Рабочая программа по предмету "Родная литература"
рабочая программа (10 класс)
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по родной литературе
10 класс
основное общее образование
на 2020/2021 учебный год
Рабочая программа составлена на основе
примерной основной образовательной программы основного общего образования
(базовый уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass_rodnaya_literatura.docx | 29.42 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ АДМИНИСТРАЦИИ ПАВЛОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РЕМЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
руководитель МО __________/Ю.Н.Школина/ Протокол от ___________№ ___ | заместитель директора по УМР ________ /Г.А.Астанкова/
| Директор _____________/Е.В.Головачева/ Приказ от __________№ ____ |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по родной литературе
10 класс
основное общее образование
на 2020/2021 учебный год
Рабочая программа составлена на основе
примерной основной образовательной программы основного общего образования
(базовый уровень)
Составитель:
Лазарева А.В.,
учитель русского языка и литературы
Павловск 2020
- Пояснительная записка
Цель программы: освоение содержания учебного предмета и достижение обучающимися планируемых результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования.
Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:
- формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов;
- овладение умением воспринимать и анализировать художественное произведение на родном русском языке в единстве его содержания и формы, развитие и совершенствование способности логически мыслить;
- знание основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий и умение их использовать в анализе художественных произведений на родном русском языке;
- развитие потребности в самостоятельном чтении художественной литературы на родном русском языке;
- развитие устной и письменной речи обучающихся, овладение культурой диалогической родном русском речи;
- воспитание уважения к родной русской литературе, национальной культуре, культурным ценностям своего и других народов, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания и патриотизма.
Рабочая программа рассчитана на 17 часов, по 0,5 часа в неделю.
- Содержание тем учебного предмета
Раздел «Национальный литературный «канон»
Введение.
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала). Своеобразие русской классики XIX века, стремящейся к воплощению общенациональных и общечеловеческих идеалов, утверждению христианской духовности.
А. Пушкин. «Кавказский пленник».
Романтические поэмы А. Пушкина. Характеристика главных героев поэмы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
М. Лермонтов. «Кавказский пленник»
Кавказ в жизни М. Лермонтова. Характеристика главных героев поэмы. Психологизм изображения героев. Усиленный трагизм финала.
И. Тургенев. «Ася»; «Первая любовь».
Гуманность творчества Тургенева. Психологический портрет героев повести «Ася». Противоречивость характеров героев и ситуаций. Роль пейзажа в произведении. Образ «тургеневской девушки». Чувства и связанные с ними душевные переживания юного героя повести «Первая любовь». Неразрешимое столкновение, драматизм и жертвенность любви.
Ф. Достоевский. «Сон смешного человека»
Поздний период творчества Ф. Достоевского. Возможность перерождения личности. Смысл открытого финала. Споры вокруг жанровой особенности рассказа.
Н. Лесков. «Тупейный художник»
Самобытность творчества Н. Лескова. Глубокое знание русской жизни, отразившееся в трагической истории Катерины Измайловой. Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость —основные мотивы повествования Лескова о русском человеке.
Раздел «Нешкольные» писатели-классики»
Г. Успенский. «Выпрямила»
Писатели-народники в литературе 19 века (обзор). Таинственная сила искусства, возвышенность образа, нравственное его содержание и преобразующее воздействие его на человека. Скрытые смыслы и значения слова-понятия, употребленного писателем в названии очерка
В. Гаршин. «Художники»; «Attalea princeps»
Противоположность литературно-художественных взглядов деятелей культуры в середине 19 века. Борьба двух течений в русской живописи и поэзии. Парадоксальная природа художественного творчества в рассказе «Художники». Героическое и обыденное в сказке «Attalea princeps». Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Раздел «Литература ХХ –ХХI века»
В. Тендряков. Пара гнедых. Донна Анна.
Жизнь и творчество писателя (обзор). «Возвращенная» советская литература. Переосмысление исторических событий. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. Образ рассказчика.
В. Астафьев. Людочка. Затеси (Алеха. Жизнь Трезора. Ягодка. Рукавички)
Жизнь и творчество писателя (обзор). «Жестокая» проза. Утрата нравственных ориентиров — главная проблема в рассказе «Людочка». Идейно-тематическое и художественное разнообразие миниатюр «Затеси».
Т. Толстая. Кысь.
Очерк биографии и творчества Т.Толстой. Литература постмодернизма. Поиск утраченной духовности, внутренней гармонии в романе «Кысь». Символизм названий. Особенности жанра романа.
Раздел «Литература Алтая»
Г. Гребенщиков. Егоркина жизнь.
«Забытый» русский классик (Очерк биографии и творчества автора). Основные этапы творчества. Трудный мир провинциального крестьянства. Путь духовного возрастания автобиографического героя в повести Г. Гребенщикова «Егоркина жизнь»
В. Шишков. Шутейные рассказы.
«Преданный Алтаю» (Очерк биографии и творчества автора). Следование традициям фольклорно-сказовой литературы в сборнике «Шутейные рассказы».
М. Юдалевич. «Голубая дама».
«Патриарх алтайской литературы» (Очерк биографии и творчества автора). Сохранение истории города. Личность и эпоха в отражении исторических перемен в рассказах и повестях М. Юдалевича. Рассказ как эпическое полотно жизни.
Поэты Алтая
Обзор творчества М. Юдалевича, В. Золотухина, Г. Панова, Л. Мерзликина, В. Башунова и др. Основные темы и мотивы лирики поэтов Алтая.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения программы по родной литературе являются:
- быть ответственным членом российского общества, осознанно принимающим традиционные национальные и общечеловеческие ценности;
- обладать чувством российской гражданской идентичности, чувством ответственности перед Родиной, чувством патриотизма, гордости за свой край, уважения к своему народу;
- обладать сформированным положительным отношением к учебной деятельности и к труду;
- обладать нравственными нормами и правилами общественной жизни;
- вести себя в поликультурном мире толерантно, уметь вести диалог с другими людьми с целью достижения взаимопонимания и сотрудничества;
- уметь использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты:
-обладать навыками осознанного чтения литературного произведения, самостоятельного усвоения, воспитание интереса и любви к литературе;
- иметь сформированное восприятие и представления о литературе как о духовном наследии родного народа, впитавшем в себя образ жизни и нравственные ценности нации;
- владеть навыками познавательной, учебно-познавательной и проектной деятельности, применять различные методы познания;
- самостоятельно оценивать свою деятельность и окружающую жизнь, самостоятельно принимать решения и добиваться их исполнения;
- уметь работать с разными источниками информации, находить ее, использовать в самостоятельной деятельности, структурировать ее, сравнивать, анализировать и оценивать.
Предметные результаты:
- воспринимать литературу как одну из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
- чувствовать потребность в культурной самоидентификации, этнической идентичности на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа;
- обладать сформированным эстетическим вкусом, аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- осознавать значимость чтения и изучения произведений родной русской литературы для своего дальнейшего развития; иметь потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
- воспринимать литературные художественные произведения как воплощение этнокультурных традиций;
- воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
- владеть навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознавать художественную картину жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- иметь сформированное представление о системе стилей языка художественной литературы.
Выпускник при изучении родной литературы на базовом уровне получит возможность узнать:
- о месте и значении родной литературы в отечественной и мировой литературе;
- о произведениях родной литературы;
- имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений.
- о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой; важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет.
Выпускник при изучении родной литературы на базовом уровне получит возможность научиться:
- анализировать художественное произведение во взаимосвязи с мировой и национальными литературами;
- анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку);
- осуществлять запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- обладать навыками представления текстов в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений и других жанров;
- учитывать исторический, историко-культурный контекст и своеобразие творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
- выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях.
IV. Тематическое планирование
10 класс-17ч.
№ | Тема | Количество часов |
«Национальный литературный «канон» (5ч.) | ||
1 | Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. А.С. Пушкин. «Кавказский пленник» | 1 |
2 | М. Ю. Лермонтов. «Кавказский пленник» | 1 |
3 | И. Тургенев. «Ася», « Первая любовь» | 1 |
4 | Ф. М. Достоевский. «Сон смешного человека» | 1 |
5 | Н. С. Лесков. «Тупейный художник» | 1 |
«Нешкольные» писатели-классики (2ч.) | ||
6 | Г. Успенский. «Выпрямила» | 1 |
7 | В. Гаршин. «Художники»; «Attalea princeps» | 1 |
Литература ХХ –ХХI века (5ч) | ||
8 | В. Тендряков. «Пара гнедых»; «Донна Анна» | 1 |
9 | В. Астафьев. «Людочка»; | 1 |
10 | В. Астафьев «Затеси (Алеха. Жизнь Трезора. Ягодка. Рукавички) | 1 |
11 | Т. Толстая. «Кысь» | 1 |
12 | Т. Толстая. «Кысь» | 1 |
Литература Алтая (3ч.) | ||
13 | Г. Гребенщиков. «Егоркина жизнь» | 1 |
14 | В. Шишков. «Шутейные рассказы» | 1 |
15 | М. Юдалевич. «Голубая дама» | 1 |
Обзорные темы, поэты Алтая (2ч.) | ||
16 | Обзор творчества М. Юдалевича, В. Золотухина, Г. Панова, Л. Мерзликина, В. Башунова и др. Основные темы и мотивы лирики поэтов Алтая. | 1 |
17 | Обзор творчества М. Юдалевича, В. Золотухина, Г. Панова, Л. Мерзликина, В. Башунова и др. Основные темы и мотивы лирики поэтов Алтая. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа потока по литературе "Литература как повод для дискуссии", 5 класс
Рабочая программа потока по литературе "Литература как повод для дискуссии" и тематическое планирование для 5-го класса...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной
Настоящая рабочая программа по литературе для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...
Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина
Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа по предмету "Литература" по курсу "Русская литература XIX-XX веков" В.В. Агеносова, А.Н. Архангельского
Рабочая программа по предмету «Литература» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (приказ Министерства образования Российской Федерации №1089 от 05.03.2004 г.), ...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна
Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования- Примерной учебной программы основного общего образо...