Работа классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся
классный час
Выступление на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_klassnogo_rukovoditelya_po_povysheniyu_urovnya_vospitannosti_obuchayushchihsya.docx | 30.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся
Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как раз те, которые не нуждаются в воспитании (Фазиль Искандер) |
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства, который обеспечивает приобщение подрастающего поколения к социально-культурному опыту. Характер ведения воспитательной работы в классе во многом определяет уровень воспитанности учащихся.
Понятие воспитанности является сборным, определяющим стереотипные модели поведения учащихся в конкретных сферах жизни.
Прежде чем говорить о роли классного руководителя в повышении уровня воспитанности, следует определить, какие именно критерии учитываются при определении данного уровня.
Изучив педагогическую литературу, я остановилась на следующих положениях.
Воспитанность – это интегрированный показатель результата воспитательной работы, отражающий сформированность отношений ученика:
- к обществу (к природе, стране, к родному краю, своей школе);
- к умственному труду (познавательная активность; стремление реализовывать свои интеллектуальные способности; саморазвитие; организованность в учебе);
- к физическому труду (инициативность и творчество в труде; бережное отношение к результатам своего и чужого труда; осознание значимости труда);
- к людям (уважительное отношение к старшим, дружеское отношение к сверстникам; милосердие; честность в отношении с товарищами, ровесниками, взрослыми);
- к себе (самоуважение; соблюдение правил культуры поведения; организованность и пунктуальность; требовательность к себе);
- к прекрасному (оценивание красоты в своих делах; видение прекрасного в окружающей жизни; овладение основами художественной и творческой деятельности; понимание доступных произведений искусства).
Мы видим, что работа классного руководителя – это многоплановая деятельность, касающаяся абсолютно всех областей жизни ученика.
В чем же заключается воспитательная деятельность классного руководителя?
Особенность профессии учителя состоит в том, что за его работой, за его словами и поступками следят дети. Они замечают все: как он одет — небрежно или тщательно, как он разговаривает с другими людьми: родителями, своими товарищами — учителями, с директором или завучем, со своими учениками. Как он относится к разным ребятам, отличникам и неуспевающим, как оценивает их поведение. Выполняет ли свои обещания или нет, может ли признать свою неправоту или нет. Не всегда эти наблюдения осознаются, но они накапливаются и составляют представление об учителе, его знаниях, справедливости, человечности.
Авторитет учителя – это авторитет старшего, более умного, более знающего, умеющего и справедливого. Поэтому учитель сам должен серьезно относиться к своему авторитету, понимать, что его каждое действие, оценка явлений и людей сознательно или бессознательно усваивается учениками.
Главная задача классного руководителя – изучать воспитанников и их потребности, определять цели, вовлекать обучающихся в нужные для формирования личности виды деятельности, помогать им вырабатывать соответствующие отношения к событиям и явлениям, сопоставлять достигнутые результаты с поставленными целями, объективно оценивать действия детей.
Чтобы осуществить намеченное, мне предстояло как можно полнее изучить своих пятиклассников. В начале учебного года я предложила им анкету, содержащую следующие вопросы:
- Что тебе нравится делать?
- Какое поручение выполнял в классе раньше, какое хотел бы выполнять теперь?
- Чему хотел бы научиться?
- Чему можешь научить товарищей?
- Что предлагаешь для улучшения жизни класса?
Полученные от ребят анкеты раскрыли мне много интересного о каждом. Так в течение месяца я составила мнение о каждом ученике. Помогли также беседы с учителем начальных классов, родителями.
При распределении обязанностей, связанных с жизнью классного коллектива, старалась учитывать индивидуальные особенности, склонности, пожелания ребят.
Так же, в целях изучения взаимоотношений между учащимися класса, провела социометрический опрос. Дети должны были выбирать с кем бы они
хотели сидеть за одной партой, кого бы из одноклассников пригласил на день рождения, с кем из одноклассников отправился бы в опасное путешествие, кому из одноклассников доверил бы секреты. Этот опрос мне позволил узнать, в классе к кому как относятся. Увидела, что дети не хотят общаться с Сабирзяновым Аскаром и Каримовым Камилем. И действительно, с этими учащимися пришлось пот соли съесть. Камиля мы так не смогли перевоспитать, и он у нас с радостью сам перешел в новую школу. Но я общаюсь с его одноклассниками из той школы, и они мне рассказывают о том, что Камиль и там не смог найти себе друзей, со всеми подрался и перессорился. Аскар, слава богу, меняется, и в лучшую сторону. В этом учебном году и дети, и родители практически на него уже не жалуются.
Одним из критериев воспитанности является самостоятельность в каких-либо делах. Самостоятельность я старалась развивать у детей с пятого класса. Ежегодно в классе выбирается актив. Ребята с удовольствием выполняют поручения: дежурят по классу, распределяют посты во время дежурства по школе, проверяют посты, поливают цветы, делают генеральную уборку в классе, следят за опрятностью одноклассников, следят за состоянием учебников, дневников. А в пятом классе мы ежемесячно проводили конкурсы «У кого больше пятерок», «Самый лучший дневник», «Самая лучшая тетрадь». Активисты класса сидели с электронным журналом классного руководителя и считали пятерки всех учащихся класса.
Такой вид деятельности развивает навыки работы в группе, команде, ведет к повышению не только уровня воспитанности, но и уровня обученности и качества знаний, к улучшению дисциплины. Каждый ребенок в системе самоуправления имеет возможность самореализации. Многие ребята являются лидерами, хорошими организаторами.
Классные часы стараюсь проводить регулярно, по графику и по плану. Тематику классных часов выбираю по направлениям воспитательной работы. Стараюсь выбирать темы, которые подходят для своего класса. В декабре по направлению воспитания социальной ответственности, проводили тренинг «Я и мой мир». Дома я их просила подготовить сочинение описание на тему «Я». Многие написали, прочитали. Мне все эти сочинения понравились, потому что каждый написал от души, показали свои положительные и отрицательные стороны, хотя я им об этом не говорила. Потом раздала каждому чистые листочки, просила делить на 2 части. В первой колонке поставить знак +, во второй -. Подписали. Потом эти листочки и пустили по кругу. И одноклассники перечислили и положительные и отрицательные качества каждого, кто принимал участие. Когда листочки вернулись, каждый прочитал, ознакомился. Потом просила их поделиться теми хорошими качествами, которые видят в них одноклассники. Желающих было много. Но в некоторых листочках были и отрицательные качества. Здесь я просила учащихся поделиться с теми отрицательными качествами, которыми они не согласны. И здесь были выступающие, но и я, и класс им объяснили, что к сожалению это правда. Пришли к выводу о том, заставить других поменять свое мнение нельзя. Сначала надо измениться самому, а потом и остальные будут думать о тебе по -другому. (Читаю сочинение Разалии и отзывы одноклассников о ней). Самое главное случилось в конце классного часа. После нашего итога, дети предложили мне оставить эти листочки у меня и в конце учебного года, еще раз провести такой же опрос об одноклассниках. Сказали: Храните в конверте рядом с нашей капсулой времени, а мы до конца учебного года постараемся ликвидировать наши минусы. Как классный руководитель обрадовалась во первых за искренность учащихся, а во вторых за их желание измениться в лучшую сторону. Ведь о Разалии никто плохо написать не мог, потому что она сама ко всем относится хорошо. И ведь кому – то тоже захотелось стать, такой или таким как она.
Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в различных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, концертах делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, танцора и другие.
Ребята нашего класса принимали участие во многих школьных мероприятиях: посвященной к юбилею школы, в «Фестивале дружбы народов», ежегодно принимаем участие в танцевальном конкурсе «Осенний балл», в конкурсе «Смотр строя и песни». Активно принимаем участие при встрече гостей. Ежегодно принимаем участие в акции «Ветеран живет рядом». К поздравлению ветеранов тщательно готовимся. Пишем поздравления с праздником и слова благодарностей в виде солдатских писем. К ветеранам идем не только с открытками, но и с гостинцами. Дети учат слова поздравлений, стихотворения и даже читают стихотворения собственного сочинения. Также ежегодно принимаем участие в акции «Бессмертный полк». К сожалению, не все дети идут, так как многие с родителями уезжают на выходные загород. Но у нас есть своя команда учащихся и родителей, которые с удовольствием участвуют в шествии. В этом учебном году наш класс является отрядом ЮИД. Мы с учащимися закрепляем знания по правилам дорожного движения, принимали участие в дистанционных олимпиадах: 10 учащихся являются призерами и победителями международной « II Большой олимпиады школьников» «Законы дорог», так же 10 человек стали победителями и призерами международного проекта «Викторина для 7-8 класса «ПДД от А до Я»», 5 человек принимали участие во «Всероссийской олимпиаде по ПДД для 1-9 классов. Зимний сезон». С агитбригадой в конце 1 четверти побывали в начальных классах. Сегодня посетили 5 ые классы.
В классе организовываем мероприятия, посвященные ко 23 февраля, к 8 марту. Мальчики придумывают конкурсы девочкам, девочки – мальчикам. Ребята сами сделали видео поздравление родителям к Новому году, которое я показала на родительском собрании. Участие в различных мероприятиях укрепляют существующие приятельские, дружеские отношения между одноклассниками и способствуют возникновению новых. Ведь ребята видят своих одноклассников с новой, совершенно неожиданной стороны. Помогают раскрыть свой творческий потенциал, поверить в свои способности, испытать радость победы, чувство гордости и ответственности за себя, своих одноклассников.
Посещение выставок, музеев, различных мероприятий так же обогащают нравственный мир школьников, развивают их эстетический вкус. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия. Мы в 5 классе посетили национальный музей Татарстана, в 6 классе музей Тукая. Бываем в различных мероприятиях. В ноябре мы посетили региональный чемпионат «World Skills», финал – праздник республиканского конкурса фестиваля «Гыйлем – фест». На чемпионат рабочих профессий я сама их сопровождала. Ребята внимательно послушали экскурсоводов, с удовольствием посетили конкурсные площадки. Вели себя достойно. Делились впечатлениями. Некоторые уже захотели пойти учиться туда после 9 ого класса. А когда ехали обратно и доехали до своей остановки и я сказала 7 а класс выходим, кондуктор начал их хвалить, сказала что они молодцы и таких воспитанных классов она не видела и начал апплодировать весь автобус. Я думаю, это тоже показатель воспитанности.
Моя работа по повышению уровня воспитанности обучающихся была направлена на создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе принципов самоуправления.
Многое мы сделать еще не успели, не всегда все получается, так как было задумано. В связи с этим, перспективными целями воспитательной работы в классе для меня являются:
- вовлечение каждого ученика в воспитательный процесс;
- развитие у учащихся самостоятельности, ответственности, инициативы, творчества;
- развитие физически здоровой личности, уважающей права и свободы граждан, воспитание патриотов;
- создание ситуации «успеха» для каждого ученика;
- профилактика асоциального поведения, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений;
- повышение своего уровня профессиональной культуры и педагогического мастерства для сохранения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании учащихся.
В заключении хочется сказать, что воспитание начинается с установления правильных взаимоотношений с детьми. Ни количество самых увлекательных мероприятий, ни степень охвата ими детей не имеют определяющего значения для накопления детьми положительного нравственного опыта. Главное — это стиль отношений учителя и детей, который должен быть основан на разумной и требовательной любви к детям, на глубоком уважении к детям.
И хочу обратиться к классным руководителям. После каникул я жду от вас сводные ведомости по изучению уровня воспитанности ваших учащихся. Большая к вам просьба. Когда оцениваете поведение детей по показателям диагностической таблицы: долг и ответственность, бережливость, дисциплинированность, ответственное отношение к учению, коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и правдивость, простота и скромность, культурный ставьте, пожалуйста, объективные оценки. Давайте заполним таблицу не просто так, только потому что спрашивают, а для того чтобы увидеть результат своей работы: есть улучшение или наоборот ухудшение. Какое звено западает и над чем дальше работать. Когда анализирую эти таблицы по классам, вижу, многие классные руководители оценки завышают. Уровень воспитанности у ребёнка 5, а он не здоровается с учителями, опаздывает на уроки, может даже нагрубить старшим. Так же у нас многие ученики здороваются только с отдельными учителями или с теми учителями, которые у них преподают. Стоят и разговаривают несколько учителей, а некоторые учащиеся проходят и здороваются только с одним из них. Или дети заявляют в открытую, что они уважают только конкретных учителей, ведут себя в отношении других преподавателей и администрации школы агрессивно. Это наша с вами работа. Это мы не научили детей уважать старших. Это мы с вами обсуждаем с учениками то, чего нельзя обсуждать. Пожалуйста, будьте всегда примерами для своих учащихся, даже если вы не классный руководитель. Если дети уходят, оставив за собой грязный кабинет, и учитель никого не попросит убраться, хотя бы стереть с доски, подметать или выносить мусор, они начинают думать, что так и надо. Они и на следующий день приходят в этот грязный кабинет, и будут думать, что так положено. Уважаемые учителя, не только классные руководители и администрация должны воспитывать наших учащихся, а весь педагогический коллектив. Даже если нет у вас классного руководства, нет прикрепленного кабинета за вами, оставляйте после себя в учебных кабинетах порядок. Попросите учащихся, у которых был с вами последний урок подметать, стереть с доски, выносить мусор хотя бы. Классные руководители и заведующие кабинетами не могут уследить и убраться за всеми. У них тоже бывают и методические дни, и конференции, и конкурсы, и олимпиады, и уроки, в конце концов. Если учителя не уважают своих коллег и чужой труд, то как мы будем это требовать с наших учеников, и как нам, классным руководителям, работать над повышением уровня воспитанности. Если не будет единых требований с нашей стороны, мы так и ничего с вами и не добьемся.
На этом хочу завершить свое выступление. Всем огромное спасибо за внимание и понимание. Поздравляю всех от всей души с новым годом! Желаю вам в новом году здоровья, счастья, благополучия, успехов во всем и, конечно же, хороших и воспитанных учеников!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива
Статья раскрывает роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива....
Урок как условие повышения уровня воспитанности обучающихся
Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова “патриотизм” призваны образовательные учреждения, т.к. детство, юность - самая благодатная пора для воспитания чувства люб...
Работа классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся
Отчет о работе классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся...
«Работа классных руководителей по повышению правового воспитания школьников»
laquo;Работа классных руководителей по повышению правового воспитания школьников»...
«Система работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию обучающихся»
laquo;Главная задача УЧИТЕЛЯ в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример?» - спросили ученики. «Нет. Главная моя задача воспитать в ученике человечность и доб...
Роль классного руководителя в духовно - нравственном воспитании обучающихся.
quot;В воспитании человека важно добиваться,чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личн...
Работа воспитателей и классных руководителей по повышению уровня воспитанности и посещаемости обучающихся
Работа воспитателей и классных руководителей по повышению уровня воспитанности и посещаемости обучающихся...