А.Толстой Князь Михайло Репнин
план-конспект занятия (7 класс)
Предварительный просмотр:
А.Толстой Князь Михайло Репнин
Без отдыха пирует с дружиной удалой
Иван Васильич Грозный под матушкой-Москвой.
Ковшами золотыми столов блистает ряд,
Разгульные за ними опричники сидят.
С вечерни льются вины на царские ковры,
Поют ему с полночи лихие гусляры,
Поют потехи брани, дела былых времен,
И взятие Казани, и Астрахани плен.
Но голос прежней славы царя не веселит,
Подать себе личину он кравчему велит:
«Да здравствуют тиуны, опричники мои!
Вы ж громче бейте в струны, баяны-соловьи!
Себе личину, други, пусть каждый изберет,
Я первый открываю веселый хоровод.
За мной, мои тиуны, опричники мои!
Вы ж громче бейте в струны, баяны-соловьи!»
И все подъяли кубки. Не поднял лишь один;
Один не поднял кубка, Михайло князь Репнин.
«О царь! Забыл ты бога, свой сан ты, царь, забыл
Опричниной на горе престол свой окружил!
Рассыпь державным словом детей бесовских рать!
Тебе ли, властелину, здесь в машкаре плясать!»
Но царь, нахмуря брови: «В уме ты, знать, ослаб,
Или хмелен не в меру? Молчи, строптивый раб!
Не возражай ни слова и машкару надень —
Или клянусь, что прожил ты свой последний день!»
Тут встал и поднял кубок Репнин, правдивый князь:
«Опричнина да сгинет!— он рек, перекрестясь.—
Да здравствует вовеки наш православный царь!
Да правит человеки, как правил ими встарь!
Да презрит, как измену, бесстыдной лести глас!
Личины ж не надену я в мой последний час!»
Он молвил и ногами личину растоптал;
Из рук его на землю звенящий кубок пал…
«Умри же, дерзновенный!» — царь вскрикнул, разъярясь,
И пал, жезлом пронзенный, Репнин, правдивый князь.
И вновь подъяты кубки, ковши опять звучат,
За длинными столами опричники шумят,
И смех их раздается, и пир опять кипит,
Но звон ковшей и кубков царя не веселит:
«Убил, убил напрасно я верного слугу,
Вкушать веселье ныне я боле не могу!»
Напрасно льются вины на царские ковры,
Поют царю напрасно лихие гусляры,
Поют потехи брани, дела былых времен,
И взятие Казани, и Астрахани плен.
Князь Михайло Репнин.
Русский военный и государственный деятель, стольник, боярин и воевода, старший сын князя Петра Ивановича Репнина, Михаил Петрович Репнин, был убит Иваном Грозным в 1565 году.
В балладе рассказывается об этом событии.
Однажды, Иван Всильевия Грозный, вместе со своими опричниками, устраивает разгульное пиршество. Во время пира, Иван Васильевич требует надеть маски, что в то время, для христиан, считалось недопустимым.
Князь Михайло Репнин, указывает Грозному на это обстоятельство и растаптывает маску. При этом произносит проклятия в адрес опричнины. Иван Грозный приходит в бешенство и убивает князя посохом.
В этой балладе, царь Иван Грозный показан деспотом, который не терпит возражений, а князь Михайло Михайло Репнин, человеком, верным своим принципам.
Главная мысль произведения заключается в том, что не нужно подстраиваться под обстоятельства и льстить власть предержащим, а следовать своим принципам и во всех обстоятельствах, отстаивать собственное мнение. Никакая выгода не должна влиять на принципиальное поведение человека.
Видимо, именно это и стремится показать в своём произведении, Алексей Толстой.
Князь Михайло Репнин в балладе Толстого - это человек мужественный, честный, благородный и очень смелый. На царском пиру он не побоялся высказаться против произвола и жестокости царя. За это Иван Грозный на глазах у всех убивает Репнина.
Автор создал образ правителя-тирана, который расправится со всяким, кто против его воли пойдет.
В балладе много песенно-фольклорных мотивов-
Поют потехи брани, дела былых времен...
Писатель использует выражения, устаревшие слова эпохи Грозного:
разгульные опричники, державное слово, тиуны ( слуги)
Самая краткая биография Толстого
Алексей Николаевич Толстой (1883 – 1945) – русский писатель, поэт, родился в Николаевске Саратовской области в семье графа..
Первое образование в биографии Толстого Алексея Николаевича было получено дома. Затем после переезда в Самару обучается в училище. Далее в жизни Толстого было получено образование в Петербургском технологическом институте.
В это время написаны первые стихи Толстого. Оставив институт, посвящает себя литературе. Дебют в печати начался с книги Толстого «За синими реками». На раннее творчество Толстого оказали влияние произведения Горького, Некрасова, Волошина.
Во время Первой мировой войны в своей биографии Алексей Николаевич Толстой был корреспондентом на фронте. Произведения Толстого того времени отражали военную ситуацию («Подводой», «На горе»).
После революции занялся изучением образа Петра I. В 1918 году переезжает в Одессу, затем в Париж, Берлин. Вдалеке от родины написаны произведения Толстого «Детство Никиты», «Аэлита», «Черная пятница».
После возвращения в СССР в биографии Алексея Толстого издана трилогия «Хождение по мукам». Величайшим произведением Алексея Толстого считается исторический роман «Петр Первый».над ним он работал 16 лет
Анализ стихотворения «Благовест» Толстого
Произведение «Благовест» Алексея Константиновича Толстого впервые было опубликовано в «Русском вестнике» за 1856 год.
Стихотворение написано в период 1840-х годов, точная дата неизвестна. Его автор – молодой камер-юнкер (а то и надворный советник), в детстве бывший товарищем по играм наследника русского престола. Для дебюта в печати он выбрал повесть «Упырь». Спустя пару лет опубликовал одно лирическое стихотворение «Серебрянка». В это десятилетие он больше свои стихи не публиковал, сомневался в собственном таланте, упорно работал над формой и содержанием. Большинство стихотворений тех лет А. Толстой уничтожил, оставшиеся – впоследствии дорабатывал перед публикацией. По жанру – религиозная лирика, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 7 строф. Рифмы и закрытые, и открытые, местами неточные. Лирический герой – сам автор. Интонация задумчивая, с единственным восклицанием во второй строфе. Лексика возвышенная и нейтральная.
Герой видит «храм пятиглавый» (с пятью куполами) – и малая родина встает перед глазами: краснорогское имение в Черниговской губернии. Там прошли его детство и юность. «Через могилы»: храм, видимо, расположен при кладбище. В строфах нарастает градация, иллюстрирующая зов колокольного звона: дивно, неодолимо, уныло. Последний эпитет с несколько двусмысленной окраской, здесь читается и монотонный, и даже скучный. Между 4 и 5 четверостишиями – композиционный стык: край родимый, край благодатный. «Забытый мною»: не в прямом смысле, а сердцем он отдалился от этих мест, людей, чувств. «Непонятной тоскою»: жажда проявить себя, мучительный выбор поприща. Пятая строфа – самая пронзительная, исповедальная: молюсь и каюсь. Герой признается, что кается в слезах. О мировоззрении поэта известно немногое. Возможно, он имеет в виду погруженность в суету. «Дела злого»: в этом эпитете, впрочем, явное осознание совей греховности. Звон колокола навевает «чудесную мечту». Герой воспаряет на ее крыльях в самые небеса. Однако эта радость длится только до тех пор, пока разносится звон. Затем все возвращается на свои места. Колокол — напоминание прохожему: остановись, задумайся. Благовест – особый звон, собирающий верующих на богослужение. Почти в каждом четверостишии применен прием инверсии: блестит храм, манит он. Метафора: лечу я.Желание изменить свою жизнь, наполнить ее глубоким смыслом читается между строк произведения А. Толстого «Благовест».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы в 7 классе "Панорама русской жизни в романе А. К. Толстого "Князь Серебряный"
Данный урок разработан с учетом возрастных особенностей учеников, их восприятия произведения, поэтому акцент был сделан на историзм произведения А. К. Толстого "Князь Серебряный"....
конспект урока литературы в 7 классе "Панорама русской жизни в романе А. К. Толстого "Князь Серебряный"
Данный урок разработан с учетом возрастных особенностей учеников, их восприятия произведения, поэтому акцент был сделан на историзм произведения А. К. Толстого "Князь Серебряный"....
Эпоха Иоанна Грозного в романе А.Толстого "Князь Серебряный"
После изучения "Песни про купца Калашникова..." М.Лермонтова в 7 классе очень уместно провести внеклассное чтение по книге "Князь Серебряный". Если предварительно поработать с лексикой, т...
А.К.Толстой.Князь Серебряный
Князь Серебряный...
Урок литературы в 10 классе.А.К.Толстой "Князь Серебряный"
Урок литературы в 10 классе.А.К.Толстой "Князь Серебряный"(краткий обзор произведения)...
Конспект урока литературы в 7 классе А.К.Толстой. Исторические баллады "Василий Шибанов" и "Михайло Репнин".
Познакомить учащихся с историческими балладами писателя; помочь почувствовать колорит эпохи Ивана Грозного; развивать умения анализировать поступки героев, обозначить тему и идею произведения....
Урок-презентация по роману А. Толстого "Князь Серебряный"
Проверка знаний учащихся по роману "Князь Серебряный"...