Работа классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся
статья на тему
Отчет о работе классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_klassnogo_rukovoditel.docx | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся
Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как раз те, которые не нуждаются в воспитании (Фазиль Искандер) |
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства, который обеспечивает приобщение подрастающего поколения к социально-культурному опыту. Характер ведения воспитательной работы в классе во многом определяет уровень воспитанности учащихся.
Понятие воспитанности является сборным, определяющим стереотипные модели поведения учащихся в конкретных сферах жизни.
Прежде чем говорить о роли классного руководителя в повышении уровня воспитанности, следует определить, какие именно критерии учитываются при определении данного уровня.
Изучив педагогическую литературу, я остановилась на следующих положениях.
Воспитанность – это интегрированный показатель результата воспитательной работы, отражающий сформированность отношений ученика:
- к обществу (к природе, стране, к родному краю, своей школе);
- к умственному труду (познавательная активность; стремление реализовывать свои интеллектуальные способности; саморазвитие; организованность в учебе);
- к физическому труду (инициативность и творчество в труде; бережное отношение к результатам своего и чужого труда; осознание значимости труда);
- к людям (уважительное отношение к старшим, дружеское отношение к сверстникам; милосердие; честность в отношении с товарищами, ровесниками, взрослыми);
- к себе (самоуважение; соблюдение правил культуры поведения; организованность и пунктуальность; требовательность к себе);
- к прекрасному (оценивание красоты в своих делах; видение прекрасного в окружающей жизни; овладение основами художественной и творческой деятельности; понимание доступных произведений искусства).
Мы видим, что работа классного руководителя – это многоплановая деятельность, касающаяся абсолютно всех областей жизни ученика.
В чем же заключается воспитательная деятельность классного руководителя?
Особенность профессии учителя состоит в том, что за его работой, за его словами и поступками следят дети. Они замечают все: как он одет — небрежно или тщательно, как он разговаривает с другими людьми: родителями, своими товарищами — учителями, с директором или завучем, со своими учениками. Как он относится к разным ребятам, отличникам и неуспевающим, как оценивает их поведение. Выполняет ли свои обещания или нет, может ли признать свою неправоту или нет. Не всегда эти наблюдения осознаются, но они накапливаются и составляют представление об учителе, его знаниях, справедливости, человечности.
Авторитет учителя – это авторитет старшего, более умного, более знающего, умеющего и справедливого. Поэтому учитель сам должен серьезно относиться к своему авторитету, понимать, что его каждое действие, оценка явлений и людей сознательно или бессознательно усваивается учениками.
Главная задача классного руководителя – изучать воспитанников и их потребности, определять цели, вовлекать обучающихся в нужные для формирования личности виды деятельности, помогать им вырабатывать соответствующие отношения к событиям и явлениям, сопоставлять достигнутые результаты с поставленными целями, объективно оценивать действия детей.
Одним из критериев воспитанности является самостоятельность в каких-либо делах. Самостоятельность я старалась развивать у детей с начала учебного года. В классе был выбран актив. Ребята с удовольствием выполняют поручения: дежурят по классу, поливают цветы, делают генеральную уборку в классе, следят за опрятностью одноклассников. Пресс-центр класса выпускает ежемесячную школьную газету о жизни класса. Где ребята подводят итоги прошедшего месяца, отмечают наиболее яркие события, ведут различные рубрики.
Такой вид деятельности развивает навыки работы в группе, команде, ведет к повышению уровня обученности и качества знаний, к улучшению дисциплины. Каждый ребенок в системе самоуправления имеет возможность самореализации. Многие ребята являются лидерами, хорошими организаторами.
В 5 класс учащиеся приходят, ещё не вполне осознавая то, что им можно делать, а что является нарушением сложившихся норм и законов общества. Поэтому необходимо делать упор на повышение уровня отношения к обществу, к классному коллективу, к труду, к людям. Изучать разнообразные темы по данным направлениям, в которых определяются понятия совести, доброты и гуманности, злобности и жестокости, национализма. Мы провели классные часы на темы: «Мы выбираем, нас выбирают», «Права и обязанности школьников», «Флаг, герб России», «Спорт. Здоровое питание. Режим дня, учебы и отдыха», «О героях былых времён», «Есть ли границы у свободы» и др. А также профилактические беседы о соблюдении правил пожарной и антитеррористической безопасности, дорожного движения, поведения на водоемах в летний, осенне-зимний и весенний периоды, профилактики инфекционных заболеваний, вредных привычек и др.
Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в различных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, концертах делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика и другие. Посещение театров, выставок, музеев так же обогащают нравственный мир школьников, развивают их эстетический вкус. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия.
Ребята приняли участие в конкурсе «Мое лето», «Осенние мотивы», «Лучший классный уголок», «Мой Новогодний класс», «Математическая карусель», «Лингвистическое ассорти», «Живая классика», в каждом из них заняли призовые места, что подтверждается грамотами. Организовали и провели такие мероприятия как: «Самая прекрасная из женщин…», «Права, обязанности и ответственность ребенка», «Новогодняя Ёлка», «От Рождества Христова до Крещения Господня…», «Будущий защитник Отечества», «Для наших девочек».
Участие в различных мероприятиях укрепляют существующие приятельские, дружеские отношения между одноклассниками и способствуют возникновению новых. Ведь ребята видят своих одноклассников с новой, совершенно неожиданной стороны. Помогают раскрыть свой творческий потенциал, поверить в свои способности, испытать радость победы, чувство гордости и ответственности за себя, своих одноклассников.
Однако классный руководитель, учитель, даже самый талантливый, самый опытный не сможет добиться положительных результатов в воспитании детей, если не будет поддержки семьи. Только от того, как в семье будет поддерживаться авторитет учителя, будет зависеть и отношение к нему ребенка.
Утверждение о том, что тип семейного воспитания и родительские установки определяют особенности личности и поведения ребёнка, - истина.
В целом зрелая личность формируется под воздействием адекватной родительской установки, которая представляет собой сочетание эмоционального принятия с высоким объёмом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью.
Неблагополучие в семье в той или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Не в смысле поглупения или каких-то иных нарушений, допустим, интеллекта, а в смысле дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно характера человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с другими людьми, такого и его счастье.
Поэтому мною постоянно ведется работа с родителями. Был выбран родительский комитет, который помогает в организации работы класса. Проводятся родительские собрания, беседы об адаптации пятиклассников, о режиме дня и здоровье школьников, о семейных традициях и их значении в воспитании ребенка. Совместно с родителями, бабушками и дедушками проведены праздники «День матери», «Будущий защитник Отечества», организована поездка в кинотеатр, операции «Тепло», «Занятость». После каникул стартует операция «Озеленение», ребята уже получили задание на каникулах посадить цветок и принести в школу.
Родители откликаются на все мои просьбы, оказывают активную помощь в подготовке к праздникам, конкурсам, сопровождают детей в поездках.
В дальнейшем мы запланировали провести серию классных часов об истории семьи и начать исследовательскую работу по этой теме с целью знакомства учащихся с историей своей семьи, воспитания чувства патриотизма, в чем, надеюсь, нам помогут активные родители, бабушки и дедушки.
Основная задача современной школы – помочь ребёнку реализовать свои возможности. Для этого между педагогом и ребёнком, на мой взгляд, необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создавали условия для его самодвижения. Такую стратегически важную задачу необходимо каждодневно конкретизировать в планомерной системно осуществляемой работе.
Моя работа по повышению уровня воспитанности обучающихся была направлена на создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе принципов самоуправления.
Многое мы сделать еще не успели, не всегда все получалось, так как было задумано, но мной был накоплен положительный опыт в работе с обучающимися и родителями. В связи с этим, перспективными целями воспитательной работы в классе для меня являются:
- вовлечение каждого ученика в воспитательный процесс;
- развитие у учащихся самостоятельности, ответственности, инициативы, творчества;
- развитие физически здоровой личности, уважающей права и свободы граждан, воспитание патриотов;
- создание ситуации «успеха» для каждого ученика;
- профилактика асоциального поведения, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений;
- поддержка детей из неблагополучных семей, семей социального риска, детей попавших в трудную жизненную ситуацию.
- повышение своего уровня профессиональной культуры и педагогического мастерства для сохранения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании учащихся.
В заключении хочется сказать, что воспитание начинается с установления правильных взаимоотношений с детьми. Ни количество самых увлекательных мероприятий, ни степень охвата ими детей не имеют определяющего значения для накопления детьми положительного нравственного опыта. Главное — это стиль отношений учителя и детей, который должен быть основан на разумной и требовательной любви к детям, на глубоком уважении к детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива
Статья раскрывает роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива....
Урок как условие повышения уровня воспитанности обучающихся
Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова “патриотизм” призваны образовательные учреждения, т.к. детство, юность - самая благодатная пора для воспитания чувства люб...
«Работа классных руководителей по повышению правового воспитания школьников»
laquo;Работа классных руководителей по повышению правового воспитания школьников»...
«Система работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию обучающихся»
laquo;Главная задача УЧИТЕЛЯ в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример?» - спросили ученики. «Нет. Главная моя задача воспитать в ученике человечность и доб...
Работа классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся
Выступление на педагогическом совете...
Роль классного руководителя в духовно - нравственном воспитании обучающихся.
quot;В воспитании человека важно добиваться,чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личн...
Работа воспитателей и классных руководителей по повышению уровня воспитанности и посещаемости обучающихся
Работа воспитателей и классных руководителей по повышению уровня воспитанности и посещаемости обучающихся...