Рабочая программа по родному русскому языку в 9 классах
рабочая программа (9 класс)

Ким Оксана Герасимовна

Планируемые результаты

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа;
  • нормы речевого этикета;

- достаточный объем словарного запаса, необходимый для свободного выражения мысли и чувств в процессе речевого общения;

  • логические действия: сравнение, синтез, обобщение, классификация;
  • навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • этических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувств  других людей;
  • понимания культурного многообразия мира;
  • навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные

ПознавательныеУУД

Обучающийся научится:

  • владеть всеми видами речевой деятельности;
  • адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста;
  • пользоваться словарями и справочниками.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • извлекать информацию из различных источников;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать с позициями партнеров в совместной деятельности;
  • устанавливать и  сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать с членами коллектива.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
  • овладевать национально – культурными нормами в процессе речевого общения.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • определять цели предстоящей учебной деятельности;
  • вырабатывать последовательность действий;
  • оценивать достигнутые результаты.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • применять приобретенные знания и навыки в повседневной жизни;
  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_rodnoy_yazyk_.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1

        

             Утверждено

                                                             

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому (родному) языку

для  9-го класса

Составитель:  Ким Оксана Герасимовна,

учитель русского языка и литературы

 

2020 год                                              

                                                           

                                                                                                                                                               

Планируемые результаты

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа;
  • нормы речевого этикета;

- достаточный объем словарного запаса, необходимый для свободного выражения мысли и чувств в процессе речевого общения;

  • логические действия: сравнение, синтез, обобщение, классификация;
  • навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • этических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувств  других людей;
  • понимания культурного многообразия мира;
  • навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные

ПознавательныеУУД

Обучающийся научится:

  • владеть всеми видами речевой деятельности;
  • адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста;
  • пользоваться словарями и справочниками.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • извлекать информацию из различных источников;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать с позициями партнеров в совместной деятельности;
  • устанавливать и  сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать с членами коллектива.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
  • овладевать национально – культурными нормами в процессе речевого общения.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • определять цели предстоящей учебной деятельности;
  • вырабатывать последовательность действий;
  • оценивать достигнутые результаты.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • применять приобретенные знания и навыки в повседневной жизни;
  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.

Предметные результаты

Речь и речевое общение

Выпускник научится:

  • использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
  • использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
  • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
  • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
  • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
  • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность

Выпускник научится: различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

  • понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать и комментировать речь в устной форме.

Чтение

Выпускник научится:

  • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
  • использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
  • извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ,
  • том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Выпускник научится:

  • создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
  • обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
  • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

Письмо

Выпускник научится:

  • создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности;
  • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
  • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Выпускник получит возможность научиться:

  • писать рефераты;
  • составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты.

Текст

Выпускник научится:

  • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Выпускник научится:

  • владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера,

научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

  • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
  • исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Выпускник научится:

  • характеризовать основные социальные функции русского языка в России.

место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

  • определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
  • оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Выпускник получит возможность научиться:

  • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Выпускник научится:

  • проводить фонетический анализ слова;
  • соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
  • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

  • опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
  • выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

Морфемика и словообразование

Выпускник научится:

  • делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
  • различать изученные способы словообразования;
  • анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
  • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
  • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
  • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Выпускник научится:

  • опознавать фразеологические обороты;
  • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
  • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
  • пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

  • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
  • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
  • опознавать омонимы разных видов;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Выпускник научится:

  • опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные

части речи;

  • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части

речи;

  • употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
  • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
  • распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать синонимические средства морфологии; различать грамматические омонимы;
  • опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
  • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Выпускник научится:

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
  • употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
  • использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в
  • применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать синонимические средства синтаксиса;
  • опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
  • анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Выпускник научится:

- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса).

Выпускник получит возможность научиться:

  • демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Выпускник научится:

  • выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
  • приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского родного языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
  • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Выпускник получит возможность научиться: 

  • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя русского родного языка.

Содержание

 «Язык и культура» – представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

 «Культура речи» – ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.

 «Речь. Речевая деятельность. Текст» – представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

 

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Дата/план

Дата/факт

Раздел 1. Язык и культура.

1

Роль родного языка в жизни человека.

 

2

Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок.

 

3

Краткая история русской письменности.

 

4

Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности жестов и мимики в русской речи. Отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах) в сравнении с языком жестов других народов.

 

5

Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство.

 

6

Р/Р. Изложение с использованием слов со специфическим оценочно-характеризующим значением.

 

7

Работа над ошибками изложения. Русские имена, исконные и заимствованные. Происхождение названий общеизвестных старинных русских городов.

 

Раздел 2. Культура речи.

8

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка (куда ударять будем?).

 

9

Основные лексические нормы современного русского литературного языка

 

10

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка

 

11

Р/Р. Контрольный тест по установлению соответствия между предложениями и использованными в них средствами выразительности.

 

12

Работа над ошибками контрольного теста.

 

13

Речевой этикет.

 

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.

14

Виды речевой деятельности. Текст как единица языка и речи

 

15

Р/Р. Комплексный анализ текста.

 

16

Работа над ошибками комплексного анализа текста.

 

17

Итог. Что узнали на уроках русского родного языка.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному русскому языку 11 класс

    Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Углубленное изучение русского ...

Рабочая программа по родному русскому языку(8 класс)

Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Уг...

Рабочая программа по родному ( русскому ) языку 5 класс

Рабочая программа по родному ( русскому ) языку для 5 класса, базовый уровень...

Рабочая программа по родному (русскому) языку 6 класс на 17 часов

Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения русского родного языка, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета «Русский родной язы...

рабочая программа по родному русскому языку 9 класс

В этом году я столкнулась с необходимостью срочно разрабатывать рабочую программу к новому учебномму предмету. Вот что получилось. Надеюсь, пригодится кому-нибудь. Нормативную правовую основу нас...

Рабочая программа по родному (русскому) языку 5 класс

Рабочая программа по родному (русскому языку) 5 класс...

Рабочая программа по родному (русскому) языку 8 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку 8 класс...