Великая Отечественная Война-глазами писателей -фронтовиков родного края
статья (9 класс)

Калмыцкие писатели не только создавали произведения о Великой Отечественной войне, но и сами являлись непосредственными участниками тех военных событий. которые они описывали в них. Писатели-фронтовики все, как один, с болью пишут о погибших на этой жестокой, бесчеловечной войне друзьях, хранят в душе память о них, описывают их подвиги. Произведения писателей призывают нас бороться за мир, не забывать прошлое, они дают нам пример мужества, стойкости, преданности родине, учат нас толерантности, интернационализму. дружбе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Городовиковская многопрофильная гимназия  им. Б.Б. Городовикова»

Статья:  «Великая Отечественная Война   глазами писателей – фронтовиков  родного края»

Автор:  учитель родного языка и литературы

Цакирова  Нура  Намжиловна

г. Городовиковск, 2020 г

Вероломное нападение фашисткой Германии в июне 1945 года на нашy страну прервало мирный труд советских людей, вызвало огромный патриотический подъем всех народов страны.

В годы ВОВ суровый экзамен держала и литература. Она утверждала то, что было дорого тогда советскому народу: идеалы свободы, человечности, благородства. Литература сражалась вместе с народом. И калмыцкие писатели в то трудное для страны время поднимали людей своим художественным словом на общенародное дело разгрома врага.

Особого внимания заслуживают  художественные произведения, созданные непосредственными участниками сражений. У художника, делившего с солдатами славу побед, и приносившего вместе с ними самую горькую дань войне, так понятно стремление правдиво и полно высказать все, что у него было в ту пору на душе.

С первых же дней войны в рядах сражающегося народа были калмыцкие писатели: Морхаджи Нармаев, Лиджи Инджиев, Давид Кугультинов, Михаил Хонинов, Андрей Джимбиев, Алексей Бадмаев и мн.др., которые в меру своих сил содействовали тому, что в годы войны многонациональная советская литература стала голосом героической души народа, оружием художественного слова, вела большую агитационную работу, которая имела одну цель: «Все для фронта! Все для победы!».

Мотив незримого присутствия в наших делах тех, кто отстоял свободу и мир на земле, звучит и в творчестве писателей-фронтовиков. Особенно настойчиво обращается к нему Морхаджи Нармаев:

«Уж четверть века позади,  Какой же след найду я от тех боев?

 Найди! -Мне павшие диктуют.»

Верный правде истории, поэт воссоздает величие и трагизм войны:

«Иду, солдат бывалый, по роще молодой...

Здесь молодость стояла за этот мир живой.

И там, где капли алые ронял в бою комбат,

Дрожат росинки малые, созрели и дрожат.

Ведь это капли силы товарищей твоих,

Не вставших из могилы, но навсегда живых…»

Судьба самого писателя складывалась в полном соответствии с фронтовой поговоркой: на младшего командира тебя выучат, а старшего заслужишь на фронте.

В составе курсантского подразделения попал Морхаджи Нармаев в декабре 1941 года под Москву. Вскоре он командует уже взводом станковых пулеметов. Госпиталь и, далее - командиром роты на Северо-Западный фронт под Ржев. Вновь тяжелое ранение, и, после излечения,- батальонным комиссаром в Сталинград. С боями через Белгopод, Харьков к Днепру.

29 сентября 1943 года комиссар гвардейского стрелкового полка гвардии капитан Нармаев во главе 80 - ти смельчаков на двух лодках под шквальным огнем форсировал Днепр. Многих боевых друзей лишился он в этих боях. Навечно выжженные в сердце писателя-воина картины славных побед и тяжких утрат одна за другой встают со страниц его книг. Автор передает нам свое восхищение мужеством людей, преодолевших извечный страх смерти.

Морхаджи Нармаев вносит свой вклад в обширную литературу о Сталинградской битве. В посвященных этой битве очерках писатель передает то cостояние гeроической отрешенности людей, когда сама смерть перестает страшить, когда все помыслы устремлены на то, чтобы не пропустить врага.

Для Нармаева-художника характерна строгая достоверность повествования о событиях, непосредственным участником которых он являлся сам. Главное внимание  он  уделяет своим боевым друзьям. Причем в каждом эпизоде ощутима общественно-политическая сущность грозных событий: «Мы ворвались во вражеские окопы. Началась рукопашная схватка. Кто-то пытался остановить комиссара, прикрыть его. Но нет. Одним махом перескочил он через окоп и сходу застрелил немца, буквально через секунду другую. И тут вдруг он остановился. Его сразила вражеская пуля.

- Отомстим за комиссара! - раздались возгласы. Бойцы крушили налево и  направо. А комиссар лежал, вытянув вперед руку с пистолетом. В первый же день, в первом же бою погиб наш молодой комиссар. Мало провоевал Федор Галдобин, но на войне один день бывает дороже, содержательнее, чем у иного вся жизнь. Своим подвигом он поднял, воспитал сотни людей. Для нас он навсегда остался примером преданности делу Родины».

Среди однополчан Морхаджи Нармаева – калмыки, русские, киргизы, казахи, белорусы.

Военная биография другого калмыцкого писателя - Алексея Бадмаева- также неотделима от Сталинградской битвы. В июне 1942 года, сразу после окончания средней школы в Малых Дербетах, юноша был направлен в Астраханское минометное училище. После двух с половиной месяцев учебы в составе 825 полка 302-й дивизии Бадмаев участвует в общем наступлении. И в своих произведениях, связанных с войной, писатель показывает нравственное возмужание в жестоких боях вчерашних школьников, студентов - «зеленой необстрелянной» молодежи. Так, в рассказе «Последний выстрел», описывая боевые действия, происходившие под Пятигорском, автор вспоминает что, несмотря на юный возраст, курсанты Новочеркасского кавалерийского училища, брошенные в бой с фашистскими войсками, рвавшимся к грозненской нефти, достойно вели себя в бою, беря пример со старших товарищей, и, рискуя жизнью, отражали яростные атаки врага. И впечатляет поставленная в этом рассказе проблема - неотвратимого возмездия фашизму за совершенные им на чужой земле злодеяния. А.Б. Бадмаев, изображая в своих  произведениях события военных лет, не исказил перспектив, сумел увидеть силы народа, которые определили исход Великой Отечественной войны, а в послевоенные годы оказались залогом неизбежных благодатных перемен.

Особое внимание теме Великой Отечественной войны в своем творчестве уделяет также калмыцкий писатель-фронтовик Давид Никитич Кугультинов. Часто в произведениях  Кугультинова нарочито непритязательный тон повествования и заурядные бытовые подробности противопоставлены большой внутренней значимости происходящего. На этом принципе основано, например, посвященное кончине фронтового друга стихотворение:

«Скончался мой друг. Но лишь тело Исчезло, как рябь на воде,

Лишь куртка его опустела, Обвиснув на ржавом гвозде.

Лишь речи затихли, хоть мало Тревожили воздух они,

Земля же просторнее стала Всего только на две ступни,

Но как велико его место  Во мне! Это знаю лишь я.

Как сердцу безвыходно, тесно,  Как сдавлена память моя!

В поэме «Любовь и война» через героя-повествователя раскрыта трагедия невосполнимых утрат, понесенных человечеством в итоге войны. Образ войны- зловещей и безжалостной, неотделим от безмерных людских страданий. На этом фоне особенно рельефна благородная миссия Страны Советов, сокрушившей угрожавшую миру черную силу:

«И с народом в строю Сберегу я отчизны просторы,

Грудью я заслоню  Необъятного сердца мечту.

Отстою я моря и озера. И синие горы,

И любимый мой город,  Степную мою Элисту!

Фашизм разгромлен, и это величайшее благо для народов Земли. Но ничто, справедливо считает поэт, не воскресит разбитых войной надежд и испепеленных в ее адском огне душ!

В годы войны молодому поэту, как и всему калмыцкому народу, довелось пройти через тяжелые испытания, выпавшими на их долю.

На фронте Кугультинов был политработником, сотрудником дивизионной газеты 252-й стрелковой Краснознаменной Харьковской дивизии. Участвовал в форсировании Днепра, в ликвидации Корсуньско-Шевченковской группировки врага.

Здесь же, на фронте Кугультинов сформулировал свое поэтическое кредо:

«Не убегать от стонов мира, Не отступать от зовов мира.

В стихотворении «Ночью в окопе», написанном в годы войны, поэт передает реальные приметы фронтовых будней, невеселые солдатские думы  о далеком доме. Созданные пером автора картины войны  в стихотворении «Высота»,  можно заметить,  наполнены  интернациональным пафосом.

Но более всего привлекает у Кугультинова гуманистическая, жизнеутверждающая струя - свидетельство превосходства советского человека над фашистскими завоевателями. При этом обращает взимание достигнутая поэтом- воином масштабность обобщений. В отдельных стихах ощущается предчувствие победы, хотя до нее еще не близко («Уже зимы холодной покрывало»).

Итак, тема войны никогда не будет сдана в архив. Даже в минуты радости торжества нельзя забывать о тех, перед кем все мы в неоплатном долгу.

«К сердцам людей взывает прах. Мы поименно павших знаем.

Ваш подвиг будет жить в веках - неповторим, неувядаем.

И с восхищением о нем мир вспоминает как о чуде.

Перед негаснущим огнем  Стоят в молчанье скорбном люди.

Эти строки - из стихотворения Лиджи Инджиева «У вечного огня». Тема фронтовых воспоминаний занимает значительное место в творчестве и этого писателя-фронтовика. На фронте молодому политработнику пришлось немало писать о земляках - сослуживцах. События четырех фронтовых годов отражены им во многих стихах. Например, в стихотворении «Тревожная тишина» он вспоминает: «Мы захватили рубеж огневой и окопались к полудню:

Сразу запахло землей и травой, после сраженья-безлюдно.

Вслед за затишьем приходит гроза, битва на миг лишь уснула,

И у солдата раскрыты глаза, словно ружейные дула».

Лейтенант Инджиев был участником десанта, высаженного в Керчи в ночь с 31 декабря 1943 на 1 января 1944 года для освобождения Крыма. На всю жизнь запомнилась ему встреча нового 1944 года в бушующем море при форсировании Керченского пролива. Весть о победе воскрешает в душе поэта-воина полузабытые картины мирных лет и, вместе с тем, заставляет острее почувствовать ничем невосполнимую горечь утрат:

«....И внезапно вспомнил воин край родной… жену... детей,

Дом, что был к войне достроен... Кремль, столицу, Мавзолей.

Нo еще он вспомнил близких  и друзей, которых нет,

И, как будто в тучах низких, начал меркнуть солнца свет.

Вспомнил он скелеты зданий и сожженные хлеба...

Сколько горя и страданий людям стоила борьба!

Это стихотворение названо «Последний вздох войны». Но и после войны военная  тема  будет занимать немалое место в творчестве писателя.

Главенствующей тема Великой Отечественной войны была и в творчестве известного писателя- фронтовика Михаила Хонинова. В своих произведениях он показывает суровую правду, без прикрас о войне, о партизанских буднях. Стихотворение «Мать с Березины» вводит читателя в обстановку первой партизанской зимы:

«Мокрый снег и дождь над деревней,  Весь большак раскис у реки.

Туча хмуро висит на деревьях.  Напоролась на их штыки.»

Белорусская мать спасает раненого, измученного солдата от гибели укрывает его в своем доме как родного сына.

«Сын калмык здесь пробыл недолго. Но почудилось, как во сне;

Мать-калмычка пришла от Волги  На свиданье к Березине.

Военная лирика Хонинова носит автобиографичный характер. Летом 1941 года пехотный полк, в котором служил Хонинов, держал оборону на реке Березине, в Белоруссии. Здесь завершили когда-то бесславный путь вторгшаяся в Россию армия Наполеона. Тогда, как и сейчас, бок о бок с русскими ратниками воины-калмыки наносили врагу сокрушительные удары. В новых сражениях на исторических рубежах потомки доказали, что достойны своих предков. На Березине от целого полка осталось около «взвода неполного состава», но и эта горстка защитников Отчизны по-прежнему не помышляла об отступлении.

Национальное, степное, калмыцкое неотделимо в сознании и творчестве писателя-фронтовика  Хонинова  от интернационального, общероссийского:

«В дни войны когда Гитлера танки  Шли стеной, все сжигая дотла,

Мне родная земля помогла  Уцелеть до последней атаки.

Потому и сегодня я в силе  И покоя душе не прошу,

Мои корни в земле, я дышy  Чистым воздухом милой России».

Личные впечатления военных лет привели писателя к убеждению: исход сражений решается не столько количественным перевесом в силах и технике, а, прежде всего, нравственной стойкостью людей, наличием у них высоких идеалов. Ярко это прослеживается в его стихотворении «Казачья шашка горяча», посвященном  народному герою - Басану Бадминовичу Городовикову.

Хонинов далек от какой бы то ни было облегченности в воспроизведении жестоких военных конфликтов, ему хорошо известно, какой ценой оплачена победа:

«Не различить по блеску глаз  Солдата или командира,

Кто в бой идет в последний раз,  А кто пройдет еще полмира.

Кто упадет на полпути,  А кто и всю войну-махину

Сумеет выдюжить, пройти,  Солдатский гнев неся к Берлину».

(«Бой на Березине»)

Воину-партизану Михаилу Хонинову присущ удивительно жизнерадостный, по своей природе, характер мировосприятия. Особенно там, где он воспевает мир, труд, прочную дружбу всех народов земли. («Далеким друзьям», перевод Н.Поливина).

Художники слова Калмыкии содействовали в меру своих сил тому, что в годы войны многонациональная советская литература стала голосом героической души народа. Писатели сумели показать врага как носителя зловещей идеологии, фашизма, совершавшего неоправданные преступления против человечества.

Калмыцкие писатели не только создавали произведения о Великой Отечественной войне, но и сами являлись непосредственными участниками тех военных событий. которые они описывали в них. Так Морхаджи Нармаев воевал в Украине, и он пишет об этом народе с любовью и уважением. Михаил Хонинов вспоминает годы, когда он в составе партизанского отряда воевал в белорусских лесах и кличка у него была Миша-черный. Алексей Бадмаев и Давид Кугультинов пишут о Сталинградской битве, участниками которой непосредственно являлись. Но все они не забывают про свою малую родину, вспоминают, как тосковали по степи, находясь вдалеке. Писатели-фронтовики все, как один, с болью пишут о погибших на этой жестокой, бесчеловечной войне друзьях, хранят в душе память о них, описывают их подвиги. Произведения писателей призывают нас бороться за мир, не забывать прошлое, они дают нам пример мужества, стойкости, преданности родине, учат нас толерантности, интернационализму. дружбе.

Список литературы

  1. Л. О. Инджиев  «Фронтовой дневник».  Эл., Калм. кн. изд., 2002 г
  2. М. В. Хонинов «Сражение продолжается». Эл., Калм. кн. изд., 1991 г
  3. М. В. Хонинов «Помнишь, земля  смоленская… Эл., Калм. кн. изд., 1974 г
  4. М.В. Хонинов «Подкова», Москва,  «Современник», 1977 г
  5. А.М. Джимбиев «Меня подняли залпы орудий», Эл., Калм. кн. изд., 2005 г
  6. А. М. Джимбиев «Из глубин памяти», Эл., Калм. кн. изд., 2007 г
  7. М. Б. Нармаев «Наедине с памятью», Эл., Калм. кн. изд., 1990 г

     8.М. Б. Нармаев «Фронтовая тетрадь»

     9.Сборник «Поэтическая Калмыкия». Эл., Калм. кн. изд., 1987 г

   10. Д.Н. Кугультинов «Собрание сочинений»  в 3-х томах.  Норильск., 2002 г

   11.Ю. Розенблюм. Москва, Изд. «Советская Россия», 1969 г

   12. Поэты Калмыкии. Москва, Изд. «Художественная литература», 1970 г

   13. Интернет – источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Писатели родного края. Максим Горький

Материал представлен в виде презентации о писателе Нижегородского края М. Гоьком, далее для закрепления темы дается кроссворд....

Конспект урока чтения «Литература родного края» «Писатели Кубани – детям В.П. Неподоба».

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и чтения. Учитель познакомит учащихся с жизнью и творчеством  кубанского писателя  - В.П. Неподоба. Урок поможет воспитать л...

Поэты и писатели о красоте родного края

Представленное внеклассное мероприятие может быть использовано учителями для проведения классных часов. Цель: раскрытие с помощью легенд, стихотворений, прозы красоты, своенравный характер рек Катуни ...

Программа внеурочной деятельности " Поэты и писатели родного края"

Программа внеурочной деятельности для 6 класса с использованием краеведческого материалаДуховно-нравственное направление...

Писатели родного края

Писатели родного края...