективен. После прочтения текста или в ходе прочтения ученики составляют вопросы по содержанию прочитанного, записанные на небольших листочках вопросы складывают в банку, а затем вытаскивают и зачитывают вслух, отвечают. Удачно составленный вопрос – это уже наполовину полученный ответ. Это позволяет лучше запомнить текст, усвоить основные понятия, факты.
Выделение ключевых понятий при работе с текстом. Каждый текст опирается на группу понятий. Можно предложить учащимся ответить на следующий вопрос: Какие новые слова Вы узнали, работая с данным текстом? Иногда я предлагаю детям самим выбрать и записать в тетрадь незнакомые слова. Дети самостоятельно читают текст, а затем проводим анализ незнакомых слов. Можно предложить работу со справочным материалом дома.
Прием «Использование таблицы» Создание таблиц – важнейший метод структурирования, полезный как на стадии осмысления, так и переработки материала. Часто использую данный приём при составлении хронологических таблиц по жизни и творчеству писателей.
Особое внимание следует при формировании читательской грамотности уделить и формированию письменной речи учащихся, написанию сочинений. Для этого считаю возможным использование так называемых шаблонов, которые составляю накануне запланированного урока по написанию сочинений. В данном случае подготовлена основная канва текста, которую ученики дополняют, украшают своими предложениями, словосочетаниями, демонстрирующими знание текста.
Пробудить желание к чтению, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Однако это возможно даже в наши дни. Кроме того, можно пробудить и желание сочинять, писать. Например, в моём классе есть мальчик, который уже издал книгу, это Кустов Никита. Его книга «Приключения школьников. Другой мир»- история о подростках, попавших в параллельный мир, но в другое время. Своей книгой он возбудил интерес сверстников к её прочтению – это тоже здорово!
Сегодня полностью меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Он не только должен владеть суммой знаний по предмету, но и успешно использовать их в разнообразных жизненных ситуациях. Нужно, чтобы он умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать средствами для самообразования, самовоспитания. Владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать.
А это может дать человеку только Чтение.
Источники:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Сорока-Росинский,_Виктор_Николаевич
- Богуславский М.В. XX век российского образования. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 336 с.
Предварительный просмотр:
Реализация идей гуманной педагогики через смысловое чтение и различные приёмы работы с текстом.
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать».
Д. Дидро
Одной из особенностей воспитательной системы В.Н.Сорока-Росинского было всемерное стимулирование художественной деятельности, пробуждение и развитие у детей интереса к литературе, создание общей творческой атмосферы. Его воспитанники имел право на выпуск своей газеты, своего журнала. Здесь не было навязывания мнений, а был «дух соревнования и состязания», побуждающих к достижению максимальных успехов. Как подлинный педагог-гуманист он умел направлять детскую энергию в русло творчества, самопознания, общественной активности, формирования личности. В этом была одна из главных черт педагогической системы В.Н. Сороки-Росинского.
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Без ежедневного творческого труда, создающего красоту, без сказки и игры и музыки трудно представить чтение как часть духовной жизни ребенка
А.П. Чехов писал: «Чтобы воспитать, нужен беспрерывный дневно-ночной труд, вечное чтение». Наша профессия обязывает постоянно работать над собой, постоянно самосовершенствоваться. Жизнь –это неустанное совершенствование души.
Сегодня мы часто сетуем на безнравственность нынешнего поколения, на его нежелание что-то узнавать. И, казалось бы, причина ясна: заняты новомодными гаджетами, не читают. Но причина не только в этом. Мы переставли говорить со своими детьми, РАЗГОВАРИВАТЬ. По дороге в детский сад или школу мы теперь не ходим, а передвигаемся на автомобилях, в пути мы слушаем музыку, не говорим с детьми, подрастая, они копируют наше поведение. Вставив наушники, садятся в школьный автобус или общественный транспорт, а посмотреть по сторонам, оглянуться вокруг себя недосуг. Родители не читают, говорят, что некогда. От кого тогда учиться детям? Современные школьники совершенно перестали понимать тексты, с этим я сталкиваюсь ежедневно на уроках русского языка и литературы. Понимание текста – основное умение школьника, необходимое ему для понимания абсолютно всех школьных предметов.
Поэтому через смысловое чтение, формирование читательской грамотности, зоркости формируется целый комплекс универсальных учебных умений и действий. Осознанное чтение изначально направлено на приобретение знаний и тех знаний, которые помогут человеку быть конкурентоспособной личностью. По положение исследования PISA , читательская грамотность – это способность обучающихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии их, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения, это не скоростное чтение, не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, находить, анализировать, структурировать необходимую информацию в неиссякаемом информации, а потом найти ей применение в жизни. Читательская грамотность – это один из этапов в функциональной грамотности. Функциональная грамотность – это фундаментальная основа, способствующая активному участию человека в социальной, культурной, политико-экономической деятельности и способность к это обучению на протяжении всей жизни.
Александр Григорьевич Асмолов утверждает, что «важнейшей задачей современной системы образования является обеспечение школьникам умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся».
Возможно ли эту, можно сказать, глобальную проблему решить школьному учителю? Сложно, конечно. Да и в рамках современного урока очень сложно найти время на то, чтобы услышать каждого ученика. Но мы можем помочь ему раскрыть умения, и направить их на приобретение знаний, необходимых ему для развития. А для этого самому учителю нужно изменить свой стиль преподавания. Применять на практике активные, деятельностные, личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, различные приемы и методы работы с текстом.
Предлагаю рассмотреть некоторые формы и методы работы по формированию читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы.
На своих уроках я часто использую в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала так называемое квазиписьмо («Письмо с дырками»). Данный приём позволяет не только проверить знания по прочитанному материалу, но формирует умения в построении непосредственно самого текста, в развитии речи
Приём «Круги на воде». Подобно брошенному в воду камню, начинают расходиться ,так от одного «брошенного» слова начинается движение ассоциаций, создание целого текста.
Последовательность работы: выбрать любое ведущее слово (из 4 – 6 букв, без мягкого знака). Записать это слово по буквам вертикально. Написать рядом с каждой буквой какое-нибудь существительное, которое начинается с данной буквы или синтаксические конструкции. Можно составить связный текст (рассказ) с использованием всех слов или букв.
Прием «Ассоциативный куст». Его цель: формирование установки на чтение, актуализация полученных знаний. Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель фиксирует их на доске в виде схемы.
Приём «Крестики-нолики»-изобразив на доске поле размером 3на 3 клетки(крупные), в каждой из клеток нужно написать слово, связанное с темой урока. Учеников нужно разделить на 2 группы «крестики» и «нолики». Обратиться к детям (поочерёдно) с просьбой связать слово в клетке с прочитанным текстом. При правильном ответе закрашиваем клетку крестиком или ноликом. Игра закончится, когда «крестики» или «нолики» победили.
Приём «Реконструкция текста, рассыпавшегося на части» - это когда учитель дробит на части (абзацы, предложения и даже словосочетания) текст, а учащиеся воссоздают его. Возможно творчески дополнить получающийся тест своими словами и примерами.
Приём «Завершение текста с исчезнувшим концом, началом или основной частью» тоже интересен, особенно для формирования навыков по развитию не только читательской грамотности , но и самой речи учащихся.
Упражнения на обобщение частной информации. Работая с текстом, учащиеся определяют, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приёма обобщения.
Прием «Банка мудрости» достаточно распространён, но по-прежнему эффективен. После прочтения текста или в ходе прочтения ученики составляют вопросы по содержанию прочитанного, записанные на небольших листочках вопросы складывают в банку, а затем вытаскивают и зачитывают вслух, отвечают. Удачно составленный вопрос – это уже наполовину полученный ответ. Это позволяет лучше запомнить текст, усвоить основные понятия, факты.
Выделение ключевых понятий при работе с текстом. Каждый текст опирается на группу понятий. Можно предложить учащимся ответить на следующий вопрос: Какие новые слова Вы узнали, работая с данным текстом? Иногда я предлагаю детям самим выбрать и записать в тетрадь незнакомые слова. Дети самостоятельно читают текст, а затем проводим анализ незнакомых слов. Можно предложить работу со справочным материалом дома.
Прием «Использование таблицы» Создание таблиц – важнейший метод структурирования, полезный как на стадии осмысления, так и переработки материала. Часто использую данный приём при составлении хронологических таблиц по жизни и творчеству писателей.
Особое внимание следует при формировании читательской грамотности уделить и формированию письменной речи учащихся, написанию сочинений. Для этого считаю возможным использование так называемых шаблонов, которые составляю накануне запланированного урока по написанию сочинений. В данном случае подготовлена основная канва текста, которую ученики дополняют, украшают своими предложениями, словосочетаниями, демонстрирующими знание текста.
Пробудить желание к чтению, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Однако это возможно даже в наши дни. Кроме того, можно пробудить и желание сочинять, писать. Например, в моём классе есть мальчик, который уже издал книгу, это Кустов Никита. Его книга «Приключения школьников. Другой мир»- история о подростках, попавших в параллельный мир, но в другое время. Своей книгой он возбудил интерес сверстников к её прочтению – это тоже здорово!
Сегодня полностью меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Он не только должен владеть суммой знаний по предмету, но и успешно использовать их в разнообразных жизненных ситуациях. Нужно, чтобы он умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать средствами для самообразования, самовоспитания. Владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать.
А это может дать человеку только Чтение.
Источники:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Сорока-Росинский,_Виктор_Николаевич
- Богуславский М.В. XX век российского образования. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 336 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"
В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....
«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»
«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»...
Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ООО относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным...
Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка (с презентацией)
Теоретический материал о формировании навыков смыслового чтения с презентацией...
Презентация "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературы"
Презентация содержит теорию и практические наработки по проблеме: представлен небольшой опыт работы по формированию навыка смыслового чтения как метапредметного УУД. Программа развития и формиро...
Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как основы интеллектуальных умений.
Выступление на педсовете....
План – конспект открытого урока «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка», 6 класс
Урок направлен на формирование функциональной граммотности на уроках английского языка. Акцент сделан на формирование и развитие навыков и умений смыслового чтения, которые позволяют обучающимся ...