конспект урока литературы в 7 классе "Панорама русской жизни в романе А. К. Толстого "Князь Серебряный"
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Данный урок разработан с учетом возрастных особенностей учеников, их восприятия произведения, поэтому акцент был сделан на историзм произведения А. К. Толстого "Князь Серебряный".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_literature_po_teme._7.docx | 47.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерная разработка урока по литературе по теме
ПАНОРАМА РУССКОЙ ЖИЗНИ В РОМАНЕ А.К. ТОЛСТОГО
«КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ» 7 класс
Цель урока: - познакомить учащихся с биографией писателя,
- раскрыть причины, побудившие автора написать роман об эпохе Ивана
Грозного;
- соотнести реальное время России 16 века с художественным временем
романа А.К. Толстого.
Оборудование урока: портрет А.К. Толстого, эпиграф на доске: «Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы её, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер». А.Н. Толстой(1883-1945).
проблемное обучение
личностно ориентированное обучение
использование межпредметных связей
Ход урока.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ: Хочется начать наш урок со слов А.Н. Толстого(писателя 20 века), написанных на доске. Мы тоже попытаемся понять тайну русской души, а для этого нужно глубоко узнать ее историю, а для чего отправимся в эпоху Ивана Грозного. Мы сегодня познакомимся с биографией и творчеством А. К. Толстого, раскроем причины, побудившие его написать роман «Князь Серебряный» об эпохе Ивана Грозного. Отыщем реальные детали эпохи Ивана 4 в романе.
Слово учителя:
- Встречи с Алексеем Константиновичем Толстым (1817-1875) не столь часты и многообразны, как с другими русскими классиками. Его имя невольно заслонено гениальным собратом по перу Л.Н. Толстым и всегда требует особого пояснения: о каком Толстом идет речь.
У А.К. Толстого есть множество произведений, которые знают только специалисты, но есть и такие, которые «пронзительно» действуют на душу, давно сделались всенародными: речь идет о романсах на его слова («Средь шумного бала..», «Колокольчики мои, цветики степные…» и др.) Литературное наследие А.К. Толстого не очень велико, но жанровое и тематическое разнообразие его весьма значительно. Помимо лирической поэзии, он сделал значительный вклад в развитие поэзии эпической («Василий Шибанов», «Змей Тугарин» и др.). Его драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного» - значительное явление русской драматургии.
Ученик: биография А.К. Толстого.
- А.К. Толстой родился в аристократической семье. Превосходная родословная дворянина. Блестящее домашнее воспитание. Еще в детстве путешествовал за границей. Компаньон детских игр наследника царского престола Александра 2. Служба в Московском архиве министерства иностранных дел. В 1843 году получил придворное звание камер-юнкера, которое не обрадовало его, он тяготился пожалованным ему титулом флигель-адъютанта. Со своими двоюродными братьями А.М. и В. М. Жемчужниковыми стал творцом знаменитого «Козьмы Пруткова». В 1861 году покинул придворную службу и полностью отдался литературной деятельности.
Беседа:
- Дайте характеристику исторической эпохи, в которую создавался роман.
Ответ заранее подготовлен учеником:
- Роман «Князь Серебряный» появился в бурное и сложное время. Страна находилась на одном из рубежей своей истории: революционная ситуация поставила все классы, все общественные слои перед острыми вопросами и выбором дальнейшего пути. Происходило качественное обновление русского общественного движения в условиях разделения страны на два лагеря: демократический и консервативный. Дворянский класс по-прежнему стремился сохранить свое господство, хотя и внутри его не было единства. В страхе перед революцией «снизу» господствующим классом было ликвидировано крепостное право, но социальные проблемы решены не были.
Сама эпоха требовала от искусства активного участия в борьбе за утверждение ясного общественного идеала.
-Какова позиция автора в общественной борьбе?
Ответ заранее подготовлен учеником.
- В одном из стихотворений А.К. Толстой так определил свое место в современной ему идейной борьбе: «Двух станов не боец, но только гость случайный». Он не примыкал ни к западникам, ни к славянофилам, хотя были отдельные черты, которые сближали его с этими течениями русской жизни. Взгляды Толстого можно охарактеризовать как своеобразную аристократическую оппозицию самодержавию при сохранении самого самодержавия. А.К. Толстой хотел бы лишь несколько его ограничить, усовершенствовать, создав вокруг царя общество хороших советчиков из числа родовитого дворянства, связанного с коренными судьбами России.
- Как оценивал свой роман сам автор?
- Говоря о своих произведениях, А.К. Толстой неизменно подчеркивал их этическую и нравственную направленности: «отвращение к произволу, ненависть к деспотизму, в какой бы форме он ни проявлялся».
В романе «Князь Серебряный» нашла свое отражение эпоха царя Ивана Грозного.
- Что вы знаете о царствовании Ивана Грозного?
Ответ заранее подготовлен учеником.
- Царь Иван Васильевич (Иван 4) стал великим князем московским в 1533 году. В 1547 он принял царский титул, став первым русским царем. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем же русские столкнулись с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным по своему размаху террором.
В 1558 году царь начал войну за прибалтийские земли. Когда после первых побед начались неудачи, он стал обвинять во всем «изменщиков – бояр». В конце 1564 годы он покидает Москву и объявляет, что собирается отречься от престола. В январе следующего года он позволил уговорить себя вернуться на царство. Однако за это потребовал себе особые полномочия. Вся страна была разделена на две части: земщину и опричнину.
Царем был отменен Юрьев день(начало крепостного права), возможно, потому, что некоторые земли просто обезлюдели из-за разгула опричников. Страна разорена. Образованные бояре покидают Москву.
Кто из русских классиков обращался к теме Ивана Грозного в своём творчестве?
Ответ ученика:
-К теме Ивана Грозного обращался М. Ю. Лермонтов в своем произведении «Песнь .. про купца Калашникова».
-Что вы знаете об истории создания романа «Князь Серебряный»?
Ответ ученика:
- Над романом Толстой начал работать с конца 40-х годов. Привлекший его образ Ивана Грозного он разрабатывал в балладах «Василий Шибанов», «Князь Михайла Репнин», славил добродетели бояр, служилых людей, неповинно загубленных. Но роман подвигался туго, вероятно, надо было ждать смерти Николая , чтобы засесть за роман о другом царе-тиране. Наступившая предреформенная эпоха развязала руки, и в 1859-1861 годах А.К. Толстой интенсивно работал над произведением, а 21 марта 1861 года объявил, что роман закончен. Автор много потрудился над источниками. Главной опорой для него была «История государства Российского» Карамзина.
-Какие традиции продолжил автор в своем романе?
Ответ ученика:
-Толстой продолжил традиции русского и европейского исторического романа. В развитии остро приключенческой интриги чувствуется влияние А. Дюма. Первым, кто дал понятие о том, как надо строить исторический роман с искусным сочетанием вымышленных героев с героями реальными, был Вальтер Скотт( подобное мы находим и у А.С. Пушкина в его повести «Капитанская дочка».) События пропускаются через призму центрального вымышленного героя, который оказывается замешанным в большие события. Это позволяет обрисовать исторических людей не с показной, официальной стороны, а, как выразился А.С. Пушкин, «домашним образом» раскрыть их человеческие характеры.
- Кто из героев является вымышленным лицом, а кто является лицом историческим?
- Главный герой князь Никита Романович Серебряный – лицо вымышленное, а вот историческими лицами являются следующие образы: царь Иван Грозный, сын его Иван, Алексей и Федор Басмановы, Малюта Скуратов и другие.
- Какие приметы эпохи Ивана Грозного вы отметили в романе?
Ответ ученика:
-Опричнина, которая была провозглашена царем в 1564 году. Эта дата указана в самом начале романа, что сразу же позволяет читателю окунуться в мир прошлого России;
- народные традиции (праздник Аграфены Купальницы и другие обычаи);
- война за прибалтийские земли;
- завоевание Сибири Ермаком Тимофеевичем;
- война с татарами.
- В чем суть опричнины как общественно-политического явления?
Ответ ученика:
- К себе в опричнину царь набрал наиболее преданных ему бояр и дворян. Они получали в опричнине земли. Со своими опричниками Иван провел немало казней противников. И в романе данный исторический факт находит своё отражение. Например, встреча князя Серебряного с опричниками, возглавляемыми Матвеем Хомяком: « Я…служу верно господину своему и царю в опричниках. Метла у нас при седле, значит, что мы Русь метём, выметаем измену из царской земли; а собачья голова – что мы грызем врагов царских».
Ответ ученика:
- В романе «Князь Серебряный» А. К. Толстой повествует о бесчинствах как самих опричников, так и царя Ивана Васильевича Грозного.
В чем заслуга А.К. Толстого и каковы его ошибки в данном романе?
Ответ ученика:
- Преобразования в стране автором не показаны, да их и нет, есть одно большое горе в стране от такого правителя(убийства, грабежи, разбой). Но и оценивать правление Ивана Грозного автор не собирался, хотя очень правдиво изобразил психологически противоречивый образ царя.
Как автору удалось нарисовать верный портрет царя?
Ответ ученика:
- А.К. Толстой пользуется здесь такими методами, как портретная характеристика, речевая характеристика и рассказ о поступках Ивана Грозного, через его отношение к героям романа( не только сторонникам , но и врагам).
Каким предстает перед нами образ царя?
Ответ ученика:
- В романе царь сменяет гнев на милость , что говорит о перепадах его настроения, но он никогда не забудет спросить с провинившегося за его прежние, может быть, уже ранее прощенные грехи. Нашли своё отражение и черты характера Ивана Грозного – маниакальная недоверчивость, патологическое пристрастие к мучительству и крови, неограниченный деспотизм. Здесь можно назвать эпизоды, связанные со старшим сыном царя Иваном, которого царь приказал извести, а сам даже не пытался узнать правду: так порой слепо он верил и доверял своим опричникам. А вот к словам честных людей он не прислушивался.
Какова роль эпиграфа в данном романе? Зачитайте его.
Ответ ученика:
- А тут рабское терпение и такое количество пролитой дома крови утомляет душу и сжимает ее печалью. И я не стал бы просить у читателя в своё оправдание ничего другого, кроме позволения не ненавидеть людей, так равнодушно погибающих.
Тацит. Летопись. Книга 16.
Ответы учеников:
- А.К. Толстой создал исторически верную картину эпохи Иоанна Грозного. Страшно от всех кровавых деяний царя, человека, который управлял Россией.
- Люди верили, что он послан им самим Богом. Они верили ему, они надеялись на него, но их надежды не оправдались. И восстать против него – значит восстать против самого Бога.
- Рабское терпение – вот, что управляло людьми той эпохи. Очень трудно им было в то время. Невозможно представить себе, что народ осмелился бы на какие-то решения.
- Как подумаешь, что это - наши предки, то ужаснешься их долготерпению. Я правильно сказал: нельзя было так терпеливо сносить все эти пытки, издевательства.
- Автор выбирает слова Тацита в качестве эпиграфа, чтобы читатель задумался над прочитанным и испытал бы уважение к памяти тех людей, кто подобное пережил.
- Конечно, деятельность Ивана Грозного в целом была прогрессивной и соответствовала историческим задачам того времени. А все его реформы были направлены на укрепление власти бояр над трудящимися массами, но в романе перед нами злодей, проливающий кровь своего народа. Укрепляя свою власть над боярами, Иван Грозный разорял страну.
Слово учителя:
- Говоря о своих произведениях, сам Толстой неизменно подчеркивал их этическую направленность: «отвращение к произволу,.. ненависть к деспотизму, в какой бы форме он ни проявлялся». Но нужно учесть , что Толстой не связывал деспотизм с самодержавием.
Само же произведение буквально с первых строчек завораживает, очаровывает нас своим сюжетом, честными и смелыми героями, которые и любить умеют, и за Родину постоять смогут (это и главный герой –князь Никита Романович Серебряный, и боярин Морозов
и др.) В своем романе Толстой решает вечные проблемы: добра и зла, любви и ненависти, смелости и трусости, верности и предательства, хитрости и благородства.
Мы с вами попытались разобраться в прочитанном произведении.
Спасибо всем, хорошо поработали.
Список использованной литературы:
1. Федоров А. В. «Литературный портрет А. К. Толстого» «ЛвШ» №8 за 2002 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы: "Город полусумасшедший" (Петербург Достоевского по роману "Преступление и наказание")
Конспект урока литературы...
Конспект урока литературы в классе "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" с презентацией
Урок литературы в 8 классе по теме "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" преследует следующую цель:понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества...
Конспект урока литературы "роль книги в жизни человека"
Конспект содержит материал о роли книг...
Конспект урока литературы "Петр Великий русской литературы" (по творчеству М.В.Ломоносова)
Разработка урока литературы в 9 классе по творчеству М.В.Ломоносова. Цель урока-познакомить учащихся с жизнью, творчеством, научной деятельностью, гражданской позицией поэта, дать представление о Ломо...
Конспект урока литературы "Подготовка к написанию сочинения по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Конспект урока по литературе 8 класс. "Подготовка к написанию сочинения на литературную тему"...
Конспект урока литературы "И. Бродский. Очерк жизни и творчества"
Конспект урока литературы в 11 классе по теме "И.Бродский. Очерк жизни и творчества"....
Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 80-х годов", 10 класс
Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-х годов", 10 класс...